Тема 11. СТРОИТЕЛЬСТВО СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗРАБОТКА ЕЁ ТЕОРИТИЧЕСКИХ ОСНОВ 1917-1945 г. 1.Строительство советской системы образования в 1917-

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Советский педагог и писатель Антон Семенович Макаренко Советский педагог и писатель Антон Семенович Макаренко Выполнил Кривцов Владимир Ученик 11 «А» класса.
Advertisements

Антон Семенович Макаренко ( ) был талантливым педагогом-новатором, одним из создателей стройной системы коммунистического воспитания подрастающего.
Педагогика САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет философии Тема 2. История отечественного образования: XX век. Преподаватель: к.пс.н.,
Характеристика и структура национальной системы образования.
Корректировка программы Согласно Закону Об образовании ФГОСу начального общего образования в каждом ОУ должна быть разработана ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.
Планирование воспитательной работы с учетом новой модели специалиста в области дошкольного, школьного образования и физической культуры.
Самоуправление в лицее 1580 при МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Липковская средняя общеобразовательная школа 1» администрации муниципального образования Киреевский район.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24 апреля 1995 г. 46/19-15 "РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭКСПЕРТИЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ.
Главная, ключевая фигура в обществе. Именно от педагога, его личности, зависит воспитание и образование детей, а значит, будущее всей страны.
* Древняя Греция – «педагог» – это «раб, берущий за руку ребенка своего господина, и, сопровождавший его в школу». * «Педагогика» – «вести ребенка по.
Участники МГМ В МГМ могут принять участие целые коллективы, включая общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, детские и.
Особенности организации внеурочной деятельности сельских школьников Байбородова Людмила Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой.
Социальная компетентность учащихся в контексте ФГОС второго поколения Романова Т.Т., начальник управления дошкольного и общего образования Министерства.
1. В чем сущность и особенности воспитательного процесса?
Позитивные стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования Ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями;
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2 г. Мичуринска Тамбовской области.
Министерство образования Московской области Государственное бюджетное образовательное учреждения высшего профессионального образования Московской области.
Основные направления экспериментальной деятельности кафедры ГМП и ГВ в рамках реализации государственной молодежной политики в учреждениях НПО и СПО Главная.
Деятельность Труд Дело Занятие. Педагогическая деятельность- это вид профессиональной Де, содержанием которой является обучение, воспитание, образование,
Транксрипт:

Тема 11. СТРОИТЕЛЬСТВО СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗРАБОТКА ЕЁ ТЕОРИТИЧЕСКИХ ОСНОВ г. 1. Строительство советской системы образования в гг. 2. Разработка вопросов общественно-политического, трудового и политехнического образования школьников в гг. 3. Развитие советской педагогики. Деятельность Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, С.Т. Шацкого, П.П. Блонского и др. 4. Теория коллективного воспитания и педагогическая деятельность А.С. Макаренко. 5. Советская школа в годы Великой Отечественной войны. Белорусская школа в период оккупации

1. Строительство советской системы образования в гг. Принципы создания советской школы: изменялась система школ, упразднялись существовавшие до революции учебные заведения; изменялась система школ, упразднялись существовавшие до революции учебные заведения; создавалась государственная система дошкольного воспитания; создавалась государственная система дошкольного воспитания; провозглашалось право всех граждан вне зависимости от веры, национальности, сословия на образование; провозглашалось право всех граждан вне зависимости от веры, национальности, сословия на образование; вводилось совместное обучение мальчиков и девочек; вводилось совместное обучение мальчиков и девочек; предоставлялось право создания национальных школ с обучением на родном языке; предоставлялось право создания национальных школ с обучением на родном языке; светский характер обучения. светский характер обучения.

1918 г. «Положение о единой трудовой школе», «Основные положения единой трудовой школы». допускалось участие органов местного самоуправления в школьном деле; допускалось участие органов местного самоуправления в школьном деле; предписывалось создавать органы школьного самоуправления; предписывалось создавать органы школьного самоуправления; вводились примерные, а не обязательные школьные программы, гибкие учебные планы; вводились примерные, а не обязательные школьные программы, гибкие учебные планы; отменялись отметки, экзамены, наказания; обязательные домашние задания; отменялись отметки, экзамены, наказания; обязательные домашние задания; предоставлялась возможность преподавателям для экспериментирования; предоставлялась возможность преподавателям для экспериментирования; все учебные заведения становились государственными, обучение в них бесплатным. все учебные заведения становились государственными, обучение в них бесплатным.

Отрицательные черты советской школы: реально классовый характер, реально классовый характер, чрезмерный акцент на трудовую деятельность, чрезмерный акцент на трудовую деятельность, утилитарный характер школьного образования, утилитарный характер школьного образования, чрезмерная идеологизация, чрезмерная идеологизация, отход от традиций русской школы. отход от традиций русской школы.

СИСТЕМА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (до 1922 г.) Начальная школа (4 года обучения) Начальная школа (4 года обучения) - Фабрично-заводские школы -Учебно-производственные мастерские Основная школа (3 года обучения) Основная школа (3 года обучения)-Техникумы-Профшколы Школа второй ступени (23 года обучения) Школа второй ступени (23 года обучения) - Вузы - Вузы

А.В. Луначарский ( ) возглавлял Наркомпрос до возглавлял Наркомпрос до Статья «О социальном воспитании» (1918): воспитание человека в интересах общества, политехническое трудовое воспитание, связь с жизнью; Статья «О социальном воспитании» (1918): воспитание человека в интересах общества, политехническое трудовое воспитание, связь с жизнью; активные методы преподавания; активные методы преподавания; приобщение к общественно-полезному труду. приобщение к общественно-полезному труду.

2. Разработка вопросов общественно-политического, трудового и политехнического образования школьников в гг – дискуссия о школе ΙΙ ступени: вместо нее школы – клубы по интересам (уклоны: педагогический, с/х, социально-экономический, индустриально-технический) и практика по специальности. Итог: школа –семилетка с двумя центрами 4 и 3 года – дискуссия о школе ΙΙ ступени: вместо нее школы – клубы по интересам (уклоны: педагогический, с/х, социально-экономический, индустриально-технический) и практика по специальности. Итог: школа –семилетка с двумя центрами 4 и 3 года – отработка различных моделей общеобразовательной школы (фабрично-заводские семилетки, школы колхозной молодежи) – отработка различных моделей общеобразовательной школы (фабрично-заводские семилетки, школы колхозной молодежи) – основной тип общеобразовательной школы- школа ΙΙ-х ступеней: Ι ступень (4 г.), ΙΙ ступень (3 г.) 1922 – основной тип общеобразовательной школы- школа ΙΙ-х ступеней: Ι ступень (4 г.), ΙΙ ступень (3 г.) 1923 – комплексная программа. Построение учебного материала не по учебным предметам, а по темам и направлениям (природа, труд, общество) – комплексная программа. Построение учебного материала не по учебным предметам, а по темам и направлениям (природа, труд, общество). 20-е гг. – экспериментальная работа в опытно- показательных учреждениях (С.Т.Шацкий – 1-я опытная станция. Воспитание как процесс организации жизни и деятельности детей. Синтез труда, науки и искусства в процессе воспитания.). 20-е гг. – экспериментальная работа в опытно- показательных учреждениях (С.Т.Шацкий – 1-я опытная станция. Воспитание как процесс организации жизни и деятельности детей. Синтез труда, науки и искусства в процессе воспитания.).

НОВЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ ШКОЛ Школы с сельскохозяйственным уклоном; Школы с сельскохозяйственным уклоном; Школы-коммуны; Школы-коммуны; Фабрично -заводские семилетки (ФЗС); Фабрично -заводские семилетки (ФЗС); Школы фабрично-заводского ученичества; Школы фабрично-заводского ученичества; Школы сельской молодежи (ШМС). Школы сельской молодежи (ШМС).

3. Развитие советской педагогики. Деятельность Н.К. Крупской Участвовала в создании системы народного просвещения, разработке документов советской школы, вопросов трудового и политехнического образования. Участвовала в создании системы народного просвещения, разработке документов советской школы, вопросов трудового и политехнического образования. В гг. возглавила Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации не­ грамотности. В гг. возглавила Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации не­ грамотности. Занималась разработкой вопросов теории и практики дошкольного воспитания, организовала работу детских садов, очагов, клубов, детских площадок. Занималась разработкой вопросов теории и практики дошкольного воспитания, организовала работу детских садов, очагов, клубов, детских площадок. Разработала теоретические основы деятельности детских и юношеских организаций (пионерии, комсомола, октябрятского движения). Разработала теоретические основы деятельности детских и юношеских организаций (пионерии, комсомола, октябрятского движения).

Деятельность С.Т. Шацкого ( гг.) сторонник концепции свобод­ного воспитания, создатель экспериментальных учебных заведений («Сеттлемент», «Бодрая жизнь», «Первая опытная станция»). сторонник концепции свобод­ного воспитания, создатель экспериментальных учебных заведений («Сеттлемент», «Бодрая жизнь», «Первая опытная станция»). Целью педагогической деятельности считал развитие самостоятельности, активности ребенка, раскрытие его способностей. Целью педагогической деятельности считал развитие самостоятельности, активности ребенка, раскрытие его способностей. «Канву материальную, дисциплинирующую и опытную дает физический труд, обслуживающий детей и посильный для них. Организует жизнь и делает ее более легкой деловое самоуправление. Украшает жизнь и питает эстетическое чувство искусство. Повторяет и приспосабливает к жизни, повторяет пройденные этапы человечества игра, дающая такой бодрый тон общей жизни. Направляет жизнь и удовлетворяет дух исследования работа ума. Соединение всех элементов усиливает социальные навыки» «Канву материальную, дисциплинирующую и опытную дает физический труд, обслуживающий детей и посильный для них. Организует жизнь и делает ее более легкой деловое самоуправление. Украшает жизнь и питает эстетическое чувство искусство. Повторяет и приспосабливает к жизни, повторяет пройденные этапы человечества игра, дающая такой бодрый тон общей жизни. Направляет жизнь и удовлетворяет дух исследования работа ума. Соединение всех элементов усиливает социальные навыки» С. Т. Шацкий.

П.П. Блонский ( гг.) выступал за уважительное отношение к личности ребенка, к его потребностям и интересам, разностороннее вос­ питание, трудовое обучение и политехническое образование. выступал за уважительное отношение к личности ребенка, к его потребностям и интересам, разностороннее вос­ питание, трудовое обучение и политехническое образование. особо указывал на необходимость учитывать в педагогическом процессе возрастные и индивидуальные особенности учащихся. особо указывал на необходимость учитывать в педагогическом процессе возрастные и индивидуальные особенности учащихся. В учебнике «Педология» (1936) раскрыл своеобразие разных возрастных периодов, показал особенности педагогической работы с детьми разных возрастов, сформулировал принцип индустриализации (тесной связи школы с производством). В учебнике «Педология» (1936) раскрыл своеобразие разных возрастных периодов, показал особенности педагогической работы с детьми разных возрастов, сформулировал принцип индустриализации (тесной связи школы с производством).

4. Теория коллективного воспитания и педагогическая деятельность А.С. Макаренко ( гг,). Руководительдетской колонии им. Горького (20-е годы) под Полтавой и детской коммуны им. Дзержинского(27-35 гг.) Руководительдетской колонии им. Горького (20-е годы) под Полтавой и детской коммуны им. Дзержинского(27-35 гг.) Основные труды: Основные труды: «Педагогическая поэма»; «Педагогическая поэма»; «Флаги на башнях»; «Флаги на башнях»; «Марш ЗО-го года»; «Марш ЗО-го года»; «Книга для родителей»; «Книга для родителей»; «Мои педагогические убеждения»; «Мои педагогические убеждения»; «Цель воспитания» и др. «Цель воспитания» и др.

Основные положения педагогической системы А.С. Макаренко уважение и доверие ребенку (высокие требования к личности воспитанника); уважение и доверие ребенку (высокие требования к личности воспитанника); опора на лучшее в человеке; проектирование лучшего; опора на лучшее в человеке; проектирование лучшего; соединение обучения с производительным трудом; соединение обучения с производительным трудом; воспитанник полноправный гражданин, а не только объект воспитания; воспитанник полноправный гражданин, а не только объект воспитания; воспитание через коллектив; воспитание через коллектив; гуманизм и оптимизм в обучении и воспитании. гуманизм и оптимизм в обучении и воспитании. Теория «завтрашней радости» три вида перспектив: близкая, средняя, далекая. Теория «завтрашней радости» три вида перспектив: близкая, средняя, далекая.

Теория коллективного воспитания А.С. Макаренко Задача педагога – воспитать счастливого человека, создать коллектив, который объединит не только общей целью в коллективном труде, но и общей организацией этого труда. Коллектив - 1) цель и средство воспитания; 2) вольная группа трудящихся, объединенных единой социально значимой целью, едиными действиями, имеющая органы управления, дисциплину и ответственность 2) вольная группа трудящихся, объединенных единой социально значимой целью, едиными действиями, имеющая органы управления, дисциплину и ответственность Стадии развития коллектива Стадии развития коллектива 1-я требования коллективу предъявляет педагог; выразительность и четкость требований перспективы 1-я требования коллективу предъявляет педагог; выразительность и четкость требований перспективы 2-я поддержка требовании педагога частью воспитанников; создание актива 2-я поддержка требовании педагога частью воспитанников; создание актива 3-я требования предъявляют и актив и педагог, их поддерживают все воспитанники; коллектив средство воспитания 3-я требования предъявляют и актив и педагог, их поддерживают все воспитанники; коллектив средство воспитания

Основные признаки коллектива (А.С. Макаренко) Наличие общей цели, значимой для всех членов коллектива, перспективы развития; Наличие общей цели, значимой для всех членов коллектива, перспективы развития; Стиль коллектива – соединить высокие требования с высоким доверием; Стиль коллектива – соединить высокие требования с высоким доверием; Активность воспитанников; Активность воспитанников; Мажор; Мажор; Чувство собственного достоинства; Чувство собственного достоинства; Традиции коллектива. Традиции коллектива.

Органы детского самоуправления Совет командиров Совет командиров Комиссии (хозяйственная и др.) Комиссии (хозяйственная и др.) Общее собрание, Общее собрание, совет отряда, совет отряда, сводный отряд сводный отряд

Принципы трудового воспитания А.С. Макаренко систематический, постоянный характер труда; систематический, постоянный характер труда; соединение трудового и умственного воспитания; соединение трудового и умственного воспитания; творческий характер труда; творческий характер труда; разнородность видов трудовой деятельности; разнородность видов трудовой деятельности; самоуправление; самоуправление; стимулирование трудовой деятельности. стимулирование трудовой деятельности. Макаренко критиковали за солдафонство, подавление личности, обезличивание человека, подготовка молодежи к диктатуре, а не демократии. Макаренко критиковали за солдафонство, подавление личности, обезличивание человека, подготовка молодежи к диктатуре, а не демократии.

5. Советская школа в годы Великой Отечественной войны. Белорусская школа в период оккупации Патриотическая направленность учебно- воспитательной работы. Патриотическая направленность учебно- воспитательной работы – 25% уч-ся не посещали школы – 25% уч-ся не посещали школы – 17% – 17% РСФСФ – разрушено школьных зданий. Московская обл. – 91, 8 %, Ленинградская – 83, 2% РСФСФ – разрушено школьных зданий. Московская обл. – 91, 8 %, Ленинградская – 83, 2% За годы войны на треть сократилось число средних школ. За годы войны на треть сократилось число средних школ. Здания отданы под госпитали, казармы, склады. Здания отданы под госпитали, казармы, склады. Занятии в школах в 3-4 смены. Занятии в школах в 3-4 смены.

Типы школ на территории СССР ( гг.) Средние школы; Средние школы; Дополнительные школы; Дополнительные школы; Школы сельской молодежи; Школы сельской молодежи; Школы рабочей молодежи; Школы рабочей молодежи; Вечерние семилетние школы; Вечерние семилетние школы; Суворовские военные училища; Суворовские военные училища; «Лесные школы» в зонах оккупации. «Лесные школы» в зонах оккупации.

Белорусская школа в период оккупации На территории Беларуси были закрыты все высшие и средние учебные заведения. Только в населенных пунктах, где размещались военные гарнизоны, работали отдельные «народные» школы. В них проводилась политика онемечивания. Запрещено преподавание русского и белорусского языков. На территории Беларуси были закрыты все высшие и средние учебные заведения. Только в населенных пунктах, где размещались военные гарнизоны, работали отдельные «народные» школы. В них проводилась политика онемечивания. Запрещено преподавание русского и белорусского языков. созданы профашистские молодежные организации: «Союз белорусской молодежи», «Белорусское культурное объединение» и др. созданы профашистские молодежные организации: «Союз белорусской молодежи», «Белорусское культурное объединение» и др. В зонах партизанского движения основывались «лесные» школы. В зонах партизанского движения основывались «лесные» школы. - Дети изучали родной язык, арифметику, историю, географию, пение, рукоделие. - Дети изучали родной язык, арифметику, историю, географию, пение, рукоделие. - На уроках истории зачитывались сводки Совинформбюро о положении на фронтах, листовки с Большой земли, газеты и журналы. - На уроках истории зачитывались сводки Совинформбюро о положении на фронтах, листовки с Большой земли, газеты и журналы. - Школы стремились решать задачи военно-патриотического и идейно-политического воспитания. - Школы стремились решать задачи военно-патриотического и идейно-политического воспитания.

Изменения в системе школьного образования за годы ВОВ 1942 постановление о борьбе с беспризорностью, постановление о борьбе с беспризорностью, движение по усыновлению детей-сирот. движение по усыновлению детей-сирот – постановление о создании вечерне-сменных школ. постановление о создании вечерне-сменных школ. Введение всеобщего обязательного обучения с семилетнего возраста. Введение всеобщего обязательного обучения с семилетнего возраста. Открытие учебно-производственных мастерских. Открытие учебно-производственных мастерских. Введение цифровой пятибалльной системы. Введение цифровой пятибалльной системы.1944 г. Постановление «Об установлении выпускных экзаменов по окончании начальной семилетней и средней школы». Постановление «Об установлении выпускных экзаменов по окончании начальной семилетней и средней школы». Постановление «О награждении серебряными и золотыми медалями отличившихся учащихся». Постановление «О награждении серебряными и золотыми медалями отличившихся учащихся». Корректировались учебные планы и программы, в сторону сокращения. Вводились военно-оборонные темы, военно-физическая подготовка. Учащиеся принимали участие в сельскохозяйственных работах, строительстве оборонных сооружений, работе на заводах и фабриках. Корректировались учебные планы и программы, в сторону сокращения. Вводились военно-оборонные темы, военно-физическая подготовка. Учащиеся принимали участие в сельскохозяйственных работах, строительстве оборонных сооружений, работе на заводах и фабриках. Установлено обязательное семилетнее образование. Установлено обязательное семилетнее образование. В послевоенные годы приоритет начальному и семилетнему обучению, приоритет начальному и семилетнему обучению, наметилась тенденция перехода на 10-летние обучение. наметилась тенденция перехода на 10-летние обучение.

Спасибо за работу на занятии, удачного всем дня!