Культура речевого общения (произносительные нормы) Михайлова И.М.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Речевая норма и культура речи. Речевая норма … … это совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных.
Advertisements

Орфоэпические нормы. Орфоэпия Система норм правильного произношения. Исторически сложившиеся и принятые в обществе правила произношения слов и грамматических.
Культура речевого общения Михайлова И.М.. Что должен знать учитель о качествах речи? Теоретическая часть.
ВЫПОЛНИЛ: УЧЕНИК 5 КЛАССА ЕВСЕЕВ АНТОН УЧИТЕЛЬ: ПРОСКУРЯКОВА Е.Д. ВЫПОЛНИЛ: УЧЕНИК 5 КЛАССА ЕВСЕЕВ АНТОН УЧИТЕЛЬ: ПРОСКУРЯКОВА Е.Д. Исследовательский проект.
Орфоэпия Произносительные нормы литературного языка Подготовила: учитель русского языка и литературы Труфанова Надежда Николаевна.
Орфоэпические нормы Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания, изучающий совокупность правил.
Особенности развития речи у детей с умственной отсталостью
Речевые компоненты Развитие фонематического слуха Развитие фонематического слуха Правильное произношение звуков родного языка Правильное произношение.
Программа « Планета знаний» ( Стандарт 2006 г.). Цели обучения развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии.
Орфоэпия ( от греч. « ОРФО » - правильный, « эпос »- слово, речь ) рассматривает варианты произношения и ударения Акцентология ( от лат. « акцентус » -
Звуки речи [ ] Гласные [ ] Ударные Безударные Согласные [ ] Твёрдые Звонкие ^ Глухие Мягкие, Звонкие ^ Глухие.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВИДЫ РАЗБОРА. РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ 1. Прочитай слово 2. Выдели в слове окончание 3. Выдели основу 4. Выдели в слове корень.
Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ.
Формирование грамматических понятий. Понятие - форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов и явлений.
Рифмованные правила русского языка Rīgas Ostvalda vidusskola Jeļena Platonova.
Практическая часть Тест. Результат теста Верно: 14 Ошибки: 1 Отметка: 4 Время: 0 мин. 35 сек. ещё исправить.
Элективный курс по русскому языку для 9 класса «Условия успешной коммуникации»
Виды разбора 5 класс Образец. ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР. Требования к уровню подготовки в V классе. Учащийся должен знать, что такое фонетическая транскрипция.
Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в 9 классе.
Задание А 4. Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова. Подготовила учитель русского языка и литературы ГБУ СОШ 924 О. Н. Иванова.
Транксрипт:

Культура речевого общения (произносительные нормы) Михайлова И.М.

Содержание

Что должен знать учитель о качествах речи? Теоретическая часть

Качества речи Правильность и чистота речи Точность Логичность Уместность, коммуникативная целесообразность Выразительность

Что должен знать учитель о произносительных нормах? Теоретическая часть

Правильность речи. Акцентологические нормы. Правильная постановка ударения. Одновариантные (свёкла) Равноправные варианты (творог-творог, белы- белы) Семантические варианты (трусить-трусить, острота-острота) Стилистические варианты (шЁлковый-шелк Овый) Нормативно-хронологические варианты (запасн Ой-зап Асный, укра Инский-укр Аинский)

Правильность речи. Акцентологические нормы. Правильная постановка ударения. Одновариантные нормы Есть существительные, в которых ударение остается неизменым во всех формах (Например, блюдо, госпиталь, клад, досуг, торт, средство, шофёр, шрифт, грунт…) Есть существительные, у которых неподвижное ударение на окончании (если и И.п. нулевое окончание, то ударение в этой форме падает на основу) Графа, жезл, кайма, ломоть, ревень, серп, язык, фитиль…

Правильность речи. Акцентологические нормы. у прилагательных в краткой форме ж.р. ударение падает на окончание (бела, ясна), в сравнительной степени – на суффикс (полна – полнее). Исключением для прилагательных в краткой форме мн. ч. являются 2 слова: легки, правы, другие слова имеют равноправные варианты. Правильная постановка ударения. Одновариантные нормы

Правильность речи. Акцентологические нормы. Правильная постановка ударения. Одновариантные нормы ударение в глаголах прош. вр. ед.ч. ж.р. падает на окончание (искл. била, брила, жала, знала, злила)

Правильность речи. Орфоэпические нормы – правильное произношение. Гласные под ударением Ударный [э] – афера, опека, бытие, сие, хребет, гололедица, современый (не [о]) Ударный [о] – манёвры, околёсица, безнадёжный (не [э]) Гласные без ударения. Сохраняют четкий безударный [о] : досье, сонет, поэт, оазис, рококо

Правильность речи. Орфоэпические нормы – правильное произношение. Произношение согласных. сочетание шин вместо чн (скучный) в вместо г (его, какого) ш в начале слова вместо ч (что) произношение двойных согласных (лимоник [н], тенис [н], анотация [н] и [н]) твёрдый и мягкий согласный перед е: Твердый – артерия, бутерброд, термос, тембр Мягкий – дельфин, текст, музей, кофе

Что должен уметь учитель? Практическая часть

Произносительные нормы

Правильность речи учителя. Просклоняйте слова: блюдо, госпиталь, клад, досуг, торт, средство, шофёр, шрифт, грунт. Просклоняйте слова: графа, жезл, кайма, ломоть, ревень, серп, язык, фитиль. Найдите ошибки: вредна, голодна, горька, молоды, легки. Поставьте ударение в словах: спала, поняла, взяла, дала, брала, била, знала, выгнала, выдала, выбрала, забрал, забралось, забрались, налил, налилось, налились.

Правильность речи учителя. В каких словах иноязычного произношения сохраняется безударный звук [о]: ароматный, бокал, роман, хаос, трио, ноктюрн Правильно произнесите слова: житие, никчемный, острие, завороженый, груженый, побасенка, оглушеный, одноименый, одновременый, разновременость.

Правильность речи учителя. Определите, в каких словах двойной согласный не произносится, в каких сохраняется и в каких допускается вариантное произношение. Ассамблея, ассорти, ассистент, терраса, грамм, грипп, вана, террор, грамматика, ассортимент, территория, тонель, аккуратный, субботний, аллея, симметричный. Правильно произнесите фразеологизм шапочное знакомство. Мягко или твердо произносится согласный в словах: Дельта, айсберг, свитер, орхидея, интеллект, синтез, тезис, тенис, шинель, термин.

Как научить ребенка? Методическая часть

Разновидности речи По характеру речевой деятельности участников общения

Формирование фонетических умений Монологическая Найди в словаре правильное произношение слова «конечно» и выучи стихотворение. Была, была, конечно, Военая игра! И я стоял в дозоре У дымного костра. (М. Вейцман) Диалогическая Какие ошибки в произношении ты увидел? «- Саня, позы Онишь мне сегодня вечером? - Хорошо, во сколько? - Часов в восемь. - Пока.»

Формирование фонетических умений Монологическая Подготовь сообщение на тему «Экскурсия в школьный музей». Обрати внимание на то, как правильно произносить слово «музей». Диалогическая Почему Саша и Тёма не поняли друга друга? «- Саня, я маме ир Ис подарю на день рождения, у нас на даче у пруда растет? - Что? Тёма, конфеты не могут расти, их на заводе делают? - Какие еще конфеты? Ир Ис – это такой цветок. - Ир Ис – это ир Иска, конфета такая. А цветок разве такой бывает?» О каком цветке говорил Тёма?

Разновидности речи По способу оформления высказывания

Формирование фонетических умений Устная Хоровое произнесение на уроке слов, в которых может возникнуть затруднение при произнесении. В мягких муравах у нас… (Крылов) Мурава, муравка, муравушка. Письменая Миша получил записку и не сразу понял ее смысл. Почему? «Твоя острота меня не обидела» (Вариант: «Завтра на урок труда надо принести атлас») Совет! Если при письме ты используешь слово, значение которого зависит от ударения, желательно использовать специальный знак ().

Формирование фонетических умений Затруднение при чтении могут вызвать слова: видение, клубы, лавровый, языковой, бронировать, трусить.

Разновидности речи По способу оформления высказывания

Формирование фонетических умений Общеупотребительные варианты Специальный Поэтический Устаревший Разговорные Прикус Шелковый Ракурс Простора Овсяный Прикус Шелковый Ракурс Простору Овсяной Варианты: Совет! Если вы пишете заметку в газету или готовите сообщение лучше пользоваться общеупотребительными вариантами.

Формирование фонетических умений В разговорной и научно-деловой речи не желательны поэтические и устаревшие варианты произношения. Безнадежный (не ё), шелковый, засуха, пуховой (Тютчев) … Можно предложить детям вставить в научный текст слова поэтические. В поэтической речи иногда используются разговорные варианты с целью рифмовки.