Компетентностный подход к современному образовательному процессу.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
Advertisements

Введение Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Модернизация школьного образования. Круг обсуждаемых вопросов 1. Основные положения системно- деятельного подхода в среднем образовании 2. Базовые технологии.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
Федеральные государственные образовательные стандарты и новые компетенции социального педагога.
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
Пришло осознание того, что детей надо учить по- новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют сегодня в достаточной степени.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
Полянская О. А. зам.директора по УД МБОУ лицей 135.
Основная образовательная программа начального общего образования как обязательное требование реализации федерального государственного образовательного.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Создание условий для формирования положительных взглядов, ценностных ориентаций, социальных мотивов, потребностей, интересов, способствующих.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 4» г. Гай 2011 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ФГОС 2011.
О преемственности между ФГОС НОО и ФГОС ООО. 2 Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны.
Транксрипт:

Компетентностный подход к современному образовательному процессу

1. Компетенция и компетентность: сущность, специфика, видовое многообразие. 2. Социальная обусловленность компетентностно-ориентированного образования. 3. Компетентностный подход и результаты международных исследований PISA.

Каковы ориентиры в реформировании российского образования? Каким мы хотим видеть выпускника школы? В чем должны состоять основные результаты образования?

В последнее десятилетие и особенно после публикации «Стратегии модернизации содержания общего образования» и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» происходит переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся.

Основной результат образования: развитие личности ребенка на основе освоения обобщенных способов действий (УУД, компетенций). Таким образом, фиксируется компетентностный подход в образовании, который предполагает значительное усиление практической направленности образования. Подход – совокупность приёмов, способов (в воздействии на кого(что)-нибудь, в изучении чего-нибудь, в ведении дела). Что изменилось в оценке результата образования?

Первый этап – 1960 –1970 гг. – характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разграничения понятий компетенция / компетентность. С этого времени начинается в русле трансформационной грамматики и теории обучения языкам исследование разных видов языковой компетенции, введение понятия «коммуникативная компетентность» (Д. Хаймс). Второй этап – 1970 –1990 гг. – характеризуется использованием категории компетенция / компетентность в теории и практике обучения языку (особенно неродному), профессионализма в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению. Дж. Равен «Компетентность в современном обществе», Лондон, 1984 г., (дается развернутое толкование компетентности). Из истории компетентностного подхода

Компетенция – (от лат. Competere – соответствовать, подходить) способность делать что-либо хорошо или эффективно; способность применять знания и умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, а также в определенной широкой области; способность выполнять особые трудовые функции. Компетенция и компетентность

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – это осознанная человеком способность решать жизненно важные задачи в конкретных ситуациях. Компетентный – знающий, осведомленный; авторитетный в определенной области, владеющий опытом практической работы. Компетенция и компетентность

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире; осваивать новые профессии и области знаний; умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Современное образование должно научить человека жить в изменяющемся, динамичном мире.

Эти качества получили название «ключевых компетенций» и подробно обсуждались на симпозиуме Совета Европы «Ключевые компетенции для Европы» в Берне в 1996 году. Ключевая компетенция– это определяющая компетенция, соответствующая наиболее широкому спектру специфики, т.е. наиболее универсальная по своему характеру и степени применимости.

Ключевые компетентности, предложенные Советом Европы в 1996 году Политические и социальные компетентности, такие как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов. Компетентности, связанные с жизнью в много культурном обществе: принятие различий между людьми, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий. Компетентности, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, поскольку людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. При этом все большее значение приобретает владение хотя бы одним иностранным языком. Компетентности, связанные с возрастанием информатизации общества. Это включает в себя: владение IT, понимание области их применения, сильных и слабых сторон, а также способность к критическому суждению в отношении той информации, которая распространяется СМИ и рекламой. Способность учиться на протяжении жизни, которая является основой непрерывного образования, необходимого как для профессионального роста, так и в личной и социальной жизни.

Ключевые компетентности (Европа 2005 г.) Общение на родном языке. Общение на иностранных языках. Математическая компетентность и базовые компетентности в области естественных наук и технологии. ИК-компетентность. Умение учиться. Межличностная, межкультурная, социальная и гражданская компетентности. Предприимчивость. Культурная компетентность.

B докладе Международной комиссии по образованию для ХХl века «Обpaзoвaние: сoкpытое сoкpoвище» Жaк Делop сфopмyлиpoвaл «четыре столпа», на кoтopыlх основывается oбpaзовaние (четыре ключевые компетенции, сформулированные в документах ЮНЕСКО): научиться познавать (означает конструировать свое собственное знание из внешних (информация) и внутренних (опыт, мотивация, ценности) элементов); научиться делать (предполагает практическое применение изученного, учение для труда); научиться жить (предполагает умения, необходимые каждому человеку для полного развития собственных возможностей); научиться жить вместе (характеризует стремление к жизни, свободной от любой дискриминации, когда у каждого есть равная с другими возможность собственного развития, развития своей семьи и местного сообщества).

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

Введение понятия компетенций в нормативную и практическую составляющую образования обозначило проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций:

извлекать главное из прочитанного или прослушанного; точно формулировать свои мысли, высказываться по заданной теме; сотрудничать с другими при выполнении общего задания; планировать свои действия, оценивать полученный результат; предлагать различные варианты решения задачи и выбирать наилучший, принимая во внимания различные критерии; самоорганизовываться и т.д.

Каково качество российского образования с точки зрения наличия компетенций у выпускников школы?

Что такое исследования PISA? Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). Исследование PISA проводится трехлетними циклами (2000, 2003, 2006, 2009, 2012). В исследовании оценивается функциональная грамотность (грамотность чтения, математическая и естественнонаучная грамотность).

Исследования PISA Функциональная грамотность – способность применять полученные знания в различных (в том числе, внеучебных) ситуациях = (компетентностный подход). По функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) Россия – на 40-ых местах из 65 стран-участниц исследования (2003). Школьные реформы гг. не изменили результатов российских школьников по исследованиям PISA.

Выводы по исследованиям PISA Россия уступает развитым странам по: уровню функциональной грамотности числу представителей элиты, имеющей высокий уровень подготовки. Низкая конкурентоспособность выпускников российских школ, общества и государства.

Исследования PISA Читательская грамотность. Способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Математическая грамотность. Выпускники современной российской школы не подготовлены к свободному использованию математики в повседневной жизни.

Исследования PISA Естественнонаучная грамотность. У российских школьников наблюдается дефицит сформированности ряда важных умений: осуществлять поиск информации по ключевым словам анализировать процессы проведения исследований составлять прогнозы на основе имеющихся данных интерпретировать научные данные и данные исследований, лежащих в основе доказательств и выводов интерпретировать графическую информацию проводить оценочные расчеты и прикидки

Факторы, характеризующие наиболее эффективные школы в формировании функциональной грамотности автономия школы и эффективная система отчетности школы перед органами управления образованием, родителями и представителями общественности, открытая публикация результатов деятельности школы и итоговой аттестации выпускников; автономия школы в разработке учебного плана и учебных программ, приобретении оборудования и материалов, а также определении системы оценивания достижения планируемых результатов; хорошая дисциплина в школе и доверительные отношения между учащимися и педагогами.

Факторы, характеризующие наиболее эффективные школы в формировании функциональной грамотности обеспечение равных возможностей получения качественного образования независимо от социально- экономического статуса учащихся посредством выстраивания индивидуальных траекторий обучения; посещение в предшкольном возрасте учреждений системы дошкольного образования; наличие независимой системы стандартизированных экзаменов, оценивающих реализацию требований образовательных стандартов; адекватное ресурсное обеспечение образовательного учреждения, независимо от его социально- экономического статуса; адекватная заработная плата учителей.

ИСТОЧНИКИ, ОТРАЖАЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 1. Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации до 2020 года. 2. Образовательные стандарты второго поколения. 3. Федеральная целевая программа развития образования на годы. 4. Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа». 5. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» (2012).

Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа» Обновление содержания образования, создание условий обучения, при которых дети могли бы иметь возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире. Создание системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Пополнение кадрового состава преподавателей, стимулирование активности молодых учителей. Изменения облика школ, школа как центр не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Укрепление здоровья школьников, устранение перегрузок, индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья.

Стратегические цели и задачи образовательной политики России повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении нового качества его результатов.

Стандарты общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию г. – стандарты первого поколения (ГОС); (академики РАО Э. Днепров, В. Шадриков). Стандарты второго поколения (ФГОС) (чел-кор. РАО, д.п.н., А. Кондаков; более 500 участников) 2009 г. – начальное общее образование г. – основное общее образование г. – среднее общее образование г. – дошкольное образование.

Концепция образовательных стандартов второго поколения Компетентность – новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Компетентность – объективный результат освоения компетенций конкретной личностью. Универсальные учебные действия – совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность). Основой современных образовательных стандартов становится формирование ключевых компетенций современного человека:

Ключевые особенности ФГОС Стандарт как конвенциональная норма, общественный договор Ориентация стандарта на результаты образования (портрет выпускника). Договорные отношения между участниками образовательного процесса. Распределение ответственности за достижение планируемых результатов обучения. Вариативность образования. Инновационная структура ФГОС (впервые стандарт разработан как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не только к предметному содержанию образования. Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС общего образования.

Портрет будущего выпускника школы – гражданина России Компетентный в гражданско-правовых аспектах член общества, осознающий свою сопричастность к судьбе России. Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировозренний, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении. Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни. Разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни. Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата. Осознающий себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира Метапредметные освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия. Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества Развитие компетентности к обновлению компетенций Результаты освоения основных образовательных программ (системообразующий компонент ФГОС)

Стандарт как общественный договор ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ГОСУДАРСТВО Национальное единство Развитие человеческого капитала Конкурентоспособность Безопасность Развитие личности

ФГОС – совокупность трех систем требований Тс + Ту + Тр – новая формула стандартов Структура стандартов первого поколения включала: минимум содержания ООП; максимальный объем учебной нагрузки; требования к уровню подготовки выпускников. Инновационность структуры стандартов Тс к структуре основных образовательных программ Ту к реализации к условиям реализации основных образовательных программ Тр к освоения к результатам освоения основных образовательных программ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Пояснительная записка Планируемые результаты Система оценивания Целевой Содержательный Программа развития УУД Программы отдельных учебных предметов Программа воспитания и социализации Программа коррекционной работы Организационный Учебный план (с планом внеурочной деятельности) Система условий реализации ООП Разделы

Требования к условиям реализации основной образовательной программы Доступ к сети Интернет Проведение текущих и капитальных ремонтов зданий Выполнение требований: Сан ПиН; пожарной безопасности; организации питания детей; оборудования медицинских кабинетов; Уровень квалификации педагогических работников Обеспеченность учебниками (наличие печатных и электронных ресурсов) Введение новой системы оплаты труда (НСОТ) Укомплектованность кадрами ОУ

Требования к результату образования Предметные результаты сформированные знания, умения, их применение и преобразование Метапредметные результаты освоенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Личностные результаты сформированная система ценностных отношений – к себе, другим людям, к процессу обучения; интересы; мотивация к учению

Системно-деятельностный подход в образовании Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. в ходе сравнительного анализа принципов организации памяти человека. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека: системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов. Системно-деятельностный подход ориентирован на итоговые результаты образования как системообразующий компонент стандартов. Системно-деятельностный подход это такая организация учебного процесса, при которой главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности школьника.

В рассуждениях о целях образования и воспитания россиянам в качестве идеальной предлагается модель человека европейского стандарта. Однако является ли эта модель идеальной для России XXI века? Специально проведенное исследование А.А. Зиновьева о человеке европейской культуры и европейского образования показывает, что у «западноида» есть свои несомненные достоинства, но он не лишен и недостатков. ОБСУЖДЕНИЕ

Для «западноида» характерны «…практицизм и деловитость, расчетливость, способность к конкурентной борьбе, изобретателоьность, способность рисковать, холодность, эмоциональная черствость, склонность к индивидуализму, повышенное чувство собственного достоинства, стремление к независимости и успеху в деле, склонность к добросовестности в деле, склонность к публичности и театральности, чувство собственного превосходства над другими народами, склонность управлять другими более сильная, чем у других народов, способность к самодисциплине и самоорганизации».

Ясно, что с учетом специфики российской культуры не все качества, характерные для человека европейской культуры, приемлемы для выстраивания целей образования. Было бы ошибкой недооценивать тот факт, что россияне обладают тем духовно-нравственным потенциалом, от которого необходимо отталкиваться и с учетом которого формулировать новые цели образования. Однако россияне имеют и свои недостатки. Чрезвычайно интересен в этой связи взгляд на нас иностранца. Вот какую характеристику дает итальянский психолог Антонио Менегетти, трижды побывавший в России: за Россией будущее, пишет он, «потому, что по потенциалу разума русский народ – один из великих», однако, по его мнению, «реализация этого потенциала возможна лишь при» преодоления безынициативности и лени».

«Не возражаю против компетентностного подхода как одного из подходов, у которого должно быть свое строго определенное место, но возражаю против того, чтобы всю культуру подстраивать под компетентность. Думаю, надо признать, что компетентностный подход это один из подходов, прагматический, довольно жесткий, который тоже нужен, потому что социальная адаптивность человека в современных условиях очень важна. В сложном дифференцированном обществе не может быть одного подхода, одной идеологии, единой стратегии образования для всех. Поэтому если дано задание разработать компетентностный подход, не думаю, что оно должно быть всеобъемлющим. И, хотя стандарт и должен включать компетенции, он шире, глубже и умнее, чем компетенции». Е.А. Ямбург