Содержание и методика воспитательной работы в ВС РФ Кафедра педагогики Военного университета МО РФ Вопросы лекции: 1. Сущность и структура педагогической культуры офицера 2. Основные пути развития педагогической культуры офицера подразделения
уровень (степень) осознания культурных ценностей, которые проявляются в мышлении, духовно-практической (чувства, общение) и практической (поведение) деятельности человека; синтез индивидуальных качеств личности, направленных на творческое взаимодействие с окружающей средой и другими людьми. ? –(лат. cultura земледелие, воспитание, почитание) исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. «…это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают обезьяны». Лорд Раглан
специфическое проявление общей культуры офицера в условиях учебно-воспитательного процесса сложное интегральное динамическое образование, отражающее определённый уровень развития личностных качеств, профессиональных психолого-педагогических знаний и практических навыков, обеспечивающих высокую эффективность деятельности по обучению и воспитанию подчинённых Важнейшая предпосылка эффективности учебно- воспитательной деятельности
1. Повышение внимания к человеческому фактору вследствие гуманизации и демократизации общественной жизни, военно-служебных отношений в вооружённых силах. 2. Усложнение процесса обучения и воспитания личного состава при сокращении сроков военной службы, переходе к профессиональной армии. 3. Снижение потенциала структур по работе с личным составом (офицеров- воспитателей) - усиливают традиционные педагогические функции командиров, повышают их роль в руководстве военно-педагогическим процессом и деятельности различных специалистов в новых воспитательных структурах. 4. Необходимость учёта в учебно-воспитательной деятельности новых тенденций в социальной сфере: качественного изменения ценностных ориентаций граждан, информационно-воспитательной среды (развития компьютерных технологий и сетей); межнациональных и межконфессиональных отношений.
Личностный аспект педагогическая направленность специфические профессионально педагогические качества - пед.наблюдательность - пед.воображение - пед. требовательность - педагогический такт педагогическое мастерство педагогическое творчество Деятельностный аспект педагогическое целеполагание стиль педагогической деятельности педагогическое общение и поведение самосовершенствование в педагогической деятельности Мотивационный компонент Операциональный компонент Эмоционально- волевой компонент
Специфические педагогические (эмоционально-волевые) качества: - педагогическая требовательность - педагогический такт - способность к эмпатии - высокая степень саморегуляции Педагогическая направленность Педагогическое мастерство Педагогическое творчество Педагогическая техника Методические знания, умения и навыки Педагогическое мышление Общекультурная и педагогическая эрудиция Задание на самоподготовку: систематизировать элементы (с помощью перестановки и линий установить иерархию и взаимосвязи) Педагогический опыт Стремление к педагогическому саморазвитию
-Мотивационно-ценностный компонент педагогической культуры, отражающий соответствие личностного смысла объективному значению деятельности -Интегральная характеристика мотивации педагогической деятельности -Система целей и установок, стремлений и эмоциональных реакций, идеалов и убеждений человека, выражающих его отношения к педагогической деятельности и определяющим образом влияющих на её содержание и результаты Слагаемые: педагогическое мировоззрение; гуманистические убеждения; положительное отношение, склонность к педагогической деятельности; потребность успешно решать возникающие педагогические задачи, интерес к процессу их решения (педагогический интерес); стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны ?
синтез развившегося психолого-педагогического мышления, знаний, навыков и умений, профессиональных средств выразительности, которые во взаимодействии с качествами личности офицера позволят ему решать учебно- воспитательные задачи. ключевой элемент педагогической культуры; синтез психолого- педагогической эрудиции (знаний), педагогической техники и специфических профессионально-педагогических качеств (педагогической наблюдательности, требовательности, педагогического воображения и такта) офицера
методическая сторона педагогического мастерства: комплекс знаний, умений, навыков, необходимых офицеру для эффективного применения на практике педагогических методов Слагаемые: техника изучения и учёта индивидуальных и групповых особенностей воспитуемых (наблюдения, анализа документов, диагностической беседы) техника общения и поведения (техника речи, психосаморегуляции, использования невербальных средств: использование приемов эмоционально-волевой выразительности – тона голоса, жестов, мимики, пантомимики) техника решения педагогических задач (приемы и способы организации конкретных видов учебных занятий, воспитательных мероприятий, использования технических и наглядных средств воспитания) техника анализа результатов педагогической деятельности (приемы и способы учета и контроля воспитанности подчиненных, фиксирования и анализа результатов различных воспитательных мероприятий) ?
умение активного анализа педагогических задач и эффективного осмысления способов их решения целостное восприятие пед.ситуации и умение делать оперативные выводы из неё (педагогическая наблюдательность) предвидение последствий своих действий, умение прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника, определять пути решения педагогических проблем (педагогическое воображение) творческий характер: способность отказаться в деятельности от стереотипов, быстро трансформировать имеющийся опыт в новые знания и умения ? Проектировочные-анализа педагогической проблемы и постановки цели пед. деятельности -прогнозирования результатов Конструктивные-отбора и построения содержания, выбора методики педагог. воздействия -планирования деятельности Гностические-диагностики элементов соц.- пед. системы -анализа результатов педагогической деятельности
-Мировоззренческий (определяют отношение к миру, жизненную позицию); -Общекультурный (общая эрудиция: знания в области искусства и литературы, права, политики, социальной жизни); -Непрерывное совершенствование методов и приемов учебно- воспитательной деятельности; -Специальный (знания в области психологии, педагогики, методики воспитательной работы) ? -структура психики личности; -методика изучения качеств, пед.явлений и ситуаций и др. -алгоритм принятия педагогического решения -формы, методы и приёмы воспитания военнослужащих -условия эффективности воспитательной работы -порядок постановки и решения педагогических задач -нормы педагогического общения и поведения и др.
специфическое качество, направленное на совершенствование и развитие методических систем, разработку новых условий и форм, идей и опыта, новых средств и способов педагогической деятельности процесс выработки оригинальных приёмов воздействия на личность военнослужащего и воинский коллектив ? наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие коллектива и личности (безнравственная, антигуманная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме - это не творчество, а варварство) наличие в педагогической деятельности элементов поиска, эксперимента, исследования новизна и оригинальность процесса или результата
2 1. Овладение пед. деятельностью (до уровня пригодности к самостоятельному её осуществлению) в вузах - формирование интереса к пед. деятельности, стремления к достижению высоких результатов в ней, умений выполнения типовых педагогических задач 2. Умелость в пед. деятельности достижение стабильности в пед.деятельности, хорошее владение педагогической техникой, формирование умения осуществлять самостоя тельный поиск оптимальных решений в любой пед. ситуации 3. Педагогическое мастерство синтез высокоразвитых элементов педагогической культуры, доведённая до совершенства педагогическая умелость офицера, обеспечивающая высокую эффективность учебно-воспитательного процесса 4. Педагогическое творчество использование в учебно-воспитательной деятельности новых, рационализаторских педагогических приёмов и методов, потребность в постоянном самосовершенствовании 131
141
1. Актуализация осознания офицерами значения военно- педагогической деятельности и своей роли в её осуществлении 2. Воспитание устойчивого стремления к повышению уровня своей педагогической культуры 3. Грамотное планирование и проведение занятий по методической, психолого-педагогической подготовке, совершенствованию навыков должностных лиц по руководству учебно-воспитательным процессом с командирами взводов, рот (и им равными) - не менее 2 раз в период обучения 4. Стимулирование повседневной служебной деятельности офицеров по воспитанию и обучению подчинённых, 5. Создание условий для целенаправленной систематической работы офицеров по самовоспитанию и психолого - педагогическому самообразованию 151
личный пример высокой педагогической культуры командира, офицеров- руководителей убеждение (разъяснительная работа) постоянное внимание к вопросам воспитания и обучения в подразделениях, поощрение и поддержка офицеров, успешно решающих эти вопросы и строгий спрос с самоустранившихся постановка конкретных задач на организацию обучения и воспитания с контролем и последующим детальным анализом и разбором их выполнения персональное оценивание подготовленности офицера к педагогической деятельности, доведение требований к её совершенствованию организация обсуждения психолого-педагогической деятельности, пропаганда передового педагогического опыта, организация наставничества, оказание помощи менее опытным командирам (начальникам) при решении педагогических задач моделирование ситуаций, требующих от офицеров активной реализации психолого-педагогических знаний и умений проведение методических занятий и совещаний по совершенствованию педагогической деятельности 16
1.Общее: подготовиться к экспресс-опросу по вопросам: сущность и содержание педагогической культуры офицера; сущность и слагаемые военно-педагогической направленности; сущность и слагаемые педагогической техники; основные этапы формирования педагогической культуры офицера; психологический механизм формирования педагогического мастерства офицера; 2. Рабочим группам (до 4 чел.) : а) подготовить для практической апробации в ходе занятия методику (с необходимым набором инструментария) оценки педагогической направленности курсантов группы; б) подготовить для практической апробации в ходе занятия методику (с необходимым набором инструментария) оценки педагогического мастерства (компетентности) курсантов группы; в) разработать план семинара с офицерами воинской части на тему: «Пути развития педагогической культуры командного состава», в ходе занятия быть готовыми реализовать его основные элементы (до 30 мин.) 3. Индивидуальные: а) разработать, быть готовым представить на доске (слайде) и обосновать графический вариант структуры педагогической культуры офицера; б) подготовить фиксированное выступление на тему «Диалектика педагогического мастерства и педагогического творчества офицера»; в) подготовить фиксированное выступление на тему «Методика повышения педагогической направленности офицеров и сержантов подразделений» (в рамках спланированного рабочей группой 3 семинара); г) разработать индивидуальную программу самосовершенствования педагогической культуры.