Художественная резьба по дереву Выполнил студент 3 курса ПО-3 Биба А.М.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Г.Снежинск В русском народном творчестве издавна особое место занимала деревянная резьба. Это нашло отражение в старинных песнях, былинах: " Во.
Advertisements

В русском народном творчестве издавна особое место занимала деревянная резьба. Это нашло отражение в старинных песнях, былинах: " Во тёмном бору богатый.
МОУ ТИХОНОВСКАЯ ООШ УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ Серяков Михаил Юрьевич.
Автор : Павлов Николай Борисович. Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность, украшаемая изделие или заготовки,
Краткое знакомство с резьбой по дереву. Древесина, применяемая при резьбе. Инструменты для контурной резьбы. Художественные особенности контурной резьбы.Художественные.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Никаноровская средняя общеобразовательная школа» Губкинского района Белгородской области Учитель технологии.
Презентация по технологии по темам : Соединение вполдерева Соединение вполдерева Отделка изделий резьбой по дереву Отделка изделий резьбой по дереву Миасс.
Применение украшений на мебели и других изделиях из древесины имеет многовековую историю. Наиболее распространенные виды декорирования мебели в прошлом.
Надрезание выемок поперёк волокон; Вырезание выемок вдоль волокон; Рисунок розетки с геометрической резьбой.
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ ПЛОСКОВЫЕМЧАТАЯ (углубленная) ПЛОСКОРЕЛЬЕФНАЯ РЕЛЬЕФНАЯ ПРОРЕЗНАЯ (ажурная) СКУЛЬПТУРНАЯ (объемная) ДОМОВАЯ (корабельная)
Виды резьбы: 1) Рельефная резьба 2) Плоскорельефная резьба 3) Прорезная резьба 4) Скульптурная резьба 5) Домовая резьба.
Художественная обработка древесины. Резьба по дереву.
Художественная резьба. Художественная резьба. Роспись изделий. Роспись изделий. Автор: Иванова О. Н. Автор: Иванова О. Н.
Виды резьбы по дереву Автор: учитель технологии Костин С. Д.
Резьба по дереву Иванина В.В. МОУ"СОШ25"г.Балаково.
Проектная работа «Резное панно» Автор работы: Меркулов Егор 8 А класс Руководитель: Антюфеев Александр Валерьевич.
Презентация х удожественная обработка древесины.
Работу выполнил ученик 10 класса МАОУ «Гимназия 6» Тарасов Вячеслав.
Художественная обработка древесины Рельефная резьба.
Геометрическая резьба (Блок из 4-х уроков) Практикант Шатунова Алеся Сергеевна ДШИ 16 класс 4.
Транксрипт:

Художественная резьба по дереву Выполнил студент 3 курса ПО-3 Биба А.М.

В русском народном творчестве издавна особое место занимала деревянная резьба. Это нашло отражение в старинных песнях, былинах: " Во тёмном бору богатый дом стоит, весь убран, приукрашен", или "Крыльчушко красное, с точёными балясами, с переходами брусчатыми"! Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к родному дому, к отчему краю. Деревянной резьбой украшали карнизы фронтонов, слуховые окна, фризовые доски, наличники и ставни окон, крыльцо, ворота, калитки. И сейчас отчётливо видно пристрастие наших предков к украшению своего дома деревянным кружевом. Оно делало его ценным памятником архитектуры, в котором сочетались простота форм, естественность с разнообразием приёмов выполнения различных видов резьбы. Дары леса сопровождали русского человека на протяжении всей жизни. Изба и сани, лубяная зыбка и деревянная игрушка, ложка и прялка- всё было сделано из дерева. Богатые и разнообразные традиции деревянной резьбы складывались веками и имеют свои особенности в разных районах бескрайней России - на Севере и на Поволжье, в Сибири и на Урале.

Художественная резьба по дереву на Урале вошла широко в наш повседневный уклад жизни. Мастерство резчиков по дереву не теряет былой значимости, а наоборот, является предметом внимания и восхищения. Произведения мастеров-резчиков отлично сочетаются с современными достижениями научного прогресса. Резьбу по дереву можно встретить, практически, в любых городах или селах Южного Урала. Что наглядно подтверждает это Бажовский фестиваль народного творчества, который ежегодно проходит в Челябинской области.

Оригинальна и неповторима у казахов резьба по дереву, которая бывает плоскостной, объемной, сквозной и дополняется росписью. Резными в прошлом были двери, верхняя цилиндрическая часть остова, низ купольных жердей юрты, ее обруч, а также кебеже ларь, абдре сундуки, тосекагаш кровать, жастыкагаш изголовье подушечное, асадал шкаф разборный для хранения посуды, скатертей, салфеток, музыкальные инструменты; посуда: ожау, саптыаяк черпаки, тос-таганы миски, кубе маслобойни и многое другое. В отдельных изделиях народных мастеров, дошедших до нас, присутствуют почти все виды резьбы Значительную ценность в этом плане представляют выявленные нами в 1972 году в поселке Тургай тосекагаш (деревянная кровать), асадал (шкаф), датируемые условно концом XIX в. В тосекагаше применены и объемная (колонны спинок, их навершия, ножки), и плоскорельефная (боковая поверхность), и сквозная (декоративные детали) резьба. На боковых поверхностях изделия представлены растительные мотивы листья, трилистники, бутоны. Все они дополнены росписью. На асадале, изготовленном тем же неизвестным мастером, створки шкафа выполнены в технике сквозной резьбы, ящики плоскорельефной. Асадал имеет, как и сундук, ручки с двух сторон, с помощью которых его можно переносить.

В орнаментальных мотивах резьбы его створок доминантой является изображение вазы с букетом на мотив узора бит пес «нескончаемый», из которого как бы вырастает бутон цветка, залитый лучами солнца, олицетворяя не только бесконечное движение, вечную жизнь, но и взаимосвязь, согласованность и порядок в мире. В эту вертикальную композицию включены также довольно редкие в казахском орнаменте и, по-видимому, заимствованные изображения лотоса, символизирующего знаки внимания, пожелания счастья и благополучия потомству, фазанов древнейшего символа благожелательности. В композиции резьбы верхнего ящика оседала доминируют солярные круги символы мирового пространства, «окутанного» таинственностью, для раскрытия которой мастером использованы всевозможные ободки, пересекающиеся линии, волны, обозначающие, соответственно, тучи, облака, дальние расстояния. А на нижнем" ящике от солярных кругов расходятся лучи и длинные листья символы жизни на земле. Эти изделия представляют особую художественную ценность тем, что в них сочетание самых различных орнаментальных мотивов создает единое смысловое целое, отражающее поэтику народных представлений о строении мира, смысле жизни и т. д. Они бесспорное свидетельство тому, что запрещение исламом изображения живых существ сковывало творческие силы, привело к условностям и схематизации в изображении. Но, приспосабливаясь однако к материалам, пожеланиям заказчиков, ограниченные даже рамками орнаментального искусства, народные мастера создавали свои индивидуальные варианты, разрабатывали нередко и собственную систему орнаментации.

Это самый доступный по простоте и технологичности (после прорезной) вид резьбы по дереву. По своей сути геометрическая резьба - это повторяющиеся в определенной композиции кино резные выемки

При выполнении рисунка геометрической резьбы вырисовывают прямоугольники, квадраты, треугольники (см. рис.справа). Все выемки (углубления) вырезают косячком сначала поперек волокон, а затем вдоль волокон. Художественную резьбу по дереву начинают с разметки рисунка. Разметку ведут с помощью линейки, циркуля, угольника, транспортира, трафаретов карандашом или шариковой ручкой.

Контурная резьба не отличается особой сложностью от других видов резьбы, но потребует уже хорошего владения резцом, большего внимания и хорошего понимания и восприятия характера выполняемого сюжета. По своей сути контурная резьба представляет собой углубленный рисунок, выполненный сплошными выемками в виде линий различной геометрии и глубины. Отсутствие рельефа при контурной резьбе лишает ее некоторой выразительности, поэтому очень важно правильно выбрать глубину и ширину линий, формируемых сплошными выемками различных конфигураций.

1. Захват и положение инструмента при резьбе. 2. Приемы резания косяком: а – одной рукой с наклоном ножа вправо; б – с наклоном ножа влево; в – положения косяка в конце резания; г – двумя руками

Ножи-резаки разных форм применяют при геометрической и контурной резьбе, а также при выполнении изделий в технике прорезной резьбы. Основное предназначение резака выполнение ровной, прямой канавки. Лезвие у резака скошенное, из-за чего с одной стороны образуется носок, то есть острый угол, а с другой пятка, то есть тупой угол. При этом лезвие скошено не только по краю» но и по плоскостям. Угол скоса по плоскостям по направлению к режущей кромке составляет примерно 15°, скос по краю 60°. Толщина лезвия резака может колебаться между 5-7 и 30 мм. Длина выступающей из рукоятки части лезвия должна быть примерно мм. Для грубых работ применяют долота. Стамески и долота должны иметь качественные ручки. Их лезвия затачивают довольно остро и доводят на оселке. Следует иметь в виду, что хорошо заточенной стамеской получают высокое качество работы. Она легко режет древесину. Ножи-резаки

Косячок берут правой рукой. Носком лезвия косячок ставят на линию разметки с небольшим наклоном к себе и, врезая лезвие в древесину, движением на себя прорезают линию. Так прорезают все средние линии. При вырезании наклонных граней косяк наклоняют вправо (см. рис. 1) или влево (см. рис. 3) на угол 30-40°. Вначале наклоном косяка вправо прорезают правые грани, затем наклоном косяка влево прорезают левые грани, при этом нельзя перерезать линию разметки. Резать надо медленно, плавно, с равномерным нажимом на косяк. Косяк держат крепко правой рукой, иногда придерживая левой, чтобы его не уводило по направлению волокон. На начальном этапе освоения резьбы косяк можно держать двумя руками. При вырезании трехгранных выемок косяк держат вертикально и надрезают стороны вырезаемых треугольников от вершины к основанию. У вершины треугольника делают глубокий надрез, уменьшая его до нулевой глубины к основанию треугольника.

. Фон в этой резьбе выбирают на небольшую глубину, поэтому орнамент как бы лежит на ровной плоскости Для игры светотени и контраста фон иногда чеканится Плоскорельефную резьбу выполняют в основном на мелких предметах и отделывают полированием

Рельефная резьба почти не имеет плоской поверхности Формы орнамента выявляются рельефом разной высоты Изображение может быть углублено по отношению к фону

Основной признак этой резьбы - удаление фона, пропиливание заготовки насквозь. Широкое распространение прорезная резьба получила из-за того, что наименее трудоемка, проста по технике исполнения и поэтому доступна любому, даже детям.

Скульптурная, или объёмная резьба, характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру. В отличии от одностороннего изображения объекта в плоскорельефной и рельефной резьбе объект изображается всесторонне.

Приемы выполнения прорезной резьбы очень просты, поэтому с древних времен она широко распространена, особенно в украшении деревянных домов (домовая резьба). Издавна Урал славен своими мастерами.

1. Мягкие лиственные породы (липа, ива, осина, тополь, ольха, каштан). 2. Лиственные породы средней твердости (береза, вяз, ильм, карагач). 3. Твердые лиственные породы (дуб, бук, клен, ясень, платан, самшит). 4. Твердая древесина фруктовых деревьев (яблоня, груша, черешня, вишня, рябина, орех). 5. Мягкие хвойные породы (ель, кедр, сосна, пихта). 6. Твердые хвойные породы (лиственница, можжевельник, тис, кипарис). 7. Иноземные породы деревьев (махагони, макаре, мовинга, беринга, эбеновое дерево, секвойя, палисандр).

ель сосна лиственница береза рябина осина дуб клен липа ясень орешник бук

Для ручной художественной резьбы применяют различные режущие инструменты Плоские прямые (рис. а) стамески используют для зачистки фона в контурной или в рельефной резьбе. Желобчатые стамески (рис. б, в, г) применяют почти для всех видов резьбы. Стамески-клюкарзы (рис. д) имеют короткое полотно и длинную изогнутую шейку. Применяют их для вырезания углублений в труднодоступных местах. Стамески-уголки (рис. е) применяют при вырезании канавок. Стамески-цезарики (рис. ж) используют для прорезания узких жилок (канавок). Плоские стамески-косяки (косячки, резаки) (рис. з) бывают длинные и короткие со скосом режущей кромки под углом 30-40°.

Стамески – опасный режущий инструмент. Обращаться с ним осторожно ; Не держать левую руку вблизи режущего инструмента ; Не применять больших усилий при резании стамеской ; При необходимости удара по ручке стамески брать ее в левую руку, киянку – в правую и, поставив стамеску по месту вырубки, наносить по ручке стамески легкие удары ; Хранить стамески в ящике верстака или в шкафу на вырезках и рейках ; Каждому инструменту отводить свое место ; Правильно держать инструмент во вре мя работы ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С РЕЖУЩИМИ ИНСТРУМЕНТАМИ