Донские казаки

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Казачья семья. Большой считалась семья из 13 человек: отец, мать, родители отца, два взрослых сына и семь малолетних детей.
Advertisements

Традиции, праздники. Казачество – это этническая, социальная и историческая группа, объединившихся русских, украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар,
ККК – Казачий кадетский класс ( 4б ). В нашем классе 25 учеников 9 девочек и 16 мальчиков капитан класса – Тихомиров Егор.
… Но и горд наш Дон, тихий Дон, наш батюшка, Басурманину он не кланялся, У Москвы, как жить, не спрашивался…
«Казак» означает «вольный », «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин». Казачество возникло по воле правительства - указом царицы Елизаветы Петровны.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 4 станицы Крыловской муниципального образования Ленинградский район Краснодарского.
Курень делился на левую - женскую половину и правую – мужскую. Прямо за сенцами была самая большая комната – зало, где принимали гостей. Здесь стояла.
Казаки Казаки были не только искусными воинами, но и хорошими охотниками, умелыми хлеборобами, рыболовами.
Семья. Родство и родословная. Почитание родителей. Начальное понятие о добре и зле.
ID 121 Казачата. Семья и община служат организующим началом в духовной жизни казачества. Семья не только выполняет собственно семейные функции (брак,
Каков казак, таков и рысак Казачья смелость порушит любую крепость У казака и дышло стреляет.
Чем больше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть ному принадлежим.
Жизнь на Дону. Первые поселения на Дону На Дону казаки селились на островах, чтобы враги не смогли незаметно напасть на них. Такие поселения назывались.
Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу,
Праздник был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводитель ством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву.
* 1. Выбери ячейку с номером и щёлкни по ней мышкой. * 2. Прочитай вопрос. * 3. Чтобы узнать правильный ответ, щёлкни по экрану. * 4. Чтобы продолжить.
МОУ Судиславская средняя общеобразовательная школа.
Лжедмитрий I Лжедмитрий II Царь Василий Шуйский Смутное время.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КАЗАКОВ И КАЗАЧЕК ! --- Герасименко Валерия 7 «В» класс.
Россия во времена московского государства. 1. Московское государство в 16 веке. 2. Смутное время на Руси.
Транксрипт:

Выполнила ученица 7-А класса Перцовая София

Впервые в письменных российских источниках о донских казаках упоминается в грамоте ногайского князя Юсуфа царю Московии Ивану Грозному. В грамоте, датированной 1550 годом, князь пишет: «Хо-лопи твои, не кто Сарыазман словет, на Дону в трех и в четырёх местах города поделали, да наших послов и людей наших, которые ходят к тебе и назад, стерегут, да забирают, иных до смерти бьют… Этого же году люди наши, исторговав в Руси, назад шли, и на Воронеже твои люди Сары арманом зовут разбойник твой пришел и взял их». Донской историк Е. Н. Савельев считал, что «Сары-Азман слово персидское, …означающее удальцы. Другие историки (Н.Коршиков, В.Королев) отмечают, что Сары-Азман, возможно, был татарином, азовским или мещерским. Дореволюционный историк С.Щелкунов, опубликовавший в 1914 году основательный очерк о происхождении донского казачества и его взаимодействию с Московским государством, называет Сары-Азмана татарином, добавляя, что …Сары-Азман-личное имя или прозвище.

После ухода Золотой Орды на Дону стали появляться люди, называющие себя казаками. Кто изначально составлял ядро этого народа или общности - вопрос дискуссионный. Н.М. Карамзин, Е.П. Савельев и многие другие историки прошлого и современности считали, что казаки существовали на Дону до Золотой Орды и составляли отдельную народность.

Вторая версия, исходит из идеи совершенного обезлюдивания Донской земли в эпоху татаро-монгольского нашествия (то есть полного исчезновения домонгольского христианского населения Дона) и заселения её русскими беглецами с «чистого листа»[3]. Основной поток первоначального русского населения (беглых крестьян) направлялся из Рязанского княжества, где казаки известны.с 1445 года Мореходные и пиратские казачьи традиции, по-видимому, связаны с переселенцами из Новгородской (гофейские /готские/ казаки в Бежецкой пятине)[4] и Хлыновской земли(ушкуйники, управляемые выборными старшинами «ватманами»)

Не мало выдвинуто и других версий. То, что казаки - беглые холопы и преступники отчасти подтверждается словами Ивана Грозного. В ответ на жалобы пострадавшего от набегов казаков ногайского князя Юсуфа Иван IV отвечал: "То холопы наши, в нашей земле много лихо сделали и убежали в поле". А азовцам, которым казаки "воду в Дону пить не дают", царь политично отвечал "живут на Дону без нашего ведома и от нас бегают". На самом деле Москве были выгодны действия казаков. Она их всячески поощряла.

Официальной датой основания донского казачества считается 3 января 1570 года. Именно 3 января 1870 года прошли торжества по случаю 300-летнего существования Донского казачьего войска[6]. Поводом для празднования стала грамота Ивана Грозного, посланная донским казакам. Безусловно, 1570 год это важная дата в истории донского казачества. Этим временем датируются старейшие донские станицы (Раздорская). Однако, донское казачество значительно древнее этой даты. Ещё в 1502 году московский князь Иван III знал о своеобразной модерязанцев «пойти самодурью на Дон в молодечество»[7]. В 1552 году зафиксирован первый военный поход донских казаков на Волгу к стенам Казани под началом атамана Сусара Федорова. В результате благодарный Иван Грозныйпожаловал казакам грамоту на вечное владение Доном со всеми его притоками[источник не указан 80 дней]. Спустя 4 года донские казаки Ляпуна Филимонова совместно с московскими ратями принимают участие в ликвидации Астраханского ханства.

Донские казаки приняли деятельное участие в русской Смуте XVII века. В 1603 году 2 тысячи донских казаков атаманов Андрея Карелы и Михаила Межакова поддержали Самозванца ещё до воцарения его в Москве. Впоследствии донцы поддержали восстание Болотникова. На смену Болотникову пришел Тушинский Вор, в войске которого также нашлось места донским казакам. После распада Тушинского лагеря донцы примкнули к народному ополчению. В это время в их среде популярность приобрел атаман Иван Заруцкий, который сам стал претендовать на роль верховного русского правителя.

В начале XVII века, после восцарения рода Романовых, городовые казаки, поддержавшие в Смутное Время Лжедмитриев и поляков, опасаясь репрессий, стали массово переселятся на Кавказ и Дон. Местные казаки называли их «верховыми» и «новоприходцами». Пришлые городовые казаки основывали новые станицы и хутора, называя их по городам своей прежней службы.

Казаки свои дома называли куренями. Есть разные толкования этого слова. Одни считают, что название казачьему дому дали "курные избы", в которых первоначально жили казаки. Другие связывают это название с тем, что первоначально казачьи Круги собирались или на майдане или в становой избе, а поскольку "круг" по - монгольский - курень, то и избу, где собирался круг, казаки тоже стали называть куренем. Это же название казаки перенесли и на свои жилища. Кроме того комнаты в курене были соединены по кругу, поэтому казачий курень называют круглым домом.

Казаки стремятся сделать свои дома нарядными, красивыми. При строительстве дома казаки обязательно клали серебряные монеты и жито под углы, на счастье и богатство. Входя в дом, первой пускали кошку, и дом обязательно освещали, приглашали батюшку. Обычно казачий курень имел от 2-х до 5-ти комнат; столовая, зала и две спальни. Первая от входа комната была и передней, и кухней, и столовой. Здесь семья стряпала и ела. В этой комнате находилась и печь. В каждом доме был свой двор.

Главой семьи был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами: все работы связанные с землей, уход за домашними животными. На плечи матери ложилась вся работа по дому: соблюдение постов, стол праздничный, стол будничный, забота о белье и ремонте одежды. И отец, и мать пользовались уважением детей, которые обращались к ним только на "вы". Большой семьей считалась семья из 13 человек: отец, мать, родители отца, два взрослых сына и семь малолетних детей.

В первой комнате, прихожей, стояли топчан и табурет с ведром воды, а над топчаном висела жердочка для полотенца. В следующей комнате, стряпной, была печь-грубка, вдоль стен стояли лавки, в углах – полочки, заполненные различной кухонной утварью. В третьей комнате, горнице или зале, которая, несмотря на скромную обстановку, всегда имела нарядный вид, принимали и потчевали гостей, служили молебны, панихиды. В горнице, в красном углу, находились иконы, в простенке, между окнами, стоял стол, накрытый скатертью. В одном углу – постав или горка с красиво расставленной посудой, на полу стоял сундук, окованный железом – «скрыня». На стенах развешивали сбрую, оружие – шашки, сабли, ружья, пистолеты, иногда старинные, переходившие от дедов и прадедов.

Приобщали казаков к ратному делу с рождения. Как только в семье рождался мальчик, на зубок ему клали стрелу, (потом пулю к ружью) а руке давали потрогать оружие, на 7 день крестили, имя давая по святцам. В 40 дней отец прицеплял младенцу шашку сбоку и возвращал его матери со словами вот тебе казак. В 3-4 года посвящали в казаки: собиралась вся родня, мальчика сажали на коня, с шашкой в руке. Отец вел коня по кругу, потом казачонка везли в церковь верхом, служили молебен, чтоб рос храбрым и преданным Богу и Православию. В 5 лет казачата скакали по улице, в 7-8 играли в войну на конях за станицей или хутором. Эти игры поддерживались стариками, атаманом. В лет казачата скакали наметом, преодолевая препятствия, могли на коне догнать зайца и убить его нагайкой, владели шашкой, ружьем. С лет проходили обучение под руководством опытных казаков, обучаясь специальным приемам

1. Честь и доброе имя для казака дороже жизни. 2. Казаки все равны в правах. 3. По тебе судят обо всем казачестве и твоем народе. 4. Служи преданно своему народу, а не вождям. 5. Держи слово, слово казака дорого. 6. Чти старших, уважай старость. 7. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа. 8. Погибай, а товарища выручай! 9. Будь трудолюбив, не бездействуй. 10. Береги свою семью, служи ей примером!