Тема 8 к. э. н., доцент Абдразакова А. М. Финансирование инновационной деятельности и инновации в Кыргызстане.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИНВЕСТИЦИИ (англ. «invest» - «вкладывать» ) - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную.
Advertisements

Схема соотношения материальной и нематериальной составляющих в себестоимости продукта в зависимости от вида деятельности компании Стратегия промышленного.
Правоотношени я в инвестиционной деятельности. Инвестиционная деятельность проявление экономической активности, целенаправленное отражение и преобразование.
СТАТИСТИКА ИНВЕСТИЦИЙ. Экономическая сущность инвестиций Под инвестиционной деятельностью понимается «вложение инвестиций и осуществление практических.
Инвестиций Выполнила студентка: Купаева Сания. Понятие инвестиций Инвестиции – это все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ.
Меры по совершенствованию бизнес-среды в Стратегии развития агропромышленного комплекса Кыргызской Республики до 2020 года» МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА.
«ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» Тема 4. Финансовые ресурсы. Понятие финансовых ресурсов Поскольку финансы - экономические отношения, опосредованные деньгами, под финансовыми.
Коммерциализация и охрана интеллектуальной собственности: условия, институты, перспектива.
Подготовил Ст-т 3 к 2 гр Умардибиров Гамзат. Инвестициями называются все виды денежных, имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты.
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
Государственный Фонд Развития Информационных Технологий Эльчин Р. Зейналов Заведующий отделом Стратегического планирования, инвестиций и научного потенциала.
Company LOGO Источники финансирования инновации Манатауов А.М.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Международное движение капитала.
Малышев Денис Перфильевич РОЛЬ ВУЗОВ В РЕСУРСНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ Псков 2012.
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Крымов Вячеслав Борисович министр экономики Правительства Московской области.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
14. Инновационная и инвестиционная деятельность организации.
Финансирование инвестиционных проектов. Инвестиционные ресурсы Инвестиционные ресурсы предприятия - все формы капитала, привлекаемого им для осуществления.
Транксрипт:

Тема 8 к. э. н., доцент Абдразакова А. М. Финансирование инновационной деятельности и инновации в Кыргызстане

Тема 8. Финансирование инновационной деятельности и инновации в Кыргызстане 8.1. Источники и формы финансирования инноваций Инновационная деятельность как объект инвестирования Состояние инноваций в Кыргызстан, возможности привлечения донорского финансирования инновационных проектов 8.4. Меры по стимулированию инноваций Роль бизнеса СНГ в модернизации экономики Кыргызстана Роль бизнеса стран дальнего зарубежья в модернизации экономики Кыргызстана.

Источники финансирования инноваций предприятия, финансово - промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного управления, частные лица и т. д. из государственных, из частных источников

Источники финансирования инноваций государственные инвестиционные ресурсы ( бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности ); инвестиционные, в т. ч. финансовые, ресурсы хозяйствующих субъектов, а также общественных организаций, физических лиц и т. д. инвестиционные ресурсы коллективных инвесторов, в том числе страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов.

Источники финансирования инноваций собственные средства предприятий, кредитные ресурсы коммерческих банков, прочих кредитных организаций и специально уполномоченных правительством инвестиционных банков.

На уровне государства источниками финансирования являются : собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов, привлеченные средства государственной кредитно - банковской и страховой систем, заемные средства в виде внешнего ( международных заимствований ) и внутреннего долга государства ( государственных облигационных и прочих займов ). бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые комплексные программы, приоритетные государственные проекты.

На уровне предприятия источниками финансирования являются : собственные средства ( прибыль, амортизационные отчисления, страховые возмещения, нематериальные активы, временно свободные основные и оборотные средства ); привлеченные средства, полученные от продажи акций, а также взносы, целевые поступления и пр.; заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерческих кредитов.

Форма - Дефицитное финансирование Возможные инвесторы - Правительства иностранных государств. Международные финансовые институты. Предприятия и организации. Получатели заемных средств - Правительство Преимущества - Возможность государственного регулирования и контроля инвестиций Сложности - Нецелевой характер финансирования. Рост внешнего и внутреннего государственного долга. Увеличение расходной части бюджета

Форма - Акционерное ( корпоративное ) финансирование Возможные инвесторы - Коммерческие банки. Институциональные инвесторы Получатели заемных средств - Корпорации. Предприятия Преимущества - Вариабельность использования инвестиций у корпорации ( предприятия ) Сложности - Нецелевой характер инвестиций. Работа только на рынке ценных бумаг, а не на рынке реальных проектов. Высокий уровень риска инвестора

Форма - Проектное финансирование Возможные инвесторы - Правительства. Международные финансовые институты. Коммерческие банки. Отечественные предприятия. Иностранные инвесторы. Институциональные инвесторы. Получатели заемных средств - Инвестиционный проект. Инновационный проект Преимущества - Целевой характер финансирования. Распределение рисков. Гарантии государств участников финансовых учреждений. Высокий уровень контроля. Сложности - Зависимость от инвестиционного климата. Высокий уровень кредитных рисков. Неустойчивое законодательство и налоговый режим.

Инновационный венчурный бизнес допускает возможность провала финансируемого проекта первые годы инициатор проекта не несет ответственности перед финансовыми партнерами за расходование средств и не выплачивает по ним процентов инвесторы рискового капитала первые несколько лет довольствуются приобретением пакета акций новой созданной фирмы если инновационная фирма начинает давать прибыль, то она становится основным источником вознаграждения вкладчиков рискового капитала. венчурный капиталист становится собственником инновационного предприятия.

портфельный подход должен содержать разнообразные проекты, крупные и мелкие, далекие и близкие по срокам, различные по назначению и принципам реализации. содержание портфеля должно достаточно часто подвергаться ревизии, пересмотру и обновлению.

8.2. Инновационная деятельность как объект инвестирования чем на больший успех рассчитывает предприниматель в будущем тем к большим затратам он должен быть готов в настоящем

инвестиции с меньшим риском приносят инвестору меньший доход.

инвестиции с БОЛЬШИМ риском приносят инвестору БОЛЬШИЙ доход.

исходят из внутренних ограничений цена капитала, внутренние потребности производства ( объем необходимых собственных средств для реализации производственных, технических, социальных программ ), + внешние факторы ставка банковских депозитов, цена привлеченного капитала, условия отраслевой и межотраслевой конкуренции.

нижняя границы - норма прибыли доходность инновационных проектов должна превосходить ставку по банковским депозитам и доходность предъявленных к погашению государственных ценных бумаг.

8.3. Состояние инноваций в Кыргызстан, возможности привлечения донорского финансирования инновационных проектов Республика заняла 109- е место в Глобальном инновационном индексе среди 141 страны ( по данным пресс - службы Национального института стратегических исследований ( НИСИ КР ) на октябрь 2015 года ) Глобальный инновационный индекс ( ГИИ ) представляет собой оценку деятельности в области инноваций в 141 стране на основе 79 показателей. В прошлом году Кыргызстан занимал 112- е место из 143. Нынче он поднялся на 3 позиции. Соседями по рейтингу являются Гана 108- е место и Камерун 110- е. Россия занимает 48- ю позицию, Казахстан на 82- й позиции. В рейтинге лидируют Швейцария, Швеция, Нидерланды и США.

Итоговый индекс представляет собой соотношение затрат и эффекта, что позволяет объективно оценить эффективность усилий по развитию инноваций в той или иной стране. В рейтинге участвовали 143 страны, при этом наибольший балл равнялся 64,8 балла. Кыргызстан в свою очередь набрал 27,8 балла. Глобальный индекс инноваций составлен из 79 различных переменных, которые детально характеризуют инновационное развитие стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития.

Индекс рассчитывается как взвешенная сумма оценок двух групп показателей : I. Располагаемые ресурсы и условия для проведения инноваций : - Институты ; - Человеческий капитал и исследования ; - Инфраструктура ; - Развитие внутреннего рынка ; - Развитие бизнеса. II. Достигнутые практические результаты осуществления инноваций : - Развитие технологий и экономики знаний ; - Результаты креативной деятельности.

Первые места в рейтинге заняли : Швейцария 64,8 балла, Великобритания 62,4 балла, Финляндия 62,3 балла, Нидерланды 60,6 балла, Соединенные Штаты Америки 60,1 балла. Остальные страны набрали меньше 60 баллов.

На последних местах рейтинга расположились : Мьянма 19,6 балла, Йемен 19,5 балла, Того 17,6 балла, Судан 12,7 балла.

Среди стран СНГ Молдова 23 место (40,7 балла ), Россия 49 место (39,1 балла ), Белоруссия 58 место (37,1 балла ), Армения 65 место (36,1 балла ), Казахстан 79 место (32,8 балла ), Азербайджан 101 место (29,6 балла ), Кыргызстан – 109 место (27,8 балла ), Узбекистан 128 место (25,2 балла ), Таджикистан 137 место (23,7 балла ).

СОСТОЯНИЕ НА СЕГОДНЯ потеряны и разорваны технологические связи экстенсивном развитии сельского хозяйства износа основных фондов устойчивая деградация инфраструктуры существенный недостаток в инновациях низкие объемы финансирования инновационной деятельности низкая занятость в сфере научно - исследовательской деятельности, небольшое количество патентов и научных открытий.

СОСТОЯНИЕ НА СЕГОДНЯ отсутствие ключевых ресурсов знания ; устойчивое финансирование ; научный персонал ; квалифицированная рабочая сила ; системы стимулирования ; практически нет связей между государством и частным сектором.

Отсутствует система управления разработки и внедрения инноваций, Инфраструктура не развита Система администрирования науки достаточно сложная (28 научно - исследовательских учреждений находятся в подчинении Национальной академии наук Кыргызской Республики, 56 НИИ и научных подразделений вузов ) Нет общей координации научно - исследовательских программ и проектов

небольшая сеть исследовательских центров и лабораторий при промышленных предприятиях, занимающихся прикладными изысканиями в своей отрасли ( например, « Кыргызавтомаш – радиатор »). формирование технико - внедренческих зон, технопарков ( создан технопарк в Национальной академии наук, формируется технопарк КРСУ, готовится решение о создании « Кыргызтехнопарка »). Однако, их роль и влияние на развитие в данный момент незначительны.

материально - техническое оснащение научно - исследовательских учреждений республики крайне неудовлетворительное приобретение нового оборудования, приборов, технических средств, реактивов и материалов практически невозможно не сформирована институциональная среда для коммерциализации и продвижению инноваций частный сектор не проявляется интереса к освоению новых видов продукции и товаров

Государственное финансирование научно - исследовательской деятельности незначительно – доля расходов на инновационную деятельность к ВВП 0,12%

Возможно донорское финансирование инновационные проекты, связанные с развитием экономики, по которым инноватор вкладывает не менее 20% собственных средств и срок окупаемости которых не превышает двух лет.

инновационные направления энерго - и ресурсосберегающие технологии ; сейсмостойкое строительство и защита от природных и техногенных катастроф ; рациональное использование природных ресурсов ; медицина и здравоохранение ; химико - биологические проблемы охраны окружающей среды ; биотехнологии ; селекционно - генетические исследования ; борьба с эрозией почв ; создание средств защиты животных от болезней ; производство удобрений.

стимулирование инноваций через Налоговый кодекс сокращение количество налогов с 16 до 9. увеличен порог балансовой стоимости групп, подлежащих вычету в целях амортизации введен новый уточняющий порядок, определяющий стоимости основных средств, учтены особенности горнодобывающей отрасли и разработана система налоговых стимулов при расчете налога на прибыль. Установлена норма ускоренной амортизации для оборудования и основных средств, используемых в недропользовании как при разведке, так и при добыче полезных ископаемых.

стимулирование инноваций через Налоговый кодекс снижение ставки НДС с 20 до 12 процентов. Расширен перечень освобожденных от НДС поставок. Предусмотрено освобождение от НДС основных средств, ввозимых на таможенную территорию Кыргызской Республики, используемое непосредственно для собственных производственных целей, снижение цен на факторы производства на сумму НДС позволяет заметно повысить рентабельность вложенного капитала.

Доля числа предприятий Кыргызстана, выпускавших инновационную продукцию с 2008 по 2012 г., ед

Объем экспорта инновационной продукции, 2012 г. ( тыс. сом.)

8.5. Роль бизнеса СНГ в модернизации экономики Кыргызстана Российский капитал присутствует в банковской системе, телекоммуникационном секторе, обрабатывающей отрасли, энергетической отрасли.

Центр внедрения инноваций в Центральной Азии В Киргизии начал работу 26 мая 2015 При поддержке Фонда инфраструктурных и образовательных программ и Правительства Кыргызской Республики Основная задача Центра внедрение инновационной продукции на территории стран Центральной Азии, а также трансфер технологий из России в Киргизию. Центр будет привлекать финансовых партнеров для инвестиций в инновационные проекты. Одной из форм привлечения инвестиций может стать создание отраслевых венчурных фондов.

Центр внедрения инноваций в Центральной Азии Основными сферами внедрения инноваций станут газовый сектор, агропромышленный комплекс, модернизация аэропортовой инфраструктуры, строительство ( в том числе повышение сейсмоустойчивости зданий и сооружений ). В строительстве и ремонте зданий и сооружений будут использоваться композиционные материалы, системы светодиодного освещения, низкоэмиссионное остекление и другие технологии, способствующие повышению экономической эффективности эксплуатации здания.

Центр внедрения инноваций в Центральной Азии В ближайшее время должны быть определены ключевые пилотные проекты по внедрению инновационной, в том числе нанотехнологической, продукции, которые будет реализовывать Центр внедрения инноваций в Центральной Азии. Контакты Центра внедрения инноваций в Центральной Азии : Кыргызская Республика, Бишкек, ул. Сухе - Батора, д. 49/2 Телефон / факс : +996 (312) 89–15–73

В свете вступления в ЕАЭС обсуждается возможность применения инновационной продукции при оснащении стационарных и мобильных лабораторий для проведения оценки качества пищевой продукции.

8.6. Роль бизнеса стран дальнего зарубежья в модернизации экономики Кыргызстана В качестве перспективных отраслей и продуктов в краткосрочной перспективе ОТМЕТИМ швейную отрасль, малые ГЭС, горнорудную отрасль, сельхозпереработку. В долгосрочной перспективе – информационно - компьютерные технологии, а именно разработку программного обеспечения и экспорт воды, как бутилированной, так и поливной.

инновационно развитыми в Кыргызстане являются услуги такси, конкуренция вынудила их быть более эффективными и внедрять ноу - хау, которых в СНГ и даже во многих развитых странах нет. Здесь внедрены GPS- трекеры, СМС оповещения и многое. инновационной отраслью в республике считается швейная промышленность и информационно - компьютерные технологии.

ЧТО НАДО ?

НАДО внедрение инноваций собственными усилиями субъектов МСБ через создание собственных научных центров ; оказание государственной поддержки развития национальной инновационной политики, улучшение координации между институтами, стратегическими документами, административными и финансовыми инструментами, имеющими влияние на инновационную систему ; пересмотр и переработка нормативной правовой базы в сфере инноваций ( в частности, закон КР « Об инновационной деятельности », нормы которого отчасти устарели, не были реально применимы и требуют значительных государственных вложений, необходима разработка также и подзаконных актов );

НАДО обеспечение реализации Национальной стратегии развития интеллектуальной собственности и инноваций в Кыргызской Республике на годы ; стимулирование разработки и реализации новых крупных инновационных проектов ;

НАДО активизация привлечения иностранных инвестиций и средств внебюджетных фондов для финансирования научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ, наукоемкое высокотехнологичное производство и др.; проработка вопроса привлечения льготных кредитных средств банков и микрофинансовых организаций ;

НАДО стимулирование развития малого и среднего инновационного бизнеса через снижение налогового бремени ( внедрение лизинга оборудования ); проработка вопроса создания технопарков, технополисов, инновационных центров ; проработка вопроса о безвозмездной передаче или предоставлении на льготных условиях государственного имущества или земли для организации инновационных предприятий ;

НАДО проработка вопроса таможенного регулирования в отношении кыргызских инновационных предприятий ( необходимо проведение углубленного анализа влияния вступления Кыргызстана в Таможенный союз на инновационный процесс в стране ); повышение уровня участия субъектов малого и среднего инновационного бизнеса в размещении государственных и муниципальных заказов ;

НАДО создание современной информационной инфраструктуры, способствующей распространению знаний и технологий среди субъектов технологической инновационной деятельности ; расширение пропаганды важности и перспективности инновационной деятельности в СМИ совместно с представителями бизнеса ; повышение образовательного уровня и улучшение кадрового потенциала специалистов по инновациям ; организация открытых конкурсов инновационных проектов.

Вопросы ?????

ПРЕДСТАВИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, ЗАНИМАЮЩЕЕСЯ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. Привести аргументы ! Д. З.