шахматы

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Настольный теннис Правила игры. Содержание Стол Комплект сетки Мяч Ракетка Определения Правильная подача Правильный возврат Порядок игры Переигровка Очко.
Advertisements

Детерминированные игры с полной информацией. Выигрышная стратегия в игре.
Автор: Долганов Олег, ученик 8 класса МОУ Коршикская СОШ Оричевского района Кировской области. Руководитель: Булдакова Светлана Геннадьевна, учитель математики.
Волейбол Подготовил Филатов Андрей 9 «Э» класс. Регламент Состав команды в волейболе: В игре участвуют две команды по 6 человек. Кроме них, в каждую команду.
Футбольное поле Правила игры в футбол Матч проводится при участии двух команд, количество игроков в каждой - не более одиннадцати, вместе с вратарем.
Матч проводится при участии двух команд, количество игроков в каждой - не более одиннадцати, вместе с вратарем. Матч не может начаться, если в составе.
Футбол и всё о футболе Презентацию выполнил: Ученик 9 класса Селивёрстов Андрей.
Урок информатики в 3 классе Презентация подготовлена учителем информатики прогимназии 1723 Волынниковой А.А. 1.
Шахматы Выполнила: Любовь Васильевна Шлыкова Учитель физической культуры МБОУ «НОШ 5»
На каждой шахматной доске 64 поля двух цветов. На самом деле цвета могут быть любого оттенка, но игроки должны хорошо понимать, какие из полей белые,
Лёгкая атлетика
Номинация:Физическая культура и спорт в ВУЗе. Составили: Байгазакова Э.Н ТП-10-21, Кантимирова Л.Л БТП
Настоящие НАЦИОНАЛЬНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ПРАВИЛА ПО КАРТИНГУ составлены на основе Международного Спортивного Кодекса ФИА, Международного спортивного регламента.
Игра «Го». Презентация по физкультуре.
Презентация по физкультуре Волейбол. Общие правила Игра ведётся на прямоугольной площадке размеро м 18 х 9 метров. Волейбольная площадка разделена посередине.
Баскетбол Баскетбол (происходит от английских слов basket корзина и ball мяч) командная спортивная игра, цель которой забросить руками мяч в подвешенную.
Футбол Футбо́л командный вид спорта, в котором целью является забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела (кроме рук) большее количество.
Правила в игре баскетбол.. Команда и запасные игроки В состав каждой команды входят 5 основных и 5- 7 (на крупных турнирах) постоянных запасных игроков,
Пешка в игре. Пешка Кто не любит прыг да скок ? Кто ходить привык без спешки И берёт наискосок? Ну конечно это -… Пешка в игре.
1. Разрешение на подачу. Движение рукой, указывающее направление подачи. Жест первого судьи.
Транксрипт:

Выполнила студентка факультета ГМБО, 360 группы Латифова Диана Проверила Батищева Людмила Дмитриевна

Вид спорта, настольная игра между двумя соперниками специальными круглыми фишками ( которые тоже называются шашками ) на доске, разделенной на клетки - поля, попеременно окрашенные в темные и светлые цвета. Цель игры – взять все шашки соперника или создать положение, при котором у оставшихся на доске чужих шашек не будет возможности для хода.

Существует немало ( национальных ) разновидностей шашечной игры, отличающихся друг от друга размерами ( количеством клеток - полей ) и - реже - формой доски, числом используемых фишек и их начальной расстановкой, правилами хода и взятия и пр. Наиболее распространены игры на 64 и 100 клетках. Помимо очных соревнований по « классическим » шашкам, проводятся турниры по заочной игре ( по переписке, по электронной почте, по телефону ), по молниеносным и быстрым шашкам, по составлению и решению шашечных композиций.

Общие положения. Доска, фигуры. Играют в шашки на квадратной доске, разделенной на клетки двух контрастных цветов, чередующиеся друг с другом во всех направлениях. Доска во время игры располагается так, чтобы квадрат в ближайшем к игроку левом углу был черного ( темного ) цвета. У соперников имеется равное количество фишек : у одного – белые ( светлые ), у другого – черные ( темные ). Перед началом игры фишки расставляются в несколько рядов на противоположных горизонтальных линиях доски на темных полях ( это называется первоначальная расстановка ).

Ход, взятие, простые шашки и дамки. Начинают игру белые. Соперники по очереди делают ходы, передвигая ту или иную свою фишку по диагонали на незанятое темное поле. По ходу игры можно побить, или взять ( т. е. снять с доски ) оказавшуюся по соседству фишку соперника, « перепрыгивая » на свободное поле прямо за ней ( возможны ситуации, когда один из игроков может взять сразу несколько шашек соперника, последовательно перескакивая через них ). Достигнув последней горизонтали на противоположной стороне доски, простая шашка превращается в дамку, что в некоторых вариантах игры ( например, в русских шашках ) дает ей преимущества перед обычными фишками в характере передвижения по доске и взятии. ( В зависимости от наличия / отсутствия подобного преимущества у дамок некоторые классификации подразделяют все шашечные игры на две большие группы : соответственно, « длинные » и « короткие » шашки ). Игрок может провести в дамки неограниченное число шашек.

Определение победителя. Выигрывает партию тот, кто сумеет побить все шашки противника или лишит оставшиеся на доске чужие фишки возможности сделать ход (« запрет » их ). Если никому из соперников не удается добиться этого ( на доске – ничейная ситуация ), объявляется ничья. Результат игры может определиться и « досрочно » – в случае, если один из соперников сдается, не доводя партию до конца, или оба они согласны на ничью. Кроме того, спортсмену засчитывается поражение при просрочке времени, отведенного на партию, а также при определенных технических нарушениях или нарушениях дисциплины, допущенных им в ходе игры ( соревнований ). Ничья может быть также объявлена в ситуации, когда после определенного количества ходов материальное соотношение сил на доске не меняется ( число допустимых в этом случае ходов определяется количеством и качеством находящихся на доске фигур ), 3 и более раз повторяется одна и та же игровая ситуация ( при этом очередной ход каждый раз будет за одной и той же стороной ), в окончании « три дамки ( владеющие длинной диагональю ) против одной » не могут уничтожить ее в течение 15 ходов, и т. д. ( При современном уровне развития теории шашечной игры единоборство мастеров часто заканчиваются ничейным исходом. Во избежание чрезмерного числа ничьих организаторы соревнований иногда проводят их в отличном от классического формате. Так например, национальные и мировые чемпионаты по американским шашкам чекерс подразделяются на два вида : с партиями, играемыми по обычным правилам, и с дебютом установленного образца, когда первые три хода в партии определены заранее.)

Определяется регламентом соревнований. В соревнованиях по русским шашкам обычно используются такие системы : 45 минут на партию каждому из соперников ( в микро матчах с классическим дебютом ); 1 час на партию каждому участнику ( в соревнованиях юношей и пр.); 1 час 10 мин. на первые 35 ходов плюс 15 мин. ( в соревнованиях с жеребьевкой первых ходов ). Обычный ( или классический ) контроль времени в международных шашках составляет 2 часа на первые 50 ходов плюс 1 час на каждые следующие 25 ходов ( партии обычно продолжаются не более 75 ходов и занимают в среднем 4–6 часов ). Партии переигровки играются с укороченным контролем : 20 мин. на партию с добавлением 10 сек. на каждый ход. Следующий этап : контроль – 10 мин. на партию плюс 5 сек. на ход. Если и в этом случае не удается выявить победителя, новым регламентом предусматривается партия с 10- минутным контролем плюс 5 сек. накопления за сделанный ход, при ничейном ее исходе – еще одна партия с оставшимся на часах временем и т. д. – до « результативного » исхода. В молниеносной ( блиц ) игре на всю партию каждому из соперников отводится 3–5 мин, в состязаниях по быстрой игре, – соответственно, от 10 до 30 мин.

По форме проведения соревнования по шашкам подразделяются на чемпионаты, первенства, турниры, матчи и матч - турниры. Они могут быть личными, командными и лично - командными. Существует несколько систем проведения соревнований : круговая ( участники поочередно встречаются друг с другом – в один или несколько кругов ), олимпийская ( или с выбыванием : проиграв встречу, спортсмен ( команда ) выбывает из борьбы ), « швейцарская » ( т. е. с выборочным жребием : в зависимости от числа участников устанавливается определенное количество туров ), « схевенингенская » ( участники одной команды / группы поочередно играют с представителями другой команды / группы ) и смешанная ( на разных этапах состязания используются разные системы ). В Южной Америке проводятся соревнования ( по бразильским шашкам ) по « зачетной системе » аналогично той, что принята в автогонках « Формулы -I»: участники получают определенное количество очков в зависимости от результатов на том или ином этапе, которые затем суммируются. Участники соревнований подразделяются на несколько возрастных категорий : до 12 лет ( мальчики и девочки ), 12–13 ( младшие юноши / девушки ), 14–15 ( юноши ), 16–17 ( старшие юноши ), 18–19 ( юниоры ), не старше 23 ( молодежь ), от 23 и больше ( взрослые ). Проводятся также соревнования для ветеранов.

Шахматы настольная логическая игра специальными фигурами на 64- клеточной доске для двух соперников, сочетающая в себе элементы искусства ( в части шахматной композиции ), науки и спорта. Название берёт начало из персидского языка : шах и мат, что значит властитель ( шах ) умер. В шахматы могут играть также группы игроков, друг против друга или против одного игрока ; такие группы обычно именуются консультантами. Игра подчиняется определённым правилам, которые дополняются правилами ФИДЕ при проведении турниров. Игра по переписке, по телефону, в Интернете регламентируется дополнительными правилами. Варианты шахмат имеют другие правила ( с теми же фигурами и доской ), а в шахматной композиции составитель может менять размеры доски, вводить новые фигуры, изменять правила хода и др.

Игра происходит на доске, поделенной на равные квадратные клетки, или поля. Размер доски - 8 х 8 клеток. Вертикальные ряды полей ( вертикали ) обозначаются латинскими буквами от a до h слева направо, горизонтальные ряды ( горизонтали ) - цифрами от 1 до 8 снизу вверх ; каждое поле обозначается сочетанием соответствующих буквы и цифры. Поля раскрашены в тёмный и светлый цвета ( и называются, соответственно, чёрными и белыми ) так, что соседние по вертикали и горизонтали поля раскрашены в разные цвета. Доска располагается так, чтобы ближнее угловое поле справа от игрока было белым ( для белых это поле h1, для черных - поле а 8). У игроков в начале игры имеется по одинаковому набору фигур, условно называемых « белыми » и « чёрными ». В реальности белые фигуры могут быть окрашены в любой светлый цвет ( белый, бежевый, жёлтый ), а чёрные - в любой тёмный ( чёрный, коричневый, тёмно - синий ). Игрока, у которого белые фигуры, часто называют просто « белыми », игрока, у которого чёрные, - « чёрными ». В каждый комплект фигур входят : король ( ), ферзь ( ), две ладьи ( ), два слона ( ), два коня ( ) восемь пешек ( ) В начальной позиции фигуры обеих сторон размещаются так, как показано на диаграмме. Белые занимают первую и вторую горизонтали, чёрные - седьмую и восьмую. Пешки расположены на второй и седьмой горизонталях соответственно.

6.1. Термин " Шахматные часы " - это часы с двумя циферблатами ( цифровыми дисплеями ), соединенными между собой так, что в любой момент может работать только один из них. Термин " время " означает показание времени на одном из двух циферблатов ( цифровым дисплее ). Каждый циферблат оснащен " флажком ". Термин " Падение флажка " означает, что время, отведенное игроку, истекло При использовании шахматных часов каждый игрок должен сделать минимально установленное число ходов или все ходы в заданный период времени ; в случае использования электронных часов игрокам может добавляться определенное дополнительное время на каждый ход, которое должно быть им известно до начала партии Время, сэкономленное игроком в одном периоде игры, добавляется к его времени на следующий период, кроме режима " задержки времени ". В режиме " задержки времени " оба игрока получают " основное время на обдумывание ", а так же при каждом ходе - фиксированное дополнительное время. Обратный отсчет основного времени начинается только после того, как истекает фиксированное время. Если игрок переключает свои часы до истечения этого фиксированного добавочного времени, то основное время не изменяется, независимо от количества использованного добавочного времени.

6.4. Перед началом игры арбитр принимает решение о месте установки шахматных часов В установленное время начала партии арбитром ( либо по его указанию ), пускаются часы игрока, который имеет белые фигуры Любой игрок, появляющийся за шахматной доской после начала тура, считается проигравшим партию. Таким образом, допустимое время опоздания - 0 минут. Положение о соревновании может устанавливать иное допустимое время опоздания Если положение о соревновании или его регламент устанавливает отличное от 0 допустимое время опоздания, и ни один из игроков - соперников не явился к началу игры, то шахматист, играющий белыми, теряет время, которое пройдет до его появления за шахматной доской, если арбитр не решит иначе В ходе партии игрок всегда должен иметь возможность остановить свои часы, а также он должен, сделав ход на доске, остановить свои часы и включить часы соперника. Его ход считается незавершенным, пока он не выполнил это действие, если только сделанный ход не заканчивает игру ( см. Статьи 5.1, 5.2, 9.6). Отводимое игроку на ход время включает в себя время на его обдумывание, совершение хода на шахматной доске и переключение часов.

Игрок должен переключать свои часы той же рукой, которой он сделал ход. Запрещается задерживать палец ( руку ) на кнопке часов или над ней Игроки должны переключать часы аккуратно. Запрещается стучать по часам, поднимать или опрокидывать их. Неправильное обращение с часами должно наказываться Если игрок не может сам переключать часы, он может предложить выполнить это действие своему помощнику, который сможет исполнять свои обязанности после разрешения арбитра. В этом случае показания часов должны быть скорректированы арбитром Падение флажка фиксируется арбитром или любым из соперников в случае, когда он делает заявление об этом в соответствии с Правилами Если игрок не сделал предусмотренное количество ходов за отведенное время, партия считается проигранной этим игроком. Однако партия признается ничьей, если позиция такова, что игроки не могут дать мат любой серией ходов, разрешенных Правилами Показание часов считается окончательным, если только у часов нет очевидных дефектов. Часы с очевидным дефектом должны быть заменены, а арбитр должен как можно точнее установить время на замененных часах. При определении времени, которое устанавливается на замененных часах, арбитр должен руководствоваться вескими аргументами Если во время игры будет обнаружено, что установки времени на одних или обоих часах были неправильными, то игрок или арбитр должны немедленно остановить часы. Арбитр должен выполнить правильные установки, откорректировать время и счетчик ходов. При этом в случае необходимости, ему следует произвести расчет времени и ходов.

6.11. Если оба флажка упали и невозможно установить, какой упал первым, то : Партия должна продолжиться, если это произойдет в любой период игры, кроме последнего ( когда должны быть сделаны все оставшиеся ходы до конца партии ); Партия заканчивается вничью, если это случается в последний период игры Если партию необходимо прервать, арбитр должен остановить часы Игрок может остановить часы только для того, чтобы обратиться к арбитру, например, для получения отсутствующей фигуры при превращении пешки или в случае невозможного хода, или заявления о ничьей В каждом случае, арбитр принимает решение, когда партия должна быть возобновлена Если игрок останавливает часы, чтобы обратиться к арбитру, арбитр должен определить, есть ли у игрока причина для этого обращения. Если очевидно, что у игрока нет веской причины для остановки часов, то игрок должен быть наказан в соответствии со Статьей Если произойдет какое - либо нарушение и ( или же ) фигуры потребуется восстановить в предшествующей нарушению позиции, арбитр должен принять аргументированное решение, чтобы как можно более точно определить время, которое должно быть установлено на часах и, в случае необходимости, откорректировать счетчик ходов на часах в соответствии со Статьей В игровом зале разрешается использовать экраны, мониторы или демонстрационные шахматные доски, показывающие текущие позиции, ходы и их количество, а также часы, показывающие количество сделанных ходов, однако, игрок не может делать заявление и обращение к арбитру на основании этой информации

Положение о соревновании может устанавливать, что игроки не могут соглашаться на ничью раньше определенного числа ходов, или без разрешения арбитра.

Если игрок заявляет о ничьей, он сразу же может остановить часы. Игрок не может отказаться от данного заявления. Если такое заявление окажется правильным, партия сразу заканчивается вничью ; Если оно окажется неправильным, арбитр должен добавить к оставшемуся у соперника времени три минуты. Партия должна быть продолжена и в ней должен быть сделан записанный на бланке игрока - заявителя ход. Партия заканчивается вничью, когда достигается позиция, в которой мат не может быть поставлен любой серией ходов, разрешенных Правилами. Это немедленно завершает партию при условии, что ход, приведший к возникшей позиции, легален.

" Быстрая игра до конца партии " - это последняя стадия партии, когда все оставшиеся до ее окончания ходы должны быть сделаны в определенный ограниченный период времени. Если на часах игрока, который должен сделать ход, остается менее двух минут, он может требовать ничью, до того, как упал его флажок. Он должен пригласить арбитра и может остановить часы. Если арбитр согласен, что соперник заявителя не пытается выиграть партию нормальными средствами, или, что ее невозможно выиграть нормальными средствами, он должен признать партию ничьей. Если арбитр не согласен с этим требованием, он должен отложить свое решение или отклонить заявление. Если арбитр откладывает свое решение, сопернику заявителя могут быть добавлены две минуты на обдумывание, после этого партия продолжается по возможности в присутствии арбитра. Арбитр должен объявить окончательный результат в партии позднее во время игры или после падения флажка. Он должен зафиксировать в партии ничью, если в возникшей заключительной позиции у соперника заявителя нет преимущества, достаточного для выигрыша партии, или, что он, по мнению арбитра, в указанный период игры не делал ходов, необходимых для достижения победы в партии нормальными средствами. Если арбитр отклоняет требование, сопернику заявителя должны быть добавлены две дополнительные минуты на обдумывание. Решение арбитра в отношении пунктов , и окончательно.

В случае если партия играется по правилам Статьи 10, игрок может потребовать зафиксировать ничью, когда у него осталось менее двух минут до падения флажка, тем самым закончив партию. Он может сделать такое заявление в следующих случаях : Соперник не может выиграть партию нормальными средствами. В этом случае игрок должен записать возникшую позицию, а его соперник обязан удостоверить ее. Соперник не делает ходов для достижения победы в партии нормальными средствами. В этом случае игрок должен записать конечную позицию и приложить свой бланк, в котором должна быть приведена полная запись партии вплоть до прекращения игры. Соперник удостоверяет как бланк, так и конечную позицию. Заявление должно быть рассмотрено арбитром, решение которого окончательно.

Если заранее положением ( регламентом ) соревнований не установлено иначе, то игрок, который выиграл партию ( или которому была присуждена победа в партии в результате какого - либо нарушения Правил соперником, включая его неявку ), получает одно очко (1), игрок, который проиграл партию, не получает очков (0), в случае ничьей каждому из соперников начисляется по пол - очка (½).

Национальные Федерации, являющиеся членами ФИДЕ, могут обращаться в ФИДЕ с просьбой дать официальное разъяснение по проблемам, касающимся Правил Шахмат ФИДЕ. Любое физическое или юридическое лицо может обратиться в общероссийскую спортивную федерацию развивающую вид спорта « шахматы » с просьбой дать официальное разъяснение по применению настоящих Правил вида спорта « шахматы ».

Армрестлинг - вид борьбы на руках между двумя участниками ( вид Спортивных единоборств ). Во время матча одноимённые руки соревнующихся ставятся на твёрдую, ровную поверхность ( как правило, стол ), и ладони сцепляются в замок.

К участию в поединке спортсмены допускаются только в спортивной одежде и спортивной обуви. Руки до середины плеча и кисти рук должны быть обнажены. Запрещается пользоваться любыми предохраняющими бинтами и повязками на запястьях и локтях, а также иметь обручальные кольца и перстни на пальцах. Руки участников должны быть чистыми, без признаков кожных заболеваний, ногти коротко подстрижены. Бейсбольные кепки должны сниматься или поворачиваться козырьком назад. Допускается использование обуви на утолщенной подошве, высота подошвы не ограничивается. Во рту не должно быть жевательной резинки. На чемпионатах и первенствах России каждая команда - участница должна выступать в собственной, единой спортивной форме, отражающей название региона ( города ), который она представляет. Использовать на одежде и обуви эмблемы и товарные знаки коммерческих фирм и организаций допускается только с разрешения организаторов соревнований. Время, отведенное для выхода спортсмена на поединок после объявления его фамилии судьей - информатором, не должно превышать 2- х минут. В противном случае спортсмену будет засчитано поражение.

В стартовой позиции спортсмены должны захватить руки таким образом, чтобы рефери видел суставы больших пальцев и имел возможность контролировать правильность захвата прикосновением к ним своим пальцем. Захват рук должен располагаться над центром стола ( в вертикальном положении ). Локти могут устанавливаться в любом месте подлокотника, кисть и предплечье должны составлять прямую линию. Свободной рукой спортсмен должен захватить штырь стола. Плечи участников поединка должны быть параллельны краю стола и не выходить за контрольную линию. Каждый участник поединка может при желании упираться одной ногой в ближнюю к себе стойку стола. Можно упираться ногой в дальнюю от себя стойку стола, если это не вызывает возражений соперника. В случае возражений соперника ногу от дальней стойки стола необходимо убрать.

Поединок начинается по команде Внимание ! Марш ! и заканчивается по команде Стоп ! Победа присуждается спортсмену при любом соприкосновении пальцев, кисти или предплечья соперника с валиком, либо при пересечении ими условной горизонтали между верхними краями валиков. В случае срыва захвата или объявления предупреждения участники имеют право на отдых в течение 30 секунд. После первого разрыва захвата руки спортсменов должны увязываться специальным ремнем. Время отдыха спортсменов перед повторным поединком финала не должно превышать 3- х минут.

1). Невыполнение команд рефери. 2). Преждевременный старт. 3). Отрыв локтя от подлокотника. 4). Соскальзывание локтя с подлокотника. 5). Пересечение средней линии стола головой, плечами. 6). Касание головой или плечом своего предплечья или захвата рук. 7). Умышленный разрыв захвата в некритическом для себя положении. 8). Использование положения, которое может повлечь за собой травму собственной руки. 9). Провоцирование ситуации, при которой рука соперника может быть повреждена. 10). Потеря контакта свободной руки со штырем стола. 11). Отрыв обеих ног от пола.

За указанные нарушения правил спортсмену объявляется предупреждение Спортсмену, получившему два предупреждения, засчитывается поражение Если спортсмен нарушает правила в критическом для себя положении, то ему засчитывается поражение. Критическим положением считается отклонение руки спортсмена от вертикали на 45 градусов и больше Спортсмен не может быть допущен к поединку, если он находится в состоянии алкогольного ( наркотического ) опьянения Запрещается пользоваться стимуляторами, наркотиками За угрозу, оскорбление или нанесение телесных повреждений члену Судейской коллегии или участнику соревнования спортсмен снимается с соревнований, место ему не определяется, очки команде не начисляются. На Федерацию ( спортивную организацию ), в составе делегации которой числится спортсмен - нарушитель, налагается штраф.

Вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление категорированных препятствий в природной среде ( перевалов, вершин, порогов, каньонов, пещер и пр.), и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе.

Соревнования по ориентированию проводятся зимой и летом, днем и в ночных условиях, среди детей, юношей, девушек, женщин и мужчин. Задача участника соревнований - в наикратчайшее время, пользуясь картой и компасом, пройти КП, расположенные на местности.

1) В заданном направлении - классическая форма состязаний, когда спортсмен должен пройти обозначенные на карте и расположенные на местности КП в заданной последовательности от старта ( на карте он всегда обозначается треугольником ) на КП - 1, затем на КП - 2 и т. д. Между КП каждый спортсмен может двигаться любым маршрутом, выбранным по своему желанию, исходя из физической подготовленности и владения техникой ориентирования. Если участник нарушает порядок прохождения КП или пропускает хотя бы один КП, результат ему не засчитывается. Длину дистанции измеряют по карте по прямой, соединяющей КП. Фактически спортсмен пробегает большее расстояние.

2 ) По выбору - когда спортсмен должен пройти заданное количество КП ( выбор и порядок прохождения КП произвольный, по усмотрению участника ). Количество КП на местности значительно больше, чем требуется « взять » участнику. « Взятие » одного КП несколько раз засчитывается как один КП. Количество КП, которое нужно пройти, и минимальный километраж, который при этом придется преодолеть, участникам сообщаются до начала соревнований. Результат участника определяется по времени, затраченному на « взятие » заданного количества КП.

3 ) На маркированной трассе - спортсмен должен пройти дистанцию, размеченную на местности, и нанести на карту местоположение всех КП, установленных на трассе. Этот вид соревнований - ведущий зимний вид в ориентировании. Участник двигается по лыжне, аналогичной трассе лыжных гонок. Место старта ( начало ориентирования ) обозначено на карте. Определив местоположение КП, спортсмен прокалывает карту там, где, по его мнению, находится КП. Прокол делают компостером или иглой. В последнем случае место прокола перечеркивается крест - накрест карандашом определенного цвета, находящимся на КП. Участнику предоставлено право наносить положение КП на карту на последующем КП ( не далее ). Число проколов должно соответствовать числу КП. В случае их несовпадения участник может быть снят с соревнований. То же наказание может постигнуть участника за несовпадение цвета отметки. За ошибку в нанесении КП более 2 мм участник получает штрафное время : 1 мин за каждые полные и неполные 2 мм. Максимальный штраф, который может быть назначен за ошибку в нанесении одного КП, - 3 мин, на дистанциях II - III разрядов - 5 мин.

Спортивные разряды ( юношеские ) присваиваются в возрасте лет, взрослые III II I, КМС - с 16 лет, звание мастер спорта - с 17 лет. В основе выполнения разрядных нормативов лежат класс дистанции, квалификация участников соревнований и отношение времени прохождения дистанции участником ко времени победителя в процентах.