«Стратегия развития образовательных организаций на современном этапе: политика и управление Садовенко А.С. Заместитель директора по управлению программами.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стратегические документы в сфере образования. Государственная программа РФ « Развитие образования » на годы Государственная программа РФ « Развитие.
Advertisements

Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
Независимая система оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги Калиниченко Ольга Владимировна, начальник сектора комплексного анализа.
Реализация новых моделей и стандартов в дошкольном образовании Новосибирской области Чечулина О.Г., к.п.н., зав.кафедрой ТиМДО НИПКиПРО.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА ГОДЫ.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Заседание координационного совета по поддержке одаренных детей.
Ключевые приоритеты модернизации общего образования Апрель, 2011 год.
О результатах реализации государственной программы Республики Карелия «Развитие образования в Республике Карелия» на годы в 2015 году и задачах.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ СПОРТИВНОЙ ОТРАСЛИ д.п.н. Изаак С.И. (Россия, г. Липецк, ноябрь 2017 г.)
Задачи: cоздание единого европейского пространства в области ПОО, oбеспечение прозрачности квалификаций (за счет введения Европейского резюме, Приложения.
Методологические основы для формирования воспитательной системы школы.
Правовое регулирование отношений в сфере образования Гептина О.С., методист КГБОУ НПО ПЛ 2.
ПРОГРАММА СРЕДНЕСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТГАМЭУП НА ПЕРИОД
Образовательная политика - важнейшая составляющая политики государства. Образовательная политика устанавливает на основе общественного согласия коренные.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. 996-р Воспитание детей – стратегический.
Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273 -ФЗ Принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации.
Транксрипт:

«Стратегия развития образовательных организаций на современном этапе: политика и управление Садовенко А.С. Заместитель директора по управлению программами и проектами ГБОУ Лицей 1586, магистр менеджмента, магистр психолого-педагогического образования, магистрант программы «Управление региональными системами образования» национального фонда подготовки кадров 03 февраля 2016 года

Рассматриваемы вопросы: 1. Современная государственная политика в сфере развития образования. 2. Управленческие инструменты и технологии. 3. Практическая часть. Информационно-управленческая система реализации стратегии развития и модернизации. Программа развития как основной инструмент разработки и реализации стратегии развития.

Нормативная база и рейтинговые ориентиры, определяющие государственную политику в сфере образования Комплекс нормативно-правовых документов (по стратегии развития) федерального и регионального уровней, определяющих основные направления деятельности (концепции, программы, проекты и рейтинги) Проектный менеджмент Современный инструмент по реализации государственной политики в сфере образования (на любом уровне) Информационные технологии в управлении образованием Ключевые соображения по проектированию стратегий развития образовательной организации Информационные системы, ориентированные на сбор и систематизацию данных в сфере образования

1. Современная государственная политика в сфере развития образования Государственная политика: Стратегия Тактика Цели Способы достижения Ближайшие действия Анализ и оценка

Современная парадигма образования Переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь» Причины изменения парадигмы Колоссальный, лавинообразный поток информации во всех областях знаний. Потребность современного общества в гибких, адаптивных системах образования, предусматривающих возможность достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышении квалификации, саморазвития на любом отрезке жизненного пути человека

Главная задача современного образования Сформировать умение самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач. Усвоение и обобщение готовых знаний в настоящее время становится не целью, а одним из вспомогательных средств интеллектуального развития человека. Основные представления теории образовательной политики Образование как часть социальной сферы государства, как объект культурной политики. Государственная политика в сфере образования: сущность и содержание. Принципы образовательной политики. Цели образования. Субъекты образовательной политики. Баланс интересов в образовательной политике. Роль идеологии в формировании образовательной политики. Демократический подход к выработке и реализации образовательной политики.

Тенденции развития мировой и российской систем образования Систему образования можно рассматривать в масштабах страны, региона или города. В современных условиях это открытая, непрерывно развивающаяся система, для которой характерен ряд тенденций: интеграция, ведущая к сближению стран, созданию условий для формирования единого мирового образовательного пространства;

Государственная политика в сфере образования: сущность и содержание Это деятельность государственных органов и государства в целом в области функционирования и развития системы образования. В сфере образования главное место занимает политика качества образования. Политика качества образования и государственная образовательная политика определены Конституцией Российской Федерации и законодательством в области образования. Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (273-ФЗ, ст. 2).

Государственная политика в сфере качества образования Качество образования в государственной образовательной политике определяют следующие вопросы: обеспечение образовательного потенциала страны с учетом требований её устойчивого развития в XXI веке; реализация императива экологического выживания России и человечества в целом; обеспечение императивов перехода к всеобщему высшему образованию к 20-м годам XXI века и становления в России «образовательного общества».

Сущностная характеристика образовательной политики: 1. Образовательная политика государства базируется на целом ряде принципов – руководящих началах, обусловливающих стратегию и тактику образовательной политики на конкретном историческом этапе развития общества и на будущий период (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный периоды). 2. Принципы закреплены в действующем законодательстве, регулирующем различные стороны национальной системы образования, и прежде всего, в конституционных актах и актах, имеющих содержательно-стержневой, характер для правового регулирования сферы образования (Закон РФ «Об образовании»). 3. Такая связь между принципами образовательной политики государства и законодательством в сфере образования свидетельствует о том, что правовая основа образовательной политики является ведущей среди других уже в том смысле, что все другие основания политики – идеологические, социальные, финансово-экономические, социальные и др. могут быть актуализированы лишь посредством их отражения в действующем законодательстве. В этом смысле образовательное право есть ведущая основа и одновременно важнейший критерий эффективности реальной образовательной политики всякого государства.

Принципы госполитики в сфере образования Федеральный закон от , «Об образовании в РФ», ст. 3, п.1 Приоритетность образования; Недопустимость дискриминации; Гуманистический характер; Единство образовательного пространства; Международная интеграция; Светский характер; Свобода выбора; Непрерывность; Автономия, открытость; Демократический характер управления; Конкурентность; Государственное и договорное регулирование отношений

Кто формирует государственную политику Федеральный закон от , «Об образовании в РФ», ст. 6, п.1 1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся: 1)разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования; Положение о Министерстве образования и науки РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от года, 466, п.1 1. Минобрнауки является федеральным органом исполнительным по выработке государственной политики в сфере образования Кто реализует гос политику в образовании Распределение полномочий Руководители системы образования разных уровней

Субъекты образовательной политики Государство Гражданское общество Педагоги (воспитатели, учителя, преподаватели) Обучающиеся

Стратегия РФ в сфере образования ФЗ «Об образовании в РФ» (2012) ФГОС (ВПО, 2009; НОО, 2009; ООО, 2010; СОО, 2012; ДОО, 2013; НОО с ОГВ, 2014) Профессиональный стандарт: Педагог (с г) Профессиональный стандарт: Руководитель образовательной организации (проект на обсуждении) Национальная доктрина образования в Российской Федерации (2000 – 2025 гг.) Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010) Указ Президента РФ от N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Государственная программа «Развитие образования» на гг. Федеральная целевая программа развития образования (2016 – 2020 гг.) Стратегия 2020 (Концепция долгосрочного социально- экономического развития до 2020, раздел 3 «Образование») (2008, 2010)

Государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 годы В рамках реализации государственной программы планируется, в частности, достижение следующих основных результатов: улучшение результатов российских школьников по итогам международных сопоставительных исследований качества общего образования (PIRLS, TIMSS, PISA); повышение удовлетворенности населения качеством образовательных услуг; повышение эффективности использования бюджетных средств, обеспечение финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных организаций; повышение привлекательности педагогической профессии и уровня квалификации преподавательских кадров; обеспечение потребности российской экономики в кадрах высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития; увеличение количества российских вузов, отмеченных в первой полутысяче в наиболее массово признаваемых рейтингах мировых университетов; создание условий для получения любым гражданином страны профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки на протяжении всей жизни; увеличение доли образовательных услуг, оказываемых в рамках частно-государственного партнёрства; формирование сети ведущих вузов страны; реализация гарантии получения дошкольного образования; отсутствие очереди на зачисление детей в возрасте от трёх до семи лет в дошкольные образовательные организации; создание условий, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, во всех общеобразовательных организациях; охват программами дополнительного образования не менее 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет; увеличение доли молодых людей, участвующих в деятельности молодёжных общественных объединений от 17% в 2010 году до 28% к 2020 году; повышение эффективности реализации молодёжной политики в интересах инновационного развития страны.

Федеральная целевая программа развития образования Федеральная целевая программа развития образования утверждена постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. 497 и является организационной основой образовательной политики государства официально до конца 2020 года. Целью Программы является создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. Задачами Программы являются: создание и распространение структурных и технологических инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании; развитие современных механизмов и технологий общего образования; реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей; создание инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики; формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов.

Заседание Госсовета по вопросам совершенствов ания системы общего образования от года По итогам заседания Государственного совета Президент сформулировал следующие поручения: внедрить современные программы подготовки и повышения квалификации педагогов; внедрить эффективный механизм материального и морального поощрения качественного, творческого учительского труда, создать стимулы к развитию и непрерывному профессиональному росту; усовершенствовать систему оценки квалификации, качества результатов работы учителя и его потенциала; разработать и внедрить общенациональную систему профессионального роста учителей; усовершенствовать систему отбора и профессионального развития директоров школ; сократить административную, бумажную нагрузку на педагогов и образовательные организации в целом; упорядочить количество контрольно-надзорных мероприятий в отношении школ; создавать и поддерживать комфортные условия обучения; ликвидировать третью смену в школах; обеспечить единые социальные гарантии детям вне зависимости от форм собственности школы, в которой ребёнок учится; создать общедоступную электронную школу для каждого школьника страны, где будут размещены учебные материалы и пособия, лекции наших знаменитых педагогов и учёных; обеспечить профессиональную подготовку и профориентацию школьников с привлечением вузов, техникумов и бизнеса; продолжить развитие дополнительного образования, технических кружков, творческих студий и спортивных секций; совершенствовать систему поиска и поддержки одарённых детей; поддерживать участие в современной образовательной среде музеев, театров, библиотек, общественных проектов в сфере патриотического воспитания, различных движений волонтёров.

Рейтинги образовательных результатов в сфере общего образования Рейтинговая система как инструмент оценки качества образовательных результатов: Федеральный рейтинг ТОП 500: Лучшие школы России ТОП 200 Лучших сельских школ России ТОП 200 школ, обеспечивающих высокие возможности развития талантов учениковТОП 500: Лучшие школы России ТОП 200 Лучших сельских школ России ТОП 200 школ, обеспечивающих высокие возможности развития талантов учеников ТОПы лучших школ по профилям подготовки: Химико-биологический Биолого-географический Социально-гуманитарный Филологический Индустриально-технологический Оборонно-спортивный Физико-математический Физико-химичский Матемтический Социально-экономический Химико-биологический Биолого-географический Социально-гуманитарный Филологический Индустриально-технологический Оборонно-спортивный Физико-математический Физико-химичский Матемтический Социально-экономический Проводит исследование и готовит перечни лучших школ России Московский центр непрерывного математического образования при информационной поддержке проекта «Социальный навигатор» МИА "Россия сегодня" и "Учительской газеты" при содействии Министерства образования и науки РФ.

Стратегические сессии Проектный менеджмент Управление по результатам (задачам) 2. Управленческие инструменты и технологии

1. Название программы развития (ключевое смысловое содержание); 2. Ценности и традиции; 3. Видение новой (или обновленной) модели образовательной организации, миссия и стратегия – «Что мы хотим? На что ориентируемся»; 4. Постановка целей развития и оценка имеющихся ресурсов развития; 5. Проблемы развития и формирование пакета задач и ключевые проекты; Выработка единой стратегической линии развития:

Управленческие инструменты для развития Стратегический анализ перспектив развития лицея SWOT анализ. Метод SWOT применяется для анализа среды. Он разделяет значимые факторы внешней и внутренней среды на четыре категории: Сильные стороны (strength), Слабые стороны(weakness), Возможности (opportunities) Угрозы (threats) Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации. SWOT -анализ Возможности Угрозы Сильные стороны Слабые стороны Стратегия Превратить в преимущества Нейтрализоватьиспользовать Усилить Связь компонентов SWOT –анализа со стратегией развития ОО Рефлексия и выработка стратегии развития

Каждый проект программы развития ориентирован на достижение определенных задач для достижение результатов через определенный комплекс действий Управленческие инструменты для развития Технологии проектного управления Проектно-целевое управление это механизм управления системой образования через важнейший метод - проектно-целевой подход, который обеспечивает достижение целей и показателей программ с помощью набора комплексных проектов, позволяющих реализовать перспективные прорывные разработки по созданию и внедрению передовых моделей, программ, технологий и решений в области образования, а также проектов по поддержке изменений на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях, обеспечивающих достижение плановых значений показателей развития системы образования. Выдержка из ФЦПРО на гг. Управление по результатам это - управление по результатам состоит из четырех циклов: планирование (расстановка приоритетов и планирование с целью оптимизации), исполнение (помощь в достижении лучших результатов), оценка (результатов/эффекта деятельности), пересмотр (внесение корректив в соответствии с результатами)». Задачи; Что будет выполнено в рамках решения задач?; Ресурсы, мероприятия (способы достижения) и механизмы реализации; Показатели и результаты Проект 1 для решения задач Итоговый результат Проект 2 для решения задач Цель

3. Практическая часть. Информационно- управленческая системы реализации стратегии развития и модернизации. Программа развития как основной инструмент разработки и реализации стратегии развития. Информационные технологии в управлении развитием и модернизацией образования Информационная прозрачность и открытость управления реализацией Программы развития и её результатов будет достигнута в ходе следующих мероприятий: Разработка модели управления как основы для полной информационной прозрачности процессов реализации Программы развития; Эффективное использование информационно-коммуникативных систем в работе с Программой развития; Создание специализированного интернет портала по управлению реализацией Программы развития. Ожидаемый управленческий эффект Действующая информационно-аналитическая система управления Программой развития; Эффективная система мониторинга основных содержательных элементов Программы развития Перспективы развития информационного портала: 1. Внедрение как инструмента сетевого взаимодействия в условиях межрайонного совета директоров; 2. Наполнение интеллектуальной «начинкой – умное развитие» ; 3. Реализация как модели экспертно- аналитического центра

Спасибо за внимание! ГБОУ Лицей 1586 Садовенко Александр Сергеевич заместитель директора по управлению образовательными программами и проектами Контактные данные: