Сунякиной Н.Ю 41 бух 1 Г.Мюрдаль «Концепция азиатской драмы»
2 Основоположником институциональных концепций модернизации является Гуннар Мюрдаль ( ). «Азиатская драма» Г.Мюрдаля начинается с резкой критики западного подхода к анализу «третьего мира». Его методологическая несостоятельность заключается в том, что он пытается перенести реалии развитого общества в общество слаборазвитое. На практике это выливается в создание анклавной экономики - узкого сектора европеизированной промышленности, больше связанной с внешним, чем с внутренним рынком.
3 Карл Гуннар Мюрдаль родился в семье железнодорожного служащего в 1898 г. После окончания в 1923 г. Стокгольмского университета он получил диплом юриста. После окончания в 1923 г. Стокгольмского университета он получил диплом юриста. Однако позднее интерес к экономике победил, и в 1927 г. он защитил докторскую диссертацию по теме "Проблемы ценообразования в условиях экономических сдвигов". Однако позднее интерес к экономике победил, и в 1927 г. он защитил докторскую диссертацию по теме "Проблемы ценообразования в условиях экономических сдвигов".
4 Концепция "драмы" возникла неслучайно. Она отразила как объективное развитие освободившихся стран, так и субъективное осознание возникших перед народами "третьего мира" проблем. Демографический взрыв сопровождался падением жизненного уровня в ряде развивающихся стран. Он совпал с кризисом надежд на быстрое преобразование традиционного общества, разочарованием в неокейнсианских и неоклассических теориях.
5 Исследование начинается с резкой критики западного подхода к анализу "третьего мира". Его методологическая несостоятельность заключается в том, что он пытается перенести реалии развитого общества в общество слаборазвитое. На практике это выливается в создание анклавной экономики - узкого сектора европеизированной промышленности, больше связанной с внешним, чем с внутренним рынком.
6 В чем же особенности планирования в "третьем мире"? Планирование здесь не результат развития, а предпосылка; оно носит не прагматический, а программный характер и претендует на то, чтобы быть не частичным и постепенным, а всеобъемлющем и полным. Планирование здесь не результат развития, а предпосылка; оно носит не прагматический, а программный характер и претендует на то, чтобы быть не частичным и постепенным, а всеобъемлющем и полным.
7 Главная причина слаборазвитости заключается не в недостатке иностранного капитала, а в недоиспользовании трудовых ресурсов. Люди, не заинтересованные в своем труде, работают, считает Г. Мюрдаль, плохо и мало, в большинстве стран не преодолено презрительное отношение к простому физическому труду. И в этом повинна прежде всего система традиционных "азиатских ценностей". Главная причина слаборазвитости заключается не в недостатке иностранного капитала, а в недоиспользовании трудовых ресурсов. Люди, не заинтересованные в своем труде, работают, считает Г. Мюрдаль, плохо и мало, в большинстве стран не преодолено презрительное отношение к простому физическому труду. И в этом повинна прежде всего система традиционных "азиатских ценностей".
8 Послевоенное развитие происходило в соответствии с рекомендациями Г. Мюрдаля, хотя и далеко не последовательно. Если за последние 50 лет кривая Лоренца для населения мира и изменялась в сторону повышения доли доходов беднейших групп населения,то это происходило не столько за счет развивающихся стран (в Латинской Америке, например, пропасть между бедными и богатыми по прежнему чрезвычайно высока), сколько за счет Китая.
9 Концепция базовых нужд остро поставила проблему удовлетворения основных потребностей. К сожалению, существующая система показателей не отражает всего богатства признаков, характеризующих развитие личности (см. табл. 3-4). Тем не менее, такой многомерный подход позволяет оценить развитие той или иной страны более глубоко и всесторонне и главное поставить проблему развития личности, как основную долгосрочную цель – главную меру развития человеческого общества.
10 Под влиянием конституционалистов был разработан индекс развития человека ООН (Human Development Index). Он основан на трех показателях: Под влиянием конституционалистов был разработан индекс развития человека ООН (Human Development Index). Он основан на трех показателях: ожидаемая продолжительность жизни, измеряемая средней продолжительностью жизни для населения в возрасте от 25 лет до 85 лет; ожидаемая продолжительность жизни, измеряемая средней продолжительностью жизни для населения в возрасте от 25 лет до 85 лет; интегральный показатель уровня образования, включающий: интегральный показатель уровня образования, включающий: - долю неграмотного населения (этот индекс берется в рамках ь интегрального показателя уровня образования с удельным весом в 2/3); - долю неграмотного населения (этот индекс берется в рамках ь интегрального показателя уровня образования с удельным весом в 2/3); -объединенный показатель доступности начального, среднего и высшего образования - доля учащихся в соответствующей возрастной группе (этот индекс берется с удельным весом в 1/3). -объединенный показатель доступности начального, среднего и высшего образования - доля учащихся в соответствующей возрастной группе (этот индекс берется с удельным весом в 1/3).
11 Список использованной литературы Список использованной литературы Бартенев, С.А. История экономических учений: учебник: [для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям] / С. А. Бартенев. – Москва: Магистр: Инфра-М, – 476 с. Бартенев, С.А. История экономических учений: учебник: [для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям] / С. А. Бартенев. – Москва: Магистр: Инфра-М, – 476 с. Гловели, Г.Д. История экономических учений: учебное пособие для бакалавров: для высших учебных заведений по направлениям подготовки "Экономика" и "Мировая экономика" / Г. Д. Гловели. – Москва: Юрайт: ИД Юрайт, – 742 с. Гловели, Г.Д. История экономических учений: учебное пособие для бакалавров: для высших учебных заведений по направлениям подготовки "Экономика" и "Мировая экономика" / Г. Д. Гловели. – Москва: Юрайт: ИД Юрайт, – 742 с. Заславская, М.Д. История экономики: учебное пособие: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки "Экономика", "Менеджмент" (квалификация "бакалавр") / М. Д. Заславская. – Москва: Дашков и Кº, – 293 с. Заславская, М.Д. История экономики: учебное пособие: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки "Экономика", "Менеджмент" (квалификация "бакалавр") / М. Д. Заславская. – Москва: Дашков и Кº, – 293 с. История мировой экономики. Учебник. М. ЮНИТИ 2014 История мировой экономики. Учебник. М. ЮНИТИ 2014 История экономики: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям / О. Д. Кузнецова [и др.]. – Москва: Инфра-М, – 415 с. История экономики: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям / О. Д. Кузнецова [и др.]. – Москва: Инфра-М, – 415 с. История экономических учений: учебник для бакалавров: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Экономика" (квалификация (степень) "бакалавр") / И. Н. Шапкин [и др.]. – Москва: Юрайт, – 492 с История экономических учений: учебник для бакалавров: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Экономика" (квалификация (степень) "бакалавр") / И. Н. Шапкин [и др.]. – Москва: Юрайт, – 492 с История экономических учений: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям / В. С. Адвадзе [и др.]. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, – 471 с. История экономических учений: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям / В. С. Адвадзе [и др.]. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, – 471 с. История экономических учений: (современный этап): учебник для студентов экономических специальностей / А. Г. Худокормов [и др.]. – Москва: Инфра-М, с. История экономических учений: (современный этап): учебник для студентов экономических специальностей / А. Г. Худокормов [и др.]. – Москва: Инфра-М, с. Лойберг М.Я. История экономики: Учебное пособие. М :ИНФРА-М 2014 Лойберг М.Я. История экономики: Учебное пособие. М :ИНФРА-М 2014 Мюрдаль Г. Современные проблемы "третьего мира". М., С Мюрдаль Г. Современные проблемы "третьего мира". М., С Мюрдаль Г. Современные проблемы "третьего мира". М., С Мюрдаль Г. Современные проблемы "третьего мира". М., С Нуреев Р.М. Система образования Индии: проблемы развития // Индия Ежегодник. М.: Наука. С Нуреев Р.М. Система образования Индии: проблемы развития // Индия Ежегодник. М.: Наука. С История экономических учений - Ядгаров Я.С. – Учебник. М.ЮНИТИ История экономических учений - Ядгаров Я.С. – Учебник. М.ЮНИТИ Синельник, Л.В. История экономических учений: учебное пособие для аспирантов и студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Экономика" и экономическим специальностям / Л. В. Синельник. – Москва: Кно Рус, – 282 с. Синельник, Л.В. История экономических учений: учебное пособие для аспирантов и студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Экономика" и экономическим специальностям / Л. В. Синельник. – Москва: Кно Рус, – 282 с. Ядгаров, Я.С. История экономических учений: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим и управленческим специальностям / Я. С. Ядгаров. – Москва: Инфра-М, Ядгаров, Я.С. История экономических учений: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим и управленческим специальностям / Я. С. Ядгаров. – Москва: Инфра-М, 2013.