Учебная деятельность. Основные понятия Учебная деятельность – процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебная деятельность. 1.Основные понятияОсновные понятия 2.Виды наученияВиды научения 3.Механизмы наученияМеханизмы научения 4.Требования к учебной деятельностиТребования.
Advertisements

Технология системно – деятельностного подхода Теоретическое сопровождение.
Подготовка детей 5-7 лет к обучению в школе посредством различных видов детской деятельности ГБОУ ЦРР – детский сад 32 Составили: старший воспитатель Махмудова.
Взаимосвязь обучения и развития как предмет психологической науки. Выполнила: студентка второго курса факультета психологии группы Мурзина Эвелина.
Сформулируйте определение универсальных учебных действий. (УУД)
ПЛАН 1.Суть проблемы соотношения обучения и развитияСуть проблемы соотношения обучения и развития 2.Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Мышление является объектом изучения ряда научных дисциплин: теории познания, логики, психологии и физиологии высшей нервной деятельности; последнее время.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Возрастные особенности детей 6-7 лет Подготовил воспитатель подготовительной к школе группы Маркова Н.В. Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка или Обучение русскому языку средствами субъективизации.
Познавательная активность учащихся В основе познавательной активности человека – его положительное отношение к содержанию и процессу Учения. Самоопределение.
Теория деятельности Подготовила: Коноваленко Екатерина Жур-Д(б)-3 Российский Государственный Социальный Университет Социально-гуманитарный факультет Кафедра.
МОУ «Лучинская основная школа» Ярославского муниципального района Семинар Деятельностный подход в обучении младших школьников Нужно, чтобы дети по возможности.
Системно-деятельностный подход – основа ФГОС НОО и ООО Швецова В.М., доцент, к.п.н., ст. преподаватель кафедры управления и права ГБОУ ДПО «ИРОСО» Научные.
М.Х.Дулати атындағы Тараз мемлекеттік университеті Мышление.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Общая структура учебной деятельности Подготовила студентка 5 курса вечернего отделения факультета КП и СР Ильенко М.М.
Проблемное обучение М. И. Махмутова Исполнители: Дедюхина К.В., Доминова М.А., Якупова Е.В., учителя начальных классов.
«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
Транксрипт:

Учебная деятельность

Основные понятия Учебная деятельность – процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него ЗУН, совершенствует и развивает свои способности Обучение – профессиональная деятельность учителя, направленная на передачу учащимся ЗУН, такая деятельность предполагает совместную деятельность Учение – собственные действия ученика, направленные на приобретение ЗУН и развитие Научение – процесс и результат приобретения человеком ЗУН и новых психологических качеств и свойств в учебной деятельности

Виды научения Импринтинг – быстрое автоматическое приспособление организма к конкретным условиям его жизни с использованием практически готовых с рождения форм поведения Условно-рефлекторное научение – предполагает возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который раньше реакции не вызывал Оперантное научение – вид научения, происходящий за счет спонтанного порождения организмом разнообразных реакций на один и тот же стимул или ситуаций с последующим закреплением только тех, которые оказались наиболее удачными Викарное – осуществляется через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Это есть механизм частичного подражания Вербальное научение – данный вид становится основным способом приобретения опыта (речь)

Механизмы научения Ассоциация – соединение психических явлений друг с другом, при которых возникновение в сознании одного из этих явлений закономерным образом влечет появление другого Подражание – буквальное копирование поведения объекта, являющегося для него образцом Различие и обобщение – продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности Инсайт – внезапное и неожиданное нахождение решения проблемы Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных или духовных ценностей

Учебная деятельность – это… 1. Иногда УД рассматривается как синоним научения, учения, обучения. 2. В "классической" советской психологии и педагогике УД определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий. 3. В трактовке направления Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - это один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков.

Цели учебной деятельности обогащение, совершенствование, формирование личности субъекта; развитие интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферы учащихся; изменение, преобразование, приращение опыта ученика; подготовка к будущей самостоятельной деятельности; приобретение знаний, умений и навыков.

Требования к учебной деятельности Быть мотивированным процессом; Иметь развитую гибкую структуру (наличие различных методов работы, форм организации, умение сочетать разные методы и приемы обучения); Осуществляться в различных формах, позволяющих педагогу реализовать свой потенциал использования наглядно-технических средств; Для того, чтобы быть успешной, учебная деятельность должна

Структура учебной деятельности Внешняя сторона Внутренняя сторона Ориентировочная сторона Исполнительская сторона Практические действия учащихся с предметами, которые включены в учебный процесс в качестве его материальных средств Те умственные действия и операции, которые выполняет учащийся в процессе учения Действия и операции, выполняемые учащимися с целью предварительного знакомства с составом усваиваемых ЗУН Характеризует сам процесс усвоения и использования умений и навыков

Средства учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, представлены тремя видами: Интеллектуальные - обеспечивающими познавательную и исследовательскую активность мыслительными логическими операциями – сравнением, классификацией, анализом, синтезом, обобщением, абстрагированием, индукцией, дедукцией. Без них вообще невозможна никакая умственная деятельность; Вербальные – представлены знаковыми системами, в форме которых фиксируется знание и воспроизводится индивидуальный опыт. К ним относятся язык, алфавит, система исчисления, используемая в различных жизненных сферах и научных дисциплинах символика; Фоновые знания, т. е. уже имеющимися у обучающегося знаниями, посредством включения в которые новых знаний структурируется индивидуальный опыт обучающегося.

Свойства учебной деятельности Учебная деятельность специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач В ней осваиваются общие способы действий и научные понятия Общие способы действий предваряют решение Учебная деятельность ведет к изменениям в самом человеке – ученике Происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов его собственных действий

Компоненты учебной деятельности ( Д.Б. Эльконину) - Учебная задача. Система заданий, при выполнении которой ребенок осваивает наиболее общие способы действий. Дети, решая много конкретных задач, сами открывают способы их решения. Развивающее обучение предполагает совместное открытие детьми и учителем общего способа решения задач. –Мотивация. Учебная деятельность полимотивна. Она побуждается и направляется различными мотивами. УЧЕБНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ мотивы (по Эльконину) – интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, к процессу деятельности.

- Учебные операции. Входят в состав способа действия операций и учебных задач. Считается основным звеном структуры учебной деятельности. Каждая учебная операция должна быть отработана. Часто, по системе Гальперина. Ученик, получив полную ориентировку в составе операций, выполняет операции в материальной форме под контролем учителя, научившись это делать без ошибок, решает задачу в уме. - Контроль. Сначала учебную деятельность контролирует учитель, затем ученики сами контролируют себя. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому это – важнейшая педагогическая задача. Ребенку нужен пооперационный контроль за процессом учебной деятельности. - Оценка. Ребенок должен научиться адекватно оценивать свою работу общей оценкой – насколько правильно выполнено задание, и оценка своих действий – насколько освоен способ решения, что не отработано…

Способы учебной деятельности ( В.В. Давыдову). Репродуктивные; Проблемно-творческие; Исследовательско - познавательные действия. Способ учебной деятельности – это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания. Наиболее полное и развернутое описание способа представлено теорией поэтапного формирования умственных действий.

Проблема соотношения обучения и развития как центральная проблема педагогической психологии Тождественность Обучение Развитие Обучение Развитие Тесная связь Отсутствие связи Развитие

Согласно первой точке зрения, высказанной известным швейцарским психологом Ж.Пиаже, отрицается связь между обучением и развитием ребенка. Эта независимость выражается в том, что мышление ребенка проходит через известные стадии, независимо от того, обучается он или не обучается. А относительность независимости этих процессов состоит в том, что для того, чтобы обучение стало возможным, развитие должно подготовить для этого соответствующую основу. Обучение в этом случае "идет в хвосте развития", оно как бы надстраивается над созреванием.

Согласно второй точке зрения, обучение и развитие – тождественны. Считается, что ребенок развивается в меру того, как он обучается, поэтому развитие есть обучение, а обучение и есть развитие. Каждый шаг обучения считался и шагом развития ученика.

Третья теория пытается объединить первые две. Она рассматривает само развитие как двойственный процесс: как созревание и как обучение. А отсюда следует, что созревание как-то влияет на обучение, а в свою очередь, влияет на созревание. При этом обучение понимается как процесс возникновения новых структур и усовершенствования старых, а поэтому обучение может идти не только вслед за развитием, но и впереди него, вызывая в нем новообразования.