Д.А. Логинов старший преподаватель кафедры управления ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогическая технология Кафедра открытых образовательных технологий МИОО.
Advertisements

ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
Технология развития критического мышления на уроках курса « Обществознание » на примере изучения темы « Средства массовой информации : между властью и.
МАСТЕР-КЛАСС Технология развития критического мышления на уроках курса « Обществознание » на примере изучения темы « Средства массовой информации : между.
Мастер-класс Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий через творческие задания на уроке истории. Учитель истории и обществознания.
Лекция 2 «Методология учебного проектирования». Дидактика Дидактика – составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности,
Семинар 2 Метод кейс-стади в образовании Разработка и использование кейсов в учебном процессе.
«Технология развития критического мышления».. « Технология развития критического мышления » Разработана в США в конце 20- го века : Ч. Темпл, Д. Стил,
Технология развития критического мышления Овкина С. А.
Балашов 2009 Выступление на районном методическом объединении учителей истории 15 января 2009 года.
Технология развития критического мышления «…Всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе.
Технология развития критического мышления «Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы» Дж. Тэрбер Г. Н. Иванова, учитель начальных классов,
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
СЛОВАРЬ: Кластер - альбом, афиша, плакат… Инсерт – интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления Синквейн – стихотворение из пяти.
КЕЙС-МЕДОД: ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА В ОБРАЗОВАНИИ Бирюкова Т.И., к.п.н., доцент кафедры иностранных языков с курсом латинского языка.
«Формирование ключевых компетенций на уроках географии как условие повышения качества образования обучающихся» Яковлева М.Г. МБОУ «Зиминский лицей», учитель.
Ноябрь 2011 г., г. Красногорск Красногорский государственный колледж Красногорский МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной, ответственной за совершенные поступки личности.
Транксрипт:

Д.А. Логинов старший преподаватель кафедры управления ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО»

Что есть технология? Технологии в современном образовании, какие они? Нужны ли технологии в образовании?

Классическое образование Постклассическое образование Массовость Стабильность Традиционализм Завершённость Нормативность Цель внешняя Результат – знания Индивидуальность Неустойчивость Инновации Непрерывность Творчество и неповторимость Самоцель Результат – компетентность, самостоятельность

Тенденции Класс – Группа. Урок – Занятие. ЗУН – Компетенции. Информатизация. Технологизация. Культуросообразность. Событийность. Индивидуализация.

Метод проектов в обучении и воспитании Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технология), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом.

Типология проектов По доминирующей в проекте деятельности. По предметно-содеражательной области. По характеру координации проекта. По характеру выстраивания контактов. По количеству участников. По продолжительности.

Информационные технологии обучения Основные характеристики современного мира – информатизация и глобализация

Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций, которыми должен обладать любой представитель современной цивилизации: Политические и социальные: (брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений) Компетенции, касающиеся жизни в много культурном обществе (понимание различий, взаимоуважение, способность сосуществовать с людьми других культур, языков, религий) Компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением, в т.ч. владение иностранными языками Компетенции, связанные с возникновением общества информации: (электронные компетенции). Способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.

Электронная компетенция Необходимая часть изменений, требуемых Болонским процессом Новый подход к обучению, цель которого – вовлечение педагогов и обучающихся в инновационные сценарии обучения, основанные на использовании электронных технологий (e-learning)

Социальное следствие информатизации – информационное неравенство Применительно к образованию возможны два сценария Кастовое информационное расслоение Всеобщее равенство в информационном пространстве Снизить остроту этого неравенства возможно за счет e-learning

Социальное следствие глобализации Появление новых форм образования, которые начинают приобретать черты широкомасштабных систем с размытыми границами. Дистанционное образование (e-learning) относится к этим системам

Характеристики современного мира Общество находится в критическом состоянии (переломном) во многих сферах Ключевая роль для выхода из кризиса принадлежит новой стратегии развития человечества и новым формам образования

Традиционное обучение Конспект – лежит в шкафу (или гараже) Знания – непроверенные, не опробованные (80% теряется в первые 24 часа) Картотека, список литературы – не структурированы, забываются Контакты – приятные, а не полезные Ощущения – забавные, несерьезные

Возможности электронного обучения Материалы – доступны 24/7, можно добавить свои собственные (wiki)! Знания – можно проверить, углубить и отточить практикой сразу же! Картотека, список литературы – все формы связей, все виды поиска Контакты – доступны здесь же, общение с «сокурсниками» и преподавателями

Создание «школьных технопарков» Школьный технопарк – ресурсный центр, позволяющий объединить усилия учреждений образования различного уровня, научных учреждений и производственных предприятий для активного привлечения учащихся к практической научно-технической и инженерно- конструкторской деятельности, изобретательству.

Технология развития критического мышления Стадии (фазы) Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приёмы и методы I. Вызов Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ. · Составление списка известной информации. · Рассказ-предположение по ключевым словам. · Систематизация материала (графическая): таблицы. · Верные и неверные утверждения. · Перепутанные логические цепочки. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах

II. Осмыслен ие содержани я Организация работы с текстом. Сохранение интереса к теме, постепенное продвижение от знания старого к новому Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации Методы активного чтения: маркировка: V - известная информация - противоречит моим первоначальным представлениям; ? - непонятная информация; + – новая информация На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально - в парах - в группах. Технология развития критического мышления

III. Рефлексия Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям внести изменения, дополнения, дать творческие задания Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления · Заполнение, таблиц, установление причинно- следственной связи между блоками информации. · Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. · Ответы на поставленные вопросы. · Организация круглых столов и дискуссий. · Написание творческих работ. · Исследования по отдельным вопросам темы. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально – в парах – в группах. Технология развития критического мышления

История кейс-метода Кейс-метод в образовании берёт своё начало в 20-х годах прошлого века В современном его виде, был впервые применён во время преподавания управленческих дисциплин в Гарвардской бизнес-школе, хорошо известной своими инновациями.

Суть кейс-метода Для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию Описание ситуации одновременно отражает: практическую проблему, актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Сама проблема не имеет однозначных решений.

Классификации кейсов : практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Кейс включает в себя: Ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации. Комментарий ситуации, представленный автором Вопросы или задания для работы с кейсом. Приложения

Организация работы с кейсом Этап погружения в совместную деятельность. Основная задача этого этапа: формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения. Этап организации совместной деятельности. Основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы. Деятельность может быть организована в малых группах, или индивидуально. Этап анализа и рефлексии совместной деятельности. Основная задача этого этапа – проявить образовательные и учебные результаты работы с кейсом..

Актуальность кейс-метода Образование в России должно стать компетентностно- ориентированным, а значит активное использование методов, адекватных данному подходу, есть основная задача современного учителя. Кейс-метод направлен на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала ученика и преподавателя.

Пример кейса Один из сортов трансгенного картофеля «Ньюлиф», полученного компанией «Монсанто», был закуплен для производства крахмала компанией «ММ». Полученный модифицированный крахмал был продан затем молочному комбинату «Ленмол» для использования его в производстве новых йогуртов, однако в накладной умалчивалось о происхождении исходного материала. За неделю до презентации один из рабочих «Ленмола» предложил своему директору провести экспертизу йогурта «Летняя сказка», чтобы представить сертификат качества новой продукции. Каково же было его удивление, когда он прочитал в заключении о качестве йогурта «Летняя сказка» о том, что в этом йогурте обнаружен генетически модифицированный крахмал (генетически мо­дифицированный компонент составлял 1,1%). Директор был хорошо осведомлен о современных достижениях генной инженерии, проблемах биобезопасности и имеющейся законодательной базе в данной области, но также он прекрасно понимал, что такие результаты анализа его новой продукции могут негативно повлиять на дальнейшее продвижение не только этого продукта. Директор принял окончательное решение: он попросил сотрудников института питания о сохранении конфиденциальности (оба сотрудника, будучи нравственными людьми, негативно отнеслись к такого рода просьбе, но из-за уважения к другу согласились).

Задание: Проанализируйте описанную ситуацию. Выявите моменты, когда действующие лица преступают закон и моральные принципы. Аргументируйте свой ответ. Как бы Вы поступили на месте директора «Ленмола»? Какие бы внесли изменения в работу пред­приятия?

Содержание обучения - законченные самостоятельные комплексы Отношения учитель- ученик -паритетные Ученик работает самостоятельно, учится целеполаганию, планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности Технология модульного обучения Модульное обучение

Формирование устойчивых познавательных интересов и способов их удовлетворения своими силами. Полное усвоение базисного компонента содержания образования каждым учеником и повышенного уровня в соответствии с интересами и склонностями ученика. Развитие интеллекта, памяти и речи учащихся и формирование коммуникативных навыков. Формирование навыков самопознания на основе рефлексии. Задачи модульного обучения

Теоретическая баз модульного обучения Деятельностный подход к обучению (А.Н.Леонтьева). Теория развивающего обучения (Л.С.Выготский). Программированное обучение. Основы кибернетики. Теория проблемного обучения. Теория оптимизации. Рефлексивный подход

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПОДХОД В МОДУЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ «Я» - как я себя чувствовал в процессе учения. «Мы» - насколько мне было комфортно работать в малой группе. «Дело» - достиг ли я цели учения.

Структура модульной программы и отдельных модулей МПМ0М1М2УЭ0УЭ1УЭ2УЭn-1УЭnМ3МnМn КДЦ ИДЦ ЧДЦ

1. Сочетание комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей. 2. Полноты учебного материала. 3. Относительной самостоятельности учебных элементов. 4. Реализации обратной связи. 5. Оптимальной передачи информационного и методического материала. Общие принципы построения модульной программы

Система оценивания в модульном обучении Лист учёта УЭУЭ1УЭ2УЭ3УЭn Общее количес тво баллов Оценка Количест во баллов

Типы и формы учебных элементов Тип У ЭНоситель информации ТекстовыйУчебники, справочники, газеты КартографическийАтласы, карты, планы ТабличныйТаблицы, графики, схемы ИллюстративныйФото, рисунки, репродукции СловесныйУчитель, докладчик, лектор КомпьютерныйБазы данных Аудио-видеоВидео-, кино-, слайды, диски НатурныйЛандшафт и его компоненты Смешанный

Модульная программа по географии «Дальний восток» (8 класс) МПМ0М1М2М3М4М5М6 М0 – Комплексная дидактическая часть М1 – Исследование Дальнего Востока М2 – Физико-географическое положение. Геологическое строение. Рельеф. Полезные ископаемые М3 – Климат. Внутренние воды М4 – Азональные природные комплексы. Флора и фауна М5 – Население М6 – Обобщение. «Дальний Восток – уникальный край»

Дальний восток – уникальный край УЭ0 – Входной контроль УЭ1 – Интегрирующая цель УЭ2 – Сравнительный анализ территории Дальнего Востока и др. природных комплексов России. УЭ3 – Климатообразующие факторы в формировании внутренних природных комплексов Дальнего Востока УЭ4 – Водные ресурсы и их своеобразие УЭ5 – Выходной контроль: 1)Дальний Восток глазами исследователей; 2) долина гейзеров и вулканов УЭ6 - Резюме. Рефлексия Технология модульного обучения М-6УЭ0УЭ1УЭ2УЭ3УЭ4УЭ5УЭ6

Технология PR в школе XXI века Российская школа, как и все современные общественные институты страны, вошла в XXI век век бума новых информационных и коммуникационных технологий, к которым относятся и технологии «Public Relations».

Public Relations Public Relations в просторечье «пиар» это планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание благоприятной коммуникационной среды для учителей, учеников, родителей, властей, ученых, спонсоров

Для того, чтобы добиться успеха в PR-деятельности следует уделить внимание: Своей фирме (школе) PR-тактике СМИ Вашей аудитории PR-деятельности Этапы планирования PR- деятельности

1) способствовать росту информированности населения в вопросах образования и бороться с дезинформацией и слухами; 2) добиваться необходимого уровня финансирования путем формирования общественной поддержки; 3) бороться за общественное признание и сотрудничество в проведении реформ образования; 4) создавать дружеские рабочие взаимоотношения с руководителями служб новостей и репортерами. Цели «пиар» - служб в ОУ

Ваша аудитория. 1. Родители, 2. Весь персонал школы, 3. Учащиеся, 4. Многогранное сотрудничество деловых кругов и школы. 5. Общественные объединения

Компоненты PR-деятельности 1.Паблисити 2.Реклама 3.Общественная деятельность 4.Лоббирование 5.Пиар-специалисты

Каналы коммуникации I. Средства распространения информации, ориентированные на внутреннюю общественность. 1. Печатное слово 2. Письма. 4. Доска объявлений. 5. Слухи. 6.Собрания 7.Устныевыступления.

Каналы коммуникации II. Средства распространения информации, ориентированные на внешнюю общественность. 1. Газеты. 2. Радио. 3. Телевидение. 4. Интернет.

3. Интеграция PR-в педагогику Среди активно используемых педагогических средств, родственных технологиям PR, есть такие, как методы развития системы отношений: организация совместных мероприятий, различных традиций и ритуалов, деятельности в группах в урочной и внеурочной деятельности; приемы побуждения (стимулирования) к учению, учитывающие внутриколлективные отношения; организация коллективной работы; сочетание различных форм совместной работы; создание ситуации успеха, эмоционального фона; приемы, стимулирующие социальную активность учащихся; средства формирования положительной мотивации обучения, связанные с предоставлением учащемуся возможности свободного выбора темы, материалов и техник, проявления себя в различных видах совместной деятельности; индивидуальные беседы, анкетирование, наблюдение и другие социологические методы измерений; средства развития коммуникативной культуры подростков: дискуссии, представления, праздники, создающие условия для демонстрации личностных данных учащихся.