Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 города Тамбова Инновационная идея для школы. Конкурс семейных творческих проектов. Гаврилова Наталия Анатольевна, учитель начальных классов, 17 октября 1971 год рождения, г.Тамбов,ул.Черноземная,д.49. т Лисина Евгения Леонидовна, Генеральный директор ООО "Грифель" 14 октября 1981 год рождения, Тамбов,ул.Мичуринская,д.181 т
«Применение развивающих игр В.В.Воскобовича в целях реализации ФГОС в начальной школе». Цель: интенсивное интеллектуальное развитие дошкольников, младших школьников посредством игрового пространства В.В. Воскобовича. Его игры - эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, творчество, интеллектуальное развитие, мышление... 2
3 Необходимость повышения эффективности и качества образовательного процесса. Современные требования подготовки ребенка к школьному обучению математике на основе развивающих подходов. Инновационный подход педагогов к образовательной деятельности, направленной на интенсивное интеллектуальное развитие дошкольников, младших школьников формированию элементарных математических представлений, основ системного видения мира. Преемственные связи со школой в постановке единых целей, методов и приемов обучения и воспитания подрастающего поколения. Актуальность состоит в том, что эти игры учат детей действовать в "уме" и "мыслить", а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности.
Задачи: 1. Организация работы по повышению профессиональной компетентности учителей, воспитателей, психологов, оказание своевременной квалифицированной помощи педагогам. 2.Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта и новаторских идей. 3. Обновление содержания раздела программы «Детство» «Первые шаги в математику» игровой технологией В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». 4. Разработка системы планирования работы по познавательной деятельности и формированию логико – математических представлений детей 3-12 лет. 5. Организация образовательного игрового пространства, через обновление предметно- развивающей среды игровыми комплексами В. Воскобовича. 6. Отработка механизмов мониторинга качества осуществления образовательной деятельности, оценки эффективности проекта. 7. Повышение информированности и заинтересованности родителей, как потребителей образовательных услуг. 4
Гипотеза: Интеллектуальное развитие будет осуществляться эффективнее, если в педагогической практике образовательной школы будет реализована игровая технология В. В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», направленная на помощь ребенку в преодолении проблем математического характера, развитие активных форм мышления. 5
6 Введение. Необходимыми условиями качественного обновления общества является умножение и интенсивное развитие интеллектуального потенциала молодого поколения, выявление, поддержание и развитие одаренных детей. Развитие активных форм мышления детей дошкольного и школьного возраста в единстве с креативностью, может дать импульс на создание мощного ресурса, своего рода «интеллектуальной бомбы» будущих поколений. Сегодня каждый педагог и руководитель осознает, что современных детей надо учить по-новому. Это диктует современная социально-политическая ситуация, стремительные изменения современного мира, и наши дети должны быть к этому готовы. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса и применяемых развивающих технологиях.
7 Теоретико – методологическая основа проекта: Фундаментальные работы в области дидактики и психологии (Л.В.Выготский, Л.С. Рубинштейн, П.Я.Гальперин, Л.И.Божович, В.В.Давыдов, Л.А.Венгер, Л.В.Занков, А.В.Запорожец, М.А.Данилов, М.И.Махмутов, П.И.Пидкасистый, Н.Н.Поддъяков, М.Н.Скаткин, Ш.А.Амонашвили и др.), теория индивидуальных различий (Б.М.Теплов, В.С.Мерлин), теория учебной деятельности (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, Г.А.Вергелес), исследования в области образовательной технологии и личностно-ориентированного образования (Л.В.Выготский, В.П.Беспалько, Д.Г.Левитес, В.В.Гузеев, М.Е.Бершадский, Н.Ф.Талызина, И.С.Якиманская, Л.М.Фридман), системный подход и его применение к педагогическим исследованиям, работы математиков и методистов по проблемам математического развития ребенка и организации математического образования в начальной школе (Д.Г.Глейзер, Б.В.Гнеденко, В.А. Гусев, Г.В.Дорофеев, Н.Б.Истомина, А.Н.Колмогоров, А.В.Крутецкий, Ю.М.Колягин, А.М. Леушина, А.Г.Мордкович, А.А.Столяр и др.)
8 Принципы реализации проекта: Принцип развития- отражает четкую ориентацию познавательно- исследовательской деятельности на развитие личности. Принцип системности -обеспечивает взаимосвязь изучаемых математических понятий. Принцип дифференциации и индивидуализации- предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы. Принцип проблемно-диалогического общения - как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием учителя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
9 Принципы реализации проекта: Принцип доступности предусматривает осуществление поисково- познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей. Принцип системности -достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат. Принцип последовательности -заключается в постепенном повышении требований в процессе познавательной- исследовательской (логико - математической) деятельности. Принцип преемственности- обеспечивающий целенаправленный процесс математического образования ребенка по возрастам, подготовку и изучение математики в школе.
10 Формы и методы реализации проекта: 1. Познавательно – исследовательская игровая деятельность. 2. Познавательное чтение. 3. Конкурсы и викторины, логико - математический КВН. 4. Дидактические развивающие игры, игры-путешествия. 5. Подвижные игры. 6. Пальчиковые игры. 7.Конструирование. 8. Продуктивная деятельность, театрализованные игры. 9. Творческая мастерская.
11 Основной вид деятельности/ образовательная область Интеграция образовательных областей. Познавательно – исследовательская/ познание Коммуникация, социализация- коммуникативные игры, пальчиковые игры, игры на развитие моторики, беседы, беседы по картине, театрализованные игры Художественное творчество- продуктивная деятельность, выставки, работа в творческой мастерской Чтение художественной литературы- чтение познавательной литературы, сказок Физическая культура- подвижные игры, хороводные игры, физкультминутки Интеграция образовательных областей в рамках реализации игровой технологии «Сказочные лабиринты игры».
12 Ресурсное обеспечение проекта: Игровые «центры», оснащенные дидактическим комплексом В.В.Воскобовича. Методический инструментарий (картотека дидактических игр В.В. Воскобовича, конспекты совместной деятельности, сценарии КВН, развлечений и т.д.). Конструкторы. Подборка художественной литературы «Познавательное чтение». Технология В. В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» +Методическое обеспечение. Диагностический инструментарий оценивания эффективности проекта.
13 Диагностический инструментарий (результаты мониторинга) и критерии отслеживания эффективности проекта. Уровень формирования элементарных математических представлений (Мониторинг.научно – методическое пособие. СПб.: Издательство «Детство - пресс», с.); Уровень развития интегративного качества «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» (Результаты итогового мониторинга детского развития. Н. В. Верещагина Издательство «Детство - пресс», 2011); Уровень развития интегративного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» (Результаты итогового мониторинга детского развития. Н. В. Верещагина Издательство «Детство - пресс», 2011); Уровень формирования навыков интеллектуального развития (Тест для изучения дифференцированного восприятия «Найди квадрат». (К.Л. Печора, 1978), Логическое запоминание Тест «Лишний предмет» (Г. Айзенк, 1972); Познавательный интерес: Тест: «Узнай фигуру». (Р.С. Немов, 2001), Развитие речи: Тест: «Пиши кружочками» и «Чтение схем – слов» (Г.Г. Григорьева, 1995), Креативность (тесты П. Торренса) Диагностика умственных способностей детей (сформированность логического мышления по Ж. Пиаже, диагностика основных мыслительных операций по В. В. Дывыдову,Л. В. Занкову).
14 Ожидаемые результаты от реализации проекта: Для детей: 1. Высокий уровень интеллектуального развития у детей. 2. Высокий уровень творческого воображения, как основ креативности. 3. Высокий уровень овладения логико – математической, дидактической игрой. 4. Рост умственного потенциала (% прирост ежегодно). 5. Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности, активности.
15 Ожидаемые результаты от реализации проекта: Для педагогов: 1. Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ. 2. Повышение уровня профессионализма педагогов в реализации развивающих технологий. 3. Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по познавательной деятельности школьников. 4. Личностный и профессиональный рост. 5. Самореализация педагога. 6. Обобщение педагогического опыта.
16 Ожидаемые результаты от реализации проекта: Для родителей: 1. Повышение уровня заинтересованности родителей в применении игровых технологий дома. 2. Удовлетворенность социальным заказом со стороны родителей на интеллектуальное развитие школьника.
17 Для школьного образовательного учреждения: 1. Повышения эффективности и качества образовательного процесса. 2. Обеспечение современных требований подготовки ребенка к школьному обучению математике на основе развивающих подходов. 3. Инновационный подход педагогов к образовательной деятельности, направленной на интенсивное интеллектуальное развитие школьников, формированию у школьников элементарных математических представлений, основ системного видения мира. 4. Обеспечение преемственные связей со школой в постановке единых целей, методов и приемов обучения и воспитания подрастающего поколения. 5. Реализация инновационных технологий. Обобщение передового педагогического опыта. Создание положительного имиджа образовательного учреждения. 6. Использование опыта в Центре развития ребёнка, при подготовке детей к школе. Ожидаемые результаты от реализации проекта:
18 Вячеслав Вадимович Воскобович
19 Наши совместные достижения
20 Обобщение опыта
Работа с детьми ЗПР
22
23
Видео фильм «Фиолетовый лес- инновационная среда (для просмотра навести мышку на розовый экран и кликнуть)
25
26 Список литературы: 1. Воскобовия В.В., Харько Т.Г. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет.СПб., Развивающие игры В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Материалы I-ой всероссийской научно- практической конференции с международным участием (8 июня 2013 г., Санкт-Петербург) / под ред. В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко.- СПб.,