Методология педагогического исследования Рукавицына Е.И., методист МАУ ДПО «ИМЦ» г.Кудымкара.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Как писать эссе? Методический кабинет АМОУСОШ 16 Рекомендации для учащихся.
Advertisements

Эссе от французского "essai", англ. "essay", "assay" - попытка, проба, очерк; от латинского "exagium" - взвешивание.
Метод способ достижения цели исследования, его решающая роль в успехе той или иной исследовательской работы очевидна. От его выбора зависти всё исследование,
Формы организации исследовательской работы с учащимися.
Правила оформления Правила оформления исследовательской работы Подготовила : Таранова О.С.
Метод способ достижения цели исследования, его решающая роль в успехе той или иной исследовательской работы очевидна. От его выбора зависти всё исследование,
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
Научно-исследовательская работа школьников Методические рекомендации Перегримова Татьяна Николаевна Учитель МБОУ СОШ 2 г. Красноуральск, Свердловской области.
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики Методический семинар.
Структура и содержание биологического исследования ТРИЗ.
Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если: Способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, также умений переносить их в новые ситуации;
Р ЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ФОРМЕ ЭССЕ.
Зачем тебе это надо? Можно участвовать в конкурсах. Можно поступить в институт!
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ШКОЛЬНИКА. Какими знаниями, умениями и навыками должен овладеть юный исследователь?
Как написать эссе? © М.М. Бичарова. Содержание Что такое эссе? Содержание эссе Структура эссе Категории анализа Структура аппарата доказательств Аргументы.
Написание эссе по обществознанию Ростовщикова Наталья Прокопьевна учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ 7» г. Назарово Красноярского края.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
1. Реферат как форма самостоятельной работы студента. 2. Подготовка и основные этапы выполнения курсовой работы (проекта) в высшей школе. 3. Дипломная.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
Методология научного исследования Подпорин И.Г.. 1.Научное исследование: уровни и методы 2.Этапы научного исследования 3.Структура научно-исследовательского.
Транксрипт:

Методология педагогического исследования Рукавицына Е.И., методист МАУ ДПО «ИМЦ» г.Кудымкара

Содержание 1. Основные понятия исследования. 2. Классификация методов исследования. 3. Написание различных видов текста научного стиля. 4. Оформление и структура написания эссе. 5. Практическая работа.

Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.

Метод – способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. Методология педагогики – учение о педагогике знаний и о процессе его добывания, т.е. педагогическое познание; учение об исходных положениях, структуре, функциях и методах научно-педагогического исследования.

Тема (от греч. thema – предмет изложения, исследования, обсуждения) – лаконичная формулировка проблемы исследования; область и ракурс исследования. Актуальность исследования определяется несколькими факторами: - необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; - потребностью в новых знаниях; - потребностью в новых методах; - потребностью практики.

Проблема (от греч. problema - задача, задание) – теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. Цель – это желаемый конечный результат исследования. Задачи – это поэтапное достижение цели. Гипотеза ( от греч. мысль, положение) – это предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным; это наш предполагаемый ответ на заданный вопрос.

Предмет исследования Объект исследования

проблема предмет исследования цель задачи гипотеза новизна значение для науки и практики тема актуальность объект исследования Что надо изучить из того, что ранее в науке не было изучено? Как это назвать? Почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать? Что рассматривается? Как рассматривается объект? Какой результат предполагается получить? Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? Что в объекте исследователь видит такого, чего не замечают другие? Какие результаты получены впервые? В какие проблемы, концепции науки вносятся изменения? Какие конкретные недостатки практики можно исправить?

Обоснование актуальности НИ Этапы работы над научным исследованием Обоснование гипотетической новизны, положительного эффекта, который может быть достигнут в результате выдвинутых задач. Выявление объекта (предмета) НИ Обследование абстрактного или эмпирического объекта, ранее не изучаемого или уже описанного. Выбор совокупности таких действий, при применении которых можно решить выдвинутые научные задачи. Выдвижение и обоснование научной гипотезы на основе умозаключений: сравнения, анализа, дедукции, индукции и т.д. Выбор метода проведения НИ Описание процесса НИ Обсуждение результатов НИ Формулировка выводов Доказательство или опровержение утверждения, выведение возможных следствий. Представление результатов НИ в формулировках вывода, выведение следствий, вытекающих из проведенной работы.

Классификация методов исследования (Смирнов В.И.) Общенаучные общетеоретические социологические социально-психологические математические абстракция и конкретизация анализ и синтез сравнение противопоставление индукция и дедукция анкетирование интервьюирование экспертные вопросы рейтинг социометрия тестирование тренинг ранжирование шкалирование индексирование корреляция

конкретно-научные теоретические эмпирические - анализ литературы, архивных материалов, документации и продуктов деятельности; - анализ понятийно- - терминологической системы; - анализ аналогий, основанных на общности фундаментальных законов диалектики для процессов различной природы; - построение гипотез; - построение мысленного эксперимента; - прогнозирование; - моделирование. - наблюдения (полевые и лабораторные, формализованные и неформализованные, включенные, прямые и косвенные, сплошные и выборочные, самонаблюдения); - беседа; - педагогический консилиум; - изучение и обобщение массового и педагогического опыта; - педагогический эксперимент (глобальный, локальный, микро эксперимент: естественный и лабораторный); - научно-педагогическая экспедиция.

Анализ и синтез Анализ – это метод исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь. Синтез – это метод исследования в его единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведение в единое целое данных, добытых анализом.

Сравнение Виды сравнений 1. Сравнение педагогических явлений по одному признаку; 2. Сравнение однородных педагогических явлений по нескольким признакам; 3. Сравнение различных этапов в развитии одного педагогического явления.

Абстракция и конкретизация Под «абстрактным» понимается выделенное, обособленное, относительно независимое – аспект педагогического явления или процесса в форме понятий (категорий), принципов закономерностей. Конкретное в науке выступает в форме чувственно- конкретного и мысленно-конкретного. Три ступени: - построение гипотезы и формирование принципов исследования; - выбор теории научного познания; - применение теории для объяснения исследуемой области.

Анкетирование Анкета (от франц. «список вопросов») – важное средство сбора материала с помощью вопросов; опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет, который предполагает их жестко фиксированный порядок и структуру, точное указание способов ответов; при этом ответы регистрируются респондентом либо один на один с собой, либо в присутствии анкетера (анкетируемые называются респондентами)

Требования к разработке анкет 1. Быть обоснованной относительно целей своего использования; 2. Обеспечивать получение искомой информации; 3. Иметь устойчивые критерии и шкалы оценок; 4. Адекватно отражать искомую ситуацию; 5. Формулировка вопросов должна быть понятна респондентам, адаптирована к уровню их восприятия и компетентности; 6. Вопросы анкеты не должны вызывать у респондентов отрицательных эмоций.

Интервьюирование Интервьюирование (от англ. «встреча», «беседа») – метод получения информации в ходе устного непосредственного общения. Виды интервью Стандартизованное – предполагаемые вопросы беседы формулируются заранее и отход от них не допускается. Нестандартизованное – обозначается только тема интервью. Фокусированное – по поводу одного события, документа, явления и т.д.

Социометрия Метод социометрии (от лат. «Общество» и греч. «измеряю») применяется для диагностики межличностных взаимоотношений в малых группах. 1. Смысл вопросов должен быть предельно очевиден для всех членов группы, что требует от составителя учета возрастных, интеллектуальных особенностей респондентов. 2. Все ситуации выборов должны описываться конкретно и точно. 3. Вопросы должны вызывать определенный интерес у респондентов. 4. Формулировка не должна содержать в себе неоправданных ограничений выборов членов группы по интеллектуальным, половым, физиологическим и другим признакам.

Шкалирование – присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам; способ превращения качественных факторов в количественные ряды. Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов.

Анализ продуктов деятельности 1. Количественный 2. Качественный 3.Количественно-качественный Моделирование – это метод исследования, при котором изучаются не сами объекты познания, а их модели, и результаты исследования переносятся с модели на объект. Теоретические методы исследования

Эмпирические методы исследования Наблюдение – длительное, целенаправленное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающей действительности; метод познания действительности на основе непосредственного восприятия. по времени проведения по позиции исследователя по степени формализованностипо месту проведения несистематическое хронометрированное систематическое невключенное включенное: - открытое - закрытое структурализованное неструктурализованное полевое лабораторное

Беседа – вид опроса, строящийся на сотрудничестве его участников, приглашении совместно исследовать объект, в качестве которого может выступать как сам респондент, так и его социальная группа. Требования: - опрос не должен носить случайный характер, а быть планомерным; - вопросы должны быть лаконичными, конкретными и понятными для всех отвечающих; - формулировка вопроса, объем, структура опросника должны способствовать формированию положительной реакции на них у респондента; -Вопросы не должны противоречить педагогическому такту и профессиональной этике. - вопросы должны задаваться нейтрально, так, чтобы в них не прослеживалось мнение исследователя; - в закрытых и открытых вопросах следует предлагать варианты ответов, равновероятные и достоверные по своему содержанию.

Педагогический эксперимент Педагогический эксперимент ( с лат. experimentum – «опыт», «испытание») – это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. констатирующий эксперимент созидательный, формирующий эксперимент проверочный, уточняющий эксперимент по месту проведения естественный лабораторный по цели проведения

Написание различных видов текста научного стиля Аннотация – краткая информация о каком-либо издании; характеристика документа, его части или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей. по содержанию и целевому назначению по полноте охвата справочные рекомендательные общие специализированные групповые

Рецензия – разбор и оценка научного, художественного произведения, кинематографического или музыкального произведения; указывает на достоинства и недостатки, высказывает оценку, мнение при детальном анализе. Отзыв – это мнение, впечатление о произведении без детального анализа – важной является общая оценка.

Типовой план рецензии, отзыва 1. Вступление 1. Предмет анализа. 2. Актуальность темы. 3. Структура текста (для отзыва – без детального анализа). 2. Основная часть 3. Заключение 4. Краткое содержание (для отзыва – без детального анализа). 5. Общая оценка. 6. Недостатки, недочеты. 7. Выводы: итоговая оценка, пожелания автору.

Реферат Реферат – краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, которая требует умения сопоставлять и анализировать различные точки зрения. вступление основная часть заключение тема, проблема; предмет, цели и содержание реферируемой работы; актуальность, выбранной темы; все существенные положения: конспективно, фрагментарно, аналитически – на выбор референта Выводы, обобщения, резюме референта

Статья – это самостоятельное научное произведение, представляющее изложение своих мыслей по актуальной научной проблеме.

обоснование темы актуальность темы главный тезис Вводная часть ретроспективный обзор затрагиваемой темы; обоснование необходимости рассмотрения темы с позиции сегодняшнего дня; разъяснение основных понятий темы; Основная часть Заключительная часть аргументация, доказательства и факты, подтверждающие выдвинутый тезис выводы, подтверждающие или опровергающие выдвинутый тезис использование индукции: от конкретного к общему; использование дедукции: от общего к детальному рассмотрению; изложение основной мысли в виде тезисов; выводы; указание на переменность проблемы.

Тезис – краткое изложение какого-нибудь положения тезис (утверждение, положение) аргументы, факты, доказательства выводы Почему? Что из этого следует? Так как, ибо, потому что… следовательно, таким образом, поэтому… вступление основная часть заключение тезис многочисленная аргументация вывод ТАСТАСТАС Т-тезисА-аргументС-следствие 1. 2.

Эссе (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно- популярный или чисто беллетристический характер. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику. Он издревле формировался в сочинениях, где на первый план выступала личность автора. Оформление и структура написания эссе.

Эссе как жанр письменной творческой работы вступление основная часть заключение дается понимание автором сути и обоснование выбора данной темы важно правильно сформулировать вопрос, на который автор собирается найти ответ в ходе своего исследования изложение автором основ выбранной проблемы или темы автор приводит обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д.

четко и грамотно письменно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы, владеть научным стилем речи.

Знание и понимание теоретического материала. - определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры; - используемые понятия строго соответствуют теме; - самостоятельность выполнения работы. Критерии Анализ и оценка информации - грамотно применяет категории анализа; - умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений; - способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению; - диапазон используемого информационного пространства; - обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм; - дает личную оценку проблеме;

Построение суждений - ясность и четкость изложения; - логика структурирования доказательств; - выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией; - приводятся различные точки зрения и их личная оценка; - общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи. Оформлен ие работы - работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат; - соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка; - оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации.

Оформление списка литературы 1. Однотомные издания. Фамилия, инициалы. Название. – Место издания: Издательство, год. 6. Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь. – М.: Просвещение, Многотомные издания 5. Брэм А.Э. Жизнь животных: в 3 т. – М.: Мир, – Т.2: Птицы.

Оформление списка литературы 3. Статьи из сборников. Фамилия, инициалы. Название статьи // Название сборника. – Место издания: Издательство, год. – Страницы (от…-до…) 7. Симберлофф Д. Биогеографические модели. Распространение видов и организация сообщества //Биосфера: эволюция, пространство, время: Биографические очерки. – М.: Издательство МГУ, – С Статьи из журналов. Фамилия, инициалы. Название статьи // Название журнала. –Год. – Том (выпуск, номер).- Страницы (от…-до…)

Оформление ссылок 1. Постраничные ссылки оформляются в нижней части страницы, их нумерация начинается с «1» на каждой странице. 2. Концевые ссылки оформляются после каждой главы или раздела (нумерация начинается с «1» после каждой главы); после всего текста. 3. В тексте могут быть указаны номера позиций в списке литературы, на которые ссылается автор, при этом их заключают в квадратные скобки. Например: [5]. Рядом с номером источника можно указать номер страницы, если в тексте приводится цитата. Например: [5, с. 34]. 4. Могут быть указаны фамилии авторов и год издания цитируемого источника.

Обновление мира начинается в школе Мой первый учитель Объем 2-5 стр.