Содержание и методика воспитательной работы в ВС РФ Кафедра педагогики Военного университета МО РФ Вопросы лекции: 1.Сущность и структура педагогической.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 4: «Организация воспитательной работы в подразделении, части. Психолого- педагогическая деятельность офицера». Занятие 2 «Организация воспитательной.
Advertisements

Самообразование учителя Материалы к школьной методической конференции 2009 года.
Технология проведения «Мастер - класса» Проничева Наталья Кирилловна заместитель директора заместитель директора МАОУ «СОШ 23» МАОУ «СОШ 23»
Гуманизация образовательного процесса как один из путей реализации основных направлений модернизации российского образования Из опыта работы над единой.
Лекция 4 Профессиональная культура педагога профессионального обучения.
Профессиональное становление педагога Современные образовательные тенденции. Современные концепции педагогического образования: структура и уровни.
г.. Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО.. План лекции. 1.Педагогическое мастерство и педагогические способности. 2.Компоненты педагогического мастерства.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ д.п.н, заведующая кафедрой олигофренопедагогики и клинических.
Личностный рост педагога как цель и результат педагогического процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения Совместный педсовет ОУ образовательного.
« Профессионально- педагогическая деятельность учителя: решение проблем взаимодействия с обучающимися» Семинар 1 февраля 2016 г.
Современные требования к профессионалу. Профессионал: - это социально и профессионально компетентный работник с хорошо выраженными профессионально важными.
Основные особенности ЛОРТ Учитель: Т.П.Безобразова, МОУ Павловская СОШ им.А.К.Васильева, 2010 г.
Совершенствование педагогического мастерства через участие в методической работе.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Основные принципы проведения мастер- класса ММЦ, ноябрь 2008 семинар «Лидер образования»
Создание благоприятных условий для проявления педагогического творчества.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Транксрипт:

Содержание и методика воспитательной работы в ВС РФ Кафедра педагогики Военного университета МО РФ Вопросы лекции: 1. Сущность и структура педагогической культуры офицера 2. Основные пути развития педагогической культуры офицера подразделения

уровень (степень) осознания культурных ценностей, которые проявляются в мышлении, духовно-практической (чувства, общение) и практической (поведение) деятельности человека; синтез индивидуальных качеств личности, направленных на творческое взаимодействие с окружающей средой и другими людьми. ? –(лат. cultura земледелие, воспитание, почитание) исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. «…это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают обезьяны». Лорд Раглан

специфическое проявление общей культуры офицера в условиях учебно-воспитательного процесса сложное интегральное динамическое образование, отражающее определённый уровень развития личностных качеств, профессиональных психолого-педагогических знаний и практических навыков, обеспечивающих высокую эффективность деятельности по обучению и воспитанию подчинённых Важнейшая предпосылка эффективности учебно- воспитательной деятельности

1. Повышение внимания к человеческому фактору вследствие гуманизации и демократизации общественной жизни, военно-служебных отношений в вооружённых силах. 2. Усложнение процесса обучения и воспитания личного состава при сокращении сроков военной службы, переходе к профессиональной армии. 3. Снижение потенциала структур по работе с личным составом (офицеров- воспитателей) - усиливают традиционные педагогические функции командиров, повышают их роль в руководстве военно-педагогическим процессом и деятельности различных специалистов в новых воспитательных структурах. 4. Необходимость учёта в учебно-воспитательной деятельности новых тенденций в социальной сфере: качественного изменения ценностных ориентаций граждан, информационно-воспитательной среды (развития компьютерных технологий и сетей); межнациональных и межконфессиональных отношений.

Личностный аспект педагогическая направленность специфические профессионально педагогические качества - пед.наблюдательность - пед.воображение - пед. требовательность - педагогический такт педагогическое мастерство педагогическое творчество Деятельностный аспект педагогическое целеполагание стиль педагогической деятельности педагогическое общение и поведение самосовершенствование в педагогической деятельности Мотивационный компонент Операциональный компонент Эмоционально- волевой компонент

Специфические педагогические (эмоционально-волевые) качества: - педагогическая требовательность - педагогический такт - способность к эмпатии - высокая степень саморегуляции Педагогическая направленность Педагогическое мастерство Педагогическое творчество Педагогическая техника Методические знания, умения и навыки Педагогическое мышление Общекультурная и педагогическая эрудиция Задание на самоподготовку: систематизировать элементы (с помощью перестановки и линий установить иерархию и взаимосвязи) Педагогический опыт Стремление к педагогическому саморазвитию

-Мотивационно-ценностный компонент педагогической культуры, отражающий соответствие личностного смысла объективному значению деятельности -Интегральная характеристика мотивации педагогической деятельности -Система целей и установок, стремлений и эмоциональных реакций, идеалов и убеждений человека, выражающих его отношения к педагогической деятельности и определяющим образом влияющих на её содержание и результаты Слагаемые: педагогическое мировоззрение; гуманистические убеждения; положительное отношение, склонность к педагогической деятельности; потребность успешно решать возникающие педагогические задачи, интерес к процессу их решения (педагогический интерес); стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны ?

синтез развившегося психолого-педагогического мышления, знаний, навыков и умений, профессиональных средств выразительности, которые во взаимодействии с качествами личности офицера позволят ему решать учебно- воспитательные задачи. ключевой элемент педагогической культуры; синтез психолого- педагогической эрудиции (знаний), педагогической техники и специфических профессионально-педагогических качеств (педагогической наблюдательности, требовательности, педагогического воображения и такта) офицера

методическая сторона педагогического мастерства: комплекс знаний, умений, навыков, необходимых офицеру для эффективного применения на практике педагогических методов Слагаемые: техника изучения и учёта индивидуальных и групповых особенностей воспитуемых (наблюдения, анализа документов, диагностической беседы) техника общения и поведения (техника речи, психосаморегуляции, использования невербальных средств: использование приемов эмоционально-волевой выразительности – тона голоса, жестов, мимики, пантомимики) техника решения педагогических задач (приемы и способы организации конкретных видов учебных занятий, воспитательных мероприятий, использования технических и наглядных средств воспитания) техника анализа результатов педагогической деятельности (приемы и способы учета и контроля воспитанности подчиненных, фиксирования и анализа результатов различных воспитательных мероприятий) ?

умение активного анализа педагогических задач и эффективного осмысления способов их решения целостное восприятие пед.ситуации и умение делать оперативные выводы из неё (педагогическая наблюдательность) предвидение последствий своих действий, умение прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника, определять пути решения педагогических проблем (педагогическое воображение) творческий характер: способность отказаться в деятельности от стереотипов, быстро трансформировать имеющийся опыт в новые знания и умения ? Проектировочные-анализа педагогической проблемы и постановки цели пед. деятельности -прогнозирования результатов Конструктивные-отбора и построения содержания, выбора методики педагог. воздействия -планирования деятельности Гностические-диагностики элементов соц.- пед. системы -анализа результатов педагогической деятельности

-Мировоззренческий (определяют отношение к миру, жизненную позицию); -Общекультурный (общая эрудиция: знания в области искусства и литературы, права, политики, социальной жизни); -Непрерывное совершенствование методов и приемов учебно- воспитательной деятельности; -Специальный (знания в области психологии, педагогики, методики воспитательной работы) ? -структура психики личности; -методика изучения качеств, пед.явлений и ситуаций и др. -алгоритм принятия педагогического решения -формы, методы и приёмы воспитания военнослужащих -условия эффективности воспитательной работы -порядок постановки и решения педагогических задач -нормы педагогического общения и поведения и др.

специфическое качество, направленное на совершенствование и развитие методических систем, разработку новых условий и форм, идей и опыта, новых средств и способов педагогической деятельности процесс выработки оригинальных приёмов воздействия на личность военнослужащего и воинский коллектив ? наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие коллектива и личности (безнравственная, антигуманная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме - это не творчество, а варварство) наличие в педагогической деятельности элементов поиска, эксперимента, исследования новизна и оригинальность процесса или результата

2 1. Овладение пед. деятельностью (до уровня пригодности к самостоятельному её осуществлению) в вузах - формирование ин­тереса к пед. деятельно­сти, стремления к достижению высо­ких результатов в ней, умений выпол­нения типовых педагогических задач 2. Умелость в пед. деятельности достижение стабильности в пед.деятельности, хорошее владение педагогической техникой, формирование умения осущест­влять самостоя­ тельный поиск оптимальных ре­шений в любой пед. си­туации 3. Педагогическое мастерство синтез высокоразвитых элементов педагогической культуры, доведённая до совершенства педагогическая умелость офицера, обеспечивающая высокую эффективность учебно-воспитательного процесса 4. Педагогическое творчество использование в учебно-воспитательной деятельности новых, рационализаторских педагогических приёмов и методов, потреб­но­сть в постоянном самосовершенство­ва­нии 131

141

1. Актуализация осознания офицерами значения военно- педагогической деятельности и своей роли в её осуществлении 2. Воспитание устойчивого стремления к повышению уровня своей педагогической культуры 3. Грамотное планирование и проведение занятий по методической, психолого-педагогической подготовке, совершенствованию навыков должностных лиц по руководству учебно-воспитательным процессом с командирами взводов, рот (и им равными) - не менее 2 раз в период обучения 4. Стимулирование повседневной служебной деятельности офицеров по воспитанию и обучению подчинённых, 5. Создание условий для целенаправленной систематической работы офицеров по самовоспитанию и психолого - педагогическому самообразованию 151

личный пример высокой педагогической культуры командира, офицеров- руководителей убеждение (разъяснительная работа) постоянное внимание к вопросам воспитания и обучения в подразделениях, поощрение и поддержка офицеров, успешно решающих эти вопросы и строгий спрос с самоустранившихся постановка конкретных задач на организацию обучения и воспитания с контролем и последующим детальным анализом и разбором их выполнения персональное оценивание подготовленности офицера к педагогической деятельности, доведение требований к её совершенствованию организация обсуждения психолого-педагогической деятельности, пропаганда передового педагогического опыта, организация наставничества, оказание помощи менее опытным командирам (начальникам) при решении педагогических задач моделирование ситуаций, требующих от офицеров активной реализации психолого-педагогических знаний и умений проведение методических занятий и совещаний по совершенствованию педагогической деятельности 16

1.Общее: подготовиться к экспресс-опросу по вопросам: сущность и содержание педагогической культуры офицера; сущность и слагаемые военно-педагогической направленности; сущность и слагаемые педагогической техники; основные этапы формирования педагогической культуры офицера; психологический механизм формирования педагогического мастерства офицера; 2. Рабочим группам (до 4 чел.) : а) подготовить для практической апробации в ходе занятия методику (с необходимым набором инструментария) оценки педагогической направленности курсантов группы; б) подготовить для практической апробации в ходе занятия методику (с необходимым набором инструментария) оценки педагогического мастерства (компетентности) курсантов группы; в) разработать план семинара с офицерами воинской части на тему: «Пути развития педагогической культуры командного состава», в ходе занятия быть готовыми реализовать его основные элементы (до 30 мин.) 3. Индивидуальные: а) разработать, быть готовым представить на доске (слайде) и обосновать графический вариант структуры педагогической культуры офицера; б) подготовить фиксированное выступление на тему «Диалектика педагогического мастерства и педагогического творчества офицера»; в) подготовить фиксированное выступление на тему «Методика повышения педагогической направленности офицеров и сержантов подразделений» (в рамках спланированного рабочей группой 3 семинара); г) разработать индивидуальную программу самосовершенствования педагогической культуры.