Методология научных исследований. Методика теоретических и экспериментальных исследований.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 2. Методология и методы исторической науки.
Advertisements

Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Лекция 3. Методология и методы исторической науки.
Модуль 4 Сущность и формы познания Тема 2 1.Научное познание как высший вид познавательной деятельности 2.Структура и уровни научного познания. Характеристика.
Лекция 2. Методология и методы как неотъемлемая часть научного исследования.
« КОГДА ЧЕЛОВЕК ХОЧЕТ УЗНАТЬ - ОН ИССЛЕДУЕТ, КОГДА ОН ХОЧЕТ СПРЯТАТЬСЯ ОТ ТРЕВОГ ЖИЗНИ - ОН ВЫДУМЫВАЕТ » (МАКСИМ ГОРЬКИЙ, СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ) Методы научного.
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания Критерии истинности научного.
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов.
Тема: НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ВОПРОСЫ: 1. Специфика научного знания. 2. Основные тенденции развития современного научного познания. 3. Эмпирический и теоретический.
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ. ? ? ? ? ? ? План. 1.Особенности научного познания. 2.Два уровня научного познания. 3.Методы научного познания. 4.Дифференциация и интеграция.
Методология (в ее широком понимании) это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология в науке это учение.
В структуре научного знания кроме эмпирического и теоретического уровней выделяют метатеоретический уровень науки, который, в свою очередь состоит из.
Сущность понятия «научное исследование» РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЛЮБЕРЦЫ 2017.
Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе,
Научное познание Презентация составлена учителем истории и обществознания МБОУ Одинцовский лицей 10 Годыной Г.В.
Лекция 7 Теория как форма научного знания. План занятия 1.Понятие научной теории. 1.Понятие научной теории. 2.Структура научной теории. 2.Структура научной.
Методология научного исследования Подпорин И.Г.. 1.Научное исследование: уровни и методы 2.Этапы научного исследования 3.Структура научно-исследовательского.
Конспект на правах рукописных материалов не предназначен для публикации Конспект на тему: «Основные операционные понятия»
Философия познания ГНОСЕОЛОГИЯ- общая теория познания эпистемология – теория научного познания.
Транксрипт:

Методология научных исследований. Методика теоретических и экспериментальных исследований. Магистрант 1 курса Сембай Куралай

ПЛАН 1. Понятие теории и методологии истории. 2. Предмет методологии истории. 3. Понятие научного метода. 4. Методы научного исследования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Иванов Г.М., Коршунов А.М., Петров Ю.В. Методологические проблемы исторического познания. М., Данилевский И.Н.,Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение. Теория. История. Метод.- М Емелин Н. М., Основы планирования и организации выполнения научно-исследовательских работ : [учебно-методическое пособие]; М-во образования и науки РФ, Федеральное гос. науч. учреждение "Гос. центр "Интерфизика". - Москва : Интерфизика, с. 4. Научно-исследовательский потенциал образования для формирования компетентного специалиста [Текст] : материалы межвузовской научно-практической конференции / Негос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Самарский ин-т - высш. школа приватизации и предпринимательства". - Самара : Ас Гард, с. : табл. 5. Варшавчик М.А. Вопросы логики исторического исследования и исторический источник // Вопросы истории

Понятие теории истории Теория истории - область общих представлений об истории в целом, или о тех или иных процессах и явлениях; В теориях речь идет об общих проблемах изучения истории как реальности (онтологический аспект) и истории как познания (гносеологический аспект).

Понятие методологии истории В широком смысле - теоретическая основа исторического познания в целом, всей его проблематики теоретического характера; В узком смысле - теоретическое выражение практики конкретно- исторического исследования в виде методов, принципов, научных понятий - учение о системе методов;

Понятие методологии истории Специальная научная дисциплина, сформировавшуюся в рамках исторической науки с целью теоретического обеспечения эффективности проводимых в ней исторических исследований.

Источники методологии истории Философия истории; Историография исторической науки; Конкретные исторические исследования.

Предмет методологии истории Является само историческое исследование в различных аспектах: науковедческом и методологическом. Науковедческий, или историографический, аспект – это изучение истории исторических исследований, способов его социальной детерминации. Методологический аспект связан с познанием внутренней структуры исторического исследования, его предпосылок, специфики познавательного отношения субъекта исторического исследования к его предмету.

Предмет методологии истории 1. Учение о способах понимания истории : применение общих философских подходов и принципов. 2. Учение о способах получения исторического знания (тесно связано с историографией). 3. Учение о способах исторического исследования. 4. Учение о методах исторического исследования.

Понятие научного метода Метод - теоретически обоснованное познавательное средство; Метод – исходный пункт деятельности ученого.

Теория и метод: различия и сходство Сходство: Отражают объективную реальность; Взаимопереходят: теория трансформируется в метод посредством разработки принципов и подходов. Основные различия теории и метода состоят в том, что теория - это результат предыдущей деятельности, а метод – исходный пункт, предпосылка последующей деятельности; теория нацелена на решение проблемы, метод - на выявление способов и механизмов ее исследования.

Особенность теории ТЕОРИЯРезультатпредыдущейдеятельности Нацелена на решение проблемы проблемы

Особенность метода МЕТОД Исходный пункт, предпосылка последующей последующей деятельности деятельности Направлен на выявление способов, механизмов решения проблемы

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬ НЫЙ Происходит процесс чувствительного восприятия, накопление и установление фактов ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ Достигается синтез знания, проявляется чаще всего в виде создания научной теории

Методы экспериментального уровня познания Эксперимент Эксперимент – это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза. Эксперименты могут быть классифицированы по различным основаниям: по отраслям научных исследований – исторические, социальные, биологические и т.д. по характеру взаимодействия средства исследования с объектом – обычные (экспериментальные средства непосредственно взаимодействуют с исследуемым объектом) и модельные (модель замещает объект исследования).

Методы теоретического уровня исследований Аксиоматический Гипотетический Формализа ция Абстрагирование Обобщение Системный анализ Исторический

Методы теоретического уровня познания Обобщение Выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения.Обобщение Формализация Этот прием заключается в построении абстрактных моделей, с помощью которых исследуются реальные объекты.Формализация Аксиоматический Способ производства нового знания, когда в основу его закладываются аксиомы, из которых все остальные утверждения выводятся чисто логическим путем с последующим описанием этого вывода.Аксиоматический Гипотетический Это особый прием производства нового, но вероятного знания.Гипотетический Абстрагирование Это различного рода «абстрактные предметы», которые являются как отдельно взятые понятия и категория, так и их системы.Абстрагирование Исторический Любой процесс действительности распадается на явление и сущность, на его эмпирическую историю и основную линию развития.Исторический Системный анализ Рассматривают большое количество факторов (признаков), среди которых важно уметь выделить главное и исключить второстепенное. Системный анализ Рассматривают большое количество факторов (признаков), среди которых важно уметь выделить главное и исключить второстепенное.