Экспертиза (от лат. expertus опытный) «исследование специалистом (экспертом) каких- либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Advertisements

Организация деятельности методической службы Центра развития ребенка МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 77 «Зоренька »
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
ГОУ лицей 533 ГСКОУ 3 Ресурсный центр (сетевое взаимодействие) Электронное портфолио педагога как форма оценки профессиональной деятельности.
Федеральная программа развития образования 2007 год ФГУ «Центр социальных инноваций» Проект «Создание методов комплексной диагностики и формирования общей.
Название компетентности в проф. стандарте : Владение психолого - педагогическими технологиями по работе с учащимися ( в том числе инклюзивными ), необходимыми.
СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ УЧАЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В МНОГОМЕРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГИМНАЗИИ МОУ Гимназия 44 г.Краснодара.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Методическое сопровождение введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в МОБУ « СОШ 1 им. А. П. Гайдара.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Психолого-педагогическое сопровождение МИП школы 11 Педагог-психолог 1 квалификационной категории С. В. Бутакова.
Компетентностный подход на уроках биологии. Учитель биологии Барон О.А.
Рабочая Программа Педагога – психолога Новицкой В.С – 2016 учебный год ЛГ МАДОУ ДСОВ 4 «Золотой петушок».
Психологическое сопровождение детей с проблемами здоровья в процессе образования Особенности психологического сопровождения школьников с проблемами здоровья.
ГОЛЬЦЕВА ЮЛИЯ ВАЛЕРЬЕВНА, кандидат педагогических наук, Челябинский государственный педагогический университет.
Исследовательская работа в школе.. Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный.
Транксрипт:

Экспертиза (от лат. expertus опытный) «исследование специалистом (экспертом) каких- либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства и т.д.» (Сов. энцикл. словарь, 1988). Под экспертизой обычно понимают процедуру, при которой определяется соответствие данного явления некоторым известным эксперту нормам. Экспертиза как метод предполагает ориентацию на компетентность и опыт специалиста-эксперта, личность которого и выступает главным «инструментом» исследования.

Социально-психологическая экспертиза Социально-психологическая экспертиза – оценка соответствия образовательной среды (образовательных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов и т.п.) поставленным образовательным, развивающим и воспитательным задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся. Целью психологической экспертизы является обеспечение безопасной, развивающей, психологически комфортной среды, в которой растёт, обучается и воспитывается ребёнок; гуманизация средств и способов воспитательного воздействия на развивающуюся личность; защита «пространства детства» от деструктивного воспитательного и психологического влияния.

Условия проведения экспертизы Важнейшим условием экспертной деятельности в школе выступает готовность администрации, педагогов, а также школьников и родителей к конструктивному сотрудничеству со специалистами экспертной группы. С одной стороны, это готовность всесторонне содействовать сбору необходимой информации и самим выступать в роли источников такой информации (заинтересованность и искренность ответов на вопросы экспертов). С другой стороны, это готовность со вниманием и доверием отнестись к выводам и рекомендациям экспертной группы.

Экспертиза проводится специалистами школы в интересах самой же школы, заказчиком экспертизы выступает администрация школы (в идеале, весь педагогический коллектив). При этом полученные результаты не сравниваются с какими-либо внешними нормами или эталонами и не оцениваются в логике «соответствует не соответствует». В этом смысле сотрудникам школы чрезвычайно важно быть в своих ответах на вопросы экспертов максимально объективными, принципиальными и критичными к школьной реальности.

Этапы проведения школьной экспертизы Выделяются четыре основных этапа проведения психолого-социальной экспертизы: сбор фоновой информации, сбор основной информации, применение структурированных методик, подготовка экспертного заключения. 1. Сбор фоновой информации изучение различных документов: учебного плана, образовательной программы, концепции школы, а также журналов, тетрадей, дневников, отчетов и административных распоряжений, сочинений, стенгазет, стендов, фотографий и т.п.

2. Сбор основной информации материалы бесед с «включенными экспертами»: администрацией, педагогами, школьниками, родителями. Выявляется представительный набор всевозможных мнений, отражающих соответствующие позиции и установки различных участников. Эта информация составляет основу базовых гипотез инструментального исследования школы, а затем и экспертных оценок, предложений и рекомендаций.

3. Применение структурированных методик (инструментальное исследование) получение определенных количественных результатов для сравнения, ранжирования, выявления динамики различных процессов. Эти диагностические данные позволяют проводить глубокий системный анализ, перепроверять сложившиеся субъективные оценки эксперта, придавать им большую убедительность в процессе доклада результатов экспертизы.

4. Подготовка экспертного заключения итоговый этап экспертизы. Экспертное заключение должно содержать следующие разделы (по А.У. Хараш): краткое описание проблемы и формулировка целей экспертизы; состав экспертной группы; полный перечень источников информации; экспертные оценки; экспертные рекомендации. Экспертиза предполагает как предъявление экспертом собственных ценностей, так и его работу по пониманию и выявлению тех ценностей, которые лежат в основе изменений, происходящих в данной школе.

Принципы проведения экспертизы в школе Принципы организации и проведения экспертизы в школе были предложены А.Н.Тубельским (1997). 1. Принцип инициативы школы на проведение экспертизы и ее приоритета в определении экспортируемых проблем предусматривает возможность любых экспертиз только при согласии самой школы, а также формулирование школой целей экспертизы и вопросов, на которые предполагается получить ответы в результате ее проведения. 2. Принцип исследовательского характера деятельности экспертов предусматривает использование в процессе экспертизы соответствующих исследовательских атрибутов и процедур, таких, как постановка задач, выдвижение гипотез, их проверка в результате наблюдений, бесед, интервью, изучения продуктов деятельности школьников и педагогов и т.п. 3. Принцип участия экспертов в дальнейшем проектировании и развитии школы предусматривает определение различных вариантов дальнейшего развития школы путем решения выявленных в ходе экспертизы проблем. 4. Принцип публичности и открытости экспертизы предусматривает заблаговременное ознакомление всех субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей) с целями, задачами и программой экспертизы, а также открытость заседаний экспертной группы. 5. Принцип деятельностного характера экспертизы предусматривает непосредственный анализ самой педагогической деятельности, а не только различных школьных документов (концепций, планов, программ, результатов тестирования и т.д.).

Общие требования, предъявляемые к эксперту Достоверность экспертной оценки зависит от компетенции эксперта. Независимо от уровня экспертизы ее должны давать наиболее квалифицированные специалисты. Общие требования, предъявляемые к эксперту: Компетентность Креативность, развитые творческие способности. Позволяющие анализировать проблемные ситуации и находить пути разрешения противоречий Отсутствие склонности к конформизму, принятию мнению большинства Научная объективность Аналитичность, широта и конструктивность мышления Позитивное отношение к инновациям, отсутствие консерватизма, т.е стремления придерживаться однажды выбранной позиции.

Методы Психодиагностические методы, герменевтические методы (интерпретация), рефлексивный анализ и качественная оценка процессов и продуктов деятельности, контент-анализ текстов, групповая дискуссия (обсуждение различных экспертных мнений и мнений заинтер

Диагностические методики Опросники и анкеты, опубликованные в работах по проблемам психологической безопасности образовательной среды; психодиагностические методики для изучения субъективного благополучия, удовлетворенности трудом; методики для изучения личностных качеств субъектов образовательной среды

результаты Экспертное заключение; программа психолого-педагогических мероприятий; методические рекомендации всем группам субъектов образовательного процесса (администрация образовательного учреждения, педагоги, учащиеся и их родители) по организации психологически комфортной образовательной среды

В качестве исходного основания для определения содержания и методов образовательных технологий должны использоваться психологические (индивидуально-типологические) особенности обучающихся. Подобная психологическая обусловленность содержания и методов обучения вводит собственно психологическую составляющую разработки и практической реализации образовательных технологий, которая может реализовываться при приоритетном использовании психологических оснований (закономерности и механизмы психического развития обучающихся).

С точки зрения психологического анализа наиболее значимыми являются социально- психологический и субъектный компоненты. Социально-психологический компонент образовательной среды (процессы взаимодействия участников образовательного процесса) фиксируется на основании следующих показателей: референтность образовательной среды, удовлетворенность основными характеристиками взаимодействия в образовательной среде, защищенность от психологического насилия в образовательной среде. Системообразующим отношением образовательной дея- тельности является отношение в диаде «педагог – учащийся», поскольку личность педагога определяет возможность организации продуктивного образовательного процесса в целом.

Специфика образовательного процесса определяется взаимной обусловленностью деятельности педагога и деятельности ученика. В психологическом аспекте вариантом оценки эффективности образовательной среды можно считать совокупность показателей личностных характеристик учащихся, отвечающих современным требованиям социальной жизни. В рамках такого подхода основной задачей образовательной среды становится формирование ряда универсальных качеств выпускников, соединяющих в себе готовность решать социальные задачи, проявляя активность, творческие способности, толерантность в межличностном взаимодействии, волевые качества, коммуникативные компетенции, конструктивное поведение в трудных ситуациях. В показатели субъектного компонента включены следующие личностные качества ученика и педагога: толерантность, субъектность, направленность личности в общении, смысложизненные ориентации, волевой потенциал, креативность, стратегии совладающего поведения.

Анализ совокупности выделенных нами показателей психологической экспертизы позволяет оценить психологическую составляющую в каждом из компонентов, образующих структуру образовательной среды, и осуществить комплексную оценку психологического качества условий, в которых осуществляется развитие ее субъектов.

. ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ По итогам проведенной экспертизы готовится экспертное заключение. Основным критерием качества экспертизы принято считать ее убедительность, которая обеспечивается совокупностью собранных данных, их соответствием заявленной проблематике, добросовестным анализом и системным осмыслением. Данный этап завершается проведением в школе рабочего семинара «Экспертиза образовательной системы школы».

литература Литература 1. Баева И.А., Гаязова Л.А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого- педагогическое сопровождение // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» Лактионова Е.Б. Результаты эмпирического исследования структуры взаимо- связи между объективными параметрами образовательной среды и показа- телями психологической безопасности ее субъектов // Экспертиза психологи- ческой безопасности образовательной среды: Информационно-методический бюллетень Городской экспериментальной площадки второго уровня / Ред.- сост. И.А. Баева, В.В. Ковров, Н.Т. Оганесян. М.,