Психология познавательных процессов План: I. Ощущение и восприятие Ощущение и восприятие Ощущение и восприятие II. Внимание Внимание III. Память Память.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА 10. ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ, ВООБРАЖЕНИЕ. ВНИМАНИЕ – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной,
Advertisements

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ Дисциплина: «Общая психология» Специальность: «Лечебное дело» Тема: «Мышление»
Мышление. Презентация Зверева Вениамина студента I курса.
М.Х.Дулати атындағы Тараз мемлекеттік университеті Мышление.
Мышление и Воображение. План: 1.Понятие мышления 1.1 Особенности мышления 1.1 Особенности мышления 1.2 Классификация явлений мышления 1.2 Классификация.
Психические процессы.. Психические процессы – это одна из групп психических явлений, условно выделяемых в целостной структуре психики.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ МЫШЛЕНИЕПАМЯТЬВНИМАНИЕ.
Нарушение познавательных психических процессов Выполнила магистрантка 1 курса МП МЕН Тлеужанова А. Ж Преподаватель : Телепнева Н. Н. 900igr.net.
МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ. O Д Т Ч П Ш С... O Д Т Ч П Ш С... Какая буква должна быть следующей в этой последовательности:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. Картина мира у человека складывается благодаря функционированию познавательных процессов ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ: ОЩУЩЕНИЕ.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. Картина мира у человека складывается благодаря функционированию познавательных процессов Картина мира у человека складывается.
Лекция 2 Психология познавательных процессов. Структура приема информации Раздражитель (Р) Органы чувств (ОЧ) Нервные импульсы (НИ) Головной мозг (ГМ)
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Подготовил Голобородько Евгений.
В ООБРАЖЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ Выполнили: Веселов Андрей и Тытюк Полина Проверила:
В ООБРАЖЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ Выполнили: Оразбаева А. Нурматова А. Достарбаев Р. Копбаев Е. Проверила: к.п.н. Рысбекова Ж.К.
Авторы: к.п.с. н., доцент кафедры ППВШ Михалец И.В. Зав. НППЛ Рогашова И.Ю. ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ.
Психические процессы – это отдельные целостные акты отражательно-регуляционной деятельности, подчеркивающие динамические моменты психики.
Тема лекции. 1. Речемыслительный уровень как один из элементов модели психических познавательных процессов ( по Б. Ф. Ломову ). 2. Речь как специфический.
Обобщение МОУ СОШ 14, г.Ноябрьск, 2010 Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам Подготовила Соснова Т.Н., учитель.
Транксрипт:

Психология познавательных процессов

План: I. Ощущение и восприятие Ощущение и восприятие Ощущение и восприятие II. Внимание Внимание III. Память Память IV. Мышление и речь Мышление и речь Мышление и речь V. Воображение Воображение

Ощущение – отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств Восприятие - целостное отражение предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств в совокупности свойств и признаков этих предметов. Внимание – направленность и сосредоточенность сознания (деятельности) на определенном предмете при отвлечении от всего остального. Память – отражение прошлого опыта, проявляющегося в запоминании, сохранении и воспроизведении чего- либо. Воображение – отражение будущего, создание нового образа на основе прошлого опыта. Мышление – высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерность развития.

Лекция 1 Ощущение и восприятие 1. Ощущение Ощущение 2. Восприятие Восприятие

Раздражитель (Р) воздействует на основе которых складывается целостный образ восприятия (ЦВ) предмета, обрабатываются там и формируются отдельные ощущения (ОЩ), в результате чего возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ), Внимание должно быть направлено на прием и понимание информации а затем, при мысленном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта, посредством мыслительной деятельности (М) в результате чего происходит опознание предмета (ОП), происходит осмысление (ОС), понимание информации Р который сопоставляется с эталоном памяти (ЭП), НИ ГМ ЭП ЦВ ОЩ М ОС ОП НВ на органы чувств (ОЧ), ОЧ Структура приема информации

Ощущения Простейшая форма психического отражения, свойственная и животному, и человеку, обеспечивающего познание отдельных свойств предметов и явлений является основой более сложных познавательных процессов превращение энергии внешнего воздействия в акт сознания обеспечение чувственной основы психологической деятельности (предоставление сенсорного материала для построения психических образов) и др. Основные функции

Свойства ощущений Интенсивность Длительность Пространственная локализация раздражителей Качество Слуховые ощ. – высота, тембр, громкость Общие свойства ощущений

Возбуждение Проводящие пути Возникновение ощущений Раздражи тели физиологический процесс Орган ощущений (рецептор) Психический процесс Физический процесс Ощущение Центр в коре головного мозга Здесь происходит трансформация определенного вида энергии в нервный процесс По афферентным, или центростремительным, путям возбуждение передается в центральный отдел анализатора Анализатор анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и' внутренней среды и переработки их в ощущения

Дистантное Контактное Экстерорецептивное Интерорецептивное Проприоцептивное По взаимодействию рецепторов с раздражителями Зрительное Слуховое Осязательное Мышечно-суставное Обонятельное Статико-кинетическое Органическое Болевое Температурное Вкусовое Классификация ощущений По расположению рецепторов Виды ощущений По ведущему анализатору

Восприятие – отражение в коре головного мозга предметов и явлений окружающего мира, действующих на анализаторы человека. – отражение в коре головного мозга предметов и явлений окружающего мира, действующих на анализаторы человека. – это познание не отдельных свойств предметов и явлений, а предмет ОВ в целом. – это познание не отдельных свойств предметов и явлений, а предмет ОВ в целом. глазухоруканос Образ восприятия

Классификация восприятия По ведущему анализатор По форме существования материи По форме психической активности Слуховое Зрительное Восприятие времени Восприятие пространства Непреднамеренное Преднамеренное Кинестетическое Вкусовое Обонятельное Осязательное Восприятие движений Виды восприятия

Свойства восприятия: Предметность – способность человека воспринимать окружающий мир не в форме отдельных ощущений, а в форме целостных предметов. Предметность – способность человека воспринимать окружающий мир не в форме отдельных ощущений, а в форме целостных предметов. Целостность – образ предмета складывается не только из ощущений непосредственно получаемых в данный момент, а дополняется до целого на основе небольшого количества элементов. Целостность – образ предмета складывается не только из ощущений непосредственно получаемых в данный момент, а дополняется до целого на основе небольшого количества элементов.

Свойства восприятия Константность – способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, величине, не зависимо от меняющихся условий восприятия. Константность – способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, величине, не зависимо от меняющихся условий восприятия. Категориальность – восприятие носит обобщенный характер и каждый воспринимаемый предмет обозначается определенным словом и относится к определенному классу предметов. Категориальность – восприятие носит обобщенный характер и каждый воспринимаемый предмет обозначается определенным словом и относится к определенному классу предметов.

Иллюзии восприятия Иллюзия – неправильное, искаженное восприятие. Иллюзия – неправильное, искаженное восприятие. Чаще всего встречаются зрительные иллюзии. Наиболее известными из них являются следующие: Чаще всего встречаются зрительные иллюзии. Наиболее известными из них являются следующие:

Виды иллюзий: 1. Иллюзия стрелы: стрела с расходящимися наконечниками кажется длиннее, хотя обе стрелы равной длины.

2. Иллюзия железнодорожных путей – линии, расположенные в более узкой части пространства, заключенного между двумя сходящимися прямыми, кажутся длиннее. Хотя обе шпалы одинаковые.

3. Иллюзия переоценки вертикальных линий – высота цилиндра кажется больше, чем ширина полей, хотя они равны.

4. Иллюзия веера – параллельные линии под влиянием фона ближе к центру кажутся выпуклыми, а дальше от центра – вогнутыми.

5. Иллюзия пересечения – продолжением прерванной линии является отрезок А, а не В, как это кажется.

Лекция 2 Внимание – это: НАПРАВЛЕННОСТЬ И СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ СОЗНАНИЯ НА КАКОМ - ЛИБО РЕАЛЬНОМ ИЛИ ИДЕАЛЬНОМ ОБЪЕКТЕ, ПРЕДПОЛАГАЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СЕНСОРНОЙ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИЛИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ИНДИВИДА НАПРАВЛЕННОСТЬ И СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ СОЗНАНИЯ НА КАКОМ - ЛИБО РЕАЛЬНОМ ИЛИ ИДЕАЛЬНОМ ОБЪЕКТЕ, ПРЕДПОЛАГАЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СЕНСОРНОЙ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИЛИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ИНДИВИДА

ФУНКЦИИ ВНИМАНИЯ: АКТИВИЗАЦИЯ НУЖНЫХ И ТОРМОЖЕНИЕ НЕНУЖНЫХ В ДАННЫЙ МОМЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ФИЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРЦЕССОВ ; АКТИВИЗАЦИЯ НУЖНЫХ И ТОРМОЖЕНИЕ НЕНУЖНЫХ В ДАННЫЙ МОМЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ФИЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРЦЕССОВ ; СПОСОБСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОМУ И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОМУ ОТБОРУ ПОСТУПАЮЩЕЙ В ОРГАНИЗМ ИНФОРМАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ЕГО АКТУАЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ ; СПОСОБСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОМУ И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОМУ ОТБОРУ ПОСТУПАЮЩЕЙ В ОРГАНИЗМ ИНФОРМАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ЕГО АКТУАЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ ; ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ И ДЛИТЕЛЬНОЙ СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА ОДНОМ И ТОМ ЖЕ ОБЪЕКТЕ ИЛИ ВИДЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ И ДЛИТЕЛЬНОЙ СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА ОДНОМ И ТОМ ЖЕ ОБЪЕКТЕ ИЛИ ВИДЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Виды внимания: По степени волевой регуляции: По степени волевой регуляции: Произвольное Произвольное Непроизвольное Непроизвольное Послепроизвольное Послепроизвольное По материалу деятельности: По материалу деятельности: сенсорно-перцептивное сенсорно-перцептивное интеллектуальное интеллектуальное двигательное двигательное По направленности: По направленности: внешне-направленное внешне-направленное внутренне-направленное внутренне-направленное По ведущему анализатору: По ведущему анализатору: зрительное слуховое вкусовое и т.д. вкусовое и т.д.

Основные свойства внимания : Избирательность Избирательность Объем Объем Распределение Распределение Концентрация Концентрация Устойчивость Устойчивость Переключаемость Переключаемость

Устойчивость внимания проявляется в способности в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания проявляется в способности в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Сосредоточенность внимания проявляется различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечение от других. Сосредоточенность внимания проявляется различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечение от других. Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Распределение внимания – его следующая характеристика. Она состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Распределение внимания – его следующая характеристика. Она состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Объем внимания – это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохранять в сфере повышенного внимания человека. Объем внимания – это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохранять в сфере повышенного внимания человека.

Теоретическая концепция внимания, состоящая: 1. Внимание является одним из моментов ориентировочного исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека. 2. По своей функции внимание представляет собой контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым. 3. В отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата.

4. Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению. 5. Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образа, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения. 6. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу. 7. Для того чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план. 8. Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля как произвольного, так и не произвольного, являются результатом формирования новых умственных действий.

Этапы развития детского внимания: 1. Первые недели – месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка. 2. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно – исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания. 3. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет. 4. Второй – третий год жизни. Достаточно хорошее развитие выше указанной первоначальной формы произвольного внимания. 5. Четыре с половиной – пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.

6. Пять – шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства). 7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.

Лекция 3 Память – это : Общее представление о памяти. Общее представление о памяти. Виды памяти и их особенности. Виды памяти и их особенности. Индивидуальные различия памяти у людей. Индивидуальные различия памяти у людей. Теории и законы памяти. Теории и законы памяти. Формирование и развитие памяти. Формирование и развитие памяти.

Цитата: «Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». Рубинштейн С. Л.«Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». Рубинштейн С. Л.

Память Запечатление (запись),сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков. Запечатление (запись),сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков. Отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что человек воспринимал, чувствовал … Отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что человек воспринимал, чувствовал …

Виды памяти : По длительности сохранения информации: По длительности сохранения информации: кратковременная кратковременная оперативнаяоперативная долговременная долговременная По форме психической активности: По форме психической активности: непроизвольная непроизвольная произвольная произвольная По объекту запоминания: По объекту запоминания: ОБРАЗНАЯ ОБРАЗНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯСЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ По преобладающему анализатору: По преобладающему анализатору:

Память цель установка эмоции Производственная Непроизвольная Кратковременная Долговременная Образная Эмоциональная Смысловая Механическая Двигательная мышление восприятие кинестези я

Система памяти (по Р. Аткинсону и Р. Шиффину) Вытеснение Повторение Период (перекодирование) Кратковременная память Долговременная память Входящая информация Это одна из концепций памяти, описывающая особенности взаимосвязанной работы кратковременной и долговременной памяти, включающей вытеснение, повторение и кодирование как частные процессы, составляющие работу памяти. В соответствии с этой теорией долговременная память представлена практически не ограниченной по объему, но обладает ограниченными возможностями произвольного припоминания хранящейся в ней информации. Кроме того, для того чтобы информация из кратковременного хранилища попала в долговременное, необходимо, чтобы с ней была проведена определенная работа еще в то время, пока она находится в кратковременной памяти. Эта работа по перекодированию, т. е. переводу на язык, понятный и доступный мозгу человека. Данный процесс чем-то аналогичен тому, который происходит при вводе информации в электронно-вычислительную машину

Этапы логического запоминания Осознание цели запоминания Анализ материала Выявление наиболее существенных мыслей Обобщение Понимание смысла запоминаемого Осознание цели запоминания

Зависимость запоминания информации от расположения на доске 28% 33% 16% 23% Доска

Причины, влияющие на продуктивность памяти Субъективные Объективные Предшествующий опыт Типы запоминания Установка Связность Осмысленность Характер материала Состояние организма Интерес Понятийность Количество материала Обстановка Наглядность

Структура материала Зависимость запоминания от типа мышления 2. Гипотеза 1. Проблема Лучше запоминает «Теоретик»«Практик»9. Вывод 8. Подтверждение гипотезы 7. Новая формулировка гипотезы 6. Вывод из примера 5. Пример 4. Определение понятия 3. Уточнение гипотезы

Индивидуально-типологические особенности памяти Объем и точность запоминания Мобилизационная готовность к правильному воспроизведению Прочность сохранения Быстрота запоминания Ведущий вид памяти зрительная, слуховая, двигательная, словесно-логическая, эмоциональная Профессиональная направленность Суггестивность асуггестивность (подверженность или неподверженность внушающим воздействиям при воспроизведении), уверенность воспроизведения

Индивидуально-типологические особенности памяти: Ведущий вид памяти - зрительная, слуховая, двигательная, словесно-логическая, эмоциональная Ведущий вид памяти - зрительная, слуховая, двигательная, словесно-логическая, эмоциональная Быстрота запоминания Быстрота запоминания Прочность сохранения Прочность сохранения Мобилизационная готовность к правильному воспроизведению Мобилизационная готовность к правильному воспроизведению Объем и точность запоминания Объем и точность запоминания Суггестивность-асуггестивность (подверженность или неподверженность внушающим воздействиям при воспроизведении), уверенность воспроизведения Суггестивность-асуггестивность (подверженность или неподверженность внушающим воздействиям при воспроизведении), уверенность воспроизведения Профессиональная направленность Профессиональная направленность

Состав мнемического действия Группировка Выделение опорных пунктов План Классификация Схематизация Структурирование Перекодирование Мнемотехника Аналогия Повторение Ассоциации Серийная организация материала Достраивание запоминаемого материала

Лекция 4 Мышление и речь Мышление Мышление Мышление Речь Речь Речь

Составляющие: Природа и виды мышления Природа и виды мышления Природа и виды мышления Природа и виды мышления Особенности творческого мышления Особенности творческого мышления Особенности творческого мышления Особенности творческого мышления Теории мышления в психологии Теории мышления в психологии Теории мышления в психологии Теории мышления в психологии Развитие мышления Развитие мышления Развитие мышления Развитие мышления Речь и ее функции Речь и ее функции Речь и ее функции Речь и ее функции Речь как средство общения Речь как средство общения Речь как средство общения Речь как средство общения Речь как инструмент мышления Речь как инструмент мышления Речь как инструмент мышления Речь как инструмент мышления Соотношение мышления и речи Соотношение мышления и речи Соотношение мышления и речи Соотношение мышления и речи

Мышление – это: Высшая форма познавательной деятельности человека, позволяющая отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.Высшая форма познавательной деятельности человека, позволяющая отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.

МЫШЛЕНИЕ Высшая форма познавательной деятельности человека, позволяющая отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями Установление всеобщих взаимосвязей Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений разновидности определенного класса явлений Обобщение свойств однородной группы явлений и др. Основные функции

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ По форме ПО СТЕПЕНИ НОВИЗНЫ И ОРИГИНАЛЬНОСТИ ПО ХАРАКТЕРУ РЕШАЕМЫХ ЗАДАЧ ПО СТЕПЕНИ РАЗВЕРНУТОСТИ НАГЛЯДНО- ДЕЙСТВЕННОЕ Наглядно- образное Абстрактно- логическое Репродуктивное (воспроизводящее) Продуктивное (творческое) Теоретическое Практическое Дискурсивное интуитивное

Интуитивное Дискурсивное Классификация мышления По форме По степени развернутости По степени новизны и оригинальности По характеру решаемых задач Наглядно-образное Наглядно-действенное Продуктивное (творческое) Репродуктивное (воспроизводящее) Практическое Теоретическое Абстрактно-логическое Виды мышления

Взаимосвязь форм мышления Умозаключение мыслительный процесс, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием Суждение мысль, выражаемая повествовательным предложением и являющаяся истинной или ложной Понятие мысль, фиксирующая признаки отображаемых в ней предметов и явлений, позволяющая отличать эти предметы и явления от смежных с ними

Сравнение Основные мыслительные операции мысленное соотнесение и выделение общего в двух или нескольких различных явлениях или ситуациях мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного отвлечение существенных свойств предмета от несущественных мысленное соотнесение, сопоставление, установление связи между различными элементами мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих элементов, частей, моментов, сторон Анализ Мыслительные операции Обобщение Абстракция Синтез

Творчество Глубина Гибкость Широта Инициативность Критичность Быстрота Составляющие продуктивности ума Продук тивност ь ума Сообразительность

Качества мышления Выражается в умении увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами. Творческий характер мышления наиболее ярко выражается в его самостоятельности Проявляется в степени проникновения в сущность явления, процесса Проявляется в умении изменять намеченный план действий, если этот план не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задач Отражается способность человека правильно оценить как объективные условия, так и собственную активность и при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности Проявляется в способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени Глубина мышления Самостоятельност ь мышления Гибкость мышления Критичность мышления Быстрота мышления

Условия развития творческого мышления Условия, стимулирующие развитие творческого мышления Это один из видов мышления, характерный Созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов Творческое мышление Условия, препятствующие развитию творческого мышления Разрешение и поощрение множества вопросов Стимулирование ответственности и независимости Ситуации незавершенности или открытости в отличие от жестко заданных и строго контролируемых Внимание к интересам детей со стороны взрослых и сверстников и др. Акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях Конформность Неодобрительные оценки воображения, фантазии, исследования Жесткие стереотипы в мышлении и поведении Стремление к успеху во что бы то ни стало Избегание риска Преклонение перед авторитетами и др.

Индивидуально-типологические особенности мышления Тип высшей нервной деятельности (мыслительный, художественный или смешанный) Сочетание различных видов мышления Развитость отдельных мыслительных операций Сформированность умственных действий при решении задач определенного класса Способность подчинять поисковые действия цели Способность предвосхищать возможные решения проблем, актуализировать знания Импульсивность, уравновешенность или осторожность в принятии решений Способность (неспособность) выйти за пределы ситуативных ограничений и принимать нестандартные решения Адекватная оценка условий решения задачи и правильности собственных действий Глубина мышления Широта мышления Гибкость или ригидность ума Критичность мышления

Мышление По типу сознания По форме По средствам действия Теоретическое Эмпирическое Наглядно действенное Наглядно образное Словесно логическое Интуитивное Рациональное Вербальное Наглядное Творческое Критическое Практическое Теоретическое По функциям По типу проблем По степени рефлексии

Мыслительные операции: Анализ - мысленное расчленение предмета, явления и выявление составляющих элементов, частей, моментов, сторон. Анализ - мысленное расчленение предмета, явления и выявление составляющих элементов, частей, моментов, сторон. Синтез – мысленное соотнесение, сопоставление, установление связи между различными элементами. Синтез – мысленное соотнесение, сопоставление, установление связи между различными элементами. Сравнение – мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего и различного. Сравнение – мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего и различного. Абстракция – выделение существенных свойств предмета при отвлечении от несущественных. Абстракция – выделение существенных свойств предмета при отвлечении от несущественных. Обобщение – мысленное объединение по тем существенным признакам, которые были выделены в процессе абстрагирования. Обобщение – мысленное объединение по тем существенным признакам, которые были выделены в процессе абстрагирования. Конкретизация Конкретизация

Осознание Проблемной ситуации Ограничение зоны поиска Построение гипотезы Проверка гипотезы Постановка задачи Рефлексия действий и результатов Этапы решения мыслительной задачи

Составляющие продуктивности ума Быстрота Самостоя- тельность Широта Гибкость Глубина Критичность Инициативность Сообразительность

Качества мышления: Быстрота мышления – проявляется в способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени. Быстрота мышления – проявляется в способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени. Самостоятельность мышления – выражается в умении увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами. Творческий характер мышления наиболее ярко выражается вего самостоятельности. Самостоятельность мышления – выражается в умении увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами. Творческий характер мышления наиболее ярко выражается вего самостоятельности. Гибкость мышления – проявляется в умении изменять намеченный план действий, если этот план не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задач. Гибкость мышления – проявляется в умении изменять намеченный план действий, если этот план не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задач. Глубина 178 Глубина 178

Речь и ее функции: Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию. Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию. По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.

Соответственно множеству ее функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д. Внешняя речь играет в основном роль средства общения, внутренняя – средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог – двустороннего обмена информацией. Соответственно множеству ее функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д. Внешняя речь играет в основном роль средства общения, внутренняя – средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог – двустороннего обмена информацией. Важно отличать язык от речи. Важно отличать язык от речи. Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. Речь же – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Речь же – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. Связывающим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи. Связывающим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.

Речь вместе с тем несет в себе определенный смысл, характеризующий личность того человека, который ею пользуется. Смыслы одних и тех же слов для разных людей различны, хотя языковые значения могут быть одинаковы. Речь вместе с тем несет в себе определенный смысл, характеризующий личность того человека, который ею пользуется. Смыслы одних и тех же слов для разных людей различны, хотя языковые значения могут быть одинаковы. Важнейшая роль слова состоит в том, что в своем значении оно обобщенно отражает действительность, существующую вне и независимо от индивидуального человеческого сознания. В речи, насыщенной субъективным смысловым содержанием, отражается вся психология человека, и это обстоятельство является основанием для использования речи в системе личностной психодиагностики. Важнейшая роль слова состоит в том, что в своем значении оно обобщенно отражает действительность, существующую вне и независимо от индивидуального человеческого сознания. В речи, насыщенной субъективным смысловым содержанием, отражается вся психология человека, и это обстоятельство является основанием для использования речи в системе личностной психодиагностики. Рассмотрим основные психологические теории, объясняющие процесс формирования речи. Одна из них – теория научения. Рассмотрим основные психологические теории, объясняющие процесс формирования речи. Одна из них – теория научения. Теория научения утверждает, что подражание и подкрепление являются основными механизмами формирования и развития речи у человека. Получая положительное эмоциональное подкрепление, подражание ведет к быстрому усвоению сначала звуков человеческой речи, затем фонем, морфем, слов, высказываний, правил их грамматического построения. Освоение речи, таким образом, сводится к всем ее основным элементам. Теория научения утверждает, что подражание и подкрепление являются основными механизмами формирования и развития речи у человека. Получая положительное эмоциональное подкрепление, подражание ведет к быстрому усвоению сначала звуков человеческой речи, затем фонем, морфем, слов, высказываний, правил их грамматического построения. Освоение речи, таким образом, сводится к всем ее основным элементам.

Данная теория, однако, не в состоянии удовлетворительно и полностью объяснить процесс усвоения языка, в частности ту быстроту, с которой в раннем детстве ребенок осваивает речь. Кроме того, для развития любых способностей, в том числе и речевых, необходимы задатки, которые сами по себе не могут быть приобретены в результате научения (по крайней мере до того, как научение началось). Данная теория, однако, не в состоянии удовлетворительно и полностью объяснить процесс усвоения языка, в частности ту быстроту, с которой в раннем детстве ребенок осваивает речь. Кроме того, для развития любых способностей, в том числе и речевых, необходимы задатки, которые сами по себе не могут быть приобретены в результате научения (по крайней мере до того, как научение началось). С позиции данной теории трудно понять детское словотворчество, а также те моменты в развитии речи ребенка, которые не имеют аналогов у взрослых, т.е. такие, которые никак не усвоишь методом подражания. С позиции данной теории трудно понять детское словотворчество, а также те моменты в развитии речи ребенка, которые не имеют аналогов у взрослых, т.е. такие, которые никак не усвоишь методом подражания. Опыт показывает, что взрослые подкрепляют у ребенка не столько грамматически правильные, сколько умные и правдивые, оригинальные и семантически точные высказывания. Имея это в виду, в рамках теории речевого научения трудно объяснить быстрое формирование правильной грамматики речевых высказываний у детей. Опыт показывает, что взрослые подкрепляют у ребенка не столько грамматически правильные, сколько умные и правдивые, оригинальные и семантически точные высказывания. Имея это в виду, в рамках теории речевого научения трудно объяснить быстрое формирование правильной грамматики речевых высказываний у детей.

Еще одна популярная теория усвоения языка называется когнитивной. Еще одна популярная теория усвоения языка называется когнитивной. Согласно этой теории, развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. Этим, в частности, и объясняется детское спонтанное словотворчество. Предполагается, что речевое развитие зависит от развития мышления, а не наоборот (Ж. Пиаже). Установлено – и это одно из основных исходных положений данной теории, - что первые высказывания малышей обычно относятся к тому, что они уже понимают. Дети, кроме того, обычно говорят о том, что для них интересно. Следовательно, на развитие речи влияет и мотивация ребенка. Согласно этой теории, развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. Этим, в частности, и объясняется детское спонтанное словотворчество. Предполагается, что речевое развитие зависит от развития мышления, а не наоборот (Ж. Пиаже). Установлено – и это одно из основных исходных положений данной теории, - что первые высказывания малышей обычно относятся к тому, что они уже понимают. Дети, кроме того, обычно говорят о том, что для них интересно. Следовательно, на развитие речи влияет и мотивация ребенка. Усвоение речи ребенком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти сигналы объединяются в морфемы, слова, предложения, фразы. На базе их формируется связная, осмысленная внешняя речь, обслуживающая общение и мышление. Процесс перевода мысли в слово идет в обратном направлении. Усвоение речи ребенком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти сигналы объединяются в морфемы, слова, предложения, фразы. На базе их формируется связная, осмысленная внешняя речь, обслуживающая общение и мышление. Процесс перевода мысли в слово идет в обратном направлении.

Речь как средство общения В филогенезе речь первоначально выступала, вероятно, как средство общения людей, способ обмена между ними информацией. В пользу такого предположения говорит факт наличия у многих животных развитых средств коммуникации и только у человека способности пользоваться речью при решении интеллектуальных задач. Язык животных не имеет тех значений, которыми богата человеческая речь, и тем более смыслов. В филогенезе речь первоначально выступала, вероятно, как средство общения людей, способ обмена между ними информацией. В пользу такого предположения говорит факт наличия у многих животных развитых средств коммуникации и только у человека способности пользоваться речью при решении интеллектуальных задач. Язык животных не имеет тех значений, которыми богата человеческая речь, и тем более смыслов. Обратим внимание на генетическую предпосылку развития у человека речи как средства общения. Для многих животных речь является не только системой эмоционально выразительных реакций, но так же средством психологического контакта с себе подобными. Ту же самую роль формирующаяся в онтогенезе речь первоначально выполняет и у человека, по крайне мере в возрасте до полутора лет. Эта речевая функция так же еще не связана с интеллектом. Обратим внимание на генетическую предпосылку развития у человека речи как средства общения. Для многих животных речь является не только системой эмоционально выразительных реакций, но так же средством психологического контакта с себе подобными. Ту же самую роль формирующаяся в онтогенезе речь первоначально выполняет и у человека, по крайне мере в возрасте до полутора лет. Эта речевая функция так же еще не связана с интеллектом.

Для того чтобы передать какое-либо переживание или содержание сознания другому человеку, нет иного пути, кроме означивания речевых высказываний, т. е. отнесения передаваемого содержания к какому-либо известному классу предметов и явлений. Это непременно требует абстракции и обобщения, выражение обобщенного и абстрагированного содержания в слове – понятии. Общение развитых в психологическом и культурном плане людей непременно предполагает обобщение, развитие словесных значений. Это и есть магистральный путь совершенствования человеческой речи, сближающей ее с мышлением и включающий речь в управление всеми другими познавательными процессами. Для того чтобы передать какое-либо переживание или содержание сознания другому человеку, нет иного пути, кроме означивания речевых высказываний, т. е. отнесения передаваемого содержания к какому-либо известному классу предметов и явлений. Это непременно требует абстракции и обобщения, выражение обобщенного и абстрагированного содержания в слове – понятии. Общение развитых в психологическом и культурном плане людей непременно предполагает обобщение, развитие словесных значений. Это и есть магистральный путь совершенствования человеческой речи, сближающей ее с мышлением и включающий речь в управление всеми другими познавательными процессами. В последние годы ведется не мало споров и дискуссий по вопросу о том, является способность к усвоению речи у человека врожденной или нет. Мнение ученых в этом вопросе разделились: одни стоят на позиции неврожденности этой способности, другие придерживаются точки зрения о ее генетической обусловленности. В последние годы ведется не мало споров и дискуссий по вопросу о том, является способность к усвоению речи у человека врожденной или нет. Мнение ученых в этом вопросе разделились: одни стоят на позиции неврожденности этой способности, другие придерживаются точки зрения о ее генетической обусловленности.

С одной стороны, есть убедительные доказательства того, что ни о какой врожденности речи человека говорить нельзя. С одной стороны, есть убедительные доказательства того, что ни о какой врожденности речи человека говорить нельзя. С другой стороны, имеются не менее достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что многие высшие животные обладают развитой системой коммуникации, по многим своим функциям напоминающей речь человека. С другой стороны, имеются не менее достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что многие высшие животные обладают развитой системой коммуникации, по многим своим функциям напоминающей речь человека. Основная трудность, которую необходимо разрешить для того, чтобы найти окончательный ответ на вопрос о наличии или отсутствии у человека прирожденных (генотипических) факторов, определяющих усвоение им языка, состоит в том, что факты, которые обычно используют для доказательства или опровержения положений, связанных с обсуждаемым вопросом, допускают различные толкования. Да и сами эти факторы порой достаточно противоречивы. Основная трудность, которую необходимо разрешить для того, чтобы найти окончательный ответ на вопрос о наличии или отсутствии у человека прирожденных (генотипических) факторов, определяющих усвоение им языка, состоит в том, что факты, которые обычно используют для доказательства или опровержения положений, связанных с обсуждаемым вопросом, допускают различные толкования. Да и сами эти факторы порой достаточно противоречивы.

Речь как инструмент мышления Главная функция речи у человека все же состоит в том, что она является инструментом мышления. В слове как в понятии заключено гораздо больше информации, чем может в себе нести простое сочетание звуков. Главная функция речи у человека все же состоит в том, что она является инструментом мышления. В слове как в понятии заключено гораздо больше информации, чем может в себе нести простое сочетание звуков. Тот факт, что мышление человека неразрывно связанно с речью, прежде всего доказывается психофизиологическими исследованиями участия голосового аппарата в решении умственных задач. Электромиографическое исследование работы голосового аппарата в связи с мыслительной деятельностью показало, что в самые сложные и напряженные моменты мышления у человека наблюдается повышенная активность голосовых связок. Эта активность выступает в двух формах: фазической и тонической. Тот факт, что мышление человека неразрывно связанно с речью, прежде всего доказывается психофизиологическими исследованиями участия голосового аппарата в решении умственных задач. Электромиографическое исследование работы голосового аппарата в связи с мыслительной деятельностью показало, что в самые сложные и напряженные моменты мышления у человека наблюдается повышенная активность голосовых связок. Эта активность выступает в двух формах: фазической и тонической.

Первая фиксируется в виде высокоамплитудных и нерегулярных вспышек речедвигательных потенциалов, а вторая – в форме постепенного нарастания амплитуды электромиограммы. Экспериментально доказано, что фазическая форма речедвигательных потенциалов связанно со скрытым проговариванием слов про себя, в то время как тоническая – общим повышением речедвигательной активности. Первая фиксируется в виде высокоамплитудных и нерегулярных вспышек речедвигательных потенциалов, а вторая – в форме постепенного нарастания амплитуды электромиограммы. Экспериментально доказано, что фазическая форма речедвигательных потенциалов связанно со скрытым проговариванием слов про себя, в то время как тоническая – общим повышением речедвигательной активности. Оказалось, что все виды мышления человека, связанные с необходимостью использования более или менее развернутых рассуждений, сопровождаются усилением речедвигательной импульсации, привычные и повторные мыслительные действия ее редукции. Существует, по видимому, некоторый оптимальный уровень вариаций интенсивности в речедвигательных реакций человека, при котором мыслительные операции выполняются наиболее успешно, максимально быстро и точно. Оказалось, что все виды мышления человека, связанные с необходимостью использования более или менее развернутых рассуждений, сопровождаются усилением речедвигательной импульсации, привычные и повторные мыслительные действия ее редукции. Существует, по видимому, некоторый оптимальный уровень вариаций интенсивности в речедвигательных реакций человека, при котором мыслительные операции выполняются наиболее успешно, максимально быстро и точно.

Соотношение мышления и речи На протяжении всей истории психологических исследований мышления и речи проблема связи между ними привлекла к себе повышенное внимание. Предлагаемые ее решения были самыми разными – от полного разделения речи и мышления и рассмотрения их как совершенно независимых друг от друга функций до столь же однозначного т без условного их соединения, вплоть до абсолютного отождествления. На протяжении всей истории психологических исследований мышления и речи проблема связи между ними привлекла к себе повышенное внимание. Предлагаемые ее решения были самыми разными – от полного разделения речи и мышления и рассмотрения их как совершенно независимых друг от друга функций до столь же однозначного т без условного их соединения, вплоть до абсолютного отождествления. Однако мышление и речь имеют разные генетические корни. Первоначально они выполняли различные функции и развивались отдельно. Исходной функцией речи была коммуникативная функция. Однако мышление и речь имеют разные генетические корни. Первоначально они выполняли различные функции и развивались отдельно. Исходной функцией речи была коммуникативная функция. В свою очередь есть виды мышления, которые не связаны с речью, например наглядно – действенное, или практическое, мышление у животных. У маленьких детей и у высших животных обнаруживаются своеобразные средства коммуникации, не связанные с мышлением. Это выразительные движения, жесты, мимика, отражающие внутренние состояния живого существа, но не являющиеся знаком или обобщением. В филогенезе мышления и речи отчетливо вырисовывается до речевая фаза в развитии интеллекта и до интеллектуальная фаза в развитии речи. В свою очередь есть виды мышления, которые не связаны с речью, например наглядно – действенное, или практическое, мышление у животных. У маленьких детей и у высших животных обнаруживаются своеобразные средства коммуникации, не связанные с мышлением. Это выразительные движения, жесты, мимика, отражающие внутренние состояния живого существа, но не являющиеся знаком или обобщением. В филогенезе мышления и речи отчетливо вырисовывается до речевая фаза в развитии интеллекта и до интеллектуальная фаза в развитии речи.

Грамматика в становлении речи ребенка несколько опережает логику. Он раньше овладевает в речи союзами «потому что», «несмотря на», «так как», «хотя», чем смысловыми высказываниями, соответствующими им. Грамматика в становлении речи ребенка несколько опережает логику. Он раньше овладевает в речи союзами «потому что», «несмотря на», «так как», «хотя», чем смысловыми высказываниями, соответствующими им. Еще более отчетливо это несовпадение выступает в функционировании развитой мысли: далеко не всегда грамматическое и логическое содержание предложения идентичны. Даже на высшем уровне развития мышления и речи, когда ребенок овладевает понятиями, происходит лишь частичное их слияние. Еще более отчетливо это несовпадение выступает в функционировании развитой мысли: далеко не всегда грамматическое и логическое содержание предложения идентичны. Даже на высшем уровне развития мышления и речи, когда ребенок овладевает понятиями, происходит лишь частичное их слияние. Очень важное значение для понимания отношения мысли к слову имеет внутренняя речь. Она в отличие от внешней речи обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью. Превращение внешней речи во внутреннюю происходит по определенному закону: в ней в первую очередь сокращается подлежащее и остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения. Очень важное значение для понимания отношения мысли к слову имеет внутренняя речь. Она в отличие от внешней речи обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью. Превращение внешней речи во внутреннюю происходит по определенному закону: в ней в первую очередь сокращается подлежащее и остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения.

Основной закон развития значений употребляемых ребенком в общении слов заключается в их обогащении жизненным индивидуальным смыслом. Функционируя и развиваясь в практическом мышлении и речи, слово как бы впитывает в себя все новые смыслы. В результате такой операции смысл употребляемого слова обогащается разнообразными когнитивными, эмоциональными и другими ассоциациями. Во внутренней же речи – и в этом состоит ее главное отличительная особенность – преобладание смысла над значением доведено до высшей точки. Можно сказать, что внутренняя речь в отличие от внешней имеет свернутую предикативную форму и развернутое, глубокое, смысловое содержание. Основной закон развития значений употребляемых ребенком в общении слов заключается в их обогащении жизненным индивидуальным смыслом. Функционируя и развиваясь в практическом мышлении и речи, слово как бы впитывает в себя все новые смыслы. В результате такой операции смысл употребляемого слова обогащается разнообразными когнитивными, эмоциональными и другими ассоциациями. Во внутренней же речи – и в этом состоит ее главное отличительная особенность – преобладание смысла над значением доведено до высшей точки. Можно сказать, что внутренняя речь в отличие от внешней имеет свернутую предикативную форму и развернутое, глубокое, смысловое содержание. Еще одной особенностью семантики внутренней речи является агглютинация, т.е. своеобразное слияние слов в одно с их существенным сокращением. Еще одной особенностью семантики внутренней речи является агглютинация, т.е. своеобразное слияние слов в одно с их существенным сокращением.

Внутренняя речь, по видимому, и состоит из подобного рода слов, совершенно не похожих по структуре и употреблению на те слова, которыми мы пользуемся в своей письменной и устной речи. Такую речь в силу названных ее особенностей можно рассматривать как внутренний план речевого мышления. Внутренняя речь и есть процесс мышления «чистыми значениями». Внутренняя речь, по видимому, и состоит из подобного рода слов, совершенно не похожих по структуре и употреблению на те слова, которыми мы пользуемся в своей письменной и устной речи. Такую речь в силу названных ее особенностей можно рассматривать как внутренний план речевого мышления. Внутренняя речь и есть процесс мышления «чистыми значениями». К этому следует добавить и своеобразную детскую речевую изобретательность, проявляющуюся в том, что ребенок вдруг совершенно самостоятельно по собственной инициативе начинает придумывать новые слова, произносить такие фразы, которые от взрослого он ни когда не слышал. К этому следует добавить и своеобразную детскую речевую изобретательность, проявляющуюся в том, что ребенок вдруг совершенно самостоятельно по собственной инициативе начинает придумывать новые слова, произносить такие фразы, которые от взрослого он ни когда не слышал.

Лекция 5 Воображение : 1. в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2. в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; 3. в создании образов, соответствующих описанию объекта. Воображение - психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений

Виды воображения: Активное Активное Пассивное Пассивное Продуктивное Продуктивное Репродуктивное Репродуктивное

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, по мимо воли и желания человека. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, по мимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь так же присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь так же присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Воображение психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений Представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими, решая задачи Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека Регулирование эмоциональных отношений Осн овн ые фун кци и Функции и формы выражения воображения Планирование и программирование деятельности Формирование внутреннего плана человека

Основные функции Представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими, решая задачи Представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими, решая задачи Регулирование эмоциональных состояний Регулирование эмоциональных состояний Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека Формирование внутреннего плана человека Формирование внутреннего плана человека Планирование и программирование деятельности Планирование и программирование деятельности

Формы синтеза представлений в процессах воображения Формы синтеза Агглютинация Гиперболизация, или акцентирование Типизация Заострение соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов Схематизация выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними подчеркивание каких-либо признаков увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей

Воображение Произвольное Непроизвольное Фантазии Мечты Репродуктивное Творческое По степени субъективности По отношению к возможному будущему По степени уникальности По отношению к неосуществимому будущему

Этапы творческого воображения Возникновение творческой идеи «Вынашивание» замысла Реализация замысла

Творческое Воссоздающее Классификация воображения По предмету, материалу деятельности По результатам По виду деятельности, содержанию труда По способам активности Образное Эмоциональное Техническое Художественное Пассивное Активное Преднамеренное Непреднамеренное и др. Словесно-логическое (концептуальное) Музыкальное Виды воображения