Компьютерная презентация на тему: «Коллектив, его признаки и структура. Взаимодействие коллектива и личности.»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Компьютерная презентация по педагогике на тему: «Детский воспитательный коллектив»
Advertisements

Развитие инициативы и самодеятельности учащихся в классном коллективе.
Организация самоуправления в школе как основа воспитания гражданина патриота.
Анализ воспитательной деятельности МО классных руководителей МОУ СОШ 24.
1. В чем сущность и особенности воспитательного процесса?
Самоуправление как средство развития и саморазвития личности школьника выступление на педагогическом совете подготовила классный руководитель 5 А класса.
«От инновации – к школе сотрудничества и взаимодействия»
Методы воспитания. это общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ Выполнили : гр. ПМНО -22 Гаджиева Э. Пилипишена О.
Ф ормирование программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в образовательном учреждении. Пушнова Ю.Б. методист кафедры управления.
Схема анализа воспитательной работы класса. МОУ Сладковская СОШ Руководитель МО классных руководителей Степкина Н.М.
Воспитательная программа 2б Тявина В.Я. «Цветок Дружбы» 1 – 4 класс.
Модель ученического самоуправления МБОУ «СОШ 27 с углублённым изучением отдельных предметов»
Психологический климат в коллективе. Что же такое «психологический климат?» Понятие "психологический климат школы" можно определить как динамическую обобщенную.
Воспитательный коллектив как основная содержательная форма целостного учебно- воспитательного процесса ГБОУ СПО НКПиИТ ЯНАО Социальный педагог Медведева.
Воспитательная система класса Мастер – класс для классных руководителей. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа.
Д. Карнеги Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
Самоуправление в классе: теоретические вопросы Заместитель директора по ВР МОУ Коченевская СОШ 13 Коршунова И.Е.
«Обучение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно.
О СОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ Методист ЦВР В.А. Чивилихина Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе.
Транксрипт:

Компьютерная презентация на тему: «Коллектив, его признаки и структура. Взаимодействие коллектива и личности.»

План 1. Понятие «коллектив», признаки коллектива, его функции, структура и основные типы. 2. Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов. 3. Роль детского коллектива в развитии личности. 4. Этапы и уровни развития детского коллектива. 5. Основные условия развития детского коллектива.

Понятие «коллектив», признаки коллектива, его функции, структура и основные типы Детский коллектив – это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. Коллектив – это группа людей высокого уровня развития, отличающаяся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистической направленностью. Коллективизм – это чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества.

Детский коллектив – важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Детский воспитательный коллектив – 1) созданная система коллективистические, высоконравственно и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения в детской среде, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности; 2) группа высокого уровня развития, где межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Первичный коллектив – это такой коллектив, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии.

Коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественно-полезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. Признаки коллектива: наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед; систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность; соответствующая организация совместной деятельности; систематическая практическая связь детского коллектива с обществом; наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; развитые критика, самокритика, сознательная дисциплина.

Функции коллектива: Организационная функция – детский коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью. Воспитательная функция – детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений. Функция стимулирования – коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения. Структура коллектива Староста Актив – наиболее деятельные и уважаемые школьники Временные коллективные органы (советы, штабы) Собрание воспитанников

Основные типы детских коллективов 1. По характеру деятельности: организованные на основе разнообразной деятельности (классы, отряды); организованные на основе одного вида деятельности (кружки, секции, клубы); организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства. 2. По возрастному составу: одновозрастные; разновозрастные.

Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов 20-е гг. ХХ века – центральной задачей было создание сплоченного коллектива школьников. Луначарский А.В. считал основной целью воспитания – всестороннее развитие личности, которая сможет жить в гармонии с другими. На основе коллектива могут развиваться особенности человеческой личности. Воспитывая индивидуальность на базе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и общественной направленности. Н.К. Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ коллективного воспитания детей и подростков. Тщательную теоретическую проработку в ее трудах получили проблемы, имеющие практическое значение: активная позиция ребенка в установлении коллективистских отношений; связь детского коллектива с широкой социальной средой; самоуправление в детском коллективе и методические основы его организации.

С.Т. Шацкий был руководителем школы-коммуны, доказал на практике возможность организации детского коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающей широкие перспективы для всестороннего развития личности ребенка. А.С. Макаренко внес весомый вклад в разработку теории и практики коллектива, глубоко обосновал концепцию воспитательного коллектива. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему прав и обязанностей, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Система перспективных линий, принцип параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед.

Современная концепция воспитательного коллектива рассматривает его как своеобразную модель общества, отражающую присущие ему отношения, свойственную ему атмосферу, принятую в нем систему человеческих ценностей. Детский коллектив рассматривается как модель, в которой отражаются отношения сегодняшнего дня общества и тенденции его развития. В настоящее время исследуются такие вопросы теории коллектива, как: массовое, групповое и индивидуальное в коллективе; проблема коллективного целеполагания; формирование социальной направленности личности и развитие творческой индивидуальности членов коллектива; идентификация и обособление в коллективе в их единстве; единство педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции; тенденции развития коллектива как субъекта воспитания.

Роль детского коллектива в развитии личности Детский коллектив – основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает сам. Коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. Это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость. В коллективе формируются такие личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний, самоуважение. В коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально- нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция. В условиях коллектива трудовая деятельность стимулирует проявление взаимоответственности, взаимопомощи, воспитание у детей коллективизма и творческого отношения к труду.

Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность стимулирует обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности. Эти виды деятельности способствуют эмоциональному развитию детей, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества. Коллектив открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности.

Этапы и уровни развития детского коллектива Этапы развития коллектива по А.С. Макаренко Первый этап – в качестве средства, сплачивающего коллектив, должно выступать единоличное требование учителя. Группа еще не является коллективом. Когда в группе появляется мажорный стиль и тон, качественный уровень всех видов предметной деятельности и выделение действующего актива, можно говорить о том, что группа становится коллективом. Второй этап – основным проводником требований к личности должен быть актив. Здесь вступает в силу метод параллельного воздействия, т.к. педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся, которые его поддерживают. Категорическое требование на этом этапе должно стать требованием коллектива. Третий этап – появление системы самоуправления коллектива: наличие органов коллектива и наделение их реальными полномочиями. Именно с полномочиями появляются обязанности и необходимость в самоуправлении.

Этапы развития коллектива по Л.И. Новиковой 1)Стадия сплочения коллектива; 2)Стадия превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся; 3)Стадия, когда важнейшей заботой коллектива становится корректировка социального опыта и развитие творческой индивидуальности каждого воспитанника.

Основные условия развития детского коллектива 1)В качестве важнейших средств формирования коллектива выступают разнообразные виды деятельности школьников. 2)Деятельность воспитанников должна строиться с соблюдением ряда условий: умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание и умножение положительных традиций коллективной жизни. 3)Организация перспективных устремлений воспитанников – закон движения коллектива. 4)Организация самоуправления. 5)Накопление и укрепление традиций.

Взаимодействие личности и коллектива