Презентация на тему: « Духовно - нравственное воспитание школьников. Проблемы и пути их решения» Подготовлена методистом МУ ИМЦ Долговой Т.П. для выступления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Реализация курса ОРКСЭ как основа духовно – нравственного воспитания обучающихся Малькова Татьяна Григорьевна, методист МБОУ ИМЦ г. Амурска 20 марта 2013.
Advertisements

Духовно - нравственное воспитание школьников «Воспитание из всех святых дел самое святое» Феофан Затворник МОБУ «Средняя общеобразовательная школа 20 имени.
По материалам пособия «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (М.: Просвещение, 2009 г.)
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, значит вырастить угрозу для общества. Теодор Рузвельт.
Социальная компетентность учащихся в контексте ФГОС второго поколения Романова Т.Т., начальник управления дошкольного и общего образования Министерства.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Новая роль воспитательной работы в связи с введением ФГОС. Концепция духовно- нравственного воспитания и развития личности гражданина России. Главный специалист.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Стандарты второго поколения.
«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество.
«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Краткий обзор содержания Фимская Е.В., начальник отдела Городского центра.
Комплексный учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс.
Обращение Министра образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко.
Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области духовно- нравственного воспитания.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности.
ОРКСЭ \\ ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) Федеральный государственный образовательный.
О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Курс «Основы религиозных культур и светской этики » (ОРКСЭ) в начальной школе Методист : Пешехонова Л.В.
Транксрипт:

Презентация на тему: « Духовно - нравственное воспитание школьников. Проблемы и пути их решения» Подготовлена методистом МУ ИМЦ Долговой Т.П. для выступления на совещании руководителей ОУ района

Почему так остро встал вопрос духовно- нравственного воспитания и просвещения детей и молодёжи ? Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров. В 90-е годы прошлого столетия произошли как важные позитивные изменения, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку. В России указанный период был обусловлен быстрым демонтажем советской идеологии и поспешным копированием западных форм жизни. Стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни.

Особую остроту в начале 21 века приобрела тема миграции. Россия входит в тройку государств мира, куда ежегодно прибывает наибольшее число мигрантов. Приезжающий из другой страны человек приносит с собой не только внешние культурные особенности, но и иные мировоззренческие установки. Эти традиции и обычаи нередко вступают в непростое взаимодействие с привычным укладом жизни местного населения. Одной из проблем, угрожающих благополучию человеческого общения, является радикализм, сопровождаемый экстремистской трактовкой религиозной идеи, который зачастую находит своё выражение в террористической деятельности и приводит к межнациональным конфликтам. Государство, общество и традиционные религии, имеющие многовековой опыт мирного сосуществования, должны объединить свои усилия в преодолении этого зла. И здесь роль воспитания, помогающего человеку обрести свою религиозную идентичность, научиться, при желании, твёрдо исповедовать веру и вместе с тем уважать иные убеждения, культуру, традиции, трудно переоценить. Таким образом возникла идея создания такой стратегии преодоления радикализма, которая включала бы в себя образовательные программы, подчёркивающие значение религиозных ценностей в жизни общества.

В 2007 и 2008 годах в посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации было подчёркнуто, что « Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность…и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории». Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где оно обеспечено самим укладом школьной жизни. Поэтому ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социального единства, в повышении доверия человека к жизни в России отводится образованию.

Введение в учебный план экспериментального курса ОРКСЭ По предложению лидеров традиционных религий Президентом России было принято решение о проведении федерального эксперимента преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в ряде регионов страны с последующим распространением его на всю территорию государства с 2012 года. Главная цель проекта – посредством обра- зовательной школы обеспечить возвращение знаний в общество о глубинных корнях культуры российского народа.

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания не замыкается на изучении курса ОРКСЭ, а рассматривается более широко и масштабно. В регионе разработана нормативная база: подписан договор о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно- просветительской деятельности между Администрацией Тамбовской области и Тамбовской епархией Русской Православной церкви; соглашение о сотрудничестве Управления образования и науки Тамбовской области и Тамбовской епархии Русской Православной Церкви; разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования ( А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков); Книга для родителей «Основы религиозных культур и светской этики» (А.Я.Данилюк)

- Открыто духовно- просветительских центров гимназия имени святителя Питирима - Реализуется этнокультурный компонент - 20 учр. - Осуществляется обучение по предметам духовно- нравственной направленности -108 учр. - В детских художественных школах открыты отделения иконописи и церковно-прикладного искусства -На базе педагогического колледжа открыто отделение : «Православная педагогика» Зав. Шаталова О.А.

Реализуются масштабные проекты: - Наследие (Церковные ремёсла) с.Тулиновка; - Экскурсионный : «Маршруты по святыням Тамбовской епархии; - Проект «Духовное краеведение Тамбовщины»

На базе МУ ИМЦ создан центр по духовно-нравственному воспитанию, который: - разрабатывает опережающие консультации; - проводит семинары руководителей ОУ, преподавателей курса ОРКСЭ, заместителей директоров по воспитательной работе; - осуществляет информационное сопровождение; -организует методическое сопровождение курса ОРКСЭ; -курирует вопрос духовно-нравственного воспитания и просвещения школьников; В районе работает МО учителей, преподающих курс ОРКСЭ

Курс ОРКСЭ и наш район В апреле 2010 года наш район тоже вступил в названный эксперимент: * было обучено на курсах повышения квалификации – 20 педагогов; * охвачено обучением по предмету –121обучающийся; *Основы православной культуры – 62чел. (51%) В январе 2011года: *обучено педагогов -7чел. *охвачено обучающихся- 147ч. *Основы православной культуры – 104чел.(70%) Заметно вырос интерес к изучению традиционной религии христиан – православию.

Проведён семинар: « Первые итоги аппробации курса ОРКСЭ» На базе филиала МОУ Чакинская СОШ в п.Жемчужный учитель Акиндеева Н.В.

По итогам первого этапа эксперимента и апробации курса «ОРКСЭ» в общеобразовательных учреждениях Ржаксинского района можно сделать следующие выводы: введение курса происходит в атмосфере доверия и позитивного взаимодействия с педагогическими коллективами и директорским корпусом, общественными организациями и родителями, проведенные организационно- методические мероприятия, накопленный потенциал в области духовно-нравственного образования и воспитания содействовали увеличению числа желающих изучать в рамках комплексного курса модуль «Основы православной культуры», решение задач духовно-нравственного образования и воспитания учащихся возможно только при условии объединения усилий семьи, школы с привлечением Церкви в процессе совместной деятельности;

Какие задачи предстоит решать школам? В Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения закреплена образовательная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Школам необходимо разработать Программы по духовно-нравственному воспитанию детей с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других объектов образовательного процесса и определить конкретные задачи, ценности, ожидаемые результаты, а также формы воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями.

Примерные разделы программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников -Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников на ступени начального общего образования; -Основные направления и ценностные основы духовно- нравственного развития и воспитания школьников на ступени начального общего образования; -Содержание духовно-нравственного развития и воспитания школьников на ступени начального общего образования; -Раздел о совместной деятельности школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников; -Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания школьников на ступени начального общего образования.

Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли. Н.И.Пирогов

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Возможно ль время двинуть вспять? Страницу за страницей Всю жизнь свою переписать! И мыслей вереницу Пересмотреть! И обуздать Их бег неукротимый, Куда-то вновь не опоздать, Пройти ошибку мимо. Учитесь у своих детей- Мы слепы, они зрячи. Живой родник благих вестей Творец в их душах прячет Смотрите чаще им в глаза Внимательно, с любовью Не набежала ли слеза, Исторгнутая болью. Ведите за руку, пока Идти не могут сами, Но не смотрите свысока, А будьте им друзьями. Балуйте! В меру, не греша Пред истиной суровой, И будет светлой их душа, Красивой и здоровой! Елена Мочалова