1 Андреев Александр Александрович д.пед.н, к.т.н, профессор, завкафедрой электронной педагогики НОУ МФПУ «Синергия» сайт: a-edu.narod.ru э-почта: andreev_a_a@mail.ruandreev_a_a@mail.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А. М. Новиков СМЕНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПАРАДИГМ От индустриального к постиндустриальному обществу ПО КНИГЕ: ОСНОВАНИЯ ПЕДАГОГИКИ. М.: Эгвес, с.
Advertisements

Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Company LOGO 24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН.
Организация работы по подготовке к переходу МОУ городского округа Тольятти на ФГОС в учебном году Сергеева О. А., начальник отдела общего и дополнительного.
О КОРРЕКТИРОВКЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПРИКАЗОМ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ О.О. Хроменкова,
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ОЦП «Р АЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
О развитии электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ Сентябрь 2013.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
27 апреля группадисциплина% ДЕ 1МП-12Английский язык57 2МП-34Экономика92 3МП-39Психология и педагогика55 4МП-39Электротехника и электроника82 5П-21Информатика.
Об изменениях в законодательстве Российской Федерации.
Н.М. Розина Министерство образования и науки Российской Федерации О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном.
Модульная образовательная программа подготовки администраторов образования к реализации задач модернизации российской школы Проект НФПК «Реформа системы.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» С традициями милосердия.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Окружной педагогический Форум «Организация методической работы образовательного учреждения в условиях введения ФГОС»
Оценка эффективности деятельности общеобразовательных учреждений по итогам комплектования-2010 Л.Е. Загребова, руководитель Тольяттинского управления министерства.
Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
Транксрипт:

1 Андреев Александр Александрович д.пед.н, к.т.н, профессор, завкафедрой электронной педагогики НОУ МФПУ «Синергия» сайт: a-edu.narod.ru э-почта: блог:blogs.mail.ru/mail/andreev_a_a

Зачем нужна ПВШ? 1. Законопослушность. 1. Законопослушность. ФГОС по направлению подготовки 23М «Юриспруденция» предполагает следующие виды профессиональной деятельности магистров: а) правотворческая; б) правоприменительная; в) правоохранительная; г) экспертно-консультационная; д) организационно-управленческая; е) научно-исследовательская; ж) педагогическая. 2

Требования ООП в педагогической деятельности: 1.способен преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-11); 3.способен управлять самостоятельной работой (ПК-12); 4.способен организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-13); 5.способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-14). 3

Зачем нужна ПВШ? 2. Уметь учиться Идея непрерывного образования или «обучения длинною в жизнь» - «Life Long Learning»известна сегодня во всем мире как глобальный подход, позволяющий своевременно и полно отвечать вызовам информационной эпохи и требованиям новой экономики. Для успешного менеджера XXI века важно не только получить высококачественное профильное образование, но и постоянно актуализировать свои знания в соответствии с требованиями внешней среды. Его девиз: «Постоянно учиться и переучиваться, отказываться от устаревших идей и подходов, заменяя их новым знанием». Идея непрерывного образования или «обучения длинною в жизнь» - «Life Long Learning»известна сегодня во всем мире как глобальный подход, позволяющий своевременно и полно отвечать вызовам информационной эпохи и требованиям новой экономики. Для успешного менеджера XXI века важно не только получить высококачественное профильное образование, но и постоянно актуализировать свои знания в соответствии с требованиями внешней среды. Его девиз: «Постоянно учиться и переучиваться, отказываться от устаревших идей и подходов, заменяя их новым знанием». 4

Зачем нужна ПВШ? 3. Общее развитие 5

6

7

8 Педагогика высшей школы (ПВШ) Учебная дисциплина и научное направление в котором описываются, объясняются и прогнозируется учебные процессы в высшей школе. Учебная дисциплина и научное направление в котором описываются, объясняются и прогнозируется учебные процессы в высшей школе.

9 Девиз курса Педагогическую грамотность каждому в информационном обществе

10 Цели. В результате изучения дисциплины обучаемый должен: Иметь представление: профессионального образования, Болонском процессе, базовых нормативно-правовых документах для системы высшего образования; О системе высшего профессионального образования, Болонском процессе, базовых нормативно-правовых документах для системы высшего образования; Об особенностях современного высшего профессионального образования РФ;Об особенностях современного высшего профессионального образования РФ; О E-Learning и дистанционном обучении;О E-Learning и дистанционном обучении; О документальном обеспечении учебного процесса: ГОС, ООП, учебный план, программа учебной дисциплины. О документальном обеспечении учебного процесса: ГОС, ООП, учебный план, программа учебной дисциплины.

11 Знать: 1. Теоретические основы подготовки и проведения учебного процесса. Предмет изучения ПВШ. Категории педагогики; 2. Структуру и характеристики элементов педагогического процесса (цели, содержание, методы, средства, формы, преподаватель, обучающийся). Принципы обучения; 3. Виды организационных форм проведения традиционных видов занятий (лекций, семинаров, тренингов, игр и т.д.) и методики их проведения при подготовке;

12 Знать 4. Информационные и коммуникационные технологии, в том числе Интернет в образовании. 5. Электронные учебно-методические комплексы для обучения и самообразования; 6.Электронные виды занятий и методики их проведения и участия; 7. Особенности деятельности и требования к преподавателю высшей школы;

13 Уметь: Спроектировать и фрагментарно провести учебный процесс в роли преподавателя. Спроектировать и фрагментарно провести учебный процесс в роли преподавателя. Разработать фрагмент учебно- методического комплекса по выбранному направлению производственной или бытовой тематике (для продвинутых магистров) Разработать фрагмент учебно- методического комплекса по выбранному направлению производственной или бытовой тематике (для продвинутых магистров)

14

График обучения Занятие сент. «аудиторное занятие» 12 ауд. (4 час.) 12 ауд. (4 час.) Занятие 2 – 25 сент.«аудиторное занятие» 12 ауд (4 час.) Занятие 3 -2 окт.«аудиторное занятие» 12 ауд Занятие 4 «вебинар» (4 часа) Дистанционная форма ч ерез Интернет (4 часа) Занятие 5 -зачет 12 ауд (4 часа) 15

Персональный образовательный сайт по дисциплине «Педагогика высшей школы» 16

17 Базовое учебно-методическое обеспечение (a-edu-p.narod.ru) 1. Слайды к занятиям 2. Учебное пособие 2. Учебное пособие (handbook) 3. Учебная программа 4. Тест 5. Вопросы к зачету 6. Электронная библиотека МФПА) ссылка Педагогика 7. e-education.ru

Аттестационные требования 1. Выполнить все 4 задания по темам. Тексты заданий напечатаны в конце тем хендбука. 2. Пройти самотестирование 3. Зачет: Подготовить ответ на вопрос к зачету или защитить итоговое задание для продвинутых студентов. 4. Предложить свой вариант контроля усвоения содержания 18

Практическое задание по Теме 1 «Анализ организации учебного процесса за рубежом с использованием интернет-технологий и других средств информционных и коммуникационных технологий» Описать процесс обучения в 1-2 зарубежных университетах или колледжах с использованием интернет- технологий. При исследовании обратить внимание на специальности и дисциплины, представление электронных учебных материалов, виды занятий и контроля, организацию учебного процесса в целом учебный процесс в целом, используемое программное обеспечение, стоимость обучения и др.. Описать процесс обучения в 1-2 зарубежных университетах или колледжах с использованием интернет- технологий. При исследовании обратить внимание на специальности и дисциплины, представление электронных учебных материалов, виды занятий и контроля, организацию учебного процесса в целом учебный процесс в целом, используемое программное обеспечение, стоимость обучения и др.. Желательно сформулировать рекомендации по улучшению учебного процесса в МФПУ, используя зарубежный опыт. Желательно сформулировать рекомендации по улучшению учебного процесса в МФПУ, используя зарубежный опыт. При поиске материалов, использовать библиотеки, Интернет и др. источники информации. Если знания английского языка не достаточно, то при переводе текста целесообразно использовать он-лайн переводчики типа гугл, промт и др. При поиске материалов, использовать библиотеки, Интернет и др. источники информации. Если знания английского языка не достаточно, то при переводе текста целесообразно использовать он-лайн переводчики типа гугл, промт и др. Объем отчета не ограничивается. Объем отчета не ограничивается. 19

Практическое задание по Теме 2 «Подготовка учебной лекции» Вы выступаете в роли преподавателя. Разработайте упрощенную (тренировочную) учебную лекцию по тематике курса в форме презентации в PP. Презентация лекции в обязательном порядке должна содержать название, ФИО автора, план, не менее 2-3 слайдов по содержанию, выводы, список литературы. Разработайте упрощенную (тренировочную) учебную лекцию по тематике курса в форме презентации в PP. Презентация лекции в обязательном порядке должна содержать название, ФИО автора, план, не менее 2-3 слайдов по содержанию, выводы, список литературы. В помощь себе можно использовать слайды по тематике курса расположенные в или других открытых источниках. В помощь себе можно использовать слайды по тематике курса расположенные в или других открытых источниках. Слайды подготовленной авторской лекции разместить на личном сайте, например, narod.ru и сообщить адрес преподавателю. Слайды подготовленной авторской лекции разместить на личном сайте, например, narod.ru и сообщить адрес преподавателю. 20

Практическое задание по Теме 3 «Образовательные ресурсы Интернета» Вам предлагается найти в Интернете и описать отечественные и зарубежные образовательные ресурсы, способствующие улучшению содержания курса. Ключевые слова поиска: педагогика высшей школы, педагогический дизайн, eLearning, дистанционное обучениие, мультимедиа, применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, Вам предлагается найти в Интернете и описать отечественные и зарубежные образовательные ресурсы, способствующие улучшению содержания курса. Ключевые слова поиска: педагогика высшей школы, педагогический дизайн, eLearning, дистанционное обучениие, мультимедиа, применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, В подобранных ресурсах (не менее двух: один отечественный и один зарубежный) указать название, адрес ресурса, его краткое описание (аннотацию), а также в какой теме курса он может быть использован. В подобранных ресурсах (не менее двух: один отечественный и один зарубежный) указать название, адрес ресурса, его краткое описание (аннотацию), а также в какой теме курса он может быть использован. При подготовке отчета необходимо соблюдать авторские права. Презентация по авторским правам размещена на сайте a-edu-p.narod.ru. При подготовке отчета необходимо соблюдать авторские права. Презентация по авторским правам размещена на сайте a-edu-p.narod.ru. 21

Практическое задание по Теме 4 «Обучение с использованием интернет- технологий» Вы выступаете в роли преподавателя интернет- обучения. Определите цель и тему разового дистанционного занятия с использованием интернет- технологий, которое вам предстоит провести. Вы выступаете в роли преподавателя интернет- обучения. Определите цель и тему разового дистанционного занятия с использованием интернет- технологий, которое вам предстоит провести. Выберите вид электронного занятия (вебинар, консультацию, задания и др.), а также средство для его реализации (электронную почту, скайп, форум и др.). Опишите в свободной форме, как вы будете проводить занятие. Напишите план занятия, форму контроля. Выберите вид электронного занятия (вебинар, консультацию, задания и др.), а также средство для его реализации (электронную почту, скайп, форум и др.). Опишите в свободной форме, как вы будете проводить занятие. Напишите план занятия, форму контроля. Объем отчета не регламентируется. Объем отчета не регламентируется.. 22

23

24 Тема 1 Современное российское высшее образование

25 План 1.1 Актуальность учебной дисциплины. Исторические аспекты и роль образования. 1.2 Система ВПО. Болонский процесс. Базовые нормативно-правовые документы для системы высшего образования. 1.3 Особенности современного высшего профессионального образования РФ 1.4 Дистанционное обучение. E-L earning.

Роль образования и исторические аспекты становления российского высшего образования Образование- лучшее вложение средств (автор максимы?). Образование- лучшее вложение средств (автор максимы?). Образование получают Образование получают ( добывают путем кропотливой работы ). (адекватные пословицы?) Назовите пути вывода из Америки кризиса, предложенные Рузвельтом в период великой депрессии. Назовите пути вывода из Америки кризиса, предложенные Рузвельтом в период великой депрессии.

27 Распределение видов капитала по странам

28 Прагматическая ценность

29 Система образования. История Вопрос о необходимости создания в России высших учебных заведений впервые поднимался еще при Петре I, 1725 год С-Петербург Вопрос о необходимости создания в России высших учебных заведений впервые поднимался еще при Петре I, 1725 год С-Петербург 1755 МГУ 1755 МГУ

Система образования

31 Глава II. СИСТЕМА ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Статья 4. Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность: представляет собой совокупность: федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, федеральных государственных требований к послевузовскому профессиональному образованию и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования; федеральных государственных требований к послевузовскому профессиональному образованию и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования; имеющих лицензии высших учебных заведений, научных организаций и образовательных учреждений соответствующего дополнительного профессионального образования; имеющих лицензии высших учебных заведений, научных организаций и образовательных учреждений соответствующего дополнительного профессионального образования; научных, проектных, производственных, клинических, медико- профилактических, фармацевтических, культурно-просветительских учреждений, организаций и предприятий, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования; научных, проектных, производственных, клинических, медико- профилактических, фармацевтических, культурно-просветительских учреждений, организаций и предприятий, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования; органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений, организаций и предприятий; органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений, организаций и предприятий; общественных и государственно-общественных объединений (творческих союзов, профессиональных ассоциаций, обществ, научных и методических советов и иных объединений). общественных и государственно-общественных объединений (творческих союзов, профессиональных ассоциаций, обществ, научных и методических советов и иных объединений).

32 Система образования. Статистика Система высшего образования объединяет 607 государственных и 358 негосударственных вузов, в которых обучается 4,7 млн. человек. Система высшего образования объединяет 607 государственных и 358 негосударственных вузов, в которых обучается 4,7 млн. человек. (США?) Вузы России готовят специалистов по более чем 350 специальностям. Вузы России готовят специалистов по более чем 350 специальностям. Преподавательский состав государственных ВУЗов включает 265 тысяч человек, из которых 153 тысячи человек - специалисты высшей квалификации (кандидаты и доктора наук). В негосударственных ВУЗах занято более 42 тысяч преподавателей. Преподавательский состав государственных ВУЗов включает 265 тысяч человек, из которых 153 тысячи человек - специалисты высшей квалификации (кандидаты и доктора наук). В негосударственных ВУЗах занято более 42 тысяч преподавателей.

33 Динамика роста студентов (на населения )

34 Болонский процесс В 1999 г. министры образования почти 30 европейских стран подписали Болонскую декларацию, Ее цель установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе. В 1999 г. министры образования почти 30 европейских стран подписали Болонскую декларацию, Ее цель установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе. В Болонской декларации констатируется, что с целью установления европейской зоны высшего образования и содействия распространению европейской системы высшего образования в мире должны быть решены задачи: В Болонской декларации констатируется, что с целью установления европейской зоны высшего образования и содействия распространению европейской системы высшего образования в мире должны быть решены задачи:

35 Задачи Болонской декларации (1) принятие более удобной в плане сравнимости системы уровней образования, базирующейся на двух образовательных уровнях для содействия трудоустройству европейских граждан, а также конкурентоспособности европейской системы высшего образования на мировом рынке; принятие более удобной в плане сравнимости системы уровней образования, базирующейся на двух образовательных уровнях для содействия трудоустройству европейских граждан, а также конкурентоспособности европейской системы высшего образования на мировом рынке; создание европейской системы зачетных единиц для проведения экспериментального обучения и довузовского обучения, при условии, что указанные зачетные единицы будут приняты университетской системой в качестве средства, способствующего мобильности студентов; создание европейской системы зачетных единиц для проведения экспериментального обучения и довузовского обучения, при условии, что указанные зачетные единицы будут приняты университетской системой в качестве средства, способствующего мобильности студентов;

36 Задачи Болонской декларации (2) устранение препятствий в доступе студентов ко всем услугам, имеющим отношение к образованию; устранение препятствий в доступе студентов ко всем услугам, имеющим отношение к образованию; время работы в Европе преподавателей, научных работников и административного персонала (научно- исследовательские работы, преподавательская деятельность, обучение, стажировка и т.д.) должно учитываться без какого-либо нарушения их прав при начислении пенсии и выплат по социальному страхованию; время работы в Европе преподавателей, научных работников и административного персонала (научно- исследовательские работы, преподавательская деятельность, обучение, стажировка и т.д.) должно учитываться без какого-либо нарушения их прав при начислении пенсии и выплат по социальному страхованию; развитие критериев и методологии оценки качества преподавания; развитие критериев и методологии оценки качества преподавания; введение такого важного понятия, как "европейское пространство высшего образования", в том числе относительно содержания курса обучения, сотрудничества между учебными заведениями, схем мобильности, интегрированных программ обучения, тренинга и проведения научных исследований. введение такого важного понятия, как "европейское пространство высшего образования", в том числе относительно содержания курса обучения, сотрудничества между учебными заведениями, схем мобильности, интегрированных программ обучения, тренинга и проведения научных исследований.

37 Кредиты и компетенции. причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Тип (набор) этих ситуаций зависит oт типа (специфики) учебного заведения. Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Тип (набор) этих ситуаций зависит oт типа (специфики) учебного заведения. При компетентностном подходе результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования. При компетентностном подходе результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования. Трудоемкость программ в России измерялась в часах. Теперь в кредитах ориентировочно 1 кредит =36 часов. Трудоемкость программ в России измерялась в часах. Теперь в кредитах ориентировочно 1 кредит =36 часов.

38 Базовые нормативно –правовые документы 1. Закон 1. Закон РФ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ« от N Федеральный закон от 22 августа 1996 г. 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». 3. Типовое положение о высшем учебном заведении Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 264 г. Москва Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 264 г. Москва 4. Минобрнауки России. Приказ от 06 мая 2005 г «Об использовании дистанционных образовательных технологий» Минобрнауки России. Приказ от 06 мая 2005 г. 137

39 Программы и проекты в сфере образования 1. «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» 2. ПНП «Образование» 3. «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (письмо Минобразования ин/15 от г.) 4. Концепция информатизации сферы образования РФ, Федеральная целевая программа развития образования на годы 6. Программа Электронная Россия ( ) Концепция модернизации образования

Особенности современного высшего профессионального образования РФ

41 постиндустриальном обществе (информационном обществе; обществе, основанном на знаниях) Особенности (характерные черты) современного образования в постиндустриальном обществе (информационном обществе; обществе, основанном на знаниях)

42 1.Информатизация образования Процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования средств ИКТ, ориентированных на: Совершенствование механизмов управления системой образования; Совершенствование механизмов управления системой образования; Обновление методологии и организационных форм обучения; Обновление методологии и организационных форм обучения; Интеллектуализация деятельности обучающего и обучаемого; Интеллектуализация деятельности обучающего и обучаемого; Использование комплексных методик контроля и оценки уровня знаний. Использование комплексных методик контроля и оценки уровня знаний. Понятие Информатизация (1996г) шире, чем понятие e-Learning

43 Конечная цель информатизации образования состоит В расширении и упрощении доступа граждан к получению или повышению ранее достигнутого уровня образования, а также в более полном и оперативном удовлетворении их разнообразных потребностей в знаниях и умениях, что создает реальные предпосылки для повышения качества и результативности обучения. В расширении и упрощении доступа граждан к получению или повышению ранее достигнутого уровня образования, а также в более полном и оперативном удовлетворении их разнообразных потребностей в знаниях и умениях, что создает реальные предпосылки для повышения качества и результативности обучения.

44 2.Глобализация образования Процесс взаимозависимости, взаимопроникновения и взаимообусловленности самых разнообразных компонентов мирового сообщества М.А. Чешко Пример Болонский процесс в его части взаимопризнание, мобильность

Корреляция с тенденциями развития мирового сообщества 1. Средства коммуникации 2. Мир без экономических границ 3. Четыре шага к единой мировой экономике 4. Торговля и обучение через Интернет 5. Новое общество услуг 6. Объединение большого и малого 7. Новая эра досуга 8. Постоянно изменяющаяся форма работы 9. Женское лидерство 10. Наш удивительный, заново открываемый мозг 11. Расцвет национальных культур 12. Растущая численность низшего класса 13. Быстрое старение населения 14. Рост популярности идеи «сделай сам» 15. Деловое сотрудничество 16. Триумф личности Гордон Драйдент, Джанет Вос. Революция в обучении. –М.: ПАРВИНЭ, с.

46. 4.Расширение типологии понятия системы образования К традиционному формальному образованию добавляются 1. Неформальное образование 2.Корпоративное образование

47 5. Переход к концепции развития личности Предусматривает индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать возможности каждого способствовать его самореализации и саморазвитию Предусматривает индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать возможности каждого способствовать его самореализации и саморазвитию

48 6. Переход к концепции непрерывного образования Непрерывное образование - образование, охватывающее всю жизнь человека, включающее в себя формальные (школа, институт и др.) и неформальные виды образования, Непрерывное образование - образование, охватывающее всю жизнь человека, включающее в себя формальные (школа, институт и др.) и неформальные (значимые люди, образовательные курсы без сертификации и т.д.) виды образования, «Нам нужны специалисты не с 4-х, не с 6-летним, а с сорокалетним образованием» «Нам нужны специалисты не с 4-х, не с 6-летним, а с сорокалетним образованием» Дженерал Моторс

49 7.Доступность образования «Всемирной декларации о высшем образовании» п1ст.26 Высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого СГА ввел принцип «Образование на месте обитания» (Карпенко М.П.)

50 8.Развитие рыночных отношений в сфере образования Рынок определяет конечные цели, задачи и организацию образования Рынок определяет конечные цели, задачи и организацию образования Этому способствует и обострение проблемы государственного финансирования. Этому способствует и обострение проблемы государственного финансирования.

51 9.Компетентностный подход Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Тип (набор) этих ситуаций зависит oт типа (специфики) учебного заведения. При компетентностном подходе результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования.[6] Помимо профессиональности надпрофессиональные Помимо профессиональности надпрофессиональные Личностные качества Личностные качества

52 10.Распространение идеологии открытых ресурсов Open Source.. Под этим понимается как открытый доступ к использованию и разработке как образовательных ресурсов, так и программного обеспечения различного назначения. Под этим понимается как открытый доступ к использованию и разработке как образовательных ресурсов, так и программного обеспечения различного назначения.

53 11.Актуализация принципа приоритетности педагогики в процессе информатизации

IT акселерация обучающихся

Использование резервов человеческого мозга и психики 13. Использование резервов человеческого мозга и психики (п.10)

Совмещение работы с учебой

57 Смена парадигм образования А.М. Новиков anovikov.ru

58 Ценности 1 Индустриальноеобщество Образование для общественного производства Образование для общественного производства Постиндустриальное общество Образование для самореализации человека в жизни, для личной карьеры Образование для самореализации человека в жизни, для личной карьеры Образование в интересах общества Образование в интересах общества Образование для производства Образование для производства

59 Мотивы 2 Индустриальноеобщество Учение обучающихся как обязанность Учение обучающихся как обязанность Деятельность педагога как исполнение профессионального долга Деятельность педагога как исполнение профессионального долга Постиндустриальное общество Заинтересованность обучающихся в учении, удовольствие от достижения результатов Заинтересованность обучающихся в учении, удовольствие от достижения результатов Заинтересованность педагога в развитии обучающихся, удовольствие от общения с ними Заинтересованность педагога в развитии обучающихся, удовольствие от общения с ними

60 Нормы 3 Нормы 3 Индустриальноеобщество Ответственность за обучающихся несет педагог Ответственность за обучающихся несет педагог Авторитет педагога держится за счет соблюдения дистанции, требуя от обучающихся дисциплины и усердия Авторитет педагога держится за счет соблюдения дистанции, требуя от обучающихся дисциплины и усердия Постиндустриальное Общество Обучающиеся принимают на себя ответственность за свое учение Обучающиеся принимают на себя ответственность за свое учение Авторитет педагога создается за счет его личных качеств Авторитет педагога создается за счет его личных качеств

61 Цели 4 Цели 4 ИндустриальноеОбщество Направленность учения на приобретение научных знаний Направленность учения на приобретение научных знаний Учение в молодости как «запас на всю жизнь» Учение в молодости как «запас на всю жизнь» Постиндустриальное общество направленность учения на овладение основами человеческой культуры и в т.ч. компетенциями (учебными, социальными, гражданскими, профессиональными и т.д. направленность учения на овладение основами человеческой культуры и в т.ч. компетенциями (учебными, социальными, гражданскими, профессиональными и т.д.

62 Позиции участников учебного процесса 5 Индустриальноеобщество Педагог передает знания Педагог передает знания Педагог над обучающимися Педагог над обучающимися Постиндустриальное общество Педагог создает условия для самостоятельного учения Педагог создает условия для самостоятельного учения Педагог вместе с обучающимся, взаимное партнерство Педагог вместе с обучающимся, взаимное партнерство

63 Формы и методы 6 Формы и методы 6 Индустриальноеобщество Иерархический и авторитарный методы Иерархический и авторитарный методы Стабильная структура учебных дисциплин Стабильная структура учебных дисциплин Стабильные формы организации учебного процесса Стабильные формы организации учебного процесса Акцент на аудиторные занятия под руководством педагога Акцент на аудиторные занятия под руководством педагога Постиндустриальное общество Демократический и эгалитарный (построенный на равенстве) методы Демократический и эгалитарный (построенный на равенстве) методы Динамичная структура учебных дисциплин Динамичная структура учебных дисциплин Динамичные формы организации учебного процесса Динамичные формы организации учебного процесса Акцент на самостоятельную работу обучающихся Акцент на самостоятельную работу обучающихся

64 Концепция «сделай сам» заключается в самостоятельном управлении жизнью Обучение очень быстро будет превращаться в самообучение: самостоятельно направляемое и самостоятельно выполняемое учащимися Гордон Драйдент, Джанет Вос. Революция в обучении. –М.: ПАРВИНЭ, с. Письмо Минобразования РФ от # ин/15 "Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений" Качество образования человека как и здоровье, видимо, зависит от: Наследственных признаков 15% Медицинского обеспечения 35% Самостоятельной заботе о здоровье 50%

65 Средства 7 Средства 7 Индустриальноеобщество Основное средство обучения книга Основное средство обучения книга Постиндустриальное общество Учебная книга дополняется ресурсами информационно- телекоммуникацио нных систем и ЭБ Учебная книга дополняется ресурсами информационно- телекоммуникацио нных систем и ЭБ

66 Опрос В каком виде вы предпочитаете изучать учебный материал? В каком виде вы предпочитаете изучать учебный материал? 1. Бумажный 2. Электронный

67 Контроль и оценка 8 Контроль и оценка 8 Индустриальноеобщество Контроль и оценка производится преимущественно педагогом Контроль и оценка производится преимущественно педагогом Постиндустриальное общество Смещение акцента на самоконтроль и самооценку обучающегося Смещение акцента на самоконтроль и самооценку обучающегося (портфолио)

Дистанционное обучение. E-Learning

69 Дистанционное обучение В законе «Об образовании» сказано, что образование может быть получено очно, заочно, очно- заочно… В законе «Об образовании» сказано, что образование может быть получено очно, заочно, очно- заочно… Законы разных стран не содержат ДО Законы разных стран не содержат ДО

Понятие и исторические аспекты становления ДО

71 Определение ДО, сформулированное в «Законе об образовании». «Дистанционное обучение обеспечивается применением совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации». «Дистанционное обучение обеспечивается применением совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации».

72 Авторское определение ДО «Дистанционное обучение в общем случае - это целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия студентов с преподавателем, со средствами информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и между собой. Он некритичен в пространстве, времени и конкретному образовательному учреждению и протекает в специфической педагогической системе, элементами которой являются цель, содержание, средства, методы и формы, преподаватель и обучающиеся». «Дистанционное обучение в общем случае - это целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия студентов с преподавателем, со средствами информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и между собой. Он некритичен в пространстве, времени и конкретному образовательному учреждению и протекает в специфической педагогической системе, элементами которой являются цель, содержание, средства, методы и формы, преподаватель и обучающиеся».

73 Дистанционное обучение "Дистанционное обучение это нечто большее, чем чтение, большее, чем прослушивание или просмотр, большее, чем заранее приготовленные учебные материалы, большее, чем технология, большее, чем самостоятельное изучение, большее, чем тренинг, большее, чем открытое обучение... Так, что это такое ?» "Дистанционное обучение это нечто большее, чем чтение, большее, чем прослушивание или просмотр, большее, чем заранее приготовленные учебные материалы, большее, чем технология, большее, чем самостоятельное изучение, большее, чем тренинг, большее, чем открытое обучение... Так, что это такое ?» Берн Шачсиком (Bernd Schachtsiek), Президентом Европейской ассоциации корреспондентных школ (AECS). Берн Шачсиком (Bernd Schachtsiek), Президентом Европейской ассоциации корреспондентных школ (AECS).

74 Структура системы дистанционного обучения 1. Педагогическая подсистема 2. Административно-управленческая подсистема 3. Материально-техническая подсистема 4. Информационная подсистема 5. Подсистема научных исследований 6. Маркетинговая подсистема 7. Подсистема международных отношений 8. Подсистема безопасности 9. Подсистема связи 10. Региональная подсистема

75 Классификация образовательных учреждений, использующих технологии ДО 1. Организационно-правовые признаки Государственные Государственные Негосударственные Негосударственные Муниципальные Муниципальные Корпоративные Корпоративные 2. Продвижение образовательных услуг Внутренний рынок Внутренний рынок Экспорт Экспорт Импорт Импорт 3.Типы образовательных учреждений, где целесообразно использовать ДО Средние общие и специальные Средние общие и специальные Подготовительные в ВУЗ Подготовительные в ВУЗ ВУЗЫ ВУЗЫ Обучение людей со специальными потребностями Обучение людей со специальными потребностями Переподготовки и повышения квалификации Переподготовки и повышения квалификации 4. Уровни реализации образовательных программ Среднее общее и профессиональное Среднее общее и профессиональное Высшее профессиональное Высшее профессиональное Послевузовское Послевузовское 5. Направления подготовки Гуманитарное, Социально-экономическое, Инженерное Гуманитарное, Социально-экономическое, Инженерное 6. Организация взаимодействия студентов с ОУДО Централизованная Централизованная Иерархическая (одно и многоуровневая) Иерархическая (одно и многоуровневая)

76 Причины возникновения российского ДО

77 1. Четко обозначился класс людей, которые нуждались в ДО. лица всех возрастов, проживающие в малоосвоенных регионах страны, удаленных от вузовских центров; лица всех возрастов, проживающие в малоосвоенных регионах страны, удаленных от вузовских центров; лица, желающие приобрести новые знания или получить второе образование; лица, желающие приобрести новые знания или получить второе образование; обширный контингент потребителей образовательных услуг, готовящихся к поступлению в вузы; обширный контингент потребителей образовательных услуг, готовящихся к поступлению в вузы; лица, не имеющие возможности получить образовательные услуги в традиционной системе образования в силу ограниченной пропускной способности этой системы, невозможности совмещения учебы с работой и других специфических условий (сельские жители, спортсмены, вахтовики, кочевники и т.п.); лица, не имеющие возможности получить образовательные услуги в традиционной системе образования в силу ограниченной пропускной способности этой системы, невозможности совмещения учебы с работой и других специфических условий (сельские жители, спортсмены, вахтовики, кочевники и т.п.); лица, проходящие действительную срочную службу в рядах Вооруженных Сил России, а также увольняющиеся в запас офицеры и члены их семей; лица, проходящие действительную срочную службу в рядах Вооруженных Сил России, а также увольняющиеся в запас офицеры и члены их семей; лица, имеющие медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях (инвалиды; раненые, находящиеся на излечении в госпиталях; лица, нуждающиеся в обучении на дому и т.п.); лица, имеющие медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях (инвалиды; раненые, находящиеся на излечении в госпиталях; лица, нуждающиеся в обучении на дому и т.п.); корпус менеджеров различного уровня, преподавателей и других специалистов, нуждающихся в переподготовке и повышении квалификации; корпус менеджеров различного уровня, преподавателей и других специалистов, нуждающихся в переподготовке и повышении квалификации; субъекты и объекты пенитенциарной системы (осужденные и обслуживающий персонал исправительных учреждений); субъекты и объекты пенитенциарной системы (осужденные и обслуживающий персонал исправительных учреждений); лица, желающие получить образование в зарубежных образовательных учреждениях; лица, желающие получить образование в зарубежных образовательных учреждениях; уволенные и сокращенные лица, зарегистрированные в соответствующих службах занятости; уволенные и сокращенные лица, зарегистрированные в соответствующих службах занятости; иностранные граждане, желающие получить образование в России, но не имеющие возможность приехать для учебы по различным причинам. иностранные граждане, желающие получить образование в России, но не имеющие возможность приехать для учебы по различным причинам.

78 2. Территория В России около 170 больших городов сосредотачивают почти 50% всего населения. На другом полюсе – «Слабоорганизованные пространства», составляющие 9/10 всей территории России, где средняя плотность составляет 3 чел/км2 с редкой сетью коммуникаций На другом полюсе – «Слабоорганизованные пространства», составляющие 9/10 всей территории России, где средняя плотность составляет 3 чел/км2 с редкой сетью коммуникаций

79 3.Информатизация образования ИИО РАО (И.В. Роберт) Процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования средств ИКТ, ориентированных на : Процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования средств ИКТ, ориентированных на : Совершенствование механизмов управления системой образования; Совершенствование механизмов управления системой образования; Обновление методологии и организационных форм обучения; Обновление методологии и организационных форм обучения; Интеллектуализация деятельности обучающего и обучаемого; Интеллектуализация деятельности обучающего и обучаемого; Использование комплексных методик контроля и оценки уровня знаний. Использование комплексных методик контроля и оценки уровня знаний. Понятие Информатизация (1996г) шире, чем e-Learning

80 4.Уникальные возможности Обеспечить возможность для каждого в любом месте изучить образовательную программу любого ОУ, включая уровни среднего, высшего и послевузовского образования. При этом обеспечивается гибкость во времени обучения, свобода выбора дисциплин и преподавателей, взаимодействие обучаемых и преподавателей, доступ в информации и т.д. Обеспечить возможность для каждого в любом месте изучить образовательную программу любого ОУ, включая уровни среднего, высшего и послевузовского образования. При этом обеспечивается гибкость во времени обучения, свобода выбора дисциплин и преподавателей, взаимодействие обучаемых и преподавателей, доступ в информации и т.д.

81 Исторические аспекты возникновения и развития ДО Можно считать, например, что первым профессором курса ДО был Иеисус Христос, Святое учение которого транслировали первые в истории тьюторы - проповедники. Можно считать, например, что первым профессором курса ДО был Иеисус Христос, Святое учение которого транслировали первые в истории тьюторы - проповедники. Екатериной Великой, которая обучалась дистанционно, ведя виртуальные занятия с Вольтером по переписке. Екатериной Великой, которая обучалась дистанционно, ведя виртуальные занятия с Вольтером по переписке.

82 Создателем открытого и заочного профессионального образования в России принято считать Карла Мазинга ( гг.) - известного математика, инженера и педагога. Создателем открытого и заочного профессионального образования в России принято считать Карла Мазинга ( гг.) - известного математика, инженера и педагога. Система заочного образования в СССР Система заочного образования в СССР

83 Авторская хронология ДО. 1929г.- официальная дата создания государственной системы заочного обучения. 1990г.- была создана система ДО обучения рыбаков Дальнего востока, организованную ректором РИУ «Тантал» В.П. Черновым ( г. МИМ «Линк» ( ректор С.А. Щенников 1992г.СГА ( ректор М.П. Карпенко 1997г.ИДО МЭСИ ( Институте дистанционного образования МЭСИ (директор В.И. Солдаткин) Утверждение «Концепции ДО РФ»

84 Динамика роста числа российских образовательных учреждений, использующих технологии ДО в период с 1992 по 1998 годы

85 Нормативно-правовое обеспечение процесса дистанционного обучения В настоящее время при практической реализации ДО в образовательных учреждениях необходимо пользоваться документом, определенным Приказом Минобрнауки от 06 мая 2005 г. 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» 1. Федеральный закон от ФЗ поправки для внесения дистанционной образовательной технологии в 2 Федеральных закона: «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании». В настоящее время при практической реализации ДО в образовательных учреждениях необходимо пользоваться документом, определенным Приказом Минобрнауки от 06 мая 2005 г. 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» 1. Федеральный закон от ФЗ поправки для внесения дистанционной образовательной технологии в 2 Федеральных закона: «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании». ВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, предъявляемые к образовательным учреждениям среднего, высшего и дополнительного профессионального образования при проведении лицензионной экспертизы и проверки их готовности к реализации образовательных программ с использованием в полном объеме дистанционных образовательных технологий МЕТОДИКА применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации, которая Утверждена Приказом Минобразования РФ от Российской Федерации, которая Утверждена Приказом Минобразования РФ от

86 Понятие дистанционные образовательные технологии Под ДОТ понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника Под ДОТ понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника

87 Дистанционные образовательные технологии в России кейс кейс телевизионная телевизионная интернет интернет корреспондентская корреспондентская ……. …….

88 Выводы по ДО получило распространение в России с начала 90-х годов. ДОТ используют практически все вузы и они интенсивно встраиваются в традиционный учебный процесс 1. ДО получило распространение в России с начала 90-х годов. ДОТ используют практически все вузы и они интенсивно встраиваются в традиционный учебный процесс 2.Наиболее перспективным направлением является ДО через Интернет. 2.Наиболее перспективным направлением является ДО через Интернет. 3.Использование ДО в системе образования регламентируется Приказом Использование ДО в системе образования регламентируется Приказом 137

89 Электронное обучение (e-Learning)

90 Российские аналоги иностранных терминов e-learning = обучение с использование средств информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) e-learning = обучение с использование средств информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) online- learning = интернет–обучение (обучение с использованием интернет-технологий) online- learning = интернет–обучение (обучение с использованием интернет-технологий) m-learning = обучение с использованием мобильных средств ИКТ m-learning = обучение с использованием мобильных средств ИКТ сontent = учебно-методический комплекс для интерент- обучения; сontent = учебно-методический комплекс для интерент- обучения; blended education = комплексное использование средств, методов и форм при обучении; blended education = комплексное использование средств, методов и форм при обучении; study-guide = руководство по изучению дисциплины study-guide = руководство по изучению дисциплины

91 Национальный стандарт ГОСТ Р «ИКТ в образовании. Термины и определения» Электронное обучение (e-Learning) обучение с помощью ИКТ Электронное обучение (e-Learning) обучение с помощью ИКТ Мобильное обучение (mobile learning) электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося Мобильное обучение (mobile learning) электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося

92 Творческое задание Законно ли применение термина eLearning в русском языке?

93 Выводы по Теме 1 1. Дисциплина ПВШ становится особо актуальной в информационном обществе и является основой для реализации принципа «обучение через всю жизнь» 1. Дисциплина ПВШ становится особо актуальной в информационном обществе и является основой для реализации принципа «обучение через всю жизнь» 2.Современное российское высшее образование берет начало с 1725 года – даты основания С-Петербургского университета. 3.Особенности высшего образования включают ряд признаков, коррелированных с общемировыми тенденциями.

94 Библиография 1. Информатизация образования:направления, средства, технологии/Под общ. ред С.И. Маслова-М.: Изд МЭИ, с Гордон Драйдент, Джанет Вос. Революция в обучении. –М.: ПАРВИНЭ, с Карпенко М.П. Телеобучение –М.:СГА, с 4. Гарунов М.Г. и др. Этюды дидактики ВШ.-М.: НИИВО, с. 5. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, – 264 с.ил. (имеется в читальном зале МФПА)

95 Библиография 6. Андреев А.А. Основы интернет- обучения Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения.

96 Обеспечивающие IT задания Для обеспечения возможности размещения электронных материалов и общения: Для обеспечения возможности размещения электронных материалов и общения: Разработать личный блог 2. Разработать личный сайт

Конструкторы edu.of.ru edu.of.ru

98

Научно-исследовательская работа обучающихся является Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование общекультурных и магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. 99