Сухлоев Михаил Петрович к.п.н., доцент кафедры информационных технологий презентационное сопровождение занятия «Учебная деятельность»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Вебинар Сухлоева Михаила Петровича кандидата педагогических наук, доцента кафедры информационных технологий Ростовского института повышения квалификации.
Advertisements

1 2 Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Развитие умения работать с информацией.
РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ ЗА СЧЕТ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ШЕПЕЛЕВА ТАТЬЯНА ПАВЛОВНА.
Экономика Презентация комплекта ЦОР по учебникам Автономова В. С., Липсиц И. В класс Выполнили: Жураковская Тамара Григорьевна, зав. библиотеки.
Качественная презентация учебного назначения © В.Е. Фрадкин, к.п.н., ИПО РАО - СПб АППО - РЦОКОиИТ,
1 Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Московский государственный индустриальный университет (ГОУ МГИУ) Москва.
Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках химии Лисаченко Юлия Сергеевна учитель химии МАОУ «Гимназия им. Н.В. Пушкова» г.Москва г. Троицк.
Специфика использования ЭОР на уроках изучения нового материала Верещагина О. Ю. МБОУ СОШ 62 г. Архангельск.
Урок 6 Создание презентаций в Microsoft Power Point.
Один из видов презентации на компьютере это набор слайдов, которые можно выводить последовательно друг за другом. Часто такое компьютерное произведение.
Создание презентаций в Power Point. Слайды в PowerPoint С помощью приложения PowerPoint текстовая и числовая информация легко превращается в красочно.
Качественная презентация учебного назначения © В.Е. Фрадкин, к.п.н., СПб АППО,
Мастер класс "Применение программного продукта в учебном процессе" Линева Маргарита Андреевна учитель черчения ВКК, победитель ПНПО лицей 265 Красногвардейского.
Гипертекст как модель организации поиска информации Цель: создание условий, способствующих развитию умения поиска, преобразования /структурирования/и представления.
Реализация плана урока. Продуктивное задание – это переход от изученной закономерности к конкретному случаю в жизни, преобразование информации для решения.
Тема 5. Основы современной технологии программирования Программирование в средах современных информационных систем. Интегрированные системы разработки.
Формирование познавательных УУД на уроке математики Презентацию подготовила: Каденкова А. В. учитель начальных классов МОУ Мурмашинская СОШ 1.
Возможности и операции, проводимые программным обеспечением StarBoard Software. Семинар-практикум ч.2.
Щурова Ирина Анатольевна учитель начальных классов первой квалификационной категории МАОУ «СОШ 3» г. Сорочинск
ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИЙ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА УЧЕНИК Формирование навыков отбора, анализа и синтеза информации УЧЕНИК Формирование навыков отбора,
Транксрипт:

Сухлоев Михаил Петрович к.п.н., доцент кафедры информационных технологий презентационное сопровождение занятия «Учебная деятельность»

Это редактор предназначен для реализации репродуктивных или (антонимных) технологий в образовании?

Power Point – интерактивный редактор

От наглядности к учебной деятельности (от смотреть к делать) Преобразование учебного материала

От наглядности к учебной деятельности Преобразование учебного материала До преобразования Состояние 1 После преобразования Состояние 1 Исключать, искажать

От наглядности к учебной деятельности Преобразование учебного материала До преобразования Состояние 1 После преобразования Состояние 1 Исключать, искажать УУД

Перечень познавательных логических УУД «Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.»

Электронная интерактивная доска (ИД) – это сенсорная панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором. ИД – одно из самых современных средств для организации учебного процесса. Они объединяют в себе экран, на который с помощью проектора можно демонстрировать наглядный материал, и белую доску, на которой можно делать записи. Кроме того, доска работает как огромный интерактивный монитор, с помощью которого можно управлять компьютером. (Интерактивной доске прочат роль чудо-прибора, который вместе с проектором и специальным ПО должен вывести наше образование из затяжного кризиса.)

Модели: ActivBoard InterwriteBoard SmartBoard StarBoard Panaboard PolyVision Интерактивная приставка MIMIO Интерактивный проектор Kindermann Интерактивный проектор EIKI Communicator (Sahara Interactive) Penbord (Sahara Interactive)

Принципы действия: резистивная матрица; сочетание инфракрасной и ультразвуковой технологий; электромагнитные волны; лазерная технология; оптическая технология.

Типы досок – разные, но общим знаменателем является фиксация координат Х, У - места взаимодействия с изображением для команд «выбрать», «рисовать», «захват объекта и перемещение» и др.

2.2. Программное обеспечение различных моделей. Общий знаменатель – редактор уроков Главная проблема разнообразия моделей – программное обеспечение (ПО) к ним. Каждое ПО имеет свой редактор уроков и, соответственно, свое расширение файла при сохранении. В результате методическое взаимодействие учителей по обмену опытом стало проблематичным. Один из вариантов выхода из данной ситуации апробирован специалистами РО ИПК и ПРО. Он заключается в использовании на всех моделях одного и того же программного обеспечения.

Общим знаменателем всех редакторов интерактивных досок являются функции набора текста, рисования, формирования постраничной (аналогично слайдам) записи всего созданного на ИД. Имеются также специфические функции: - непрерывная запись происходящего на доске, как показала практика, не приносящая необходимого эффекта; - формирование объекта, с инструментом формирования «захват экрана», при этом объектом может быть всё – текст, слово, буква и др.; - захват и перемещение объекта. - коллекции объектов для использования при подготовке уроков по всем предметным областям.

2.3. Текстовые возможности редактора интерактивной доски Рассмотрим возможности работы над текстом, которых нет в редакторе Word, – текст как объект. Апробируем форматирование, изменение кегля и перемещение

Осваиваем разработку учебных материалов в редакторе интерактивной доски Smart Notebook версии 9.5 Инструмент редактора, который осваиваем или используем Способ продуктивизации (исключение, искажение или …) Для какого вида учебной деятельности (целое и части, сравнение, анализ, синтез, и другие) Вид репродуктивного учебного материала: текст, статическая графика, видео и анимации, интерактивные флэш и др.

Перечень познавательных логических УУД «Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.»

Будем рассматривать два варианта работы в тестовом режиме - на ИД и без нее только на компьютере (домашняя подготовка материалов к уроку) 1. Текстовый режим вызывается активизацией (нажатие стилусом на доску или клик мыши) кнопки меню "А" 2. Определяем место предполагаемого набора текста и вызываем редактор текста нажатием на поверхность ИД или подводим курсор к предполагаемому месту набора и фиксируем нажатием на левую кнопку мыши. 3. Набор текста может производится непосредственно на ИД, при вызове виртуальной клавиатуры, или с натуральной клавиатуры. 4. Практику осваивания возможности набора и трансформации текста проведем на примере выполнения задания 1 и задания 2 ( в папке «Портфолио», «МОДУЛЬ 2А»)

2.4. Графика редактора интерактивной доски Редактор интерактивной доски аналогичен редактору Paint. Некоторые инструменты в нем отсутствуют, но другими он превосходит аналог: богаче набор линий, есть художественное перо, а главное – формирование объектов. Именно формирование объектов позволяет разрабатывать учебные познавательные задания и задания на актуализацию необходимых знаний посредством анализа, синтеза, классификации, последовательности, соответствия и др.

Графика редактора интерактивной доски Инструменты графики представляют собой стандартный набор, характерный графическим редакторам: 1. Использование пера разберем на примере подготовки задания по теме «Целое и части или анализ и синтез» Задание 1 (В папке «Портфолио» открываем «МОДУЛЬ 2», «Задание 4»

Задание 3 Нарисуйте домик пером так, чтобы его можно было разделить на части. Клонируйте страницу и проведите анализ. Клонируйте еще раз и проведите синтез. Ниже приведен пример того, что должно получиться. Перейдите на чистую страницу и выполняйте. (Сохраните файл с именем "Задание 3 выполнено") Анализ Синтез

Графика редактора интерактивной доски Использование инструмента «Фигуры» разберем на том же примере, в котором подготавливается учебный материал для анализа и синтеза: Задание 1 (В папке «Портфолио» открываем «МОДУЛЬ 2», «Задание»

Задание 4 Сформируйте домик из фигур. Клонируйте страницу и проведите анализ. Клонируйте еще раз и проведите синтез. Ниже приведен пример того, что должно получиться. Перейдите на чистую страницу и выполняйте. Сохраните файл с именем "Задание 4 выполнено"

Графика редактора интерактивной доски К графическому инструментарию относится «Захват экрана» Наличием четырех режимов данный инструмент выгодно отличается от аналогичных в других редакторах. Осваивание этого инструмента проведем на примере продуктивизации объяснительно иллюстративного материала (Задание 6)

Так же, как и в редакторе Power Point, конспект урока либо задания или иллюстративный учебный материал можно располагать последовательно на отдельных страницах (слайдах). Особенность редактора ИД заключается в функции клонирования страниц. В дидактическом плане данная функция реализует тиражирование учебной ситуации, когда она имеет несколько вариантов продолжения (решения). Практика – Задание Презентационные возможности редактора интерактивной доски

2.6. Коллекции учебных материалов Этот ресурс есть в редакторах всех моделей ИД. При этом набор образовательных объектов в каждом редакторе свой, что позволяет заимствовать объекты из разных редакторов. Для практики возьмем поиск в коллекции материалов по теме из химии «Азот и его соединения». Данный материал находится в каталоге «Essentials for Educators» и далее – в подкаталогах «Science and Technology», «Chemistry», «Elements». ( В папке «Портфолио», «МОДУЛЬ2», «Задание 8» В задании 9 вам предлагается подобрать объекты из своей предметной области

Вложения Боковая закладка «Вложения» представляет собой контейнер для файлов с материалами, которые будут необходимы в пределах данной разработки. Вызов этих материалов производится по ссылке. Такое включение подгружаемых материалов в файл редактора убирает проблемы переноса материалов из одного компьютера в другой. Осваивание боковой закладки проведем на примере дополнения иллюстрации звуковым сопровождением Задание 10 оснащено необходимыми файлами. В задании 11 вам предлагается сформировать аналогичный пример из своей предметной области.

Продуктивизация учебного материала – интерактивные флэш для самопроверки Выбирая учебный материал для продуктивизации, мы проектируем продуктивный учебный процесс, т. е. определяем по каким признакам учащийся будет сравнивать объекты и на этой основе формировать последовательность, может ли учащийся самостоятельно выявить эти признаки. Откройте папку «Портфолио\Модуль 3\Портфолио 3-2», в ней – файл «Задание 5» и выполните поставленное задание с активизацией кнопки «ЗАНОВО». Технологически это интерактивная флэш-анимация. Методически же это учебное задание по проверке знаний, а не по их самостоятельному добыванию. Заложенная в этой анимации автоматическая проверка блокирует процесс аналитического подхода и должна быть исключена

Продуктивизация методически: Метод продуктивизации – искажение. Так как взаимосвязь выражается последовательностью расположения элементов, то и продукты визировать нужно нарушением или искажением этой последовательности. В выбранной теме определение признаков может дать учитель. Другой вариант – предложить учащимся самостоятельно выявить признаки на основе сравнения сходства и различия представленных видов. Учебное задание, соответственно, будет иметь вид: «На основе анализа сходства и различия представленных видов предложите признаки, по которым воспроизведите последовательность развития человека и обоснуйте свой вариант ответа»

Выбирая учебный материал для продуктивизации, мы проектируем продуктивный учебный процесс, т.е. определяем, по каким признакам учащийся будет сравнивать объекты и на этой основе самостоятельно формировать последовательность

Методологические знания: Здесь и далее мы будем выделять методологические знания по классификации Лернера, с помощью которых учащиеся порождают образовательный продукт, как один из основных результатов нашей деятельности. Запроектированная нами учебная деятельность состоит из нескольких этапов: 1. Визуальное наблюдение. 2. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). 3. Выбор оснований и критериев для сравнения. 4. Сравнение. 5. Предметная деятельность по выстраиванию последовательности. 6. Обоснование в виде суждений. При этом одни учащиеся придадут им форму категорических, а другие – условных. Таким образом, основные УУД в данной учебной деятельности – это анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), выбор оснований и критериев для сравнения, суждение. Если рассматривать с позиции способов умственных действий (СУД) по классификации Селевко, то спектр действий будет шире

Продуктивизация технологически 1. Уход от флеш-анимации производится переносом учебного материала из браузера в редактор интерактивной доски с помощью инструмента «Захват экрана» («фотоаппарат») в режиме «Захват прямоугольной области». 2. Переход к состоянию «факты» производим тем же инструментом «Захват экрана» в том же режиме «прямоугольная область». Производим захват каждого рисунка без переноса на новую страницу. 3. Далее на полученной копии активизируем меню и выбираем команду «Вырезать». 4. Переходим на новую страницу, на рабочем поле правой клавишей мыши активизируем контекстное меню и выбираем команду «Вставить». Аналогично переносим все рисунки, т. е. формируем поле независимых, свободно перемещаемых объектов – состояний человека в его эволюционном развитии. 5. Объекты (рисунки) располагаем хаотически или в последовательности, не соответствующей эволюционному развитию человека. Исходную страницу удаляем. 6. Помещаем учебное задание: «На основе выделенных вами признаков проведите сравнение представленных рисунков, воспроизведите правильную последовательность развития человека и обоснуйте свой ответ». 7. Созданную страницу клонируем несколько раз, чтобы учащиеся могли реализовать несколько версий решения учебной задачи.

Продуктивизация учебного материала классификационной структуры Из словаря иностранных слов Крысина Л.П. «КЛАССИФИКАЦИЯ, и, ж. [фр. classification < лат. см. класс 2]. 1. мн. нет. Распределение тех или иных объектов по классам в зависимости от их свойств. 2. Система соподчиненных понятий в какой-нибудь отрасли знания, составленная на основе учета свойств объектов и закономерных связей между ними.» Классификация – один из способов познания. В продуктивном варианте можно предложить учителю обозначить признаки и способ деятельности – сравнение, а учащиеся сами проводят классификацию и получают образовательный продукт в виде выделенных классов объектов. Более высокий уровень продуктивизации учебного процесса может быть организован, когда учащимся самим, на основе анализа представленных объектов, предлагается определить сходные черты и на этой основе произвести классификацию. Продуктивизацию учебного материала проводим методом искажения информации

Классификация присутствует во всех предметных областях, необходимо только желание ее найти.

Преобразование учебного материала с взаимосвязями частей и целого Один из основных способов изучения окружающей природы (живой и неживой) и созданий рук человеческих – это способ изучения целого через его части. Проблемно-ориентированное, деятельностное, продуктивное изучение нового материала в форме познания можно организовать на основе анализа (и синтеза) как операции деления целого на части и исследования взаимосвязей этих частей и целого. Анализ от греч. analysis - разложение : 1) расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; анализ неразрывно связан с синтезом (соединением элементов в единое целое). 2) Синоним научного исследования вообще. 3) В формальной логике – уточнение логической формы (структуры) рассуждения

Интерактивная доска и ПО к ней предоставляют уникальную возможность произвести анализ в соответствии с определением, т.е. расчленением. Продуктивизация методически Предлагаем два варианта формирования заданий с использованием анализа. В первом варианте учитель подготавливает объект для анализа, т.е. делит его на элементы, затем собирает и предоставляет учащемуся в виде целого, где не просматривается границ его частей. Тогда деятельность учащегося по разделению заключается в выделении уже подготовленных частей объекта и обозначении характеристик свойств, значений этих структурный элементов познаваемого объекта. Во втором варианте учащийся должен сам определить структуру объекта и произвести его разделение на части. Предварительно учащимся должен быть освоен инструмент редактора интерактивной доски – «Захват экрана»

Продуктивизация технологически Изображение цветкового растения возьмем из коллекции редактора уроков интерактивной доски

Исключение информации о названии частей цветкового растения производим их закрашиванием в цвет фона. Для этого выбираем инструмент «Перо» и устанавливаем белый цвет. Далее производим закрашивание названий этим пером

Закрашивание является вторым слоем, и его нужно объединить с рисунком цветкового растения. Для этого инструментом «Захват экрана» производим захват («фотографирование») цветкового растения. Результат переносим на новую страницу, а первую страницу удаляем. Дополняем объект исследования учебным заданием.

Учебная деятельность Учащимся представляется объект исследования и ставится учебная задача. С учащимися обсуждаются способы деятельности. Излагается анализ как метод познания целого через его разделение на части и поиска взаимосвязи целого и части, одной части с другой. Источником методологических знаний (по Гальперину) и логических универсальных учебных действий с точки зрения стандартов второго поколения является учитель. С точки зрения продуктивного обучения – это знания, которые являются инструментом в производстве индивидуального образовательного продукта, т.е. продуктивные знания. Учащимся предлагается произвести физическое расчленение целого на части инструментом «Захват экрана». После выявления нескольких решений проводится коллективное обсуждение этих решений на предмет выявления наиболее эффективного. Вариант такого решения может иметь вид. Напомним: здесь нет верного или неверного решения, – есть только более или менее эффективные.

Изложение нового материала с использованием учебного видео Учебное видео на сегодня имеет некоторое оживление в связи с переходом на цифровой формат и показом через компьютер. В любом учебном материале (источнике знания) имеются репродуктивные и продуктивные элементы. Рассмотрим процесс продуктивизации учебного видео на примере учебного видеофрагмента с компакт-диска с записью различных физических опытов «ФИЗИКА. Мультимедийный курс. VII-IX классы» ООО «Руссобит Паблишер» (CD-R) 2004/435 Так как видеофильм необходимо воспроизводить через проигрыватель, входящий в комплект ПО Smart, то файл видеофрагмента находим через меню «Обзор» на компакт-диске, в данном случае: D:\program files\Russobit\ФизикаVII- IX\data\data/017.AVI. Тема видеофрагмента – «Кипение при пониженном давлении». Проведем его методологический анализ.

Технология подготовки учебного материала Подготавливаются стоп-кадры с заданиями до проведения урока.

Результаты учебной деятельности:

Формирование учебного задания на основе материалов программного комплекса «Интерактивные плакаты» В связи с появлением в школах России интерактивных досок начали разрабатываться программные комплексы специально для использования на данном учебном оборудовании. На сегодня утвердились названия таких программных комплексов: «Интерактивные плакаты», «Интерактивные наглядные пособия», «Интерактивные творческие задания», «Интерактивные географические карты» и др. Интерактивные плакаты предназначены для использования на втором этапе урока – «изложение нового материала», что следует из описания, прилагающегося к ним. «Интерактивные плакаты применяются при работе учителя у доски с классом. Это так называемая фронтальная работа. Примеры: учитель ведет монолог и иллюстрирует свой рассказ, учитель на основании материала ставит вопрос и обсуждает с классом, возможно также дополнительно: учитель вызывает ученика к доске для решения задачи или ответа на вопрос (остальные наблюдают или обсуждают) и т.д. »

Исходная продуктивизация

Предлагаемая продуктивизация с переносом учебного материала в редактор интерактивной доски.

Выводы Итак, первое, что дает перенос в редактор интерактивной доски, – это возможность анализа. Второе – средство захвата любого участка изображения и его выделения в самостоятельный объект, что вносит дополнительный элемент преобразования учебного материала. Третье – сохранение результатов учебной деятельности

Рассмотрим пример формирования понятия «квадрат». Исходное условие: учебник на данном занятии не привлекается, т.е. доступ к репродуктивному источнику знаний по теме «Квадрат» исключен.

Возможный результат учебной деятельности

Спасибо за внимание!!!