СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Подготовила воспитатель МБДОУ детский сад 19 «Лесная сказка» г. Балашиха Малюгина Ольга Васильевна
А КТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ : Современный педагог-дошкольник должен хорошо ориентироваться в области дошкольного образования, владеть современными педагогическими технологиями, уметь работать в информационном пространстве, обладать креативными способностями, аналитической и рефлексивной культурой. Однако требования, предъявляемые к педагогу, должны быть подкреплены соответствующими условиями, так как без обеспечения воспитателя необходимыми условиями и орудиями труда, без мотивации его успешности, необходимого качества дошкольного образования не удастся достичь. Одним из условий повышения качества образования детей является создание условий для работы педагогов в соответствии с их современными требованиями, в том числе и оборудование методического кабинета.
М ЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ – ЭТО : Источник обогащения профессиональной компетентности воспитателей, специалистов, педагогов дополнительного образования. Центр сбора, обобщения и распространения педагогической информации и педагогического опыта воспитателей детского сада. Центр нормативно-правовой, педагогической, социальной информации, иллюстрирующей результативность деятельности учреждения.
П РИНЦИПЫ При создании, оснащении и организации работы методического кабинета рекомендуется опираться на следующие принципы: 1. оснащение кабинета должно быть простым и рациональным, должно обеспечивать высокий уровень учебно-воспитательного процесса; 2. оформление кабинета должно соответствовать общепринятым эстетическим требованиям, эстетический облик зависит от выбора мебели, цвета стен, от рационального размещения учебно- методического материала; 3. основным оснащением кабинета являются учебно- методическая литература, систематизированные комплекты наглядных и дидактических материалов, аудио- и видеозаписи; 4. оснащение кабинета и его размещение должно соответствовать требованиям противопожарной техники безопасности.
З АДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА : 1. Ознакомление с достижениями науки, внедрение их в практику педагогов. 2. Помощь педагогам в самообразовании. 3. Помощь в подготовке к организации режимных моментов и различной образовательной деятельности с детьми (игровой, трудовой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной и т.д.)
К ОМПОНЕНТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА : эргономический информационный технологический социальный оргтехнический
Должен быть ориентирован на обеспечение эффективной, безопасной, комфортной профессиональной деятельности сотрудников ДОУ Эргономический компонент (это обстановка методического кабинета, само помещение, мебель, оборудование и т.д.)
Должен быть ориентирован на повышение знаний и умений педагогов. Информационный компонент (представлен разнообразными информационными источниками- справочная, педагогическая, литература, нормативная база, методические разработки, Программное оснащение педагогического процесса, информационно-рекламные объекты, интернет –сайты).
Должен быть ориентирован на организацию комфортного взаимодействия всех участников образовательного процесса в условиях методического кабинета. Социальный компонент включает все субъекты образовательного процесса: воспитателей, специалистов, педагогов доп образования, детей, родителей, социальных партнеров учреждения.
Должен быть нацелен на различные пути и способы приобретения профессиональных знаний и опыта педагога. Технологический компонент – это различные виды деятельности, организуемые в методическом кабинете (педагогическая, методическая, инновационная, опытно- экспериментальная, проектная и др.),посредством которых реализуются отношения между выделенными субъектами.
Должен быть нацелен на различные пути и способы приобретения, передачи профессиональных знаний и опыта педагога с помощью КТ. Оргтехнический компонент – это наличие компьютера и периферических устройств: принтер, сканер, ксерокс, все программное обеспечение, диски и др. электронные носители с материалами.
М ЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ В ДЕТСКОМ САДУ – ЦЕНТР СБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. обязательная документация нормативные документы литература материалы контроля материалы мониторинга методические материалы (педсоветов, семинаров, консультации и т.д.) материалы работы с педагогами передовой педагогический опыт материалы работы с родителями наглядная агитация наглядно-демонстрационные и раздаточные материалы ТСО
О БЯЗАТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ Годовой план работы детского сада Образовательная программа Тетрадь протоколов заседаний педагогических советов. Календарный план работы с кадрами на месяц. Журнал поступления и учета литературы, пособий.
Н ОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ Федеральный закон от ФЗ Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Приказ Минобрнауки России от Об обеспечении выполнения Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года; Письмо Минобразования России от /23-16 О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения; Письмо Минобразования России от /23-16 О введении психолого- педагогической экспертизы и критериях оценки детских игр и игрушек; Письмо Минобразования России от /23-16 О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования; Инструктивно-методическое письмо Минобразования России от /19-15 О программно-методическом обеспечении дошкольного образования– в контексте педагогики развития; Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН , вступила в силу для СССР ); Концепция дошкольного воспитания; Документы по подготовке детей к школе и преемственности в работе со школой$ «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (Вступившим в силу: 16 марта 2010 г.) Семейный кодекс РФ; Трудовой кодекс;
Л ИТЕРАТУРА методическая справочная детская периодика К ОНТРОЛЬ вопросы систематического контроля контроль за выполнением годового плана тематический контроль план контроля на год
М ОНИТОРИНГ пакет диагностических карт с описанием методики проведения оборудование для проведения мониторинга материалы с результатами промежуточного и итогового мониторинга с протоколами Н АГЛЯДНАЯ АГИТАЦИЯ В методическом кабинете или вне его должны быть оформлены стенды для размещения необходимой информации для воспитателей.
П ЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ Материал, представляющий опыт работы лучших педагогов дошкольного учреждения, должен также присутствовать в кабинете и быть соответствующим образом оформлен. Р АБОТА С РОДИТЕЛЯМИ План работы с родителями на год Материалы по охране прав ребенка. План работы с семьями попавшими в трудную жизненную ситуацию. Протоколы заседаний родительского комитета. Протоколы общих родительских собраний. Протоколы групповых собраний. Консультации Брошюры, буклеты
Р АБОТА С ПЕДАГОГАМИ анкетирование консультации, семинары и т.д. информационная папка ( Общие сведения о педагоге) Фамилия, имя, отчество, год рождения. Образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому). Трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ДОУ. Повышение квалификации (название структуры, год, месяц, проблематику курсов). Копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней. Наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма. Дипломы различных конкурсов. аттестационное дело
Н АГЛЯДНО - ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ Картины Плакаты Таблицы Муляжи Игрушки Раздаточный материал Игры
К АТАЛОГ МАТЕРИАЛОВ МЕТОДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА Папка с перечнем всего материала Указывается: место хранения (расположения) номер название автор, дата издания, приобретения, или составления(консультации, рекомендации и т.д.)
Б ИБЛИОГРАФИЯ : Белая К.Ю. Методичекая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. / К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, с. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами / Л.М.Волобуева. - М:ТЦ Сфера, с. Домрачева С.А. Проектная деятельность в образовании / С.А.Домрачева. - Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С "Марийский институт образования", с. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно - воспитательных комплексах / Новоселова С.Л.- М.: Центр инноваций в педагогике г.- 64 с. Пантелеев Г.Н. Оформление помещений дошкольных учреждений / Г.Н.Пантелеев.М.: Просвещение, с. Поташник М.М. Как подготовить проект на получение грантов / М.М.Поташник.-М.: Педагогическое общество России с. Рожина Д. Современные подходы к организации методического кабинета / Д.Рожина // Дошкольное воспитание с Шургина С.А. Повышение проектной культуры педагога: Материалы республиканской научно - практической конференции педагогических и руководящих работников образования / под ред С.А.Шургиной.- Йошкар - Ола: ГОУ ДПО (ПК) С "Марийский институт образования", с.