Учет двигательных особенностей детей с нарушением опорно- двигательного аппарата в организации образовательного процесса Колтыгина Елена Владимировна,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования Калининградской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.
Advertisements

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Безбарьерная среда. Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю) или включенное образование.
ЗАНЯТИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ДЕТСКОМ САДУ. Выполнила Андреева М.В., Воспитатель МКОДУ Венгеровский детский сад 2.
ГОСУДАРСТВЕНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ГБОУ СО 967 СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЗАНЯТИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ДЕТСКОМ.
Укрепление физического, психического, умственного здоровья через кинезиологические упражнения Учитель-логопед: Н.А.Щелчкова.
«Укрепление опорно-двигательного аппарата старших дошкольников посредством фитбол-гимнастики» Коршунова Елена Валерьевна – инструктор по физическому воспитанию.
Двигательная активность школьников Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей Неправильная осанка. Плоскостопие. Задержка моторного развития. Несформированная.
Выполнила студентка 3 курса Попова Карина.. Физическое воспитание - это целенаправленный процесс, направленный на формирование здорового полноценного.
Лечебно-оздоровительная физкультура Бессмертных Елена Борисовна Учитель физической культуры МОУ Октябрьская СОШ.
ДА РОЗА МАРИЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА Педагог дополнительного образования РАСШИРЕНИЕ АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ.
«Использование здоровьесберегающих методик В.Ф. Базарного в работе с детьми специализированной зрительной группы» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ.
Мазеина Ирина Александровна Инструктор по физическому воспитанию МАДОУ «Детский сад 175»
Фитбол-гимнастика в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОНР. МБ ДОУ «Детский сад 116» компенсирующего вида Учитель-логопед: Эйтенеер Инга.
Как средство профилактики заболеваний опорно - двигательного аппарата.
ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ СБО. Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья. Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни,
ГБОУ АО «Няндомская СКОШИ» Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе Учитель: Паршенкова Татьяна Николаевна.
« Роль воспитателя и физкультурного работника в оздоровлении детей дошкольного возраста « Роль воспитателя и физкультурного работника в оздоровлении детей.
Здоровьесберегающие технологии в практике логопеда МБДОУ «Детский сад 36» г. Краснокамск Учитель – логопед: Коломиец Н.А.
Физические упражнения –средство физического воспитания детей.
Обзор программ дошкольного образования СМГ при заболеваниях разного характера Выполнил: Магистрант 1 курса ФР Андрей Максимов.
Транксрипт:

Учет двигательных особенностей детей с нарушением опорно- двигательного аппарата в организации образовательного процесса Колтыгина Елена Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры мед.знаний и БЖД АлтГПУ, зав. УНИЛ «Здоровьесберегающие технологии в образовании»; КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа- интернат 6»

Детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за произвольными движениями.

Причины двигательных нарушений у детей с ДЦП Патологическое перераспределение мышечного тонуса Мышцы делятся по преобладанию разных типов волокон: тонические, обеспечивающие поддержание поз - развиваемое усилие невысокое, но поддерживается длительное время без утомления фазические, осуществляющие динамические движения - проявляют значительную силу, высокую скорость расслабления и быструю утомляемость.

Патологическое перераспределение мышечного тонуса Проявляется перенапряжением и укорочением мышц с высоким тонусом (в основном сгибатели) и избыточным растяжением и удлинением мышц с низким тонусом (мышцы спины, шеи). При этом нарушается взаимодействие между агонистами, антагонистами и синергистами, мышцы – сгибатели, как правило, оказываются сильнее разгибателей

Причины двигательных нарушений у детей с ДЦП Патологические синергии Характерно включение многих мышц в одно движение или позу. При повышении тонуса одних мышц повышается тонус других мышц, включающихся в патологическую синергию, и в конечном итоге формируются порочные позы и установки. Вследствие мышечного дисбаланса формируются типичные порочные позы.

Причины двигательных нарушений у детей с ДЦП Нарушения равновесия и координации движений, проявляющиеся в неустойчивости при сидении, стоянии и ходьбе из-за: нарушения ощущения движений тела или его частей. Имеются специальные чувствительные клетки, расположенных в мышцах, сухожилиях, связках, суставах и передающие в мозг информацию о положении туловища и конечностей в пространстве, степени сокращения мышц. Нарушения восприятия пространства нарушения зрительного восприятия связаны с недостаточностью фиксации взора и конвергенции, сужением полей зрения, птозом, двоением, нистагмом и снижением остроты зрения, нарушением подвижности глазных яблок - Нарушения слухового восприятия - Нарушение «схемы тела»

Причины двигательных нарушений у детей с ДЦП Нарушения дыхания из-за параличей и парезов основной и вспомогательной дыхательной мускулатуры, нарушенного мышечного тонуса и задержке формирования «произвольного» дыхания Повышенная утомляемость, низкая производительность и возбудимость двигательных и аналитических центров коры головного мозга

Особенности движений при нарушении функций опорно-двигательного аппарата Отсутствует мышечная изотония – состояние равновесия между мышцами сгибателями и разгибателями Гимнастические и силовые упражнения часто выполняются несимметрично в силу спазма мышц одной из сторон тела Из-за затруднений в произвольной регуляции дыхания при любых упражнениях быстро возникает одышка и кислородное голодание как мышц, так и головного мозга

Особенности движений при нарушении функций опорно-двигательного аппарата Из-за нарушений статических функций туловища и контрактур ИП «стоя» перегружает здоровые мышцы, суставы конечностей и позвоночника. Ходьба, а особенно – бег затруднены, и скорее вызывают перенапряжение нервно-мышечного аппарата, а не тренировку кардио-респираторной системы При выполнении ОРУ в движение вовлекаются нехарактерные мышцы, в результате оно выполняется неправильно и физиологическое воздействие упражнения не всегда предсказуемо. Перенапряжение создает условия для усугубления дефекта, за счет усиления спастики «сильных» мышц в результате гипоксии

Формирование основных двигательных навыков и умений 1. Правильно выполнять естественные локомоции: прямо стояние, ходьбу, бег, движения в суставах верхних и нижних конечностей. 2. Формировать навык правильной осанки и установки стоп. 3. Научить разным типам произвольного дыхания, сочетанию дыхания и движений.

Программа по физическому воспитанию в спецшколах имеет свои особенности: Дыхательные упражнения, упражнения на равновесие и координацию, игры по упрощенным правилам вводятся во все типы занятий В раздел ОРУ введены коррекционные упражнения : для коррекции познотонических реакций; расслабления мышц; формирования опороспособности и равновесия; развития пространственной ориентации и точности движений. Гимнастика и легкая атлетика не выделяются в отдельные разделы, а используются доступные виды занятий с индивидуальным подходом к учащимся

Программа по физическому воспитанию имеет свои особенности: Раздел «Прикладные упражнения» направлен на формирование возрастных локомоторной- статических функций, необходимых в быту, учебе и труде : построения и перестроения, ходьба и бег, прыжки, лазанье и перелезание, ритмические и танцевальные упражнения, упражнения с предметами (гимнастическими палками, большими и малыми мячами, флажками, обручами). Тренировка общей выносливости значительно затруднена

«Медитационная» разминка Физическая нагрузка, как любой стресс вынуждает организм резко увеличивать выброс в кровь определенных гормонов, человека бросает в жар, он готов бежать или сражаться. У больных детей «запас» биологически активных веществ ниже, чем у здоровых, и может быть мгновенно израсходован уже в начале деятельности. При «медитационной» разминке, создавая определенный психологический настрой, человек позволяет своему телу подготовить себя к предстоящим действиям, но постепенно, контролируемо, без перерасхода энергии. Положение для «медитационной» разминки должно быть достаточно комфортным, т.е. мысли не должны отвлекаться на то, как ребенку трудно находиться в данном положении.

При наличии ортезов, обуви, ортопедических стелек обязательно использовать их для улучшения двигательных функций. Перекличку, теоретическую подготовку проводить в облегченных ИП (расслабляющих пораженные мышцы). Ограничителем продолжительности и интенсивности ходьбы и бега является, помимо состояния кардио-респираторной системы, локальное утомление мышечно-связочного аппарата н/конечностей (проявляется усилением дефекта). Тренировка ходьбы: Сначала тренируют вертикальную установку головы и туловища. Ходьба на коленях закрепляет функцию мышц конечностей, необходимую для вертикальной ходьбы и сохранение равновесия. Прежде ходьбы, и, особенно, бега, желательны упражнения в ходьбе на месте с правильной установкой стоп и тренировкой равномерного распределение массы тела на обе стопы.

Согласованность активной работы и отдыха Высокая утомляемость при физической и психической нагрузке требует согласования активной работы и отдыха, своевременного перехода к другой деятельности, до наступления утомления, пресыщения, надо чуть-чуть «не доиграть», чтобы не погасить желания действовать Необходимость активизации всех нарушенных функций. На каждом занятии активизировать наибольшее число пострадавших анализаторов (двигательные, кинестетические, речевые, зрительные, слуховые)

Доступные условия при передвижении

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ПЛОШАДКЕ «КРУГ ЗДОРОВЬЯ» для коррекции бега, ходьбы, прыжков, координации движения, равновесия, закаливания, тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем. «КРУГ ЗДОРОВЬЯ» включен в реестр банка лучших практик. Разработчик: Светлана Николаевна Чудайкина - инструктор ЛФК КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат 6»

образовательный терренкур для отработки навыков дозированной ходьбы

Основные задачи занятий: 1. Стимулировать двигательную активность детей. 2. Формировать самостоятельность при выполнении основных видов движений, уверенность в своих силах. 3. Развивать ориентировку в пространстве и времени. 4. Проектировать индивидуальные траектории развития ребёнка совместно с другими специалистами школы

Рекомендуемые упражнения для коррекции ходьбы: 1. Для тренировки ходьбы необходима вертикальная установка головы и туловища. 2. Перемещение центра тяжести на опорную ногу. 3. Перемещение не опорной ноги. 4. Правильная постановка стоп. 5. Возможность сохранять позу стоя при опоре на каждую ногу. 6. Равномерное распределение массы тела на обе стопы. 7. Правильное направление движения и ритм.

1. Вход в школу - Пандус у входа в школу. Если архитектура здания не позволяет построить правильный пандус (например, узкая лестница), то можно сделать откидной пандус. Но тогда детям-инвалидам потребуется посторонняя помощь. - Двери должны открываться в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз. - Оборудовать вход звонком, чтобы предупредить охрану.

2. Внутреннее пространство школы Вдоль коридоров - поручни по всему периметру. Ширина дверных проёмов должна быть не менее см. По возможности, переносить занятия для классов, где учится ребенок-инвалид на первый этаж. Хороший выход - установление на лестницах подъемников, лифтов. Организация работы сопровождающего (помощника), который будет помогать ребенку передвигаться на лестнице. Если в школе есть телефон, его надо расположить на доступной для ребёнка-инвалида

3. Школьная раздевалка В раздевалках необходимо выделить зону в стороне от проходов и оборудовать её поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д. Если есть возможность, можно для этих целей выделить отдельную небольшую комнату. 4. Школьная столовая В столовой следует предусмотреть проходную зону для обучающихся- инвалидов. Ширина прохода между столами для свободного передвижения на инвалидной коляске рекомендуется увеличить до 1,1 м. Желательно, чтобы эти столы находились в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой. Нежелательно детей-инвалидов сажать в столовой отдельно от остальных одноклассников. Желательно, чтобы детям-инвалидам в столовой помогали ассистенты (помощники).

5. Школьные туалетные комнаты Н адо предусмотреть одну специализированную туалетную кабинку для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе и инвалидов- колясочников. Размеры специализированной кабины не менее: ширина - 1,65 м; глубина - 1,8 м. Ширина двери в специализированной кабине не менее 90 см. В кабине рядом с одной из сторон унитаза должна быть предусмотрена свободная площадь для размещения кресла-коляски для обеспечения возможности пересадки из кресла на унитаз. Кабина должна быть оборудована поручнями, штангами, подвесными трапециями и т.д. Все эти элементы должны быть прочно закреплены. Не менее одной раковины в туалете следует предусмотреть на высоте 0,8 м от пола. Нижний край зеркала и электрического прибора для сушки рук, полотенце и туалетная бумага располагаются на такой высоте.

6. Спортивный зал Детей-инвалидов необходимо также задействовать и на уроках физкультуры. Они могут выполнять посильные упражнения и участвовать в различных играх вместе с классом. Раздевалку, душевую и туалетную комнату при физкультурном зале для детей, пользующихся инвалидными колясками, необходимо переоборудовать. В душевой, так же, как и в туалете, одну кабинку необходимо оборудовать так, чтобы ребенок-инвалид мог ей воспользоваться, т.е. ширина двери должна быть не менее 90 см и коляска должна входить в кабинку целиком. Желательно, чтобы в раздевалке все проходы были не уже 90 см.

7. Школьная библиотека Читальный зал: часть кафедры выдачи книг в абонементе рекомендуется понизить до уровня не выше 0,7 м. Один - два стола сделать высотой не менее 0,7 м. Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку желательно, по возможности, располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) человека на коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,1 м. 8. Классные кабинеты Н еобходимо дополнительное пространство для свободного перемещения. Минимальный размер зоны ученического места для ребенка на коляске (с учетом разворота инвалидной коляски) х 1500 мм. Около парты следует предусмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д. Ширина прохода между рядами столов в классе должна быть не менее 0,9 м. Такая же ширина должна быть у входной двери без порога. Также желательно оставить свободным проход около доски, чтобы ребенок на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться около доски. А доску желательно повесить пониже. Если занятия проходят в классе, где доска или какое-либо оборудование находится на возвышении, это возвышение необходимо оборудовать съездом.

Образовательный маршрут для детей-инвалидов с дефицитарностью опорно- двигательного аппарата Обучение в общеобразовательном учреждении с комплексным сопровождением помощника и специалистов ПМПк (инструктор ЛФК, логопед, дефектолог, психолог, социальный педагог). Создание условий для адаптации в классе общеобразовательного учреждения или учреждении дополнительного образования: Обязательное наблюдение у врача- ортопеда; Обучение с учетом темпа деятельности ребенка по индивидуальному учебному плану; Составление индивидуального образовательного плана и индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения. Индивидуальные или групповые занятия с дефектологом по формированию пространственных представлений; Занятия с логопедом; Занятия с психологом по формированию произвольной регуляции, повышению мотивации к учебной деятельности; Занятия с социальным педагогом по социальной адаптации.

Рекомендации по работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения вследствие церебрального паралича и с проблемами в овладении учебным материалом 1. Организовывать и соблюдать ортопедический режим на уроке: · следить за посадкой ребёнка на уроке - фиксация стоп, туловища, головы в специальном стуле; · обязательно проводить физкультпаузу (5 минут), через 20 минут после начала урока, физкультпауза может включать: 1) работу с рукой: - противопоставление пальцев большому (поочерёдное соединение фаланг пальцев с большим пальцем); - сжимание пальцев в кулак; - сгибание и разгибание кисти (рука находится в вертикальном положении и выполняет движения вверх-вниз); - рука находится в горизонтальном положении, ладонь – вверх, выполняем поднимание и опускание кисти; - сопоставление большого и указательного пальцев – соединение большого, указательного и среднего пальцев.

2) зарядку для глаз: - посмотри по 3 раза вверх-вниз, влево-вправо, по диагонали слева направо и справа налево; - похлопай глазами, зажмурься на несколько секунд, посмотри на предмет рядом с тобой и на удаленный предмет попеременно; - прослеживание взглядом за предметом, движущимся в разных направлениях; 3) упражнения на снятие мышечного напряжения: - положение сидя – одной рукой поддерживаем шею ребёнка сзади, другой производим круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки; - надавливаем на плечи сидящему ребёнку и предлагаем ему подняться, при этом ребёнок сильно упирается ногами в пол, выпрямляет спину, чувствуем сопротивление, удерживаем так 7-10 секунд и убираем руки; - кладём руку на лоб ребёнка и просим его с силой лбом надавить на руку, чувствуем сопротивление, удерживаем так 5-10 секунд и просим ослабить давление. Аналогично выполняем упражнение, сначала кладя руку на затылок, а затем на левую и правую височную сторону.

4) упражнения на пространственную и временную ориентировку - положи ручку справа от тетради, а карандаш справа от ручки, - найди сегодняшнюю дату на календаре, какой это день недели, запиши; - самостоятельно передвигающихся детей просим выполнить по словесной инструкции передвижение по классу или коридору: подойди к столу, повернись направо, сделай 5 шагов и т. д. 5) упражнения на смену положения тела при утомлении. Рекомендации по ортопедическому режиму можно узнать через родителей у методиста лечебного учреждения, который наблюдает ребенка. 1. Использовать на уроке специальные средства (утяжелители, утяжелённые ручки, резинки для фиксации тетради на парте, специальное оборудование).

4. Для детей с усиленным слюнотечением (саливацией) требуется контролирующая помощь со стороны ассистента с напоминанием проглотить слюну. Это требуется для того, чтобы у ребёнка формировалась устойчивая привычка – самостоятельно контролировать слюнотечение. 5. Для детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения, при ответе на вопросы по теме урока, необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребёнку не давать развернутый речевой ответ (что не исключает необходимость периодически требовать развернутого ответа).

Приказ Минобрнауки России от N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" (Зарегистрировано в Минюсте России N 40000)