Введение в клиническую психологию детей и подростков.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Казанский (Приволжский) федеральный университет Институт педагогики и психологии.
Advertisements

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ МАГАДАНСКОЙ.
Вводная лекция. нейропсихология патопсихология психосоматика психология аномального развития ( дизонтогенез психики ) психокоррекция и психотерапия.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Урок коррекции Понятие о развитии в специальной психологии.
Общие положения 1.1. Социально-психологическая служба (далее СПС) – является структурным подразделением школы; СПС в своей работе руководствуется: конституцией.
Основы невропатологии и психиатрии. Задание: дать определения наукам, назвать основоположников. невропатология нейропсихология нейропатология психиатрия.
Методист Зарипова А.А.. Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции.
Во всем мире увеличивается количество детей и подростков с отклонениями в развитии и поведении. Это требует пристального внимания к проблеме сохранения.
Лекция 3 Принципы построения классификаций отклоняющегося развития Лектор: Скоробач Т.В.
Докладчик Курочкина Людмила Васильевна Директор ГОУ «Центр диагностики и консультирования»
Специальная психология. Нарушение развития Это физический или психический недостаток, обнаружившейся в детстве и потенциально препятствующий включению.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Педагог-психолог: Шемякова С.А.. Практическая психология образования очень молода. При активной социальной поддержке с 1989 года в коллективы школ влились.
Время и длительность воздействия повреждающих факторов Этиология Распространенность болезненного процесса, локальность или системность патогенного воздействия.
Взаимосвязь обучения и развития как предмет психологической науки. Выполнила: студентка второго курса факультета психологии группы Мурзина Эвелина.
Заикание Заикание – это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Понятие дисонтогенез. Понятие «дизонтогенез» («дизонтогении») было впервые введено клиницистами (Швальбе, 1927) в связи с запросами новой самостоятельной.
Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной интеграции магистрантка.
Клинический (медицинский) психолог Специалист с высшим психологическим образованием по специальности «психология» и получивший дополнительную подготовку.
Транксрипт:

Введение в клиническую психологию детей и подростков

ПЛАН История детской клинической психологии. Структура детской клинической психологии и ее место в ряду психологических, медицинских, педагогических наук. Предмет и содержание клинической психологии детского и подросткового возраста. Практические задачи и теоретические проблемы в детской клинической психологии. Базовые понятия детской клинической психологии.

ПОНЯТИЕ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Клиническая психология – это прикладная отрасль психологии, которая сформировалась на стыке психологии и медицины, различных её разделов. Она использует знания психологических закономерностей в медицинской практике: диагностике, лечении и профилактике заболеваний.

Термин «клиническая психология» был введен в научный лексикон Лайтнером Уитмером (1907 г.). В Европе, в конце ХIХ века сформировалась медицинская психология и её история тесно связана с историей психологии.

Специальность "клиническая психология" в нашей стране утверждена приказом Министерства образования РФ 686 от г. До этого времени в отечественной литературе звучал термин «медицинская психология».

Клиническая психология детей и подростков является одним из разделов современной клинической психологии. По предмету, содержанию и методам КП детей и подростков близка к психологии аномального развития.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КП ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «Клиническая психология детей и подростков» зародилась в конце XVIII начале XIX в., когда впервые встал вопрос о полноценной диагностике, лечении, курировании, воспитании и образовании детей с аномальным развитием. А сам термин «детская клиническая психология» появился относительно недавно, ближе к середине ХХ в. Развитие этой области тесно связано с формированием детской психиатрии и дефектологии.

На становление и развитие детской психологии огромное влияние оказали работы зарубежных ученых таких, как З. Фрейд, А. Фрейд, М. Кляйн, С. Холл, В. Штерн, Ж. Пиаже, Ш. Бюлер и др. У истоков отечественной клинической психологии детей и подростков стояли такие замечательные ученые- психологи, как Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Лебединский и многие другие.

В 1906 г. Г.Я.Трошиным создана 1-я в России школа-лечебница для детей с отклонениями в развитии. Разработана система воспитания детей с аномальным развитием. Г.Я.Трошин автор подхода к анализу психического развития аномального ребенка с опорой на сопоставление психического развития нормально развивающихся детей и детей с отклонениями.

Г.Я.Трошин утверждал - патологическое развитие не является полностью специфическим, а представляет собой отклонение от нормы, следовательно, в медико-педагогической помощи детям с отклонениями следует ориентироваться на компенсаторные возможности ребенка, а не на дефект, стараться довести психическое развитие ребенка до уровня нормы.

Задачи специалистов на ранних этапах становления клинической психологии детей и подростков: 1. Диагностика нарушений 2. Количественная оценка степени их выраженности. Наряду с этим стояли вопросы воспитания, обучения, курирования и лечения аномальных детей и подростков. Большое значение придавалось изучению этиологии нарушений развития и общим закономерностям нарушенного развития.

Детская психология и педология (от греч. pais (paidos) дитя, logos учение) науки о ребенке внесли большой вклад в решение основных задач изучения разных вариантов дизонтогенеза. Шкала Бине- Симона, шкала Озерецкого и др. для количественной оценки психомоторного и интеллектуального развития ребенка при решении вопроса об образовательной стратегии.

Постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпросса» (1936) – педология объявлена псевдонаукой. Количественные методы оценки развития – под запретом, наработки по воспитанию и обучению аномальных детей уничтожены. Отбор детей в спецшколы стал проводиться психиатрами, а не педологами и психологами.

Развитие КП в послевоенные годы. Активно развивается дефектология, изучается умственная отсталость, генетические и наследственные формы психической патологии. В 1950-е гг. опять начинает формироваться системный подход к работе с аномальными детьми (С.Я. Рубинштейн, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева).

В 1960-е гг. и позднее были выделены новые формы нарушенного развития в виде минимальных мозговых дисфункций (ММД) (год появления термина VVL 1962), а позже синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (год появления термина СДВГ 1987). Задержанное развитие стало рассматриваться более дифференцированно, так же как и другие формы отклонений (недоразвитие, аутизм, психопатии, невропатии, нарушения аффективного развития, психосоматические расстройства и т.п.).

Улучшение аппаратурной диагностики нарушений, развитие генетики, нейронаук и психологии привели к выделению большего количества патологических вариантов развития, связанных с разными этиологическими факторами. Актуальным становится установление структуры дефекта, выделение типов дизонтогенеза и факторов его определяющих.

Внимание специалистов привлекли проблемы возможностей компенсации дефекта, коррекции нарушенного развития и реабилитации (К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, Л.С.Цветкова, Т.В. Ахутина, Д.Н. Исаев, И.И. Мамайчук, И.Ю. Левченко и др.). В е гг. встал со всей остротой вопрос о социализации аномальных детей и подростков.

Анализируя историю развития клинической психологии детей и подростков, следует отметить, что в настоящее время накоплено достаточное количество диагностических средств и технологий психолого- педагогической и коррекционной работы с аномальными детьми, а «Клиническая психология детей и подростков» как область научно-практической деятельности является интенсивно разрабатываемой и востребованной в системе образования, здравоохранения и социальной защиты.

СТРУКТУРА КП ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ психология аномального развития (учение об общих закономерностях нарушенного развития - дизонтогенезе); детская нейропсихология (изучение органического повреждения мозга в детском возрасте, мозговой организации психических процессов, дифференциальная детская нейропсихология); детская патопсихология (изучение вариантов аномального развития, вызванного психической патологией); психосоматика детей и подростков (изучение психологии детей и подростков с тяжелыми соматическими заболеваниями, изучение специфики психосоматических расстройств в детском и подростковом возрасте); психотерапия и психологическая коррекция.

Клиническая детская психология специальность профессиональной психологии, которая объединяет основные постулаты клинической психологии, психопатологии развития и принципы развития семьи и ребенка, с тем, чтобы проводить научное исследование и предоставлять психологические услуги младенцам, детям и подросткам.

Объект детской клинической психологии – ребенок или подросток с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и духовным состоянием. Предмет – закономерности нарушенного развития (дизонтогенеза), вызванного органической патологией (центральной нервной системы и соматической), психическими расстройствами, нарушениями условий созревания и воспитания.

Виды практической деятельности: клинико-диагностическая это выявление и описание структуры дефекта; конкретные формы зависят от использования диагностических методик; психокоррекционная это система мер психологической помощи, направленная на улучшение протекания отдельных психических функций или их структурных элементов, обеспечивающих поведение (например, обучение определенным социальным навыкам и т.д.) и обучение детей и подростков с проблемами (концентрация внимания, объем памяти и т. п.); экспертная это оценка уровня развития ребенка с помощью качественного и количественного анализа и с применением соответствующих методик (клинических, проективных, психометрических и т.п.); консультативная это консультирование детей и их родителей по проблемам развития ребенка, коррекции выявленных нарушений и психотерапевтической поддержки, поддержка и консультирование семьи; профилактическая (психопрофилактика, пропаганда здорового образа жизни);

психотерапевтическая это участие в психотерапевтических сеансах, кратковременных и долговременных, с детьми и подростками и их семьей и окружением; деятельность сопровождения психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушенным развитием, ограниченными возможностями здоровья и детей с особыми образовательными потребностями. реабилитационная – восстановление утраченных возможностей, связанных с болезнью, дефектами, вызванными данным заболеванием. научно-практическая – психологи, работающие в рамках клинической психологии решают не только практические задачи, но и научно-теоретические проблемы.

Практические задачи Диагностика Динамическое наблюдение за состоянием пациента Экспертиза

Теоретические проблемы клинической психологии Психика и мозг Психосоматические и соматопсихические соотношения (психика и организм) Норма и патология Соотношение биологического и социального в психике человека Генетическое и приобретенное Проблема развития и распада психики в онтогенезе.

При выполнении профессиональных обязанностей клинические психологи должны соблюдать ряд этических и профессиональных правил: правило «не навреди!» конфиденциальность индивидуальный подход работа специалистов в бригаде принципы клинико-психологической диагностики опора на семью, учет социальной ситуации развития и т. п.

Базовые понятия для детской клинической психологии Онтогенез развитие в течение жизни, дизонтогенез нарушенное развитие, которое может иметь очерченные рамки, а может продолжаться в течение всей жизни. Дефект (лат. defectus недостаток) с точки зрения психологии это нарушение одной или нескольких функций или части одной функции, которое изменяет нормальное развитие ребенка (только при определенных обстоятельствах).

Аномальное развитие В широком смысле - это все варианты отклоняющегося развития: патологически обусловленные, болезненные, диз онтогенетические. Это все варианты аномального развития как бы со знаком минус. Детьми с аномальным развитием считаются и одаренные дети, вундеркинды (со знаком плюс). В узком смысле аномальное развитие – это болезненное по происхождению, ведущее к дезадаптации отклонение. В целом к аномальным относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития, в том числе и психического.

Возраст психологический периодизация психического развития, разработанная Д.Б. Элькониным и дополненная другими исследователями: Младший возраст (младенчество) – от 0 до 1 года (интимно-личное общение) Ранний – от 1 года до 3 лет (предметно- манипулятивная деятельность) Дошкольный – от 4-х до 7 лет (игровая) Младший школьный – от 7 до 10 лет (учебная) Подростковый или пубертатный – от 11 до 15 лет (интимно-личное общение со сверстниками) Юношеский – от 15 до 18 лет (учебно- профессиональная).

Нормальное развитие ребенка происходит неравномерно на протяжении всех периодов. Гетерохрония проявляется в неравномерном становлении различных психических функций (в норме) в связи с неравномерностью физического развития, становления нервной системы, социально-средовых условий и т.д. Неравномерность, связанная со сроками созревания мозговых структур, степенью освоения социального опыта является необходимым условием психического онтогенеза. Различные заболевания и другие вредности (дефекты органов чувств, условия в семье, воспитания) изменяют, искажают процесс формирования психики ребенка.

АСИНХРОНИЯ РАЗВИТИЯ Впервые термин использован Е. Кречмером. В.В. Лебединский - асинхрония развития - диспропорция развития межфункциональных связей. Несоответствие естественной гетерохронии, последовательности смены приорететов (ведущих функций) и видов связи между функциями при патологическом развитии приводит к тому, что на одном возрастном этапе имеется смешение психических образований, наблюдаемых в норме в разные возрастные периоды. Например, для шизотипического диатеза характерно асинхронное развитие моторики и интеллекта: часто дети начинают ходить и пользоваться речью одновременно, или даже овладение речью происходит раньше нормативных сроков (М.М. Вроно, Г.В. Козловская и др.).