Профилактика дисграфии у младших школьников Данченко Анастасия Сергеевна студентка 6 курса факультета психологии, педагогики и права НОУ ВПО «СФГА» 2016.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Количество учащихся начальных классов ГОУ СОШ 438 с различными видами речевых нарушений (по состоянию на январь 2009 года)
Advertisements

«Виды, причины и коррекция дисграфии» Центр психолого-педагогического сопровождения детей г.
Учитель-Логопед МОУ ЛИЦЕЙ 23 гор. Калининграда Назарова Галина Анатольевна.
коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей диагностика.
Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
Проблема нарушения устной и письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального.
Принципы коррекционно- логопедической работы при устранении нарушений письменной речи Подготовила учитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО И ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСГРАФИЕЙ учитель-логопед Соколовская Наталья Петровна МОУ.
Неречевые симптомы Речевые симптомы Симптомы дисграфий Неточность слуховой диф-ции звуков Неправильное произношение звуков Нарушение различных форм языкового.
Занятия с логопедом. Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Непременным условием нормального развития речи является своевременное.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
УНИВЕРСИТЕТ ДИНАМИКА КОРРЕКЦИИ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК ПИСЬМА УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ Выполнил студент: Научный руководитель: 1.
Профилактика дисграфии. Проблема нарушений письменной речи у школьников одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством.
Методы преодоления дисграфии младших школьников с онр 3-го уровня Выполнила Андрианова О.В.
Речь детей нарушена как система.. Дети с ЗПР имеют все нарушения речи наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А.Сухомлинский Тема: «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Психолого- логопедическое сопровождение Никитина В. Л. – педагог-психолог Васильева А. К. – учитель-логопед КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная)
Новые информационные технологии, как средство обеспечения доступности образования ребенка с ОВЗ и повышение эффективности коррекционного-образовательного.
Определение Виды дисграфии Пути коррекции и профилактики.
Транксрипт:

Профилактика дисграфии у младших школьников Данченко Анастасия Сергеевна студентка 6 курса факультета психологии, педагогики и права НОУ ВПО «СФГА» 2016 год Факультет психологии, педагогики и права НОУ ВПО «СФГА»

2 АКТУАЛЬНОСТЬ Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. Большинство авторов, глубоко изучавших проблему специфических нарушений письменной речи (Г.А. Каше; Р.И. Лалаева; Р.Е. Левина; Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, И.Н. Садовникова и др.), подчеркивают, что в основе нарушений чтения и письма лежат общие закономерности нарушения устной речи, в особенности неполноценность фонематического восприятия, недостатки произношения, препятствующие овладению звуковым составом письма. Авторы указывают на разнообразие нарушений письменной речи.

Научный аппарат исследования Цель данного исследования: раскрыть взаимосвязь развития речи и мелкой моторики; изучить особенности развития мелкой моторики детей с дисграфией. Объект исследования: процесс развития мелкой моторики у детей с нарушением речи. Предмет исследования: развитие мелкой моторики у школьников с дисграфией. Гипотеза: Предполагается, что развитие мелкой моторики способствует коррекции дисграфии у младших школьников. 3

Задачи исследования: Анализ состояния данной проблемы в психолингвистической литературе, в теории и на практике логопедии. Подбор необходимых методик для проведения диагностики. Исследование формирования мелкой моторики различными диагностическими методами. Статическая обработка полученных результатов. Разработка рекомендаций по формированию мелкой моторики. 4

Понятие дисграфии Дисграфия – это частичное специфическое нарушения процесса письма (Волкова Л.С.). Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, обще двигательный. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе доста­точно высокого уровня ее развития. Симптомами дисграфии считаются стойкие, специфические ошибки в письменных работах, не связанные с незнанием или неумением применять орфографические правила. Нарушение процесса письма, проявляющееся у человека в стойких повторяющихся ошибках, обусловленных несформированной высшей психической деятельностью, при нормальном развитии интеллекта, называют дисграфией. 5

Причины возникновения дисграфии Наследственные факторы Функциональные нарушения головного мозга Патогенные факторы Органические факторы Механизмы дисграфий: 1. Неправильное произношение звуков. 2. Недостаточность слуховых дифференцировок. 3. Нарушение языкового анализа и синтеза. 4. Недоразвитие грамматического строя речи. 5. Несформированность зрительно- пространственных функций.

7 Виды дисграфий 1. Артикулярно-акустическая дисграфия. 2. Акустическая дисграфия. 3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. 4. Оптическая дисграфия. 5. Аграмматическая дисграфия. 6. Моторная дисграфия. 7. Смешанная дисграфия.

Организация экспериментального исследования 8 1 этап: - изучение и анализ литературы по проблеме исследования, - формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач исследования. 2 этап: - разработка констатирующего эксперимента, - проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента, - проведение обучающего и контрольного эксперимента. Нами было проведено исследование уровня сформированности мелкой моторики у детей с дисграфией.

Диагностика уровня развития мелкой моторики 9

Методика «Дорисуй узор» 10

Констатирующий этап эксперимента 11

Обучающий этап эксперимента 12 С целью развития мелкой моторики рук у группы детей с дисграфией намечено проведение углубленной работы, в ходе которой поставлены следующие задачи: Формирование мелкой моторики пальцев, кистей рук: развитие точности и координации движений руки, гибкости пальцев рук, ритмичности движений; развитие графических навыков. Совершенствуя движения рук, развивать психические процессы: память, речь детей; произвольное внимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие.

13 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Грамотную письменную речь возможно сформировать только при хорошо развитой устной речи. Основные этапы профилактики ошибок чтения и письма: - Коррекция звукопроизношения. - Развитие фонематических процессов, формирование навыков звукового анализа и синтеза. - Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне звука. - Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога. - Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова. - Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне словосочетания. - Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения. - Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне связной речи. - Развитие неречевых психических функций.

14 Упражнения, направленные на преодоление дисграфии Для уяснения лексического значения слова хорошо давать задания на подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам белое, теплое, парное-? (молоко); хищный, серый, злой, клыкастый-? (волк); какое слово лишнее и почему? (зима, весна, среда); добавить нужное словечко (стол, шкаф, стул,... ); назвать общим словом (автобус, трамвай, троллейбус...). Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове, выделение ударного слога. Придумывание слов по заданному ритмическому рисунку: тА дом, рак, лифт, пень,... тА-та осень, кошка, санки,... та- тА вода, коньки, лицо,... тА-та-та Ванечка, девочка, улица,... та-тА-та корова, подушка, малина,... та-та-тА бегемот, телефон, пироги,...

15 Упражнения, направленные на преодоление дисграфии Работа со сложными словами. Какие два слова спрятались в одном? Например: пылесос (пыль сосет); самокат (сам катит); самолет (сам летает); листопад (листья падают). Подбор синонимов к существительным, прилагательным, глаголам. Например: приятель, знакомый, товарищ; добрый, ласковый, нежный, заботливый; бежать, мчаться, нестись, лететь. Подбор антонимов к данным словам и сочетаниям. Например: высокий низкий; день ночь; строить ломать; далеко близко; свежий хлеб черствый хлеб; свежее молоко кислое молоко; свежие новости старые новости; свежий ветер душный ветер. Работа с омонимами. Придумывание предложений с данным словом в разных лексических значениях. Например: ключ дверной, родник, скрипичный; лисичка гриб, животное; коса прическа, инструмент, часть суши в водоемах.

16 Упражнения, направленные на преодоление дисграфии Работа по профилактике ошибок в словах, имеющих приставки. Дифференцирование приставки и предлога. Отъехал от дома. Въехал в лес. Заехал за гараж. Работа с неизменяемыми словами. Слова, не склоняемые по падежам: кофе, домино, кенгуру, кафе, пальто, кино, кашне, кашпо, шоссе, шасси, алоэ, мулине и т.д. Например, играем со словом "пальто": Я вышел на улицу без.... Мама пришила пуговицу к моему.... В магазине висят разнообразные...

Цвет - Каким цветом надо раскрасить предметы?

Форма предмета Соедини сходные по форме предметы линиями.

Рассмотри картинку и назови какой формы предметы

Составь предложение Ночь, туча, солнце, грязь.

Ориентировка в пространстве

Сравнительный анализ результатов 23

Динамика уровня развития мелкой моторики 24

Результаты исследования 25

Выводы В результате проделанной работы было установлено большое значение ранней диагностической и логопедической работы по развитию мелкой моторики рук. Использование упражнений на развитие пальцевой моторики играет положительную роль в коррекционном обучении детей с речевым недоразвитием, что позволяет: – регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей; – совершенствовать внимание и память, психологические процессы, тесно связанные с речью; – облегчить младшим школьникам усвоение навыков письма; – установить положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей; – подтвердить целесообразность проведения подобных занятий 26