Вклад М.В. Ломоносова в историю русского языка Ст. преподаватель кафедры русского языка Е.Ю. Попов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Познакомиться с работами М. В. Ломоносова по филологии. Обобщить и систематизировать знания, полученные при работе над проектом. Применить полученные.
Advertisements

Теория «трех штилей» Ломонос ова Л.Н. Коровникова.
Теория трех штилей. Автор: обучающаяся 9 а класса Мироненко Дарья Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Рассохина Ю.В.
Литература Презентации - биографии писателей. Неизвестный художник XVIII век «М.В.Ломоносов»
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765). Цель урока: Познакомиться с теорией «трёх штилей» М. В. Ломоносова и новым жанром: «одой». Задачи урока: Коротко.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Выполнила: Папанкина Анастасия 9 «Б» Научный руководитель: кандидат филологических наук Старикова И.Л.
Работу подготовила Ученица 7 «Г» класса Утробина Алёна М.В. Ломоносов «Теория трёх штилей»
Ведь может собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов российская земля рождать.
Медиапроект « Я голосую за Ломоносова Михаила Васильевича » ученика 7 класса «А» ГОУ Гимназии 1526 Ильенкина Александра Руководитель проекта Логинова А.
«Российская грамматика» М.В.Ломоносова Работа ученицы 10 Б класса МБОУ СОШ1 с.Канглы Ажахметовой Алтынай Учитель – Джамбулатова Л.Х.
Формирование грамматических понятий. Понятие - форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов и явлений.
ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия» Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Куадже Ася Шумафовна г. Майкоп, 2013.
Вклад М.В. Ломоносова в историю русской орфографии.
Выдающиеся заслуги в области языкознания М.В. Ломоносова Работу выполнил студент группы: Ад-11 Назарова Екатерина 2011.
Страна Лингвиния Имя Прилагательно е Звукоподражани е Имя Числительно е Междометие Союз Частица Предло г Причастие Глагол Деепричастие Слово состояние.
М.В.Ломоносов. Оды. урок литературы в 7 классе урок литературы в 7 классе.
Морфологические нормы Тема урока :. - О чем может пойти речь на уроке ? - Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание « морфологические нормы »? -
Михаил Васильевич Ломоносов « Он был великий человек..! Он один является самобытным сподвижником просвещения... Он, лучше сказать, сам был.
«Шагнувший через века…» М.В.Ломоносов – гениальный сын русского народа, реформатор русского литературного языка.
Транксрипт:

Вклад М.В. Ломоносова в историю русского языка Ст. преподавателль кафедры русского языка Е.Ю. Попов

«первым основателем русской поэзии и первым поэтом Руси… Язык его чист и благороден, слог точен и силен, стих исполнен блеска и парения» (В.Г.Белинский) М.В. Ломоносов ( )

План лекции: 1. Обзор развития русского языка (XI – 2- я четверть XVIII вв.) 2. Нормализация грамматики русского языка 3. Теория трех стилей 4. Развитие терминологии русской науки

Обзор развития русского языка XI – второй четверти XVIII вв. а) XI – XVII вв.: - резкое различие между языком книги и живым говором народа, - плетение словес как отражение искусственности церковнославянского языка (XV в.), - влияние польского и латинского языков на русский язык (XVI в.), - московское «добрословие» как отражение искусственности разговорного языка (XVI-XVIII вв.)

б) первая половина XVIII в.: - пестрая хаотическая смесь необработанных элементов (разговорных, книжных, иноязычных) Обзор развития русского языка (XI – 2-я четверть XVIII вв.)

Нормализация грамматики русского языка Основной труд: Российская грамматика Год издания: 1755 г.

Нормализация грамматики русского языка

Нормализация грамматики русского языка Цель: на фоне выяснения отношений литературного языка с церковнославянским и разговорным языками упорядочить нормы русского языка Объект: совокупность всех уровней русского языка Предмет: фонетические, лексические и грамматические средства языка

Нормализация грамматики русского языка Наставление первое. О человеческом слове вообще Глава 1. О голосе Глава 2. О выговоре и неразделимых частях человеческого слова Глава 3. О сложении неразделимых частей слова Глава 4. О знаменателльных частях человеческого слова Глава 5. О сложении знаменателльных частей слова

Нормализация грамматики русского языка Основные теоретические положения: - Язык «первейшее» проявление разумного человека. - Звук речи человека есть «неразделимая часть слова». - Гласные бывают «острыми»: я, ѣ, и, jo, ю и «тупыми»: а, е, ы, о, у. - Согласные бывают губными: б, в, м, п, ф, зубными: ж, з, с, ш, язычными: д, л, н, р, т, ц, ч, поднебными: г (в слове глаз), к, гортанными: г (в слове благо), х. - Знаменателльных частей в русском языке 8: имя, местоимение, глагол, причастие, наречие, предлог, союз, междометие.

Нормализация грамматики русского языка Наставление второе. О чтении и правописании российском Глава 1. О азбуке российской Глава 2. О произношении букв российских Глава 3. О складах и речениях Глава 4. О знаках Глава 5. О правописании

Нормализация грамматики русского языка Основные теоретические положения: - Русская азбука должна включать в себя 30 букв (нет Ё, Й, Щ). - Буквы подразделяются на «самогласные» (гласные звуки), «согласные» и «безгласные» (ъ, ь). - Ведущим орфографическим принципом является морфологический.

Нормализация грамматики русского языка Наставление третье. О имени Глава 1. О родах имен Глава 2. О склонениях Глава 3, Содержащая особливые правила склонений Глава 4. О уравнениях Глава 5. О произвожении притяжателльных, отечественных и отеческих имен, и женских от мужеских Глава 6. О именах увеличителльных и умалителльных Глава 7. О именах числителльных

Нормализация грамматики русского языка Основные теоретические положения: - Соответствие между родовыми классами (четыре: мужеский, женский, средний и общий) и формой существителльных (сарай, храмъ - м.р.) - 1-ое склонение - слуга, изба, дядя. - 2-ое склонение соколъ, злод ѣ й, якорь, спасенiе. - 3-е склонение с ѣ мя, жеребят - 4-ое склонение добро ѣ телль - Степени сравнения прилагателльных: положителльный (богатый), рассудителльный (весел ѣ е), превосходный (пребогатый, самой скверной) «степень».

Нормализация грамматики русского языка Наставление четвертое. О глаголе Глава 1. О свойствах глагола вообще Глава 2. О первом спряжении простых глаголов Глава 3. О втором спряжении простых глаголов Глава 4. О глаголах сложенных обоего спряжения Глава 5. О не правильных, и не полных глаголах обоего спряжения

Нормализация грамматики русского языка Основные теоретические выводы: - Три наклонения: изъявителльное (пишу), повелителльное (пиши) и «неокончателльное» (писать). - Временных форм 10. Настоящее (трясу). 6 прошедших: неопределенное (трясь), однократное (тряхнулъ), совершенное (написалъ), давнопрошедшее первое (тряхивалъ), давнопрошедшее второе (бывало трясь), давнопрошедшее третье (бывало трясывалъ). 3 будущих: неопределенное (буду трясти), однократное (тряхну), совершенное (напишу).

- Глаголы личные и безличные; правильные и неправильные (даю, ѣ мъ, хочу); полные, неполные («полный глагол имеет все наклонения, времена, лица и числа ; неполный глагол чего-нибудь из оных лишен, как: очутился, довелось») и «изобилующие» («имеют два разных окончания в одном наименовании: колеблю и колебаю»). Нормализация грамматики русского языка

Наставление пятое. О вспомогателльных, или Служебных частях речи Глава 1. О местоимении Глава 2. О причастии Глава 3. О наречии Глава 4. О предлоге Глава 5. О союзе Глава 6. О междометии Нормализация грамматики русского языка

Нормализация грамматики русского языка Наставление шестое. О сочинении частей слова Глава 1. О сочинении частей слова вообще Глава 2. О сочинении имен Глава 3. О сочинении глаголов Глава 4. О сочинении вспомогателльных частей слова Глава 5. О сочинении частей слова по разным обстоятелльствам

Основные теоретические выводы: - Синтаксис это связывание («сочинение») смыслов с использованием определенных формальных механизмов. - Техника и особенности синтаксических связей продемонстрированы весьма хорошо (еще нет терминов примыкание, управление) Нормализация грамматики русского языка

«Российская грамматика» М.В. Ломоносова отчетливо нормативно ориентированная грамматика «Говорят иные: хочет, хочет, хочет, однако непристойно» «Весьма погрешают те, которые по свойству чужих языков деепричастия от глаголов личных лицами разделяют идучи я в школу, встр ѣ тился со мной прiятелль» и т.п.). Нормализация грамматики русского языка

Теория трех стилей Основной труд: Предисловие «О пользе книг церковных в российском языке Год издания: 1778 г. (подготовка в 1739 г.)

Теория трех стилей

Высокий стиль. «Первый составляется из речений славенороссийских, то есть употребителльных в обоих наречиях, и из славянских, россиянам вразумителльных и не весьма обветшалых. Сим штилем составляться должны героические поэмы, оды, прозаичные речи о важных материях, которым они от обыкновенной простоты к важному великолепию возвышаются».

Теория трех стилей Средний стиль. «Средний штиль состоять должен из речений, больше в российском языке употребителльных, куда можно принять некоторые речения славянские, в высоком штиле употребителльные, однако с великою осторожностию, чтобы слог не казался надутым. Равным образом употребить в нем можно низкие слова, однако остерегаться, чтобы не опуститься в подлость. Сим штилем писать все театральные сочинения, стихотворные дружеские письма, сатиры, эклоги и элегии».

Теория трех стилей Низкий стиль. «Низкий штиль принимает речения третьего рода, то есть которых нет в славянском диалекте, смешивая со средними, а от славянских обще не употребителльных вовсе удаляться по пристойности материй, каковы суть комедии, увеселителльные эпиграммы, песни, в прозе дружеские письма, описание обыкновенных дел. Простонародные низкие слова могут иметь в них место по рассмотрению».

Теория трех стилей

Чего достиг М.В. Ломоносов посредством теории трех стилей? 1. Ограничил использование церковнославянизмов. 2. Признал разговорный язык одной из форм литературного (но не научного) выражения. 3. Указал на обработанность церковнославянского языка. 4. Поставил русский и церковнославянский языки в слишком близкой связи.

Развитие научной терминологии Заимствования из неславянских языков оказали существенное влияние на формирование философской, научно-политической, юридической, филологической и физико-технической терминологии. Из области физики атмосфера, возгорание, градус, материя, электричество, термометр

Выводы: 1. Грамматическая теория устранила прежнюю языковую неупорядоченность за счет установления единых фонетических и лексико-грамматических норм. 2. Теория трех стилей избавила русский язык от прежней стилистической пестроты за счет распределения церковнославянских, общеславянских и собственно русских слов по трем стилям. 3. Развитие терминологии русской науки наметило дальнейшие пути эффективного освоения иноязычных заимствований.

Спасибо за внимание.