Лекция 1. Философия и ее роль в жизни общества и человека Профессор Горячев А.И. Военный университет МО РФ Кафедра философии и религиоведения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цель курса Изучение философии является одной из важных задач каждого студента, стремящегося получить классическое гуманитарное образование. Это обусловлено.
Advertisements

ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В КУЛЬТУРЕ 7 декабря 2012 ВЕБИНАР.
1. Алексеев, П.В., Панин А.В. Философия : учебник для вузов. - М., 2008, С. 4-27, Введение в философию: учебник для вузов / под ред. И.Т. Фролова.
Философия как тип мировоззрения Лекция 1 Черепанова М.В. ассистент кафедры философии 900igr.net.
ДЕ 1. Что есть философия? Тема 1. Что есть философия? (4 часа) Мировоззрение и его исторические типы Предмет и специфика философского знания Функции и.
Философия, ее предмет, методы и функции Доц. каф. философии ВГТУ, канд.филос.наук Пастушкова О.В.
Понятие философии права ФИЛОСОФИЯ ПРАВА: область знания, связывающая философию и правовую теорию и практику; форма самопознания правовой деятельности.
Мировоззрение – система или совокупность представлений, знаний, взглядов о мире, природе, обществе и человеке, об отношениях между ними. Мировоззрение.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Тема: Мировоззрение человека и философия. Вопросы: 1. Мировоззрение в системе знания. 2. Уровни мировоззрения. 3. Типы мировоззрения.
Философия - первая исторически сложившаяся форма теоретического сознания, которая приобретает теоретический и понятийный характер. В самом общем смысле.
Основы философии Тема 1 Характер философского знания и задачи философии МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Основные понятия и предмет философии. Что такое философия и для чего она необходима
Философия и ее роль в жизни общества Кафедра Философии и психологии Преподаватель: к.филос.наук, доцент Шевченко Елена Славовна Для всех специальностей.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Введение в философию науки Философия науки как прикладная философия.
Понятие философии (1) Главный вопрос темы – «Что такое философия?» Философия многообразна. Трудно дать общее определение. Сконструируем примерное определение.
Учебная дисциплина > (презентация для бакалавров).
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Л.А. Сазонова Лекция 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ.
Транксрипт:

Лекция 1. Философия и ее роль в жизни общества и человека Профессор Горячев А.И. Военный университет МО РФ Кафедра философии и религиоведения

Учебные вопросы: 1. Философия как мировоззрение и наука. 2. Специфические черты и функции философского знания.

Литература: Основная : 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. М., Каверин Б.И., Чижик П.И. Социально-философские проблемы мира, войны и армии: учебное пособие. М.: Воен. ун-т, Философия: учебник /под ред. проф. Б.И. Каверина. М.: Воен. ун-т, Философия: учебник /под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. М., Философия: учебное пособие с применением блоковой системы обучения. Часть 1-2. М.: Воен. ун-т, 2007.

Дополнительная: Введение в философию: учеб. пособие для вузов /авт. кол.: И.Т. Фролов и др. М., Зотов А.Ф., Мильвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. М., История русской философии: учебник /под ред. М.А. Маслина М., Орлов С.В. История философии. Краткий курс. М., Светлов В.А. История философии в схемах и комментариях. М., Спиркин А.Г. Философия: учебник. М., Философская энциклопедия: в 4 т. М., 2010.

Понятие философии Φιλοσοφία Пифагор (VI в. до н.э.) φιλειν – любить σοφία – мудрость

Демокрит V – IV вв. до н.э. Гераклит VI – V вв. до н.э.

Философия - Философия - это наука о достижении человеком мудрости, о познании истины и добра (В. Даль)

Три философские традиции Индия Греция Китай

Фадеева В.Н.9 Немецкий философ Карл Ясперс ( ) Возникновение философии связано с поворотом в истории человечества, происходившим в период между VIII и II веками до н.э. Немецкий философ К. Ясперс назвал этот период "осевым временем".

Что может дать философия каждому человеку? 1. Ответить на фундаментальные вопросы о мире и человеке 2. Помочь осмыслить свое место в мире 3. Обучить принципам «мудрой жизни» 4. Укрепить внутренний духовный «стержень» и развить способность стойко преодолевать жизненные трудности 5. Научить глубоко и всесторонне видеть проблему и решать ее

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ Место человека в мире Место человека в мире Сущность мира и человека Сущность мира и человека Подлинное и неподлинное Подлинное и неподлинное существование существование Смысл жизни и смерти Смысл жизни и смерти Что доступно человеческому Что доступно человеческому познанию познанию Поиск достойных путей в жизни Поиск достойных путей в жизни

ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ, ВЕРОВАНИИ И УБЕЖДЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА, ВЫРАЖАЮЩАЯ ЕГО ПОНИМАНИЕ МИРА И СВОЕГО МЕСТА (НАЗНАЧЕНИЯ) В НЕМ, ПОЗВОЛЯЮЩАЯ ЕМУ ОСОЗНАННО ВЫБИРАТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ, ПУТИ И СРЕДСТВА ИХ ДОСТИЖЕНИЯСИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ, ВЕРОВАНИИ И УБЕЖДЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА, ВЫРАЖАЮЩАЯ ЕГО ПОНИМАНИЕ МИРА И СВОЕГО МЕСТА (НАЗНАЧЕНИЯ) В НЕМ, ПОЗВОЛЯЮЩАЯ ЕМУ ОСОЗНАННО ВЫБИРАТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ, ПУТИ И СРЕДСТВА ИХ ДОСТИЖЕНИЯ

РОЛЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Мировоззрение: важнейшая часть внутреннего мира человека важнейшая часть внутреннего мира человека система главных ориентиров его жизни система главных ориентиров его жизни мощный защитный механизм бытия мощный защитный механизм бытия

Мироощущение Мировосприятие Миросозерцание Мироощущение Мировосприятие Миросозерцание Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятия, представлений и эмоций Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятия, представлений и эмоций Миропонимание Представляет собой понятийный, категориальный, интеллектуальный аспект мировоззрения Представляет собой понятийный, категориальный, интеллектуальный аспект мировоззрения Эмоциональный уровень сознания Рациональный уровень сознания повседневное (обыденное) повседневное (обыденное) мифологическое религиозное философское научное Типы мировоззрения

Мировоззрение - это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью Знания задают обобщенную модель мира и места в нем человека Ценности выполняют нормативно- регулирующие функции Чувства Эмоции определяют личностно- субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности

Исторические типы мировоззрения Миф, ранняя форма духовной куль- туры человечества, объединял в себе зачатки знания, фантазии, верования Мифология Религия Философия Удвоение мира, вера в существование той или иной разно- видности сверхъестественных сил, в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей Рационально – теоретическая форма мировоззрения, система общих теоретических взглядов на мир, на место в нем человека Общее Типы мировоззрения Различия Опирается на веру как на способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, эмоции Опирается на разум, реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства

Основные формы мировоззрения Мифологическое Чувственное мировосприятие Приверженность традиции Символизм и аллегоричность Отсутствие рациональных понятий

Основные формы мировоззрения Религиозное Преобладает разделение Преобладает разделение мира на естественный и мира на естественный и сверхъестественный. сверхъестественный. Отношение к Отношение к сверхъестественному - вера. сверхъестественному - вера. Нормы, ценности, идеалы Нормы, ценности, идеалы связаны со священным, абсолютным, придает устойчивость бытию верующего человека

Основные формы мировоззрения Философское Упорядочивает мир как целостность на основе разума и рациональности Упорядочивает мир как целостность на основе разума и рациональности Философия-умозрение, знания о мире выражены в понятийной форме Философия-умозрение, знания о мире выражены в понятийной форме Философия - теоретический уровень мировоззрения Философия - теоретический уровень мировоззрения

Основные формы мировоззрения Научное Система точных знаний о мире, построенное на основе аксиом, законов,общезначимых принципов, методов

Связь философии и мировоззрения Мировоззрение Философия Общее Различие Поиск ответов на вопросы 1. Что представляет собой природа, окружающий мир? 2. Каково место человека в этом мире? 3. Может ли человек познать мир и каким образом достигается познание? 4. Как человек должен вести себя по отношению к другим людям? 5. Что такое истина, добро, красота и т.д.? 1. Понятие «мировоззрение» шире по объему, чем понятие «философия» 2. Мировоззрение появляется задолго до того, как возникает философия 3. Существуют различные типы мировоззрения, в т.ч. мифология и религия 4. Философия в отличие от мировоззрения не является достоянием широких масс 5. Философия отличается от стихийного мировоззрения тем, что она реализует мировоззренческую функцию на основе теоретического отношения к действительности

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ 1. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ - последовательное проведение в мировоззренческом вопрошании исходных принципов 2. СИСТЕМАТИЧНОСТЬ - взаимосогласованное решение комплекса мировоззренческих вопросов

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ - обобщенный характер (не ответы на конкретные вопросы, а общие правила поиска ответов) 3. УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ - обобщенный характер (не ответы на конкретные вопросы, а общие правила поиска ответов) открытость для конструктивного пересмотра любых положений, включая исходные принципы 4. КРИТИЧНОСТЬ - открытость для конструктивного пересмотра любых положений, включая исходные принципы

Целостность (целое) философского знания Проблемы и проблемность в философии Альтернативность философского знания Критика и критичность в философии Философия как рефлексивная культура Философия как гуманистическое знание

Философское знание - знание целостное, знание целостности или целого. Целостная определенность философского знания находится в теснейшей связи с его сущностным характером. Философия стремится выйти за пределы пестрого и многоликого жизненного опыта и возвыситься до понимания единства и всеобщности существующего. Целостная определенность философского знания находится в теснейшей связи с его сущностным характером. Философия стремится выйти за пределы пестрого и многоликого жизненного опыта и возвыситься до понимания единства и всеобщности существующего. "Мир как целое"

Истинным смыслом проблемы является вопрос, на который нет ответа в наличной, сложившейся системе знаний, но который, тем не менее, напрашивается, вырастает из нее. Проблема - это своеобразное знание о незнании, мостик из мира познанного в мир непознанного Истинным смыслом проблемы является вопрос, на который нет ответа в наличной, сложившейся системе знаний, но который, тем не менее, напрашивается, вырастает из нее. Проблема - это своеобразное знание о незнании, мостик из мира познанного в мир непознанного Проблемы в философии имеют особый характер – они вечные. Проблемы философии – это проблемы, окончательного решения которых не может быть. Философия из ясного делает неясное, из безмятежного и самодовольного - напряженное и озабоченное. Подлинно человеческое существование - существование беспокойное, преследуемое извечными "зачем" и "почему".

Философское знание альтернативно Эвристика философских знаний Философия – это не только знания, но и выбор. Эвристика философских знаний Философия – это не только знания, но и выбор. Выбор - то же знание, но только подкрепленное какими-то ценностями - морально-нравственными, эстетическими, политическими, любыми другими. А где выбор, там и свобода, внутренне мотивированное самоутверждение человека. Знание является основой свободы, но и свобода - основой знания.

Философское знание является знанием критико-рефлексивным. Философская критика выявляет преходящие моменты, т. е. ограниченность и относительность, любого знания. Философия, порвавшая с критицизмом, рано или поздно вырождается в косную и догматичную теорию, в ложное сознание

КРИТИЧНОСТЬ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ Философ должен постоянно терзать себя каверзными вопросами, вносить во все здоровый скептицизм, ничего не принимать на веру.Философ должен постоянно терзать себя каверзными вопросами, вносить во все здоровый скептицизм, ничего не принимать на веру. Выдвигать и одновременно критически «пытать» выдвигаемое - такова самая общая установка философии как интеллектуальной деятельности.Выдвигать и одновременно критически «пытать» выдвигаемое - такова самая общая установка философии как интеллектуальной деятельности. Философия, порывающая с критицизмом, рано или поздно вырождается в косную и догматичную теорию, в ложное сознание.Философия, порывающая с критицизмом, рано или поздно вырождается в косную и догматичную теорию, в ложное сознание.

Рефлексия – это критическая самоотчетность философии. Как рефлексия, философия дает познанию его самосознание. Философская рефлексия выводит из состояния стихийности, неосознанного восприятия и использования универсальные, в смысле - общепринятые, разделяемые большинством понятий- термины. Рефлексия представляет собой также переосмысление того, что уже кем-то осмыслено, подготовлено и изложено.

РЕФЛЕКСИВНОСТЬ ФИЛОСОФИИ Рефлексия - это деятельность мышления, направленного самого себя. Рефлексия - бесконечна Рефлексия - это деятельность мышления, направленного самого себя. Рефлексия - бесконечна Рефлексия дает философии ее самосознание Рефлексия дает философии ее самосознание Рефлексия оживляет наличное, распредмечивает опредмеченное.Рефлексия оживляет наличное, распредмечивает опредмеченное. Рефлексия - осознание субъектом своих собственных духовных состояний и движений Рефлексия - осознание субъектом своих собственных духовных состояний и движений

Философское знание охарактеризуется как знание гуманистическое Без человека мир не полон, его нельзя считать целым, он не замыкается на целостность. Философию интересует всеобщее в его человеческом, гуманистическом измерении и смысле. Она исследует мир, отображенный на человека, и человека, отображенного на мир. Философия в высшей степени гуманоцентрична Философия как гуманистическое знание

Гуманистичность философии Философия исследует мир, отраженный в человеке, и человека в его проекции на мир.Философия исследует мир, отраженный в человеке, и человека в его проекции на мир. Судьба человека - центральный пункт всякого серьезного философствования.Судьба человека - центральный пункт всякого серьезного философствования. Протагор: человек есть мера всех вещей Протагор: человек есть мера всех вещей Философия занята гуманистическими инвестициями в человека, поощрением человеческого в человеке Философия занята гуманистическими инвестициями в человека, поощрением человеческого в человеке.

Функции философии основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение

Функции философии Мировоззренческая Гносеологическая Методологическая Социальная Аксиологическая Гуманистическая рационально-теоретический способ ориентации в мире как следствие обобщения, интеграции всех видов человеческой практики и культуры оценка принципиальных возможностей познания разработка учения о характере и закономерностях познавательного процесса разработка теории поисковой деятельности, ее принципов, способов, норм гармонизация общественных отношений на гуманитарных основаниях утверждение социально-удостоверенных ценностей, стандартов, идеалов, регламентирующих многообразие общественных и личных отношений сверхзадача философии – показать «каким» надо быть, чтобы быть человеком. И.Кант 11

Функции философии Мировоззренческая 1. Выработка средств мировоззренческой ориентации человека 2. Выработка системы взглядов на объективный мир, и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации Методологическая 1. Выработка системы принципов и способов теоретической и практической деятельности 2. Выработка методологических принципов исследования в области частных наук Другие функции Гносеологическая Аксиологическая Воспитательно - гуманитарная Логическая Критическая Прогностическая Основные

Основной вопрос философии Основной вопрос философии - вопрос об отношении духа к природе, мышления к бытию - категориально-рефлексивное выражение центральной проблемы мировоззрения.

Отношение сознания - к материи, духа - к природе, мышления - к бытию материализм дуализм идеализм Первая сторона Что первично: материя или сознание? Первая сторона Что первично: материя или сознание? Вторая сторона Тождество мышления и бытия (вопрос о познаваемости мира) Вторая сторона Тождество мышления и бытия (вопрос о познаваемости мира) Материя первична по отношению к сознанию Материя первична по отношению к сознанию Материя и сознание - два первоначала, существующие Независимо друг от друга Материя и сознание - два первоначала, существующие Независимо друг от друга Первично сознание, Материя независимо от сознания не существует Первично сознание, Материя независимо от сознания не существует

ЧТО ПЕРВИЧНО? МАТЕРИЯ ИЛИ СОЗНАНИЕ? МАТЕРИЯСОЗНАНИЕ МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ МНОЖЕСТВО НАЧАЛ МАТЕРИАЛИЗМ ИДЕАЛИЗМ ДУАЛИЗМ ПЛЮРАЛИЗМ

17 Основные характеристики материализма Материализм – направление в философии, признающее первичность материи и, считающее сознание свойством материи, т.е. вторичным по отношению к ней По отношению к общественно-исторической практике различают созерцательный мат-м и практически действенный С т.з. используемого метода, различают метафизический материализм и диалектический материализм По толкованию сущности сознания различают материализм научный и вульгарный С т.з. оценки роли различных сторон процесса познания различают школы рационалистического и сенсуалистического материализма Различают сознательный и стихийный (наивный), философски не оформленный материализм

18 Основные формы материализма Формы материализма Наивный (созерцательный) материализм Основной метод познания: созерцательный Представители: Фалес ( гг до н.э.) Гераклит ( до н.э.) Демокрит ( до н.э.) Эпикур ( до н.э.) Лукреций Кар (99-55 до н.э.)Метафизическийматериализм Основной метод познания:метафизический Представители Ф.Бэкон ( ) Б.Спиноза ( ) Д.Локк ( ) П.Гольбах ( ) М.Ломоносов ( ) Л.Фейербах ( ) Диалектический материализм Основной метод познания: диалектический Представители: К.Маркс ( ) Ф.Энгельс ( ) И.Дицген ( ) Г.Плеханов ( ) В.Ленин ( )

19 Общая характеристика идеализма Идеализм – направление в философии, исходящее из первичности духа, идеи, сознания, вторичности материи, природы, бытия. Объективный идеализм Объективные идеалисты принимают за первичное некую идею вообще, безликий разум, который они называют «абсолютной идеей», «мировой волей». Идеальное начало, мировой дух, говорят они, творит мир и все бытие. Представители: Платон ( до н.э), Лейбниц ( ), Гегель ( ), Шеллинг ( ); неотомизм Субъективный идеализм За первичное принимают сознание субъекта, чувствующего и мыслящего «Я», а затем уже из человеческого сознания выводят природу и на этом основании так или иначе отрицают существование предметов реального мира и объективный характер законов его развития. Следовательно, человек воспринимает лишь свои собственные ощущения. Представители: Беркли ( ), Юм ( ), Фихте ( ), Мах ( ), Авенариус ( ).

Познаваем ли мир? данет ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ АГНОСТИЦИЗМСКЕПТИЦИЗМ

Структура философского знания Методология (учение о методе) Онтология (учение о бытии ) Гносеология (учение о познании) Логика Философия природы Социальная философия Философская антропология Эстетика (учение о прекрасном) Этика (теория морали) История философии

Онтология Философская антропология Гносеология (теория познания) Аксиология Логика Социальная философия Этика Эстетика Философия истории Учение о бытии Учение о познании Учение о ценностях Учение о законах мышления Учение об обществе Учение о морали и нравственности Учение о законах красоты Учение о человеке Учение о законах исторического процесса