Социальное и личность (Посмотрел бы ты, товарищ, на себя стороны!) Блинов Леонид Викторович д. п. н., профессор педагогики и психологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Посеешь поступок – пожнешь привычку Посеешь привычку – пожнешь характер Посеешь характер – пожнешь судьбу!
Advertisements

Кто вы? (графический тест) КВАДРАТПРЯМОУГОЛЬНИКТРЕУГОЛЬНИККРУГЗИГЗАГ.
Учитель начальных классов МБОУ СОШ 16 г. Королёва М.О. Бычкова Ольга Владимировна.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Психологический тест "Геометрические фигуры". Посмотрите на предлагаемые геометрические фигуры и выберите из них ту, которая, как вам кажется, наиболее.
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
Психологические особенности подросткового возраста.
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. Воспитание творческой, самоактуализирующейся личности ребенка предполагает: признание важности процессов саморазвития ребенка,
ГС(К)ОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат I вида Деловая игра для.
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Сообщение: Формирование интеллектуальных компетенций учащихся через проектную деятельность в учебно- воспитательном процессе Учителя русского языка и литературы.
Психологическое здоровье Психологическое здоровье (по И.В. Дубровиной) - это совокупность личност­ных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости,
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Лекция 4 Профессиональная культура педагога профессионального обучения.
Самосознание и социальное поведение Управление здравоохранения Липецкой области Областное образовательное автономное учреждение среднего профессионального.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Психологические аспекты содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
Транксрипт:

Социальное и личность (Посмотрел бы ты, товарищ, на себя стороны!) Блинов Леонид Викторович д. п. н., профессор педагогики и психологии

Я и «Значимый другой» Рождение самости I ME Se lf

Социальное пространство Это единое системное целое, которое существует только благодаря взаимодействию составляющих его частей мира вещей «второй природы», мира идей и мира человеческих отношений. Организация этого целого усложняется и меняется в процессе исторического развития.

Социальное время является мерой изменчивости общественных процессов, исторически возникающих преобразований в жизни людей.

Стабильность хода социального времени Человек древнейших цивилизаций жил, оглядываясь в прошлое. Ориентиром общественной практики было повторение уже накопленного опыта, воспроизводство действий и поступков прошлого, которые выступали в форме священных традиций

Направленность социального времени Идея направленности времени и ориентация на будущее возникли в культуре значительно позднее. Линейно направленное историческое время проявляется наиболее отчетливо в обществе эпохи формирования капиталистических отношений.

Социально-историческое время Течет неравномерно Оно уплотняется и ускоряется по мере общественного прогресса. В эпоху революционных преобразований спрессовывание исторического времени, его насыщение социально значимыми историческими событиями, происходит в значительно большей степени, чем в периоды относительно спокойного развития.

Социальное пространство личности предпочтительным выбором ценностей людьми является чувство, вызванное тем, что стоит над ними, перед ними, рядом с ними и перед ними самими

Ценности и социальное пространство В ценностях содержится внешняя, утилитарная полезность, соответствующая многообразным потребности группы, общества, индивида. Ценности являются потенциальным энергетическим источником субъективного бытия. Общие ценностные организационные идеи, обеспечивают стабильность существования группы и групповую идентификацию каждому члену группы.

Социальные ценности Собственность Свобода Справедливость Равенство Ответственность

Аксиосферы социального пространства личности 1. Аксиосфера: Отношения «я- ты», «мы-вы»: ценности в области межличностных отношений.

2. Аксиосфера: Отношения «я-оно», «мы-оно»: ценности в области отношений человек- природа.

3. Аксиосфера: Отношения «я-я», «я- мы»: ценности, формирующие, утверждающе и подтверждающие собственное социальное «Я».

4. Аксиосфера: Отношения «я-мы- сверх я», «я-сверх мы»: ценности, отражающие высшие смысловые инстанции и смысловые содержания общественного бытия

Ментальность, ценности, компетентность Результат мыследеятельности совокупного субъекта общения. Представляет сложный социально- исторический феномен, предполагающий преемственность приобретаемых от поколения ценностей на основе их формализации в языке, в объектах культуры и в других информационных системах.

Компетентность Способность к пониманию и действию, поддерживающая адекватную связь с миром Дж. Дьюи

Интеллект IQ – Академический интеллект IE – Эмоциональный интеллект IS – Социальный интеллект

Основу социального интеллекта составляют восемь относительно автономных интеллектуальных способностей: 1. Лингвистическая, 2. Логико-математическая, 3. Пространственная, 4. Музыкальная, 5. Телесно-кинестетическая, 6. Межличностная, 7. Внутриличностная, 8. Естествоиспытательская.

Структура компетенции. НАВЫКИ Я - концепция МОТИВЫ ЦЕННОСТИ ЗНАНИЯ ЯДЕРНАЯ ЧАСТЬ ПОВЕРХНОСТНАЯ ЧАСТЬ

Основные направления в исследовании компетенций - исследование компетенции с позиции готовности к определенному виду социальной деятельности (Э. Дюркгеймом, М.А.Чошановым и др.); - компетентность является результатом саморазвития человека (Ж.-П. Сартр, Э.Шартье);

- компетентный человек – человек с развитыми основополагающими способностями, такими как знания, умения, способы мышления (Дж.Равен); - наличие компетентности определяется только по результату деятельности, а не по вложенным усилиям; (Дж. Равен, Дж.Л.Питер, А.В. Хуторской, А.К. Маркова и др.).

- компетентность представляется деятельной частью культуры с точки зрения того, что практический компонент (умения, навыки) является основополагающим в структуре компетентности (Н.С. Розов, А.К. Маркова, Э.Ф. Зеер и др.); - социальный опыт человека, опыт взаимодействия в обществе, в профессиональной группе отражается в социальной компетентности, профессиональный опыт – в профессиональной компетентности (А.К. Маркова, Э.Ф. Зеер, Т.Г. Браже и др.);

- социальная компетентность - основа профессиональной компетентности, направленная на повседневное решение проблем существования в конкретном сообществе (У.Пфингстен, Р. Хитч, Ю. Мель, Н.В. Калинина, В.Н. Куницына и др.); - социальная компетентность формируется на основе «высших компетенций», которые являются ключевыми и носят над профессиональный характер (Дж. Равен);

- В рамках акмеологического направления изучаются «ключевые компетентности» на основе единства процесса формирования личности как профессионала и профессионала как личности (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Л.А. Петровская, Ю.Н. Емельянов, Г.М. Андреева, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, О.А.);

- социальная компетентность представляется как качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности (способности) на основе достигнутого к усиленной (продуктивной, эффективной) деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с ней связаны (Ю.Г. Татур).

СОЦИАЛЬНО- ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСЬ

Социально-коммуникативная компетенция (аксиосфера«я-ты», «мы-вы») учиться жить вместе Коммуникативность Кооперативность Менеджмент отношений Адаптивность

Коммуникативность формализуется в способности личности находить оптимальные пути участия в информационном взаимообмене, принятии групповых решений, определении общих позиций, установлении межличностных связей эмоционального характера.

Менеджмент отношений отражает степень готовности специалиста налаживать взаимоотношения между людьми в процессе трудовой деятельности, умение работать в команде, коллективе, эффективно взаимодействовать с другими работниками для достижения организационных и личных целей. Умение моделировать программу достижения цели во временном континууме.

Кооперативность предполагает идентификацию личности с эталоном ценностей определенной профессиональной корпоративной культурой, принятых ею целей мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм.

Адаптивность в социально- коммуникативной компетенции выступает в качестве субъектного сознания как основы поддержания равновесных отношений с социально- профессиональной культурой.

Социально-личностная компетенция (аксиосфера «я-я», «я-мы») учиться быть Толерантность Социальная идентичность Аутентичность Личная ответственность

Толерантность выполняет функцию социально-профессиональной технологии, определяющей успешность вхождения личности в профессиональное сообщество. Это - активное принятие всего многообразия социально- профессионального пространства как "целого" и выработка легитимных нормы противодействия насильственному воздействию.

Социальная идентичность это часть индивидуальной «Я-концепции», в которой заключено знание индивида о его принадлежности к социальной группе или группам. Аутентичность это соответствие самому себе, своему профессиональному предназначению, своему пути, своей идее, своему смыслу профессионально- личностного самоопределения.

Личная ответственность возникает там, где индивид оказывается вынужден смотреть на самого себя как бы со стороны, как бы глазами другого человека… соизмерять свои индивидуальные действия с действиями другого человека, то есть в рамках совместно осуществляемой жизнедеятельности.

Экологическая компетенция «я-оно», «мы-оно»: учиться жить в согласии с природой

Профессионально-методическая компетенция (аксиосфера «я-мы-сверх я», «я-сверх мы») Профессиональные знания Умение проектировать Осознание последствий Умение разрабатывать концепции

Фундаментальные знания способствует постижению глубинных, сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира. Онтологический аспект связан с познанием окружающего мира. Гносеологический - с освоением методологии и приобретением навыков познания и адаптации личности в быстро изменяющихся социально-экономических и технологических условиях.

Концептуализация представляется как активность субъективного «Я» в определенной профессиональной области, осознание и проявление всех значимых для облика этой области обстоятельств, совокупности факторов, которые обусловливают тот или иной выбор оценки профессиональной ситуации.

Проектирование в профессиональной деятельности основывается на интеграции фундаментальных знаний и творческих способностей в индивидуальное творчество личности. Важное место в этом процессе занимают концептуальное мышление и система ценностей, на которую опирается индивидуум.

Я и социум. Жизненный мир

Ментальность и индивидуальность Ментальность специфическая не зависящая от воли людей форма общественного сознания аккумулирует частичные (индивидуальные) энергии сил человеческой деятельности в единую синергетическую систему. Через осмысление временной связки между вчера, сегодня и завтра общественное сознание и каждый человек ищут смысл жизни. Формирование образа будущего и цели положенная реализация смысла жизни и есть реальное выражение ментальности.

«Я-концепция» - совокупность установок на себя Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки). Эмоциональное отношение к этому убеждению (аффективная составляющая). Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (конативная).

Сферы Я-концепции. Аффективная Когнитивная Конативная

Твой вариант размещения фигур?

Круг Круг - это мифологический символ гармонии. Тот, кто Круг - самая доброжелательная из пяти форм. Он чаще всего служит тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу. Круги - лучшие коммуникаторы прежде всего потому, что они лучшие слушатели. Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать. Круги великолепно «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика. Круги направлены скорее на людей, чем на дело

Квадрат Неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство - вот основные качества истинных Квадратов. Выносливость, терпение и методичность и неутолимая потребность в информации делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Квадраты «левополушарные» мыслители, т. е. перерабатывает данные в последовательном формате: Они скорее «вычисляют результат», чем догадываются о нем. Они чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям, любят раз и навсегда заведенный порядок. Их идеал - распланированная, предсказуемая жизнь, и им не по душе изменение привычного хода событий. Они постоянно «упорядочивают», организуют людей и вещи вокруг себя.

Треугольник Символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели. Они - энергичные, сильные личности. Способны глубоко и быстро анализировать ситуации. Треугольники сосредоточены на главном, на сути проблемы. Треугольник - это очень уверенный человек. Он хочет быть правым во всем! Потребность быть правым и потребность управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Треугольники с большим трудом признают свои ошибки! Они видят то, что хотят видеть, не любят менять свои решения, часто бывают категоричны, не признают возражений.

Прямоугольник не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому заняты поисками лучшего положения. Основным психическим состоянием Прямоугольников является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанность в проблемах и неопределенность в отношении себя на данный момент времени. Наиболее характерные черты - непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода.

Зигзаг Символизирует креативность, творчество. Доминирующим стилем мышления Зигзага чаще всего является синтетический стиль. Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а наоборот - заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, «снимается». Причем, используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, «открывая глаза» другим.

Общение Коммуникация Интеракция Перцепция

Ложь

Мели Емеля!

Искренность

Разочарование, отрицательное отношение

«Всезнающий»

«Держи себя в руках»

Превосходство

Оценка

Принятие решения

Оценка и принятие решения

Разделяющий, отгораживающий, освобождающий от обязательств, укрывающий от внешних причин и воздействий.

Означает спокойствие, вызывает умиротворенность чувств, выявляет чувствительность и ранимость. Физиологически соответствует спокойствию, психологически - удовлетворенности. Отражает умение сопереживать и склонность к эстетической созерцательности, доверие, самопожертвование, преданность.

Цвет эластичной (упругой) напряженности, выявляет упорство, целеустремленность, сопротивляемость изменениям, постоянство воззрений. Обладание рассматривается как вариант самоутверждения. Напряженность зеленого цвета подобна плотине, за которой накапливается, не получив разрядки, возбуждение. Предпочтение зеленого цвета выявляет скрупулезную точность, критический анализ, логическую последовательность, а также потребность производить впечатление, сохранять свою позицию.

Символизирует физиологическое состояние, связанное с расходом энергии. Красный - выражение жизненной силы, нервной и гормональной активности, стремления к успеху, жадного желания всех жизненных благ. это - воля к победе, влечение к спорту, борьбе, эротике, «сила воли». Отвержение красного выявляет физиологическое и нервное истощение, снижение сексуального влечения. Выбор красного на первое место означает стремление к полноте бытия, лидерские черты, творческое начало, возбужденную деятельность. Отвержение красного свидетельствует о перевозбуждении и истощении, о потребности в защите от возбуждающих факторов

Выражает несдерживаемую экспансивность, раскованность, релаксацию, полную радостных надежд изменчивость при отсутствии последовательности и планомерности. Предпочтение желтого говорит о надежде или ожидании большого счастья, направленном в будущее, о стремлении к новому, еще не сформировавшемуся. Отвержение желтого означает разочарование, ощущение несбыточности надежд, попытку оградить себя от изоляции и дальнейших утрат или разочарований.

Высокая степень чувствительной близости, ведущая к полному слиянию субъекта и объекта; волшебство, магия и зачарованность, стремление восхищать других, способность к интуитивному постижению, нереальность желаний и безответственность. Фиолетовый предпочитают лица, эмоционально незрелые, подростки, а также беременные женщины, которые в этот период становятся неустойчивыми. Лица с гомосексуальными наклонностями предпочитают фиолетовый цвет, возможно, в связи с неустойчивостью, проявляющейся в слабой сексуальной дифференцированности.

Интеракция Мак Клелланд Потребности: Власть Самовыражение Причастность

Потребности - счастье А. Маслоу Самоактуализация Любовь Социальная включенность Безопасность Физиология

Власть Императивная Манипулятивная Либеральная Демократическая

Перцепция Восприятие партнера по общению

Идентификация Уподобление себя другому.

Эмпатия Вчувствование в мир другого человека

Рефлексия Рефлексия - это необходимое основание профессионального и в целом жизненного творчества.

Ступени рефлексии ( La Violette E., Silvert K. 1992) «Остановка», предполагает внешний, поверхностный анализ и интерпретацию данных, полученных, например, в результате мониторинга.

«Фиксация» требует непосредственного мысленного включения индивида в образовательный процесс на основе эмпатии и идентификации по отношению к ситуации и участникам образовательного процесса.

«Отчуждение» ставит индивида в конструктивную позицию по отношению к образовательному процессу и дает возможность представить его в отвлеченном варианте в виде модели.

«Объективизация» - способствует осознанию социокультурных норм, определяющих и нормирующих существование и функционирование системы

«Оборачивание» - обеспечивает установление новых смысловых связей и отношений между различными позициями в рефлексивной деятельности субъекта, порождающих творчество

Побуждаемая и направляемая извне рефлексия – не акт насилия над индивидуумом, не манипуляции его сознанием и чувствами, а нравственная работа, лишь стимулируемая извне, но совершаемая по внутренней потребности понять себя и происходящее - себя в происходящем и происходящее в себе

АТТРАКЦИЯ Длительное, устойчивое, положительное чувство

Каузальная атрибуция Личностная Стимульная Обстоятельственная

Социальное и личность (Посмотрел бы ты товарищ на себя со стороны!) Блинов Леонид Викторович д. п. н., профессор педагогики и психологии