Ребенок на пороге школы: проблемы и решения Педагог-психолог Панкратова Раиса Николаевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ваш ребёнок идёт в школу Автор: Кудасова Ольга Викторовна старший воспитатель МАДОУ Онохойский детский сад «Колобок» Заиграевский район, Бурятия.
Advertisements

2014 г. ФГОС Требования к структуре Основной образовательной программы ДО Требования к условиям реализации ООП ДО Требования к результатам освоения ООП.
Презентация Основной образовательной программы (ООП) в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Утвержден приказом МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 октября 2013 г.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ООП ДО 1. Преемственность дошкольного и начального общего образования 2 Соблюдение требований к условиям реализации.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ООП ДО. Оценка индивидуального развития детей связана с оценкой эффективности педагогических действий и лежит в.
Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
МБДОУ 36 Кызыл Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия 2.Обеспечение равных.
Об апробации инструментов для оценки готовности детей к школе и преемственности в оценке качества дошкольного и начального образования Л.А. Евдокимова,
Эта презентация использует макрос Drag and Drop, созданный Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного.
ЧАСТЬ 4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Презентация основной общеобразовательной программы МДОУ «Туровский детский сад «Кораблик»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад 1 г. Губаха, Пермский край Примерная общеобразовательная.
Готовность дошкольников к школе. Готовность к школе включает в себя несколько компонентов Психологическая готовность Интеллектуальная, мотивационная,
Готовность детей 6-7 лет к школе Подготовила: Гуськова М.А., педагог- психолог МБДОУ детского сада «Золушка»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Готовность ребёнка к обучению в школе. «Готовность к школе психологическая» (синоним: школьная зрелость) комплекс психических качеств, необходимых ребёнку.
Транксрипт:

Ребенок на пороге школы: проблемы и решения Педагог-психолог Панкратова Раиса Николаевна

Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир, единое культурно- образовательное пространство

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка Готовим ребенка новой интересной жизни. Вселяем уверенность. Оказываем поддержку.

Составляющие школьной зрелости Интеллектуальная Эмоционально-волевая Социальная Физиологическая

Преемственность ФГОСы дошкольного и школьного образования основаны на деятельностном подходе : «Только через деятельность человек осваивает новый опыт».

Деятельностный подход Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я узнаю, вовлеки меня - и я научусь.

Портрет выпускника дошкольного отделения инициативен и самостоятелен в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и др.; обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться; обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может выделять звуки в словах;

Портрет выпускника дошкольного отделения развита крупная и мелкая моторика; подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями; обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. умеет осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умеет сохранять заданную цель; умеет находить ошибки и исправлять их; умеет контролировать свою деятельность по результату; умеет адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Проблемы и решения Трудности в установлении контактов: расширяйте круг общения ребенка; предлагайте игры с правилами; разыгрывайте театральные сценки, моделирующими ситуации общения, разрешения конфликтов ;

Проблемы и решения давайте возможность детям самим разрешать реальные конфликты; не вступайте в конфликты с другими родителями; показывайте пример позитивного общения.

Принятие роли ученика Умение ориентироваться на систему правил Умение управлять собственным поведением

Принятие роли ученика Воспитывайте интерес к школе, создавайте положительный образ школы. Участвуйте в проведении экскурсий в школу. Эмоционально положительно рассказывайте о школе. Просматривайте детские фильмы о школе.

Принятие роли ученика Развивайте познавательные интересы путем экспериментирования; исследовательской деятельности; системы игр, способствующих развитию произвольного поведения (игры с правилами на сдерживание, на запрет «Да и нет не говори и цвета не называй» и др.).

Интеллектуальная зрелость Сформированность познавательной сферы: достаточный уровень развития мышления, умение выделять существенные признаки, проводить несложные логические размышления, устанавливать последовательность событий, сравнивать, проводить анализ, обобщать, делать выводы, выявлять взаимосвязи между понятиями; достаточный уровень развития восприятия, внимания, памяти, речи, мелкой моторики, способность принять учебную задачу, следовать указаниям учителя, умения слушать, слышать и выполнять инструкцию, развивать познавательную направленность интересов.

Диагностика познавательной сферы Уровень развития аналитических способностей, способности к обобщению и классификации (задания с геометрическими фигурами). При затруднениях: игры - «Последовательные картинки», «Что общего?», «Найди лишний», «Найди пару», «Классификация» «Назови противоположность» и др.)

Назови одним словом

Найди лишнее

Диагностика познавательной сферы Уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований, моделирующую процесс школьного обучения. По этой методике дается правило, по которому выполняется задание («Образец-правило»). Для развития планирования действий полезны занятия конструированием (например, собирание моделей из «лего», воспроизведение построек из строительного материала по образцу, схеме и т.п.).

Диагностика познавательной сферы Умение выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу («Графический диктант»). При затруднениях – игра «Кто точнее воспроизведет дорожку (которую вы заранее заготовили) к дому любимого персонажа» или «Кто сделает такой же коврик, как на образце».

Фонематический анализ Выявление готовности к овладению грамотой. Низкие результаты указывают на проблемы с различением звуков (необходимы занятия по развитию фонематического слуха).

Общее развитие Анализ рисунка (рисунок мужчины). Низкие результаты говорят об общей инфантильности («детскости», незрелости) ребенка, игровое отношение к учебным заданиям. У такого ребенка могут быть серьезные трудности адаптации, и появление стойкой боязни школы.

Физиологическая готовность Среди детей 7 лет, пропорции тела, которые изменились в сторону школьного возраста, существенно реже встречаются «незрелые» к обучению.

Пропорции тела ребенка в семилетнем возрасте Отношение окружности головы к длине тела (х 100) Мальчики: 44,7- 41,0 Девочки: 43,9 - 39,7

Количество постоянных зубов у ребенка в семилетнем возрасте Мальчики: Девочки:

Физиологическая готовность Именно незрелые дети испытывают наибольшие трудности в обучении и вызывают особую тревогу, так как даже в случае нормальной успеваемости их положительные результаты в учебе достигаются за счет чрезмерного напряжения сил, что неблагоприятно сказывается на их здоровье.

Физиологическая готовность Если выявлена физиологическая неготовность. Возможно, ребенок еще мал по возрасту. Для ускорения физиологического созревания прежде всего требуются: правильная пища (без консервантов, химических добавок), правильный режим (прогулки, полноценный сон), физическая активность.

Развитие мелкой моторики Мелкая моторика способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Мелкая моторика влияет на ловкость рук, на графические навыки, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

Пальчиковая гимнастка Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев. Эффективность занятий, интерес детей к ним можно повысить, если упражнения пальчиковой гимнастики проводить во время чтения детям стихотворений, сказок, рассказов.

Пальчиковая гимнастка

Игры с пуговицами Развитию пальцев рук способствуют действия с предметами: различные виды мозаик или игры с пуговицами, развивающие внимание, восприятие. Задания: Выложите рисунок (цветок, снеговика, бабочку, домик, машину и т.д.); Придумайте свои варианты рисунков.

Игры с сыпучими материалами Игры с крупами так же помогают развивать чувственное восприятие, стимулируют умственное развитие ребенка. Игра «Золушка» - перебрать крупы. Задание: Из общей кучки разложить по разным баночкам или бутылочкам фасоль и горох; Соревнование Кто быстрее наберет бутылочку; На ощупь достать только горох или только фасоль; Выложить узор, чередуя по цвету и форме.

Игры с сыпучими материалами

Рисование по манной, гречневой крупе и муке Созданная ребенком картина из сыпучих материалов является творческим продуктом. Это творческое самовыражение ребенка; В процессе работы происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.

Рисование по манной, гречневой крупе и муке

Нанизывания Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, макаронные изделия, и т.п

Собирание разрезных картинок, пазлов Игры развивают зрительное восприятие, пространственную ориентацию, зрительно-моторную координацию.

Аппликации Обучение вырезанию ножницами; Наклеивание вырезанных и оторванных кусочков на чистый листок, придавая им форму.

Оригами Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Ребенок знакомится с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.). Развивается глазомер. Развивается движение пальцев и кистей рук; развивается внимание, память, логическое мышление, творческие способности.

Оригами

Ни одно упражнение не станет развивающим, если не будет интересно ребенку. Задача взрослых: поддержать ребенка; при необходимости оказать помощь; быть терпеливыми и спокойными. Скручивание лент, перекатывание карандаша, лепка, рисование и раскрашивание карандашом …

Эмоциональная стабильность Это способность ребенка сохранять спокойное состояние в различных, в том числе, изменяющихся, обстоятельствах.

Эмоциональное благополучие Ребенку необходима эмоциональная стабильность взрослых. Стиль эмоционального реагирования на события передается ребенку. Причиной эмоционального неблагополучия может быть напряжение, связанное с нарушениями режима, повышенными требованиями к ребенку, проблемами в семейном общении, проблемами здоровья.

Эмоциональное благополучие Необходим комплексный подход с привлечением средств психологической и педагогической коррекции, а в некоторых случаях и медицинской поддержки.

Помните, что в каждом ребенке есть своя искра, которую может высечь кремень счастья и правды.

Спасибо за внимание. Всем удачи!