Т ЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА Доцент кафедры «Социальная конфликтология» ФНБ ИПиНБ РАНХиГС к.пс.наук Е.Б.Зиновьева
И МИДЖ (от лат. Imago-образ, вид) – целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказывать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.п. (Большой энциклопедический словарь)
В психологии имидж – это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо, чего-либо. Имидж субъекта власти, его единой многоуровневой управленческой команде. Имидж власти – это ее образ в глазах народа.
В ЛАСТЬ Это способность и возможность осуществлять свою волю (классом, группой, партией, личностью), оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия, страха и других средств. В условиях построения информационного общества формируется новый вид власти – информационной и новый вид воздействия – с помощью информации, т.е. информационное воздействие.
Для формирования имиджа руководителя, государственного органа, управленческой команды из всех средств власти на первое место выходят: авторитет и информация, интегрированная и коммуникативно-информационная деятельность органов власти, СМИ и МК.
А ВТОРИТЕТ – ЭТО : Влияние (индивида, лидера, социального, политического, государственного органа), основанное на занимаемом им положении, должности, статусе; Добровольное признание за субъектом власти права на принятие ответственного решения при совместной деятельности. При совместной деятельности власти (всех уровней) – народа (отражаемое в общественном мнении), СМИ и МК.
Авторитет строится на доверии народа к власти. Без этого невозможно сформировать ее положительный имидж и высокий рейтинг. Доверие – это оценочное отношение народа к власти. Отражается в общественном мнении. Отмечается кризис доверия к СМИ, технологический кризис формирования общественного мнения с помощью СМИ.
О БЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ Состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей. Оно вызывает одобрение или осуждение по тем или иным общественным проблемам, регулирует поведение индивидов, социальных групп.
К ОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА В общественном мнении отражаются осознанно и неосознанно: менталитет населения региона; состояние (социально-экономическое, психологическое, духовное) российского общества в целом и региона в частности; законы общественного развития (на уровне интуиции, обыденного, практического сознания); интересы региона, властного органа, команды, персоны.
Систематический мониторинг общественного мнения – важнейший компонент формирования имиджа.
С ОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ИМИДЖА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА Социально-политическая, этико-политическая, мифологическая, религиозная, историческая, социально-психологическая, ценностная, монументально-политическая, знаково-символическая и др. Необходимо конструирование имиджа на основе синтеза, т.е единства многоаспектности данных моделей. Следует опираться на концептуальные подходы (аспекты) решения проблемы.
П РИ РАЗРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - Имидж реальный; - Имидж запрашиваемый (желаемый); - Имидж проектируемый, реально достижимый применительно к персоне, органу власти. Данные модели имиджа строятся на результатах замера состояния общественного мнения.
К ОММУНИКАЦИОННЫЙ АУДИТ Анализ организационного построения, компетентности, содержательной деятельности PR-структур и специалистов; изучение ими производимых информационных материалов (посланий), предназначенных для воздействия на внутренние и внешние целевые аудитории; тестирование системы связей и каналов, в рамках которых данные структуры/специалисты/послания функционируют.
В ИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Механическая, тоталитарная (без обратной связи, при жесткой цензуре, идеологическом диктате); Манипулятивная (приписывание персоне, организации иллюзорных, реально недостижимых качеств); Диалоговая (систематический диалог лидера, субъекта власти). Инструмент-МК (непосредственное социальное общение с народом, населением).
П РОЕКТИРОВАНИЕ ИМИДЖА Единство концептуальных линий, включающих анализ-оценку и прогноз. Социально-философский аспект (подход) – это концептуальный уровень имиджевой технологии. Предусматривает анализ состояния общества на данный момент и перспективу его развития в будущем.
В КАКОМ ОБЩЕСТВЕ МЫ ЖИВЕМ И КАКОЕ СТРОИМ ? Должны построить с учетом обще цивилизованной трансформации и особенностей исторического развития страны, менталитета народов России. Решение проблемы наложить на регион и результат обозначить в программе деятельности лидера, команды, управления.
Требуется сформулировать отношение лидера (команды) к разработке и реализации общенациональной идеи («идеи- правительницы»), государственной идеологии или общественного идеала. Проведение фокус-групп, тренингов, опросов, дискуссии по выявлению ценностей-доминант по следующей схеме.
А НКЕТА Н АЗОВИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, Ценности, которые имелись в прошлом (до 1991 г.) Ценности настоящего Будущие ценности (желаемые)
С ОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Обозначение перспективной для России модели экономики в целом (отношений собственности), на основе анализа реформ и опыта развитых стран. - Необходимо продолжить экономические реформы в неизменном виде (6,8%), - Следует внести некоторые изменения и продолжить их (23, 3 %), - Предлагают внести существенные изменения в реформы (38,9 %), - Затруднились ответить 14,5 %
Д ЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ЛИДЕРА ГОСОРГАНА НЕОБХОДИМА Выработка экономической идеологии, идентичной ментальным запросам населения и достижение опережающего информационного эффекта при целенаправленном формировании экономического сознания граждан.
П ОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Анализ партийной структуры мегаполиса их программ и реального имиджа и степени воздействия на политическое сознание и политическую психологию населения. Важно определиться с тем, как вписаться в политические интересы партий и их сторонников; нужна четкая синтезированная платформа лидера (взять все лучшее от всех). Важно спрогнозировать стратегическую перспективу.
С ОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Изучение социальной структуры населения, анализ по ряду параметров: по доходам граждан, по выявленным болевым точкам общественного мнения, по отношению к властным структурам, к реформам, степень социальной напряженности. Главная задача – позитивно ответить на социальные ожидания большинства социальных групп населения, общезначимые потребности, интересы, установки и мотивы. Цель - достижение в регионе социального мира и согласия.
С ОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Разработка социальной, этнической и религиозной психопрограмм населения региона и наложение на него структуры СМИ. Вычислить общезначимые проблемы, ценности, ожидания, мотивы и делать на них акцент, что будет способствовать упреждению и разрешению конфликтов. Акцент на психотерапевтической функции СМИ.
С ОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Психические комплексы населения: страх, отчаяние, подавленность и озлобленность, неуверенность в завтрашнем дне и др. Необходимо поддерживать позитивное расположение духа, проявляющееся в спокойствии, уравновешенности, чувства бодрости и оптимизма, душевного духовного подъема.
И НФОРМАЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Строится на закономерностях производства, распространения и потребления информации на теории и практике управления информационными процессами.
Д ЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОГО ИМИДЖА Разработка региональной государственной информационной политики; Выстраивание горизонтальной и вертикальной информационной власти; Повышение доверия к СМИ (критическое); Определение истинного, объективного места и роли СМИ, журналистики и журналистов во взаимодействии власти и народа; Выявление информационных ресурсов для формирования имиджа.
Ф АКТОРЫ, СОЗДАЮЩИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ИМИДЖ РЕГИОНА Основные природные достопримечательности; Главные исторические события; Исторические и культурные памятники; Ведущие предприятия Привлекательность для туристов, охотников, рыболовов, нуждающихся в рекреации и т.д.; Суть, связь с региональными производствами; Моменты, вызывающие интерес со стороны потенциальных туристов; Основные товары и услуги, отражающие местную специфику, известные в регионе, стране и за ее рубежами. Основные ресурсы Основа вербализации/визуализации
О РГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ Предусматривает формирование команды сопровождения. Создание 2-х подгрупп. 1. Специалисты по социальной философии, политологии, социологии, социальной психологии и социальной информациологии. 2. Специалисты-управленцы (рок-группа) Определяются информационные, финансовые, коммуникативные ресурсы, их владельцы и координаторы, в особенности единые «правила игры» на информационном поле.
З АДАНИЕ Провести исследование и подготовить доклад (презентацию) на тему: «Формирование позитивного имиджа региона в информационном пространстве ( на примере конкретного региона )