Спас Нерукотворный ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА УЧЕНИЦА 10 А КЛАССА КОРЯГИНА СОФЬЯ 2016 Г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока: Древнерусское искусство X - XIII веков. Иконопись, фресковая живопись, мозаика.
Advertisements

Разработка мультимедийного урока истории в шестом классе Автор: Автор: Бычек Ирина Павловна, Бычек Ирина Павловна, учитель истории учитель истории МОУ.
Идолопоклонство -грех Икона изображает Христа на троне в золотых одеждах, на ней сохранилась только живопись XVII века. Находится в настоящее время в.
Вся иконография Спасителя строится на основополагающем понятии Боговоплощения : Бог - Творец вселенной, создатель всего материального и духовного мира,-
Образ Богородицы Группа 2. Образ Богородицы С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа.
Слово «икона» греческого происхождения и означает – «образ», «портрет». В период формирования христианского искусства в Византии этим словом обозначалось.
Вениаминова О.П. Основные типы икон Пресвятой Богородицы К уроку «Современная духовная литература» 9 класс по программе А.Г.Кутузова.
Иконопись на Руси (презентация к учебнику А.В. Бородиной «История религиозной культуры –ОПК- 6 раздел) Разработала преподаватель истории религиозной культуры.
Иконогра́фия Иису́са Христа́ совокупность систем, школ и произведений, изображающих Иисуса Христа Иисуса Христа.
Иконы Богоматери.. Иконографический тип Елеуса (Умиление). Владимирская икона Божией Матери. Византия, XII век.
Искусство средневековой Руси. Урок МХК в 10 классе.
Работу выполнила : Судьева Настя. 8 Б кл.. Православная иконография Богоматери совокупность типов изображения Богородицы в иконописи и система их изучения.Богородицыиконописи.
ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ Подготовили: Бороздняк Ксения и Енчук Роман.
«Благо-телесный…со сдвинутыми бровями, прекрасноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду,
1.Тезис. «Святая икона, особенно икона Пресвятой Богородицы, всегда была любима русским народом, и, насколько мы себя как народ помним, с нами всегда.
Урок основы православной культуры в 3 классе. Храмы Пыталовского района.
КРЕЩЕНИЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ) ИКОНОГРАФИЯ ПРАЗДНИКА. Согласно евангельскому рассказу, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан, пришёл Иисус Христос.
Иконография Образы Богоматери Иконостас Исторические сюжеты в иконописи
Икона Христа занимает центральное место любого иконостаса Учимся читать икону.
Иконопись в Древней Руси...её сияющие краски, сильные и яркие, её ритмические силуэты, певучие и мягкие, её просветленные лики, ласковые и поэтичные, её.
Транксрипт:

Спас Нерукотворный ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА УЧЕНИЦА 10 А КЛАССА КОРЯГИНА СОФЬЯ 2016Г.

Спас Нерукотворный – особый тип изображения Христа, представляющий Его лик наубрусе (плате), или Керамидион от (греч. κεραμιδιών черепица), представляющий собой Его лик на «чрепии» (глиняной доске или черепице). В храмах Византии Мандилион и Керамидион обычно изображались в барабане купола, друг напротив друга. Христагреч.Византии Христагреч.Византии

История происхождения Согласно Преданию, послал ко Христу своего архив ария Ханнана (Ананию) с письмо, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему.Едессу Ханнан застал Христа окруженным густой толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу сам, говоря, что ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников. Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным. После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей, один из 70-ти, закончил исцеление Авгаря и обратил его в христианство. Авгарь прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола.Пятидесятницы Едессусвятой апостол Фаддей Один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство и хотел уничтожить Нерукотворный Образ. Тогда епископ города замуровал икону в городской стене с зажженной перед ней лампадой.идолопоклонство Со временем место это было забыто.

Обретение Образа Образ был снова обретен, когда город Едесса был осажден персидским царем Хозроем I в 544 или 545 году.Едесса Хозроем I Положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля.Евлавию Пресвятая Богородица Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. В память об этом в Православной Церкви существует два типа икон Нерукотворного Спаса: лик Спасителя на убрусе, или Убрус, и лик без убруса, т.н. Чрепие.

ЛИК СПАСИТЕЛЯ Спас Нерукотворный – это единственная икона, изображающая Иисуса просто как личность, как человека, имеющего лицо. Остальные иконические образы Иисуса показывают Его совершающим какое-либо действие или содержат указания на Его атрибуты. Вот Он сидит на троне (значит Он – Царь), вот Он благословляет, вот Он держит в руках книгу и указывает на написанные там слова. Множественность образов Иисуса богословский правильна, однако может скрыть основную истину христианства: спасение приходит именно через личность Иисуса, через Иисуса как такового, а не через какие-то его отдельные действия или атрибуты. Согласно христианскому учению, Господь послал нам Своего Сына как единственный путь к спасению. Он Сам – начало и конец пути, альфа и омега. Он спасает нас самим фактом своего вечного присутствия в мире. Мы идем за ним не в силу каких-то обязательств или рассуждений или обычаев, а потому, что Он нас зовет. Мы любим его не за что-то, а просто за то, что Он есть, т.е. примерно так же, как любим мы не всегда объяснимой любовью избранников или избранниц наших сердец. Именно этому отношению к Иисусу, отношению в высшей степени личному и соответствует образ, изображенный на Св. Мандилионе. Эта икона сильно и явно выражает самое сущность христианской жизни – необходимость для каждого установить личное отношение с Богом через Иисуса. С этой иконы Иисус смотрит на нас так, как ни с какой другой, чему способствуют преувеличенно большие и слегка скошенные глаза. Этот Иисус смотрит не на человечество вообще, а на конкретного зрителя и ожидает столь же личного ответа. Встретившись с Его взглядом, трудно укрыться от безжалостных мыслей о себе и своем взаимоотношении с Ним. Икона-портрет дарит значительно большее ощущение прямого контакта, чем икона с повествовательным содержанием. Если повествовательная икона передает историю, то икона-портрет выражает присутствие. Икона-портрет не отвлекает внимание на одежду, предметы или жесты. Иисус здесь не благословляет и не предлагает словесных формул спасения, за которые можно спрятаться. Он предлагает только Себя. Он есть Путь и Спасение. Остальные иконы – это о Нём, а здесь Он сам.

Первые образцы. Начало русской традиции Иконы Спаса Нерукотворного попадают на Русь, по некоторым источникам, уже в IX веке. Древнейшая из сохранившихся икон данного иконографического типа Новгородский Спас Нерукотворный (вторая половина XII века). Можно выделить следующие иконографические типы Нерукотворного образа: «Спас на убрусе» или просто «Убрус», где лик Христа помещен на изображении плата (убруса) светлого оттенка и «Спас на чрепии» или просто «Чрепие» (в значении «черепица», «кирпич»), «Керамида». По преданию, образ Христа проступил на черепице или кирпичах, скрывавших нишу с иконой Нерукотворного Спаса. Изредка на этом типе икон фоном служит изображение кирпичной или черепичной кладки, чаще же фон дан просто более тёмным (по сравнению с убрусом) цветом.РусьIX векеXII векаубруса Иконы Спаса Нерукотворного попадают на Русь, по некоторым источникам, уже в IX веке. Древнейшая из сохранившихся икон данного иконографического типа Новгородский Спас Нерукотворный (вторая половина XII века). Можно выделить следующие иконографические типы Нерукотворного образа: «Спас на убрусе» или просто «Убрус», где лик Христа помещен на изображении плата (убруса) светлого оттенка и «Спас на чрепии» или просто «Чрепие» (в значении «черепица», «кирпич»), «Керамида». По преданию, образ Христа проступил на черепице или кирпичах, скрывавших нишу с иконой Нерукотворного Спаса. Изредка на этом типе икон фоном служит изображение кирпичной или черепичной кладки, чаще же фон дан просто более тёмным (по сравнению с убрусом) цветом.РусьIX векеXII векаубруса

Наиболее древние изображения выполнялись на чистом фоне, без какого-либо намёка на материю или черепицу. Изображение ровного прямоугольного, либо слегка изогнутого убруса в качестве фона встречается уже на фреске церкви Спаса на Нередице (Новгород) конца XII в. Убрус со складками начинает распространяться со второй половины XIII века, прежде всего в византийской и южнославянской иконописи, на русских иконах с XIV в. С XV века драпированный плат могут держать за верхние концы два ангела. Кроме того, известны различные варианты иконы «Спас Нерукотворный с деяниями», когда образ Христа в среднике иконы окружают клейма с историей образа. С конца XVII в. в русской иконописи под влиянием католической живописи появляются изображения Христа в терновом венце на плате, то есть в иконографии «Плат Вероники ». Изображения Спасителя с бородой клинообразной формы (сходящейся к одному или двум узким концам) известно и в византийских источниках, однако, только на русской почве они оформились в отдельный иконографический тип и получили название «Спас Мокрая Брада».фреске церкви Спаса на НередицеXIIXIII векаиконописиXIVангеласредникеклеймаXVII В собрании Государственного музея искусств Грузии находится энкаустическая икона VII века, называемая «Анчисхатским Спасом», представляющая Христа погрудное и считающаяся «оригинальной» одесской иконой.Грузииэнкаустическая Христианская традиция рассматривает Нерукотворный образ Христа как одно из доказательств истинности воплощения второго лица Троицы в человеческом образе, а в более узком смысле как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания.Троицы По традиции, икона «Спас Нерукотворный» первый самостоятельный образ, который доверяют писать иконописцу, прошедшему ученичество.иконописцу

Отличительной особенностью вятского Спаса Нерукотворного является изображение ангелов, стоящих по сторонам, фигуры которых не полностью прописаны. Ангелы не стоят на облаках, а как бы парят в воздухе. Можно выделить и своеобразные особенности лика Христа. На вертикально свисающем полотнище убруса с волнообразными складками фронтально изображен чуть удлиненный лик с высоким лбом. Он вписан в плоскость иконной доски так, что центром композиции становятся крупные глаза, наделенные большой выразительностью. Взгляд Христа направлен прямо на зрителя, брови высоко подняты. Пышные волосы опускаются длинными, отлетающими в сторону прядями, по три слева и справа. Короткая борода разделена на две части. Пряди волос и борода выходят за пределы окружности нимба. Глаза написаны легко и прозрачно, их взгляд обладает притягательностью реального взгляда. Лик Христа выражает спокойствие, милосердие и кротость. Спас Нерукотворный в Спасском соборе Вятки (Кирова),

Спас на убрусе Убрус (от церк.-слав. бръснти, брысати «тереть»; плат, платок, полотенце) изображение полотна в иконописи и монументальной храмовой живописи. «Спас на убрусе» один из двух типов иконографии Иисуса Христа «Спас Нерукотворный», в котором лик Спасителя изображён на фоне убруса светлого полотенца (второй тип «Спас на чрепии»). Иногда убрусом называют сам образ.Спас Нерукотворный В системе храмовой росписи убрус (полотенца) живописная имитация узорной ткани, используется для оформления нижних ярусов стен. Таким образом, святые образы находятся выше уровня человека, белая драпировка нижних ярусов призвана создать ощущение торжественности и чистоты. При этом нижняя, наиболее повреждаемая, часть росписи может быть без особого труда поновлена. Другим способом оформления нижних уровней стен является мрамор (в Византии, архитектуре барокко) и роспись стен под камень (мраморировка).системе храмовой росписимрамормраморировка Спас Нерукотворный Спас Нерукотворный на убрусе (Св. Мандилион). Симон Ушаков г.Симон Ушаков Спас Нерукотворный Спас Нерукотворный на убрусе (Св. Мандилион). Симон Ушаков г.Симон Ушаков