Подготовила учитель русского языка СШ 26 им.Ж.Жабаева Кылышбаева Н.К. 2015-2016 учебный год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Местоимение. Местоимения отличаются от других самостоятельных частей речи тем, что они не называют предметы и признаки, а только указывают на них. Например.
Advertisements

Что изучает этот раздел науки о языке? Что изучает этот раздел науки о языке? На какие группы делятся все части речи? На какие группы делятся все части.
МЕСТОИМЕНИЯ Местоимение самостоятельная часть речи, употребляемая вместо имени существительного, прилагательного, числительного, наречия или его характеристики.
Местоимение как часть речи Он Она Оно Они Я и Ты Вы и Мы ЛИЧНЫЕ МЕСТОИ МЕНИЯ 6 класс, учитель Хатинская И.П.
Местоимение как часть речи. Цель: вспомнить отличительный признак местоимений от других частей речи; познакомиться с разрядами местоимений; выяснить роль.
7 класс Части речи Выполнила: Гессель Т.И.. Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение глагол причастие деепричастие наречие.
Местоимение 6 класс Выполнила учитель русского языка и литературы Яшина Н.Ю. МБОУ Радищевская СОШ г.
МестоименияМестоимения. Местоимение как часть речи 1. Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
…такие слова, которые обозначают лицо, а также указывают на предметы, признаки, количество, но не называют их конкретно. Местоимение вне контекста имеют.
Местоимение Местоимение Работу выполнила Работу выполнила ученица 10 класса Бишевской СОШ Апастовского района РТ Миннуллина Роза Руководитель: Алексеева.
МЕСТОИМЕНИЕ Учитель: Богданова Наталья Васильевна ГОУ СОШ 367.
МОБУ Талаканская СОШ 6 Амурская область Бурейский район Все о местоимениях Старновская Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы.
Местоимения Часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. Местоимения, изменяются по падежам. Есть местоимения,
Имя существительное. Имя существительное- самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?(и вопросы падежей) Общее.
Имя существительное Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Бывают собственными или нарицательными, одушевленными.
Имя числительное Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 40 города Твери Королева Ирина Ивановна.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Выполнила Кобзарь В. 6а. Имя существительное- самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? Морфологические признаки.
Местоимения-прилагательные и местоимения –числительные в языке и речи.
Имя числительное – часть речи, которая обозначает отвечают на вопросы Количество предмета Порядок предметов при счёте Сколько? Какой ? количественное.
Транксрипт:

Подготовила учитель русского языка СШ 26 им.Ж.Жабаева Кылышбаева Н.К учебный год

1. Организовать деятельность учащихся при подготовке к ЕНТ. 2. Повышение эффективности работы над ошибками при решении тестовых вопросов по морфологии. 3. Активизировать и систематизировать знания учащихся по морфологии; 4. Актуализация теоретических знаний и практическое применение их при работе с тестами. 5. Закрепить умение определять принадлежность слова к частям речи на основе общего значения части речи, морфологических признаков и синтаксической роли слова; 6. Формировать умение выделять общие и существенные признаки;

самостоятельные служебные междометие

Грамматическое значение Морфологические признаки Синтаксическая функция

Эти классы слов важны не только для морфологии, но также для лексикологии и синтаксиса. У слов, относящихся к одной части речи, есть общие грамматические признаки: 1) одинаковое обобщенное грамматическое значение 2) одинаковый набор морфологических категорий. 3) синтаксическая функция.

Название ЗначениеВопросы ИзменениеСинтаксическая функция Имя существительное Предмет, лицо, явление, понятие Кто? Что?По числам и падежам Подлежащее, дополнение Имя прилагательное Признак или принадлежность предмета Какой? Каков? Чей? По числам, родам, падежам Определение, именная часть сказуемого Имя числительное Количество или порядок при счёте Сколько? Который? Как сущ или прилагательное В составе словосочет. подлеж., дополн., определен. Местоимение Указывает на лицо, предмет, признак, принадлежность, кол-во Кто? Что? Какой? Каков? Чей? Сколько? По падежам, иногда по числам и родам Подлежащее, дополнение, определение

Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? Существительные употребляются чаще других частей речи: на каждые 100 слов приходится 40 существительных. По значению существительные делятся на группы: 1) Конкретные – называют конкретные предметы: журнал, книга, самолёт, брат, отец, рыба, грач и т.д. 2) Вещественные – называют различные вещества: воздух, мука, бензин, сахар, масло, молоко и т.д. 3) Отвлечённые – называют явления, воспринимаемые мысленно: учение, чтение, бег, радость, храбрость, грусть и т.д. 4) Собирательные – называют множество одинаковых предметов как целое: детвора, учительство, листва, молодёжь и т.д.

Род имен существительных Женский род Мужской род Земля, мать, мышь, Конь, стол, лес, рожь, ночь, луна папа, город, воевода Средний род Общий род Окно, лето, кольцо, село, пламя, время Забияка, задира, невежа, невежда

Особую группу среди имен существительных составляют так называемые слова общего рода. Грамматическое своеобразие их заключается в том, что род этих существительных меняется в зависимости от пола обозначаемого ими лица (а значит, меняется и род согласующихся с ними слов). Маша – большая плакса. Василий – большой нюня. Айдар – работяга. К словам общего рода также относятся: визави, протеже, задира, кривляка, мямля, невежа, недотепа, плакса, пьяница, разиня, хитрюга, запевала, книгоноша, сирота и книжное коллега, злюка, разиня, хитрюга. Существительные общего рода

Способы образования существительных: Суффиксальный способ: белизна, гордость, нежность, радость Приставочный способ: подвоз, разлив, удел Приставочно-суффиксальный способ: подорожник, преподаватель, подснежник Сложение: 1) Сложение целых слов: школа-интернат, диван-кровать, ракета- носитель 2) Сложение основ с помощью соединительных гласных О и Е: луноход, лесостепь, пешеход, птицелов 3) Сложение начальной части слова с целым словом: стенгазета, полдыни, пол – арбуза 4) Сложение начальных букв слов или сложносокращенные (аббревиатура): Каз Гу – Казахский Государственный Университет, вуз – высшее учебное заведение

После пол - ставится дефис: 1) Перед всеми прописными буквами: пол- Москвы, пол-Астаны 2) Перед гласными буквами: пол-яблока, пол- окна 3) Перед согласной Л : пол – лимона, пол-литра В остальных случаях всегда пишутся слитно: полдыни, полгруши Полу - всегда пишется слитно: полумрак, полумера

Род буквенных аббревиатур (они читаются, произносятся по названиям букв, например, АПН читается как а-пэ-эн) диктуется родом опорного слова словосочетания, сократившегося в аббревиатуру: АПН (Академия педагогических наук) – ж.р.; КСК (культурно-спортивный комплекс) – м.р.; УВКХ (Управление водопроводно-канализационного хозяйства) – ср.р. Так же определяется род всех аббревиатур, оканчивающихся на гласную: ГАО (Главная астрономическая обсерватория) – ж.р.; ДГУ (Донецкий государственный университет) – м.р.; ОЧУ (оптическое читающее устройство) – ср.р. и т.п. Звуковые аббревиатуры (читаются по звукам, как обычные слова) относятся в большинстве своем к мужскому роду как кончающиеся на согласную: ТАСС, вуз, АЭС, ГРЭС, ГЭС. Сложносокращенные слова. (аббревиатуры)

Все существительные имеют одно из 3 склонений: Существительные 1 склонения существительные мужского и женского рода с окончанием в именительном падеже единственного числа -а, -я, например, папа, мама, семья. Существительные 2 склонения существительные мужского и среднего рода с окончанием в именительном падеже единственного числа: нулевое окончание для мужского рода и -о, -е для среднего рода, например: окно, голубь, стол. Существительные 3 склонения существительные женского рода, имеющие в форме именительного падежа единственного числа нулевое окончание и в конце Ь (мягкий знак), например: мышь, шаль, ложь.

Разносклоняемые существительные Бремя Бремя Время Время Вымя Вымя Знамя Знамя Имя Имя Пламя ср.р. Пламя ср.р. Племя Племя Семя Семя Стремя Стремя Темя Темя Путь м.р. Путь м.р. Несклоняемые существительные Несклоняемые существительные Какао, фламинго, метро, кино, радио, шоссе, кофе, жюри, пони, кенгуру, пианино, шимпанзе и т.д.

Мужской род Женский род Средний род Слова, не имеющие единственного числа Ботинок Валенок Сапог Чулок Носков Апельсинов Помидоров Армян Цыган Киргизов Солдат Партизан Гусар Татар Комментариев Басен Вафель Домен Кочерег Оглобель Свадеб Простынь Яблонь Долей Свечей Саклей Барж Пригоршней Усадеб Вишен Верховьев Устьев Захолустий Побережий Коленей Яблок Остриев Болотцев Блюдец Одеялец Зеркалец Личиков Копытцев Кружевцев Нападок Сумерек Потемок Заморозков Лохмотьев Будней Граблей Яслей Перил Переговоров Ворот Денег Устоев Чар Похорон

1. Десятки (тонна) болгарских (помидоры) 2. Несколько (окошко) 3. Много (мандарин, апельсин, баклажан, яблоко) 4. Запас (лезвие) 5. Среди (дорога) 6. Красивые национальные одежды (таджик, киргиз, казах, якут, бурят, туркмен, башкир)

1. Десятки тонн болгарских помидоров 2. Несколько окошек 3. Много мандаринов, апельсинов, баклажанов, яблок 4. Запас лезвий 5. Среди дорог 6. Красивые национальные одежды таджиков, киргизов, казахов, якутов, бурят, туркмен, башкир.

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? Чьи? Прилагательное очень гибкое слово: оно может приспособиться к любому существительному или наречию. При использовании с неизменяемыми словами, они помогают понять, о скольких предметах идёт речь: Сшили новое пальто. – Сшили новые пальто. Прилагательные бывают полные и краткие: Краткими могут быть: качественные: умный – умен, добрый – добра притяжательные в Им.п. с суффиксом –ИЙ, -Й: лисий, медвежий, охотничий

качественные относительные притяжательные 1. Обозначают признак по -Форме -Размеру -Вкусу -Цвету -Звуку -Весу -Запаху -Общим качеством 2. Бывают: полные и краткие падеж число род число только Им.п 1.Обозначают: -материал -количество -место нахождения -время -назначение -вес -длину -меру 2. Не имеют краткой формы и степеней сравнения, антонимов, не сочетаются с наречием ОЧЕНЬ 1. Обозначают принадлежность чего- либо какому-нибудь лицу. 2. Отвечают на вопрос ЧЕЙ? и т.д. 3. Изменяются по падежам. Числам и родам.

Из одного разряда в другой Из одной части в другую 1. Относительное в качественное: Свинцовая пуля – свинцовые тучи Стальной нож – стальные мышцы 2. Притяжательные в относительные и качественные: Медвежья пасть – медвежья шуба – медвежья походка. 3. Качественные в относительные: Живой ребенок – живая изгородь Цветное платье – цветные металлы 1. Прилагательное в существительное: Столовая комната – столовая Больной ребенок – больной 2. Числительное в прилагательное: Первый по счету – первый (лучший) ученик, десятое упражнение - десятое дело (фразеологизм неважное, последнее дело) 3. Причастия в прилагательное: Блестящие на солнце – блестящие способности

Буква Ь пишется в прилагательных, образованных от названий месяцев, перед суффиксом -ск-. Декабрьский, июньский, сентябрьский Исключение: январский. Буква Ь не пишется в кратких прилагательных с основой на шипящую Горяч, всемогущ, хорош Правописание Ь (мягкого знака) перед суффиксами прилагательных

1. Найдите качественные прилагательные, образованные от относительных: A. Прошлогодний план, метровый шест, кожаный пояс B. Хрустальный голос, серебряные слезы, железный характер C. Деревянный стол, гладкая дорога, узкий коридор D. Волчий мех, волчья схватка, волчий след 2. Найдите предложения с прилагательным-подлежащим: A. Во время ужина дети не подходили ко взрослым. B. Взрослые не оставляют детей без присмотра C. Дети выросли и стали взрослыми D. Взрослых не было дома Задание 2

Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество и порядок предмета при их счете, отвечает на вопросы: Какой? Который? Сколько? По строению числительные бывают: 1) простые – с одним корнем: два, три, четыре, сто, сорок 2) сложные – с несколькими корнями: пятьдесят, одиннадцать, двухтысячный 3) составные – из нескольких слов: сорок восемь, двадцать пять, сто пятьдесят четыре

количественные порядковые целыесобирательныедробные 1. Количество считаемых предметов. 2. Отвлеченно е число. 9 слов Оттенок совместности: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, девятеро, десятеро, оба, обе 1. Часть определенной единицы измерения или общего количества. 2.части: третьих, четвертых заменяются существительным и трети, четверти. 3. полтора, полторы, полутора 1. обозначают порядок предметов при их счете. 2. числительные от 50 имеют первую часть в форме Р.п. пятидесятый, семисотый.

Собирательные числительные двое, трое, четверо употребляются: 1. С существительными, обозначающими лиц мужского пола (четверо мальчиков) 2. С существительными дети, ребята, люди (двое детей) 3. Существительными, называющими детенышей животных трое котят 4. Существительными, употребляющимися только во множественном числе двое ножниц 5. С личными местоимениями нас трое, их было пятеро

Падежи Составные числительные Именительный падежтысяча девятьсот восемьдесят шесть Родительный падежтысячи девятисот восьмидесяти шести Дательный падежтысяче девятистам восьмидесяти шести Винительный падежтысячу девятьсот восемьдесят шесть Творительный падежтысячей девятьюстами восьмьюдесятью шестью Предложный падежо тысяче девятистах восьмидесяти шести

Числительные, обозначающие количество в сочетании с существительным являются одним членом предложения: Пятеро учеников вошли в класс. (подлежащее) Соберемся в пять часов. (обстоятельство) Числительные полтора, полтораста, полутора при склонении имеют две формы: 1) Им.п. и В.п. 2) остальные падежи В полутора днях, к полутораста томам

И.п.Р.пД.п.В.п.Т.п.П.п полтора Муж., ср.р. полтораполутора полтораполутора Жен. р. полторы полтораста полутора ста полтора ста полутора ста

1. Найдите имена числительные: A. двойка, двойня, удвоить, две B. три, трояк, треть, тройня C. пять, пятый, одна пятая, пятеро D. пятак, впятером, пятилетний, пятидесятый 2. Выберите правильный вариант: A. двое мальчиков, четверо сыновей B. двое девочек, трое прибывших C. семеро сестер, четверо дочерей D. четыре сутки, восьмеро коров 3. Выберите правильный вариант: A. полтора ящика, полторы недели B. полутора ящика, полутора недели C. полутора дня, полутора дням D. полутора ящикам, полутора ящика Ключи: 1. С 2. А 3. А.

Пять (…) человек, пятерка (…) друзей, впятеро (…) увеличить, сторублевая (…) купюра, сотня (…) книг, утроить (…) выдачу, семидневный (…) поход, тройной (…) одеколон, во-вторых (…), старая (…) полуторка, полутораста (…) человек. (Ответы: числительное, существительное, наречие, прилагательное, числительное, глагол, прилагательное, прилагательное, наречие, существительное, числительное)

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, признак, порядок предмета, но не называет их. Одно возвратное местоимение – СЕБЯ не имеет рода, лица, числа и Им.падежа. Вопросительные местоимения употребляются в вопросительных предложениях. Относительные местоимения употребляются в сложноподчиненных предложениях (СПП), для связи простых предложений.

Вместо имени существительного Личные Возвратные Вопросительные Относительные Отрицательные Неопределенные Определительные Я,ты, он, она, мы, вы и др. Себя Кто, что, кого, чего Никто, ничто, некого, никого Некто, нечто, кто-то, что- нибудь Сам, каждый, другой Вместо имени прилагательного Указательные Притяжательные Определительные Вопросительные Относительные Отрицательные Неопределенные Этот, тот, таков, такой Мой, твой, свой, наш, ваш Сам, каждый, другой, всякий Какой, чей, который Никакой, ничей Некий, некоторый, кое-какой Вместо имени числительного Указательные Вопросительные Относительные Неопределенные Столько Какой, некоторый, сколько Какой, который Несколько

Отвечают на вопросы: Кто? Что? Указывают на предмет, но не называют его Например: -Кто? -Я, ты, они, некто, кто-то, никто. - Что? - Что-то, нечто, ничто, что-либо.

Отвечают на вопросы: КАКОЙ? ЧЕЙ? Указывают на признак предмета, но не называют его Например: -Какой? - Всякий, другой, никакой, некоторый. - Чей? - Мой, его, их, свой, твой.

Отвечают на вопрос СКОЛЬКО? И указывают на количество предметов, но не называют ЕГО Например: -Сколько? -Столько, несколько, нисколько.

1. С предлогами пишутся раздельно: с некоторым, обо мне 2. Приставка НЕ пишется под ударением, НИ – без ударения: некому, никому 3. НЕ и НИ при наличии предлогов пишутся раздельно: не с кем, ни о ком. 4. Неопределенные местоимения с -то, -нибудь, -либо, кое -: кое-кто, чем-либо 5. В личных местоимениях происходит наращивание Н после предлога: были у него, говорили с ней 6. Частица НЕ с местоимениями, кроме отрицательных и неопределенных, пишется раздельно, перед вопросительными и относительными не употребляется: не он, не себя, не каждый, не так, не мой

Слитно Раздельно 1. Местоименные наречия в предложении можно заменить наречием Зачем спешишь? (С какой целью? Почему? ) 2. Союзы Устал, зато закончил. (союз в ССП можно заменить союзом НО) Чтобы знать, надо много читать. (Союз в СПП, можно заменить другим союзом) 1. Местоимения с предлогами За чем ты пришёл? (За книгой пришёл.) 2. Местоимения с частицей Что бы почитать? Что почитать бы? (Частицу можно переместить) Запомните! Во что бы то ни стало

1. Вставить в строки из стихов местоимения, определить их разряд и падеж. Назвать автора. Расставить пропущенные знаки препинания. 1. Белая берёза … окном принакрылась снегом, точно серебром. 2. Приплыла … рыбка спросила Чего … надобно старче? 3. … … пишу – чего же боле? … … ещё могу сказать? 2. Найдите четвертый лишний в каждой строке: Некто, ничего, не с кем, не у кого Этот, каждый, такой, тот Нечто, несколько, некоторый, нечем Меня, себя, тобою, мы Любой, наши, мой, ваш 3. Вставьте местоимения 1. Чего … не хочешь, того и другому не делай. 2. (Не) кричи о …, пусть другие о тебе хоть тихо скажут. 3. Сам … губит, кто других не любит. 4. Для … жить – тлеть, для семьи - гореть, а для народа – светить. 5. Нет лучше шутки, чем над ….