КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАКРОЭКОНОМИКА» НА ТЕМУ : О БЩЕЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ : МОДЕЛЬ СОВОКУПНОГО СПРОСА И СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ МИНИСТЕРСТВО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Макроэкономическое равновесие (модель AD-AS) Выполнила студентка ИМиЕН Агапова Надежда группы ББ-21.
Advertisements

Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина Высшая школа экономики и менеджмента Кафедра общей экономической теории.
Макроэкономическое равновесие Модель совокупного спроса и совокупного предложения.
Совокупный спрос Совокупное предложение Т.2. Равновесие на товарном рынке.
Рынок товаров и рынок денег: модель IS-LM. Вспоминаем что такое совокупный спрос АD –Предельная склонность к потреблению (MPC). –Предельная склонность.
ТЕМА 9 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ.
Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Кейнсианская модель доходов и расходов.
1. Совокупный спрос и его составляющие 2. Совокупное предложение и его факторы 3. Равновесие на рынке благ и его измерение Макроэкономическое равновесие:
Тема 2: Макроэкономическое равновесие, потребление, сбережения, инвестиции Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Тема 2. Совокупный спрос и совокупное предложение Если две линии на графике пересекаются, за этим кроется что-то важное. Эрнест Кук, американский ученый.
Основные характеристики системы: 3. Структура. Модель AD-AS (совокупный спрос – совокупное предложение) В совокупный спрос не входит: Инвестиционный спрос.
Основы теории спроса и предложения.. Рынок представляет собой особую систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Состояние рыночной экономики,
Тема 2. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.
Совокупный спрос и совокупное предложение. Совокупный спрос и совокупное предложение. 1.Совокупный спрос (AD)1.Совокупный спрос (AD) Эффект процентной.
Совокупное предложение Макроэкономическое равновесие.
В.2. Предложение. Кривая предложения. Закон предложения. Механизм функционирования рынка Работу выполнили: Тимеркаева, Хасаншина, Иксанова, Хайретдинова.
Совокупный спрос, ценовые и неценовые факторы. Кривая совокупного спроса Подготовили студентки 2 курса ЭФ группы Э-121 Б Величко Юлия Миненко Светлана.
План лекции: 1.Совокупный спрос и факторы, его определяющие. 2.Совокупное предложение и факторы, его определяющие. 3.Макроэкономическое равновесие в модели.
Тема 3. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие. (2 часа) План: 1.Совокупный спрос и факторы, его определяющие. 2.Совокупное.
Транксрипт:

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАКРОЭКОНОМИКА» НА ТЕМУ : О БЩЕЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ : МОДЕЛЬ СОВОКУПНОГО СПРОСА И СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

С ОВОКУПНЫЙ СПРОС Совокупный спрос ( AD ) – это сумма спросов всех макроэкономических агентов (домохозяйств, фирм, государства и иностранного сектора) на конечные товары и услуги. Компонентами совокупного спроса выступают: 1. Спрос домохозяйств (потребительский спрос) 2. Спрос фирм (инвестиционный спрос) 3. Спрос со стороны государства (государственные закупки товаров и услуг) 4. Спрос иностранного сектора (чистый экспорт)

AD = C + I + G + Xn Формула совокупного спроса С - потребительский спрос I - инвестиционный спрос G - государственные закупки товаров и услуг Xn - чистый экспорт

Величина совокупного спроса представляет собой то количество конечных товаров и услуг, на которые будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом данном уровне цен. Чем выше общий уровень цен, тем меньше будет величина совокупного спроса и тем меньше расходов будут намерены сделать все макроэкономические агенты на покупку конечных товаров и услуг.

К РИВАЯ СОВОКУПНОГО СПРОСА (A D )

Характер кривой совокупного спроса (AD) определяется тремя факторами: 1. Эффектом реального богатства; 2. Эффектом процентной ставки; 3. Эффектом импортных закупок.

Э ФФЕКТ РЕАЛЬНОГО БОГАТСТВА Эффект реального богатства, выражается в том, что при более высоком уровне цен реальная стоимость или покупательская способность материальных ценностей уменьшается и, следовательно, население беднеет и будет сокращать свои расходы. И, наоборот, при снижении уровня цен реальная стоимость материальных ценностей возрастает и расходы увеличиваются.

Реальные денежные = М / Р запасы М – номинальное богатство индивида (выраженное в денежной форме) Р – общий уровень цен

Э ФФЕКТ ПРОЦЕНТНОЙ СТАВКИ Эффект процентной ставки показывает, что при повышении уровня цен повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций. Это, в свою очередь, вызывает сокращение спроса на реальный объем национального продукта.

Э ФФЕКТ ИМПОРТНЫХ ЗАКУПОК Эффект импортных закупок предполагает, что если уровень цен повышается, то товары данной страны становятся относительно более дорогими для иностранцев и поэтому сокращается экспорт. Импортные же товары становятся относительно более дешевыми для граждан данной страны, поэтому увеличивается импорт. В результате чистый экспорт сокращается, а поскольку он является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса уменьшается.

К неценовым факторам изменения совокупного спроса относятся: 1) факторы, воздействующие на совокупные потребительские расходы; 2) факторы, воздействующие на совокупные инвестиционные расходы; 3) факторы, воздействующие на государственные закупки товаров и услуг; 4) факторы, воздействующие на чистый экспорт.

Совокупное предложение Совокупное предложение (AS) представляет собой стоимость того количества конечных товаров и услуг, которое предлагают на рынок (к продаже) все производители (частные фирмы и государственные предприятия). Зависимость величины совокупного предложения от уровня цен в краткосрочном периоде прямая: чем выше уровень цен, т. е. чем по более высоким ценам производители могут продать свою продукцию, тем величина совокупного предложения больше. Это означает, что можно построить кривую совокупного предложения (кривую AS), каждая точка которой показывает величину совокупного предложения при каждом данном уровне цен. Таким образом, ценовые факторы (общий уровень цен) влияют на величину совокупного предложения и объясняют движение вдоль кривой AS.

К неценовым факторам, воздействующим на совокупное предложение, относятся: 1) Цены на ресурсы ( Р ресурсов). Чем выше цены на ресурсы, тем больше издержки и тем меньше совокупное предложение. а) количество ресурсов, которыми располагает страна б) цены на импортные ресурсы. в) степень монополизма на рынке ресурсов. 2) производительность ресурсов, т. е. отношение общего объема производства к затратам. Производительность ресурсов – это величина, обратная издержкам на единицу продукции: чем выше производительность ресурсов, тем меньше издержки и тем больше совокупное предложение.

3) налоги на бизнес ( Tx ). Фирмы рассматривают налоги на предпринимательство (особенно косвенные) как часть издержек, поэтому рост налогов на бизнес ведет к сокращению совокупного предложения (изменение налогов на бизнес является также неценовым фактором совокупного спроса). 4) трансферты фирмам ( Tr ). Трансферты фирмам можно рассматривать как анти налоги, их воздействие на совокупное предложение является положительным; 5) государственное регулирование экономики ( Gmanagement ). Чем в большей степени государство вмешивается в экономику, чем большее число регулирующих экономику учреждений и организаций оно создает, тем тяжелее бремя содержания государственного аппарата и, следовательно, тем больше средств уходит из производственного сектора экономики, что ведет к сокращению совокупного предложения.

Выделяются два подхода к трактовки вида кривой совокупного предложения (кривой AS): Классический Кейнсианский Соответственно, существуют и две макроэкономические модели, которые отличаются одна от другой, во- первых, системой предпосылок, во-вторых, системой уравнений модели и, в-третьих, теоретическими выводами и практическими рекомендациями.

Классическая модель. Основы классической модели были заложены еще в ХVIII в., а ее положения развивали такие выдающиеся экономисты, как А. Смит, Д. Рикардо, Ж. – Б. Сэй, Дж. – С. Милль, А. Маршалл и др. 1. Главная ее предпосылка – существование на всех рынках совершенной конкуренции, что соответствовало экономической ситуации конца ХVIII – начала ХIХ в. 2. Экономика делится на два независимых сектора: реальный и денежный. 3. Поскольку на всех этих рынках действует совершенная конкуренция, то все цены являются гибкими(меняются, адаптируясь к изменениям рыночной конъюнктуры и обеспечивают восстановление нарушенного равновесия на любом из рынков).

4. Равновесие на рынках устанавливается и восстанавливается автоматически, принцип «невидимой руки» А. Смита. 5. Принцип государственного невмешательства в управление экономикой. 6. Основной проблемой в экономике является ограниченность ресурсов, поэтому все ресурсы используются полностью, и экономика всегда находится в состоянии полной занятости ресурсов. 7. Главная проблема в экономике- проблема производства (совокупного предложения). Поэтому классическая модель – это модель, изучающая экономику со стороны совокупного предложения.Вследствие этого основным рынком выступает ресурсный рынок, и в первую очередь рынок труда 8. Проблема ограниченности ресурсов (увеличение количества и улучшение качества) решается медленно.

Реальные рынки в классической модели можно представить следующим образом: а) рынок труда; б) рынок капитала; в) рынок товаров

Кейнсианская макроэкономическая модель Основные положения: 1. На всех рынках действует несовершенная конкуренция. 2. Реальный и денежный секторы тесно взаимосвязаны и взаимозависимы 3. Цены негибкие, а жесткие, или, по терминологии Кейнса, липкие. Жесткость(липкость) цены труда обусловлена тем, что: действует контрактная система; действуют профсоюзы, которые подписывают коллективные договоры с предпринимателями, оговаривая определенную величину номинальной ставки заработной платы, ниже которой предприниматели не имеют права платить рабочим; государство устанавливает минимум заработной платы;

4. Поскольку на всех рынках цены жесткие, то равновесие рынков устанавливается не на уровне полной занятости ресурсов. 5. Необходимость появления дополнительного макроэкономического агента (государства), который будет либо предъявлять свой собственный спрос на товары и услуги, либо стимулировать спрос частного сектора и таким образом увеличивающий совокупный спрос. 6. Главной экономической проблемой становится проблема совокупного спроса, а не совокупного предложения, т. е. кейнсианская модель изучает экономику со стороны совокупного спроса. 7. Поскольку стабилизационная политика государства, воздействует на экономику в краткосрочном периоде, то и кейнсианская модель описывает поведение экономики в краткосрочном периоде.

В краткосрочном периоде кривая совокупного предложения SRAS имеет горизонтальный вид. Это так называемый «крайний кейнсианский случай» (рис. 3.6, а ). Когда ресурсы не ограничены, цены на них не меняются, поэтому не меняются издержки и нет предпосылок для изменения уровня цен на товары. Однако в современных условиях экономика имеет инфляционный характер, рост цен на товары происходит не одновременно с ростом цен на ресурсы и все большее значение приобретают ожидания экономических агентов, то в макроэкономических моделях кривая краткосрочного совокупного предложения ( SRAS ) графически изображается как кривая, имеющая положительный наклон (рис. 3.6, б ).

Шок – это неожиданное резкое изменение либо совокупного спроса, либо совокупного предложения. Различают позитивные шоки (неожиданное резкое увеличение) и негативные шоки (неожиданное резкое сокращение) AD и AS. Позитивные шоки совокупного спроса сдвигают кривую AD вправо. Позитивные шоки совокупного предложения сдвигают кривую AS: вниз, если она имеет горизонтальный вид (SRAS); вправо вниз, если она имеет положительный наклон (SRAS); вправо, если она вертикальна (LRAS). Негативные шоки совокупного спроса сдвигают кривую AD влево, а негативные шоки совокупного предложения сдвигают кривую AS в зависимости от ее вида вверх (SRAS), влево вверх (SRAS) или влево (LRAS).

Причинами позитивных шоков совокупного спроса могут быть резкое непредвиденное увеличение предложения денег; неожиданное резкое увеличение любого из компонентов совокупных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных или иностранного сектора); Причинами негативных шоков совокупного спроса могут быть : неожиданное сокращение предложения денег (сжатие денежной массы); либо резкое сокращение совокупных расходов; Подобная ситуация может иметь место лишь в условиях совершенной конкуренции. При несовершенной конкуренции действует так называемый «эффект храповика»

В макроэкономике «эффект храповика» проявляется в том, что цены легко повышаются, но их практически невозможно снизить, что связано прежде всего с жесткостью номинальной ставки заработной платы (в современных условиях ни рабочие, ни профсоюзы не допустят ее снижения), составляющей значительную часть издержек фирм и, следовательно, цен товаров.