Дисциплина « Основы педагогического мастерства Профессиональная переподготовка Социальное назначение профессии учителя. Структура и особенности педагогической.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогическое взаимодействие – как условие эффективности образовательного процесса.
Advertisements

«Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса» Ануфриева С.В. МОУСОШ 1 г. Лакинска Педагогический совет по.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Сущность профессионально – педагогической деятельности Педагогическая деятельность представляет собой особый.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО.. План лекции. 1.Педагогическое мастерство и педагогические способности. 2.Компоненты педагогического мастерства.
Обдумывая выбор будущей профессии, вы начинаете оценивать свои интересы, склонности, возможности. Словом, вы учитесь разбираться в сложном мире своих качеств,
Педагогическая деятельность, её сущность и ценностные характеристики
Деятельность Труд Дело Занятие. Педагогическая деятельность- это вид профессиональной Де, содержанием которой является обучение, воспитание, образование,
Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
Личность и культура педагога в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Т е м а: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА «Можно быть профессором в области своего предмета, но.
Кандидат психологических наук, педагог-психолог «МОУ СОШ 8» г.Ярославль Башкин Михаил Валерьевич ( Направления работы педагога-психолога.
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. Воспитание творческой, самоактуализирующейся личности ребенка предполагает: признание важности процессов саморазвития ребенка,
МКУ ДО «Кежемский районный центр детского творчества» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ Кодинск-2014.
УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НЕМУ.
Муниципальное образовательное учреждение «Информационно- методический центр» Чистоозерное 2009.
«Педагогическое взаимодействие - важнейшее условие эффективности образовательного процесса» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Центр образования»
Педагогический совет 7 ноября 2005 г.. Педагогическая поддержка Тактика «защиты» Тактика «содействия» Тактика «помощи» Тактика «взаимодействия»
Содержание педагогической деятельности в социальной работе Педагогическое мастерство- комплекс свойств личности, обеспечивающий ей высокий уровень самоорганизации.
г.. Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным.
Транксрипт:

Дисциплина « Основы педагогического мастерства Профессиональная переподготовка Социальное назначение профессии учителя. Структура и особенности педагогической деятельности

Профессия - это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки. `` Воспитатель, стоящий вровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим... Его дело, скромное по наружности, - одно из величайших дел в истории '' ( К. Д. Ушинский ) Социальное назначение профессии учителя - осуществлять связь поколений.

Функции педагогической деятельности ( функции ( от лат.) - обязанность, назначение ) Обучающая Учитель, прежде всего, учит, то есть помогает учащимся овладеть обобщенным человеческим опытом, знаниями, а также способами их приобретения, приемами и методами учебной работы. Развивающая Организация учебного процесса, общение учащегося с учителем, личность учителя, воспитательная работа - все это способствует развитию индивидуальности школьника. Воспитывающая В процессе обучения, во внеучебной деятельности происходит формирование личности ребенка. Общественно - педагогическая Учитель никогда не ограничивает свою деятельность только служебными рамками, выполняя общественные дела в стенах школы. Как правило, это общественная добровольная деятельность : участие в школьных мероприятиях, неформальное общение со своими воспитанниками, руководство кружками или секциями. Функции педагога тесно взаимосвязаны. Кроме основных функций, названных выше, к ним добавляются : методическая, самообразовательная, исследовательская.

Компоненты Характеристика 1. Гностический ( познавательный ) Включает умения : анализировать педагогическую ситуацию ; формулировать стратегические, тактические и оперативные задачи в области воспитания и обучения ( стратегические задачи - это `` сверхзадачи '', которые определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности ; в реальном педагогическом процессе стратегические задачи преобразуются в тактические задачи ; оперативные задачи - это текущие задачи, возникающие перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его практической деятельности ); вырабатывать стратегии решения педагогических задач ; оценивать продуктивные и непродуктивные проекты решения и способы их реализации. 2. Проектировочный Включает умения : формулировать систему целей и задач ; планировать деятельность учащихся ; планировать собственную деятельность. Н. В. Кузьмина выделяет 5 взаимосвязанных компонентов педагогической деятельности

Компоненты Характеристика 3. Конструктивный Конструктивная деятельность включает в себя : отбор и композиционное построение учебно - воспитательного материала для передачи учащимся ; проектирование деятельности учащихся в соответствии с ихвозрастными и индивидуальными особенностями, собственной будущей деятельности и поведения с учетом возможностей учащихся. 4. Организаторский Как бы хорошо ни был отобран материал, как бы интересно он ни был построен, учитель не достигнет успеха, если не сумеет организовать деятельность учащихся и свою собственную. Организаторский компонент предполагает включение учащихся в различные виды деятельности, формирование и организацию ученического коллектива. Таким образом, организаторская деятельность представляет собой практическое решение педагогических задач. Этот компонент Н. В. Кузьмина рассматривает как синтез гностической, проектировочной, конструктивной и коммуникативной деятельности, воплощенный во взаимодействии педагога с учащимися. 5. Коммуникативный Это установление педагогически целесообразных взаимоотношений педагога с учащимися, с другими учителями, родителями, представителями общественности. Для успешного осуществления этих видов педагогической деятельности необходимы соответствующие педагогические способности : гностические, проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные.

Своеобразие профессии педагога Предмет труда Предмет педагогического труда - формирование человека. Своеобразие субъекта педагогической деятельности ( учащегося ) состоит в том, что он развивается не в прямой пропорциональной зависимости от педагогического воздействия на него, а по законам, свойственным его психике ( особенностям восприятия, понимания, мышления, становления воли, характера ), что обусловливает изменчивость, неповторяемость педагогических процессов. Орудия ( средства ) труда Это то, что человек помещает между собой и предметом труда, чтобы достичь желаемого воздействия на этот предмет. В педагогическом процессе орудия труда специфичны : к ним относятся не только знания педагога, его опыт, личное воздействие на воспитуемого ( так называемая педагогическая техника - владение своим эмоциональным состоянием, речью, организация педагогически целесообразного общения ), но и виды деятельности, на которые он должен уметь переключить школьников, способы сотрудничества с ними, - так называемые духовные средства труда.

Своеобразие профессии педагога Продукт труда Это воспитанный, подготовленный к жизни человек. В целостном педагогическом процессе ( воспитательном процессе, учебном процессе ) формируются отдельные качества личности в соответствии в общей целевой установкой. Идеальная цель педагогической деятельности - научить ученика быть человеком, стремиться к гармоничному развитию всех его сущностных сфер : интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно - практической, саморегуляции, экзистенциальной ( умение управлять своими психическими состояниями, гармония чувств и поступков ). Реальная цель педагогической деятельности - обеспечить каждому учащемуся возможность достойной и полноценной жизни в обществе : формирование гуманистического мировоззрения ( ориентации на общечеловеческие ценности ) - достижение этой цели должно находить отражение в реальном отношении школьника к окружающим, ориентации на нравственное поведение, в способности разрешать межличностные конфликты ненасильственными методами, в развитии человеческих качеств, исключающих потребительство, вседозволенность, аморальность ; формирование у школьника осознания себя как части человечества и природы, понимание ответственности перед будущими поколениями за свою собственную деятельность по освоению природы, использованию техники, сохранению памятников истории и культуры ; воспитание у учащихся культуры семейных отношений ( установление правильных отношений в семье - с родителями, братьями, сестрами, выбор оптимального режима дня, оптимальных форм проведения свободного времени ).

Особенности педагогической деятельности Большая общественная значимость труда, которая во многом определяется перспективной направленностью деятельности Высокая общественная ответственность Определяющая роль личности учителя в результатах педагогического труда Высокий уровень занятости Творческий характер деятельности Педагогическая деятельность осуществляется в ходе взаимодействия между учителем и учеником Постоянное общение с молодежью Коллективный характер педагогической деятельности

Дисциплина « Основы педагогического мастерства Профессиональная переподготовка Требования к личности педагога. Специфика взаимодействия педагога с участниками педагогического процесса

Комплекс педагогических способностей ( в трактовке Н. В. Кузьминой ) Гностические способности Учитель должен уметь учиться сам, систематизировать изученное, быть способным к познанию индивидуальных особенностей детей ( темперамента, характера, способностей, склонностей и др.), своих собственных индивидуальных особенностей. Проектировочные способности Учитель должен уметь проектировать личность ученика, возможности его развития, свою деятельность. Конструктивные способности Проявляются в умении делать сложное доступным, учитывать возрастные и индивидуальные способности учащихся в учебно - воспитательном процессе. Коммуникативные способности Связаны с умениями устанавливать и поддерживать контакты с детьми, другими учителями, родителями учащихся, строить правильные взаимоотношения с ними, выбирать в нужный момент целесообразные меры воздействия. Организаторские способности Учитель должен уметь организовывать детей, вести их за собой, включать в разнообразные виды деятельности, побуждать к самовоспитанию.

Тип взаимодействия Характеристика Сотрудничество Это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, совместный контроль и оценка результатов работы, прогнозирование новых целей и задач. Это наиболее эффективный тип взаимодействия, который характеризуется гуманными, доброжелательными, доверительными и демократичными взаимоотношениями, совместными действиями. При сотрудничестве возможны противоречия, но они разрешаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют интересов взаимодействующих сторон. Диалог Диалог в отличие от сотрудничества не предполагает постановку общей цели совместной деятельности, однако обладает большим воспитательным потенциалом : диалог помогает участникам педагогического процесса лучше узнать друг друга, понять и мысленно встать на позицию другого человека, обменяться мнениями, прийти к согласию. Условия эффективности диалога - открытость, эмоциональная насыщенность, отсутствие предвзятости.

Тип взаимодействия Характеристика Соглашение В основе соглашения лежит договоренность взаимодействующих сторон о их роли и функциях в той или иной деятельности для достижения результата совместной деятельности. Соглашение в отличие от сотрудничества характеризуется нейтральным отношением сторон друг к другу. Опека Это забота одной стороны о другой ( учителя об учениках ), когда одни действуют по преимуществу как передатчики, а другие - как потребители готового опыта, таким образом, взаимодействие носит односторонний, опекающие - потребительский характер, в результате у школьников может сформироваться односторонне - потребительская позиция. Подавление Это пассивное подчинение одной стороны другой, что проявляется в виде открытых, жестких указаний, требований, что и как сделать. Взаимодействие - подавление приводит к напряженности во взаимоотношениях, формирует у одних - пассивность, приспособление, неуверенность, у других - деспотичность, агрессию по отношению к людям. Подавление вселяет в учеников страх, неприязнь к педагогу, поэтому учитель должен отказаться от взаимодействия, основанного на подавлении.

Тип взаимодействия Характеристика Индифферентность ( безразличие ) Характерны нейтральные формальные отношения. Главный путь перехода к более плодотворным типам взаимодействия - включение в совместную творческую деятельность, когда создаются условия для совместных положительных переживаний. Этот тип взаимодействия может перейти и в конфронтацию при неправильной организации деятельности и отношений. Конфронтация Это скрытая неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой. Конфронтация может быть следствием неудачного диалога, соглашения, психологической несовместимости людей. Задача педагога - найти способы перехода к диалогу, соглашению. Особо следует выделить такой тип взаимодействия, как конфликт, так как он может сопутствовать всем другим типам взаимодействия и носит, как правило, временный характер. Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов участников взаимодействия. Конфликт возникает, когда одна сторона начинает действовать, ущемляя интересы другой. Конфликт требует обязательного разрешения. Разрешение конфликта может идти в различных направлениях и переходить в конфронтацию ( открытая борьба за свои интересы ), подавление ( одна сторона поступается своими интересами ), соглашение ( взаимные уступки ), сотрудничество ( поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон ).

Дисциплина « Основы педагогического мастерства Профессиональная переподготовка Сущность педагогического мастерства. Профессиональный рост и профессиональное самосовершенствование педагога

Педагогическое мастерство `` Мастер '' ( в переводе с лат. - начальник, учитель ) - это человек, достигший высокого уровня совершенства и творчества в своем деле. Мастерство ( высший уровень профессионализма ) - это комплекс качеств личности, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности. Компоненты педагогического мастерства : Личностные качества педагога : высокий моральный облик, ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость, любовь к детям, педагогические способности, терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность, чувство юмора, педагогические способности в какой - либо области, профессиональная педагогическая направленность. Профессиональные знания ( знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики, психологии, а также умение решать педагогические задачи ): `` Ученик должен видеть в учителе умного, знающего, думающего, влюбленного в знания человека. Чем глубже знания, чем шире кругозор, всесторонняя научная образованность учителя, тем в большей мере он не только преподаватель, но и воспитатель. Хороший учитель - это... человек, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно '' ( В. А. Сухомлинский ).

Педагогическое мастерство Профессиональная педагогическая техника - совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять процессом воспитания. Компоненты педагогической техники : 1) умение педагога управлять своим поведением : владение мимикой, пантомимой ; управление эмоциями, настроением ; социально - перцептивные способности ( способности, позволяющие понимать субъекта педагогического воздействия на основе чувственного восприятия ): внимание, наблюдательность, воображение ; техника речи ( дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи ). 2) умение воздействовать на личность и коллектив. Профессиональный рост и профессиональное самосовершенствование педагога Личностное развитие и профессиональный рост педагога Педагогический идеал - это представление педагога о том, каким он должен быть, педагогическое кредо самого педагога, осознание им своей миссии.

Этапы самовоспитания Самоинфор - мирование ( самопознание ) Для того чтобы совершенствовать себя, следует хорошо знать, что ты из себя представляешь. Это можно осуществить путем самонаблюдения, самоанализа и самооценки. Самонаблюдение - это наблюдение человека за своими поступками, поведением, переживаниями. Наблюдение за собой содержит элемент анализа, то есть установление причинно - следственной зависимости между поступками, поведением, эмоциональным состоянием, качествами личности. Самооценка - результат сопоставления того, что человек наблюдает в себе, с тем, что он видит в других людях. Адекватная самооценка позволяет человеку отнестись к себе критически, соразмерить свои силы с задачами и требованиями окружающих. Неадекватная самооценка ( заниженная или завышенная ) может привести к острому внутриличностному конфликту. Поставить диагноз себе непросто, так как человеку свойственно преуменьшать свои недостатки и преувеличивать достоинства. Л. Н. Толстой отмечал, что человек подобен дроби : числитель ее - то, что он есть, а знаменатель - то, что он о себе думает. В самопознании существенную роль может играть ведение личного дневника. При самоанализе и самооценке, а затем и составлении программы самовоспитания следует учесть ряд моментов : наличие профессионального идеала ; особенности типа высшей нервной деятельности, силу и подвижность нервных процессов ; наличие или отсутствие профессионально значимых качеств ; познавательные умения ; конструктивные и коммуникативные умения ; организаторские умения ; профессиональную технику. Самопознание дает возможность человеку поставить цель совершенствования своей личности, ответить на вопрос :`` Каким я хочу быть ?''.

Этапы самовоспитания Программирование и планирование самовоспитательной деятельности Достижение цели требует разработки и реализации программ самовоспитательной деятельности ( в виде конкретного плана ), которые могут варьироваться от элементарных ( регулярно делать зарядку ) до сложных, рассчитанных на длительный период времени. В качестве примера рассмотрим самообязательство К. Д. Ушинского : ``1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее. 2. Прямота в словах и поступках. 3. Обдуманность действий. 4. Решительность. 5. Не говорить о себе без нужды ни единого слова. 6. Не проводить времени бессознательно : делать то, что хочешь, а не то, что случится. 7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать. 8. Каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках. 9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет ''. Самопобуждение и самоорганизация Это конкретная самовоспитательная деятельность. Наметив программу самосовершенствования, следует перейти к ее реализации. На данном этапе следует прибегать к самоприказу, самоодобрению и самовнушению, например :`` Я не откажусь от принятого решения. У меня хватит сил выполнить его. Я способен преодолеть возникающие трудности. Вперед, за дело - без всяких колебаний ''. Очень важно в самовоспитании проверить себя, то есть осуществить самоконтроль ( дать оценку тому, что сделал, насколько хорошо выполнено данное себе обязательство ).

Проверьте себя ! Вопросы и задания для повторения темы 1) В чем заключается социальное назначение профессии учителя ? 2) Каковы функции педагогической деятельности ? 3) Какие компоненты входят в структуру педагогической деятельности ? 4) В чем состоит своеобразие профессии педагога ? 5) Раскройте особенности педагогической деятельности. 6) Какие требования предъявляются к личности педагога ? 7) Какие педагогические способности должен иметь учитель ? 8) Существуют ли противопоказания педагогической деятельности ? 9) Что такое педагогическое взаимодействие ? 10) Перечислите основные характеристики взаимодействия. 11) Какие типы взаимодействия являются, на Ваш взгляд, более эффективными ( менее эффективными )? Ответ обоснуйте. 12) Что определяет успешность педагогического взаимодействия ? 13) Что такое педагогическое мастерство ? 14) Из каких компонентов складывается педагогическое мастерство ? 15) Обоснуйте значимость самовоспитания педагога. 16) Охарактеризуйте блоки самовоспитательной деятельности.