Методика Бобат Подготовила студентка 6 курса Лечебного факультета 79 группы Бородина Екатерина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация Школы инсульта в МСЧ 11 Заведующий отделением неврологии, врач- невролог Нечаев И.В.
Advertisements

Роль иппотерапии в реабилитации детей с ДЦП. Детский церебральный паралич (ДЦП) заболевание, связанное с поражением головного мозга, развивающееся в результате.
LOGO Обобщение педагогического опыта преподавателя Гальцевой Е.А. Педагогический совет 27 апреля 2011 года АОУ СПО РК «Петрозаводский базовый медицинский.
От развития движений к развитию интеллекта. Возможность развития заложена природой, а само развитие разворачивается только при определенных внешних условиях.
Оказание ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Реабилитация детей с неврологическими заболеваниями Л.В.Шалькевич, г.
Докладчик: Смолина Галина Сергеевна Медицинская сестра патологии новорожденных СОКБ им. Середавина г. Самара.
Нарушения осанки. Как сохранить правильную осанку методами физической культуры.
Нарушение деятельности нервной системы и их предупреждения.
Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций Рефлекс. Рефлекторная дуга.
Поэтапная работа по исправлению речевых нарушений. Выполнила: учитель – логопед Гонтарь Е.А. МС(К)ОУ «С(К)Ш-И 52» г. Магнитогорска.
КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА Карелина Инна Борисовна, логопед, ГУЗ ЯО «Городская детская.
Детский сад компенсирующего вида 940. НАПРАВЛЕНИЕ В РАБОТЕ ВНУТРИ ГЭП: РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ.
Психологические вопросы лечения и реабилитации. Психотерапевтические приемы направлены: Восстановление личностного и социального статуса больного с помощью.
Реабилитация детей с ДЦП Выполнила: Алиева А.. План: План: - - Причины ДЦП - - Классификация ДЦП - - Клиника - - Лечение, реабилитация.
«Укрепление опорно-двигательного аппарата старших дошкольников посредством фитбол-гимнастики» Коршунова Елена Валерьевна – инструктор по физическому воспитанию.
Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной интеграции магистрантка.
Способности как проявление индивидуального в психике. Тамаев Якуб
Комплексный подход к осуществлению социальной реабилитации инвалидов г. Тимашевск 2015 г.
Транксрипт:

Методика Бобат Подготовила студентка 6 курса Лечебного факультета 79 группы Бородина Екатерина

История возникновения Терапия была названа по имени создававших методы реабилитации детей с ДЦП Берты и Карела Бобат и получила развитие с 40-х гг. XX в. на основе клинических наблюдений. В то время была очень распространена теория так называемого рефлекторного развития и иерархического созревания у ребенка нервной системы. Началось с удачных попыток выявления позиций, позволяющих затормозить патологические рефлексы. В свою очередь это способствовало снижению мышечного напряжения и приводило к осуществимости управляемого движения. С течением времени опыт обогащался и привел к разработке методики, которую нейрофизиолог доктор Карл Бобат, супруг Берты Бобат, обосновал теоретически.

История возникновения (продолжение) Через некоторое время весть о методике распространилась из Лондона по всему миру. В настоящее время она применяется как нейродинамический метод восстановления. Методика оказалась эффективной при большинстве видов ДЦП. Находит она также применение при поражениях других типов, особенно с нарушениями мышечного напряжения.

Определение Бобат-терапия (нейро-развивающая терапия) – признанный вид терапии для пациентов с врожденными пороками развития мозга и другими заболеваниями центральной нервной системы (ЦНС).

Применение Используется для восстановления больных после инсультов, черепно-мозговых травм, в случаях утраты контроля над своим телом, при явлениях паралича, спазматических симптомах, утрате осязания. Также применяется к маленьким детям с отставанием в развитии и церебральными нарушениями

Бобат-терапии – целостная терапия, направленная на: подавление патологических двигательных моделей; стимулирование более правильных «нормальных движений»; нормализацию мышечного тонуса; стимулирование восприятия собственного тела.

Основа Бобат-терапии - взаимодействие тела и психики, то есть лечится не рука или нога отдельно, а человек в целом, преобразовывая через движение высший центр - головной мозг.

Важной группой рефлексов, используемых в методике Бобат-терапии, являются реакции равновесия. Реакция равновесия - автоматическое принятие положения с вертикальной установкой головы и горизонтальной установкой линии рта. При изменении этой позиции существует естественное стремление к ее восстановлению. Ребенок, восстанавливаемый таким способом, расширяет свои возможности удержания равновесия, стремясь приблизиться к нормальному для его здоровых ровесников стандарту развития. Поэтому методика Бобат-терапии подходит для детей, имеющих нарушения равновесия (астатическая форма ДЦП, органические повреждения ЦНС и др.)

Нейро-развивающая терапия не имеет канонических упражнений или комплексов. Каждый раз она осуществляется индивидуально для этого терапевт комбинирует приемы, которые называются сенсорной стимуляцией, ингибицией и фасилитацией. В результате у человека меняются привычные ощущения от движений и статического удержания позы. А это дает возможность коррекции поз и движений.

Основные понятия Ингибиция это подавление патологических поз, движений. Фацилитация облегчение естественных движений и поз. Стимуляция используется для усиления чувства собственного тела, находящегося в пространстве.

Суть метода Специалист наблюдает за пациентом, выявляя патологические и недостающие элементы движения (либо целостные движения), и индивидуально подбирают подходящие приемы, чтобы пациент мог сам почувствовать нормальное движение. Именно так возможно восстановить человека после инсульта или скорректировать последствия ДЦП у детей.

Модификация Со временем, благодаря своему личному опыту, а также благодаря новым достижениям нейрофизиологии, Бобаты несколько изменили свой подход и сместили акценты на другие аспекты лечения. В своей последней публикации в 1984 году они описали, как изменялись основные теоретические основы их концепции.

Модификация Сначала они отстаивали необходимость ставить ребенка в специальные «положения, подавляющие патологические рефлексы». Хотя пребывание ребенка в этих положениях и приводило к снижению спастики, небо баты впоследствии пришли к выводу, что это снижение тонуса временное и не сохраняется при выполнении ребенком других движений.

Модификация В дальнейшем они подчеркивали важность влияния на «ключевые точки контроля». При этом влияние физиотерапевта проводилось во время двигательной активности ребенка и было направлено на подавление патологических двигательных моделей и стимулирование развития более правильных движений.

Модификация В своей последней публикации авторы пришли к выводу, что они слишком много внимания уделяли развитию автоматических реакций выпрямления, придерживаясь неправильного предположения, что ребенок сможет спонтанно перенести этот опыт (навык) на сознательно контролируемые движения. После этого они начали больше развивать у ребенка возможности самому руководить своими движениями и особенно равновесием. Они также пришли к выводу, что было ошибочным содействовать двигательному развитию ребенка, жестко соблюдая нормальную последовательность моторного развития.

Начало терапии Начинать Бобат-терапию можно в любом возрасте ребенка от рождения до 18 лет, но наилучшие результаты достигаются при раннем вмешательстве до трехмесячного возраста, в период первичного сбора сенсорной информации. Не существует четких критериев включения ребенка в реабилитационный процесс по степени неврологического или когнитивного дефицита.

Начало терапии Бобат-терапия применяется как при минимальных нарушениях, так и при грубых, инвалидизирующих патологических изменениях. Концепция Бобат может быть задействована на всех этапах оказания помощи детям с органической патологией нервной системы, в идеале, начиная с отделений патологии новорожденных.

Кабинет Бобат-терапии Оборудование кабинета Бобат-терапии напоминает игровую комнату, да и сам процесс терапии для человека непосвященного выглядит как игра. Действительно, контакт с детьми младшего возраста достигается только в форме игры, но каждая игрушка в руках Бобат-терапевта несет «дозированные» стимулы, которые раскрывают генетический потенциал развития нервной системы и препятствуют формированию стойких патологических стереотипов.

Кабинет Бобат-терапии Терапевт четко знает, какие из спецсредств (игрушек) и каким образом предложить ребенку в тот или иной момент согласно поставленным реабилитационным целям и периодам развития нервной системы

Процесс терапии начинается с первых минут пребывания ребенка в кабинете и переносится родителями в привычные для него домашние условия. Родители остаются главными действующими лицами процесса реабилитации и социальной адаптации больного ребенка.

На повторных сеансах специалист оценивает результаты проделанной работы, корригирует элементы терапии или вводит новые по мере приобретения и закрепления ребенком навыков, необходимых для перехода на следующий уровень развития.

Для достижения результата элементы терапии следует применять столько времени, на сколько это возможно и на сколько хватает терпения у родителей, в идеале круглосуточно и круглый год. Стоит отметить важность взаимодействия: Бобат-терапевт семья ребенок.

Подготовка к терапии Специалист Бобат-терапии в первую очередь должен быть психологом и педагогом. Практически у всех детей с патологией нервной системы присутствуют нарушения поведения, которые необходимо «обойти» для построения продуктивного контакта. Кроме того, необходимо преодолеть естественное сопротивление ребенка, вызванное необычной обстановкой и незнакомым человеком. Но все ­таки, первая беседа проводится с родителями.

Подготовка к терапии Семьи с хронически больными детьми и детьми-инвалидами, как правило, переполнены психологическими проблемами. При первичном контакте терапевту необходимо быстро определить степень заинтересованности родителей, их готовности к восприятию концепции нейроразвивающей терапии и длительной кропотливой работы, содержание которой очень часто противоречит ложным представлениям родителей о реабилитации.

Примеры упражнений при ДЦП

Примеры упражнений

Вспомогательные приспособления Мяч для лечебной гимнастики (футбол) U-образная ортопедическая подушка Картонный цилиндр

Бобат-терапия это скорее образ жизни, чем конкретные лечебные влияния определенной интенсивности и в определенное время, как, например, массаж или лечебная физкультура

Карел Бобат: «Бобат - это то, что пациенту нужно сегодня, сейчас, в данный момент для максимального улучшения качества жизни»

Список литературы Ренате Хольц -Помощь детям с церебральным параличом»/2011 Семенова К. А. -Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. /1976 Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Тимонина О В. - Детские церебральные параличи. /1988 Левченко И.Ю., Приходько О. Г. - Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений/2001.

Спасибо за внимание!