Педагогический совет «Профессиональная компетентность педагогов: возможности, механизмы, проблемы» Тарасова Юлия Николаевна, заместитель директора по УВР.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современные образовательные технологии в УДОД Подготовила зам.директора по УВР Стромко М.А.
Advertisements

Подготовила педагог дополнительного образования МОАУ ДОД ЦДТ г. Лабинска Бостанова Людмила Владимировна.
Подготовили: учителя МСОШ 2. Создать условия для развития ключевых компетенций учащихся начальных классов посредством применения в образовательном процессе.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Личность и культура педагога в условиях реализации ФГОС нового поколения.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Диагностика профессионализма учителя. Ярко выражено Имеет место Понимание целей и задач, места учебного предмета в системе обучения, воспитания и развития.
Использование инновационных технологий с позиции коррекционно- развивающего сопровождения воспитательного процесса. Методическое объединение воспитателей.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Педсовет - семинар Компетентностный подход в образовании как необходимое условие перехода на новые стандарты МОУ «СОШ7 имени В.Н.Пушкарева г.Острова 11.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Формирование ключевых компетентностей через проектно – исследовательскую деятельность Подготовила : учитель начальных классов МКОУ ТСОШ 6 Северова Н. А.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Профессиональная компетентность педагога в условиях реализации предшкольного образования Автор презентации: замдиректора по УВР МОУ «СОШ 1» г.Новоалтайска.
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
Презентация урока для интерактивной доски по теме: Презентация к педагогическому совету «Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»
Формирование ключевых компетенций на уроках истории.
Обобщение педагогического опыта «Адаптационно-развивающее общение при обучении химии» Учитель химии МОУ «Песковатская»СОШ Щупкина Наталья Анатольевна.
Транксрипт:

Педагогический совет «Профессиональная компетентность педагогов: возможности, механизмы, проблемы» Тарасова Юлия Николаевна, заместитель директора по УВР

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагога дополнительного образования Задачи: 1. Определить составляющие профессиональной компетентности; 2. Выявить личные и профессиональные качества педагога дополнительного образования; 3. Ознокомить с основными современными педагогическими технологиями, их особенностями; 4. Представить опыт работы, ознакомиться с методическими материалами педагогов; 5. Повлиять на профессиональное становление педагогов.

«Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью- человечность» В.Г. Белинский «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование, а тот у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным» Л.Н. Толстой

Профессионально-личностные качества педагога- это та совокупность социально-психологических образований, которая обладает факторным влиянием на профессиональный результат деятельности педагога. Н.Е. Щуркова, профессор Московского государственного педагогического университета

Профессиональная направленность личности педагога Направленность личности – это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, чего избегает, против чего готов бороться).

Профессиональная направленность личности педагога Российские учёные (Э.Ф. Зеер, В.А. Сластенин ) выделяют в личности педагога три взаимосвязанных вида направленности: социально- нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную. 1) социально-нравственная направленность личности педагога включает в себя социальные потребности, чувства общественного долга и гражданской ответственности, ценностные ориентации, идейную убежденность, профессиональную позицию, социальную активность, надёжность; 2) профессионально-педагогическая направленность личности отражает отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку: социально- профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования, педагогический долг и ответственность, педагогическая справедливость, педагогическое призвание; 3) познавательная направленность основана духовных интересах и потребностях личности: любви к преподаваемому предмету, потребности в знаниях, увлечённости процессом познания, самообразования.

Педагогические способности Педагогические способности – это совокупность индивидуально- психологических особенностей личности педагога, определяющие успех в овладении педагогической деятельностью. Ведущими свойствами в педагогических способностях являются... - педагогический такт (способность педагогом выбрать правильный подход к учащимся в самых разнообразных сферах деятельности); - педагогическая наблюдательность (способность замечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся, отслеживать их реакции, концентрировать внимание на том или ином объекте педагогического процесса); - любовь к детям; - потребность в передаче знаний.

Педагогические способности В.А. Крутецкий определил общие педагогические способности следующим образом Дидактические способности Перцептивные способности Речевые способности Организаторские способности Авторитарные способности Коммуникативные способности Прогностические способности Способности к распределению внимания

Профессионально-педагогическая компетентность педагога Профессионализм- особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Согласно словаря Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомленный, авторитетный в какой-либо области». Компетентность –(лат. Competens- подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий)- это качество личности, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области, Профессиональная компетентность – это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств. Компетенция- (от лат. Competere-соответствовать, подходить)– это способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в определенной области. Профессиональная компетенция – это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности.

Профессионально-педагогическая компетентность Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности; Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию. Информационная компетентность – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах. Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость В современной науке в качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Методическая компетентность - сформированность методического мышления по применению знаний в области дидактики, применению форм, методов, технологий, подходов ; Исследовательская компетентность - применение и формирование знаний с использованием исследовательской деятельности); Управленческая компетентность - набор знаний, практического опыта, навыков и личностных качеств, позволяющих качественно решать определенные задачи для достижения определенных результатов) ;

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ

Современные педагогические технологии в сфере дополнительного образования

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода: Личностно-ориентированного обучения Технология КТДТехнология ТРИЗИсследовательского (проблемного) обучения;Программированного обучения (блочное, модульное);Игровые ;Информационные;Сотворчества;Проектно-исследовательские (метод проектов);Здоровьесберегающие.

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода: Технология личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская) сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка). Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода: Технология личностно-ориентированного обучения Технология проведения учебного занятия предполагает несколько этапов: Ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается в детьми, о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно. Подготовительный этап. Дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Необходимо объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодиться и почему без этого нельзя (иными словами, «завести мотор»). На этом этапе вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача – восстановить в памяти все на, на чем строиться занятие. Основной этап – усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. Затем дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Основной принцип – каждый добывает знания сам. Итоговый этап – оценка лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии.

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода: Технология коллективной творческой деятельности. (И.П. Волков, И.П. Иванов) В основе технологии лежат организационные принципы:социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;сотрудничество детей и взрослых;романтизм и творчество. Цели технологии:выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.)воспитание общественно-активной творческой личности и способствует организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода: Технология коллективной творческой деятельности Технологическая цепочка группового творческого воспитательного дела Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу – занимает минимальное время, чтобы дети не потеряли интерес).Психологический настрой (определение значимости дела, выдвижение задач, вступительное слово, приветствие и др.).Коллективное планирование. Можно построить в форме «мозгового штурма» в виде ответов на вопросы (Коллектив делится на микрогруппы, которые обсуждают ответы на вопросы: для кого? Где и когда? Как организовать? Кто участвует? Кто руководит? Затем заслушиваются варианты ответов каждой группы и осуществляется совместный выбор лучшего варианта).Коллективная подготовка дела. Выбор актива, распределение обязанностей, уточнение плана.Собственно деятельность (высокий культурный уровень). Осуществление разработанного плана.Завершение, подведение итогов (сбор, огонек, круглый стол). Ответы на вопросы: что удалось, почему? Что не получилось? Как улучшить?Результаты коллективного дела

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода: Технология «ТРИЗ» Теория Решения Изобретательских Задач (Альтшуллер Г.С.). Это универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребенку решать творческие и социальные задачи самостоятельно. Цель технологии – формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности. Принципы технологии ТРИЗ:снятие психологического барьера перед неизвестными проблемами;гуманистический характер обучения;формирование нестандартного образа мышления;практико-ориентированное внедрение идей. По оценке психологов, технология ТРИЗ формирует у детей такие мыслительные способности, как:умение анализировать, рассуждать, обосновывать;умение обобщать, делать выводы;умение оригинально и гибко мыслить;умение активно использовать воображен ие.

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода: Технология «ТРИЗ» Технологическая цепочка включает три основных момента: 1. Постановка задачи и определение противоречия, которое мешает решению задачи обычными, уже известными технике путями. 2. Устранение причины противоречия с целью достижения нового - более высокого - технического эффекта. 3. Приведение других элементов усовершенствуемой системы в соответствие с измененным элементом (системе придается новая форма, соответствующая новой сущности). Оценка идей производится специалистами, которые сначала отбирают самые оригинальные предложения, а затем – наиболее оптимальные. Методы:эвристическая игра,мозговой штурм (Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.,коллективный поиск.

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода: Технология исследовательского (проблемного) обучения (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер): Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию:Принципы проблемного обучения:самостоятельность обучающихся;развивающий характер обучения;интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;использование дидактических алгоритмизированных задач. Методические приемы создания проблемных ситуаций могут быть следующими:педагог подводит детей к противоречию и предлагает им найти способ его разрешения;излагает различные точки зрения на вопрос;предлагает рассмотреть явление с различных позиций;побуждает детей делать сравнения, обобщения, выводы;ставит проблемные вопросы, задачи, задает проблемные задания. Особенность технологии- «Обучение через открытие»

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода: Технология исследовательского (проблемного) обучения

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода: Технология исследовательского (проблемного) обучения Технология проведения учебного занятия в соответствии с теорией проблемного обучения :ознакомление обучающихся с планом занятия и постановка проблемы;дробление проблемы на отдельные задачи;выбор алгоритмов решения задач и изучение основного учебного материала;анализ полученных результатов, формулировка выводов.

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода: Технология программированного обучения (В.П. Беспалько) Технология программированного обучения предполагает усвоение программированного учебного материала с помощью обучающих устройств (ЭВМ, программированного учебника и др.). Главная особенность технологии заключается в том, что весь материал подается в строго алгоритмичном порядке сравнительно небольшими порциями. Как разновидность программированного обучения возникли блочное и модульное обучение. Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы и состоит из последовательно выполняемых блоков, гарантирующих усвоение определенной темы:информационный блок;текстово-информационный блок (проверка усвоенного);коррекционно-информационный блок;проблемный блок (решение задач на основе полученных знаний);блок проверки и коррекции. Модульное обучение (П. Ю. Цявиене, Трамп, М.Чошанов) – индивидуализированное самообучение, при котором используется учебная программа, составленная из модулей. Модуль - это функциональный узел, в качестве которого выступает программа обучения, индивидуализированная по выполняемой деятельности. Модуль представляет собой содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном, углубленном. Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода: Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) Различают следующие классификации педагогических игр:по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.). Основные принципы игровых технологий:природо – и культуросообразность;умение моделировать, драматизировать;свобода деятельности;эмоциональная приподнятость;равноправие. Цели образования игровых технологий обширны:дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;развивающие: развитие качеств и структур личности;социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода: Игровые технологии Технология проведения учебного занятия-игры состоит из следующих этапов: 1. Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и правилах, консультации). 2. Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп, дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза). 3. Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода: Новые информационные технологии Цели новых информационных технологий:Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.Подготовка личности «информационного общества».Предоставление ребенку возможности для усвоения такого объема учебного материала, сколько он может усвоить. Особенности методики работы с использованием новых информационных технологий: Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: педагога, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода: Новые информационные технологии В функции педагога компьютер представляет:источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);индивидуальное информационное пространство;тренажер;средство диагностики и контроля. В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:средство подготовки текстов, их хранения;текстовый редактор;графопостроитель, графический редактор;вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);средство моделирования. Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:программировании, обучении компьютера заданным процессам;создании программных продуктов;применении различных информационных сред. Досуговая среда организуется с помощью:игровых программ;компьютерных игр по сети;компьютерного видео. Информатизация обучения требует от педагогов и учащихся компьютерной грамотности

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода: Технологии сотворчества ( Рендакова Е.М.) Сотворчество – взаимодействие изменяющихся индивидуально- творческих культурных пространств разных людей и их уникальных проявлений, а также творческое взаимодействие человека с самим собой на протяжении всей жизни Технологии педагогики сотворчества (открытые технологии) Автор – Е.М. Рендакова: Ассоциативно-рефлексивная Многослойная Сюрпризная - Технология «Локатор»

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода: Технологии сотворчества ( Рендакова Е.М.) Ассоциативно-рефлексивная технология « Воображение основано на памяти, а память на явлениях действительности. Запасы памяти не представляют из себя чего-то хаотического. Есть некий закон – закон ассоциаций, или, как называл его Ломоносов, закон совоображения, который весь этот хаос воспоминаний распределяет по сходству или по близости во времени и пространстве – иначе говоря, обобщает и вытягивает в непрерывную последовательную цепь. Эта цепь ассоциаций – путеводная нить воображения». К.Г. Паустовский

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода: Технологии сотворчества ( Рендакова Е.М.) Методы ассоциативно-рефлексивной технологии Ассоциативные методы: ассоциативный ряд; ассоциативный снежный ком; ассоциативный веер; ассоциативный круг; ассоциативное солнышко; поток ассоциаций; ассоциативный портрет (ассоциативный автопортрет)

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода, деятельностного подхода Проектно-исследовательская технология (метод проектов) (Джон Дьюи) ( презентацию по технологии см. подробно на сайте МОАУ ДО СЮТ г. Кирова sut.kirov.ru) Основная идея: знание ребенок приобретает в ходе исследования проблемной обучающей среды Цель проектного обучения: формирование ключевых компетентностей 1. проектной- анализировать нестандартную ситуацию, определять проблему, ставить цели и задачи, планировать и осуществлять деятельность, оценивать результаты; 2. Информационной- определять потребности в информации, осуществлять сбор и переработку информации; 3. Коммуникативной- умение работать сообща, разрешать конфликты, вести диалог,выступать публично, готовить письменные сообщения. Классификация проектов (Е.С. Полат): 1. поисковый 2. исследовательский 3. творческий 4. ролевой 5. практикоориентированный 6. ознакомительно-ориентированный Этапы проекта: 1. ориентирования 2. разработки 3. реализации 4. презентации результатов 5. оценивания проекта

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода, деятельностного подхода Здоровьесберегающие технологии (Петров О.В., Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Результаты исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей школьного возраста - число абсолютно здоровых детей среди учащихся не превышает % - по окончании 11-го класса 94% хронически больны - школьники 7 – 8 лет имеют в среднем 2 диагноза лет – 3 диагноза лет – 3-4 диагноза

Задачи внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс - воспитание личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья - формирование представления о здоровье как ценности - мотивация на ведение здорового образа

Основные виды здоровьесберегающих технологий в дополнительном образовании Основные виды технологий Санитарно- гигиенические Психолого- педагогические Физкультурно- оздоровительные

Критерии здоровьесбережения (санитарно-гигиенические) - личная гигиена - обстановка и гигиенические условия в кабинете (температура, свежесть воздуха, освещение)

Критерии здоровьесбережения (психолого-педагогические) - благоприятный психологический климат на занятии (доброжелательность, сотрудничество, комфорт, учет возрастных особенностей) - эмоциональные разрядки на занятии (шутка, улыбка, смешная история и т.д.)

Критерии здоровьесбережения (физкультурно-оздоровительные) Использование на занятии моментов оздоровления (физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек и т.д.)

Моменты оздоровления на занятии (гимнастика для глаз) Результат применения: снимает напряжение и помогает сохранить хорошее зрение

Современные педагогические технологии в дополнительном образовании направленыразбудить активность детей;вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;подвести эту деятельность к процессу творчества;опираться на самостоятельность, активность и общение детей.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Педагогический совет «Профессиональная компетентность педагогов: возможности, механизмы, проблемы»