Одарённые люди. ВЫПОЛНИЛА:УЧЕНИЦА 11 «А» КЛАССА ЩЕРБАКОВА КРИСТИНА ПРОВЕРИЛА: САМАРСКАЯ Т.В
Содержание I. Вступление II. Основная часть: 1. Понятие «гениальность» 2. Недра гениального мозга 3. Гениальность – это гены? 4. Какими особенностями наделены одаренные личности? 5. Показатели одарённого ребенка. 6. Известные гениальные люди III. Заключение IV. Список использованных источников и литературы
I.Вступление НА ПРОТЯЖЕНИИ МНОГИХ СТОЛЕТИЙ УЧЕНЫЕ БИЛИСЬ НАД РАЗГАДКОЙ ПРИЧИНЫ ГЕНИАЛЬНОСТИ, ВЫДВИГАЯ РАЗЛИЧНЫЕ ГИПОТЕЗЫ: 1. ОДНИ СЧИТАЛИ, ЧТО НАЛИЧИЕ УНИКАЛЬНОГО ДАРА СВЯЗАНО С АНАТОМИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ МОЗГА. 2. ДРУГИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ В ОСНОВУ ГЕНИАЛЬНОСТИ ПОЛОЖИЛИ ДРУГОЙ ПАРАМЕТР – ЧИСЛО БОРОЗД И ИЗВИЛИН НА ПОВЕРХНОСТИ ГОЛОВНОГО МОЗГА. 3. ЧТО У ГЕНИЕВ С РОЖДЕНИЯ НАЧИНАЕТ НЕРАВНОМЕРНО РАЗВИВАТЬСЯ ОДНА ИЛИ НЕСКОЛЬКО ОБЛАСТЕЙ МОЗГА ДО СОСТОЯНИЯ, ПОКА КОМПЛЕКС НЕРВНЫХ СТРУКТУР НЕ УСТАНОВИТ СВОЕ СТАБИЛЬНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ. КОГДА ЭТОТ ПРОЦЕСС ДОСТИГАЕТ АПОГЕЯ, ЧЕЛОВЕК НАЧИНАЕТ УДИВЛЯТЬ ОКРУЖАЮЩИХ МУЗЫКАЛЬНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ, СВОЕЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТЬЮ, ТАЛАНТАМИ ХУДОЖНИКА ИЛИ МАТЕМАТИКА.
II.Основная часть 1. ГЕНИАЛЬНОСТЬ - ЭТО ВЫСШАЯ СТУПЕНЬ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ. ЧЕЛОВЕК, ОДАРЕННЫЙ ГЕНИАЛЬНОСТЬЮ, ОЧЕНЬ ВАЖЕН ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА, ВЕДЬ ОН МОЖЕТ СОЗДАТЬ НОВУЮ ЭПОХУ ИЛИ СДЕЛАТЬ ВАЖНЕЙШИЕ ОТКРЫТИЯ. ГЕНИАЛЬНОСТЬ - ЭТО ДОСТАТОЧНО РЕДКОЕ ЯВЛЕНИЕ. СОГЛАСНО ПОДСЧЕТАМ ЛАФАТЕРА, ОДИН ГЕНИЙ ПРИХОДИТСЯ НА ОДИН МИЛЛИОН ЧЕЛОВЕК 2. НЕДРА ГЕНИАЛЬНОГО МОЗГА : ИЗВЕСТНО, ЧТО РАЗНЫЕ УЧАСТКИ МОЗГА ОТВЕЧАЮТ ЗА РАЗНЫЕ ФУНКЦИИ. НАПРИМЕР, ЧТОБЫ СТАТЬ ТАКСИСТОМ В ЛОНДОНЕ, НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ УВЕЛИЧЕННЫЙ ГИППОКАМП – УЧАСТОК МОЗГА, ОТВЕЧАЮЩИЙ ЗА ЗАПОМИНАНИЕ ИНФОРМАЦИИ. И ЭТО ВОВСЕ НЕ ШУТКА: ВЕДЬ ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА НА ПОЛУЧЕНИЕ ЛИЦЕНЗИИ НАДО ЗАПОМНИТЬ ВСЕ КАРТЫ И МАРШРУТЫ ГОРОДА. ЭТО ЗНАНИЕ ПОЗВОЛИЛО УЧЕНЫМ ПРЕДПОЛОЖИТЬ, ЧТО И ДЛЯ КРЕАТИВНОСТИ В МОЗГЕ СУЩЕСТВУЕТ СВОЯ ЗОНА ИЛИ КАКИЕ-ТО ОСОБЫЕ ПРОЦЕССЫ, ОТВЕЧАЮЩИЕ ЗА ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ИХ ОТСЛЕДИТЬ, ИССЛЕДОВАТЕЛЯМ НАДО БЫЛО ОПРЕДЕЛИТЬ КРИТЕРИЙ ЭТОЙ КРЕАТИВНОСТИ. КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ИМЕННО СЕЙЧАС В ЧЕЛОВЕКЕ ЗАПУСТИЛСЯ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ВИДНО НА (МАГНИТНО-РЕЗОНАНСНОЙ ТОМОГРАФИИ)? ЗА ОТПРАВНУЮ ТОЧКУ БЫЛО ВЗЯТО САМО ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДЛИННОГО ТВОРЧЕСТВА, КОТОРОЕ НЕИЗМЕННО СВЯЗАНО С ОТКРЫТИЕМ ИЛИ ИЗОБРЕТЕНИЕМ ЧЕГО-ТО ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВОГО. МОМЕНТ ОЗАРЕНИЯ БЫЛ НАЗВАН «ЭВРИКА», И ИМЕННО ЕГО УЧЕНЫЕ ПЫТАЛИСЬ ОБНАРУЖИТЬ НА МОНИТОРАХ КОМПЬЮТЕРА. ДЛЯ ЭТОГО ИСПЫТУЕМЫМ, КОТОРЫМИ БЫЛИ КАК ОБЫЧНЫЕ, ТАК И ГЕНИАЛЬНЫЕ ЛЮДИ, ДАВАЛИСЬ ДВА ЗАДАНИЯ. ОДНО БЫЛО НАПРАВЛЕНО НА ТО, ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕК РАБОТАЛ С ИМЕЮЩЕЙСЯ ИНФОРМАЦИЕЙ (НАПРИМЕР, ВСПОМНИЛ ДЕНЬ СВОЕЙ СВАДЬБЫ), А ВО ВРЕМЯ ВТОРОГО УЧАСТНИКАМ ЭКСПЕРИМЕНТА ПРЕДЛАГАЛОСЬ О ЧЕМ-НИБУДЬ ПОДУМАТЬ ИЛИ ПРОСТО МОЛЧА ОТДОХНУТЬ. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ ПРОИЗВЕЛИ ФУРОР: В МОМЕНТ «ОТДЫХА» МОЗГ ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ РАБОТАЛ В РАЗЫ АКТИВНЕЕ. НА СХЕМЕ НИЖЕ В ВЕРХНЕМ РЯДУ РАСПОЛОЖЕНЫ ФОТОГРАФИИ «ГЕНИАЛЬНОГО МОЗГА» ВО ВРЕМЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАЗМЫШЛЕНИЙ. СЛЕВА НАХОДИТСЯ ШКАЛА, ОТОБРАЖАЮЩАЯ НАСЫЩЕННОСТЬ МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. А СНИЗУ ПРЕДСТАВЛЕНЫ СНИМКИ «ОБЫЧНОГО» ЧЕЛОВЕКА И РЕАКЦИЯ ЕГО МОЗГА В АНАЛОГИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ.
3. Гениальность – это гены? ДВОЮРОДНЫЙ БРАТ ЧАРЛЬЗА ДАРВИНА ФРЭНСИС ГАЛЬТОН В 1869 ГОДУ ПРЕДСТАВИЛ ОБЩЕСТВЕННОСТИ КНИГУ «НАСЛЕДСТВЕННЫЙ ГЕНИЙ». В НЕЙ ОН СОСТАВИЛ ПОДРОБНОЕ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО 20 МУЗЫКАНТОВ, ВКЛЮЧАЯ БАХА, И НЕСКОЛЬКИХ ПИСАТЕЛЕЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ БРОНТЕ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО ОДАРЕННЫЕ ЛЮДИ ПРОИСХОДИЛИ ИЗ СЕМЕЙ, У ЧЛЕНОВ КОТОРЫХ ТАК ИЛИ ИНАЧЕ ПРОЯВЛЯЛИСЬ КРЕАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ. ЭТО ПОЗВОЛИЛО ГАЛЬТОНУ ПРЕДПОЛОЖИТЬ, ЧТО ГЕНИАЛЬНОСТЬ ИМЕЕТ ДОСТАТОЧНО СИЛЬНЫЙ ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ. ИДЕЯ НАШЛА ПОДДЕРЖКУ В НАУЧНЫХ КРУГАХ, И НАЧАЛО ХХ ВЕКА БЫЛО ОТМЕЧЕНО МНОГОЧИСЛЕННЫМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ В ОБЛАСТИ «НАСЛЕДСТВЕННОГО ГЕНИЯ» 4. КАКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ НАДЕЛЕНЫ ОДАРЕННЫЕ ЛИЧНОСТИ? НЕСТАНДАРТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ: ЯРКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ НАРЯДУ СО ВНИМАНИЕМ К ДЕТАЛЯМ; БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ РАЗУМ, ИНТУИЦИЯ, ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬ; ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ; ВООБРАЖЕНИЕ; МУЖЕСТВО И СМЕЛОСТЬ.
5. Показатели одарённого ребёнка 1. РЕБЕНОК НАЧАЛ РАНО ГОВОРИТЬ И ХОДИТЬ. 2. ЗНАЧИТЕЛЬНО РАНЬШЕ СВЕРСТНИКОВ НАЧАЛ ПРОЯВЛЯТЬ ИНТЕРЕС К ЦИФРАМ, БУКВАМ, РИСОВАНИЮ, МУЗЫКЕ, ПЕНИЮ, РАЗЛИЧНЫМ НАУКАМ И Т.Д. 3. ХОРОШЕЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ, БОГАТЫЙ ЛЕКСИКОН. 4. ОТЛИЧНАЯ ПАМЯТЬ, ЛЕГКО ЗАПОМИНАЕТ СТИХИ И СКАЗКИ. 5. ПЫТАЕТСЯ НАЙТИ НЕСТАНДАРТНЫЕ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ. 6. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ.. 7. ЛЮБИТ ЧИТАТЬ, КНИГА ВМЕСТО ТЕЛЕВИЗОРА И КОМПЬЮТЕРА. 8. УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9. ПРЕДПОЧИТАЕТ ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ. 10. ПОВЫШЕННАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ, КОТОРУЮ ПУТАЮТ С КАПРИЗНОСТЬЮ. 11. ПОВЫШЕННОЕ ЧУВСТВО СПРАВЕДЛИВОСТИ. ОНИ ВСЕГДА СОБЛЮДАЮТ УСТАНОВЛЕННЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ. 12. ЧАСТО ОТСТАВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ. 13. БОГАТОЕ ВООБРАЖЕНИЕ БОЛЬШИНСТВУ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ТРЕБУЕТСЯ ГОРАЗДО МЕНЬШЕ ВРЕМЕНИ ДЛЯ СНА, ЧЕМ СВЕРСТНИКАМ
6. Известные гениальные люди АРИСТОТЕЛЬ – ФИЛОСОФ НЬЮТОН ИСААК – ФИЗИК, МАТЕМАТИК. ШЕКСПИР УИЛЬЯМ – ПОЭТ И ДРАМАТУРГ ГАЙ ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ – ПОЛКОВОДЕЦ ЛОМОНОСОВ, МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ – УЧЁНЫЙ-ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ МЕНДЕЛЕЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ – ХИМИК ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ – КОМПОЗИТОР
III.Заключение ГЕНИАЛЬНОСТЬ - ЭТО ВЫСОКАЯ СТУПЕНЬ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ, КОТОРАЯ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В КОНЕЧНОМ РЕЗУЛЬТАТЕ, НЕСУЩЕМ В СЕБЕ КУЛЬТУРНУЮ, СОЦИАЛЬНУЮ, НАУЧНУЮ И ИСТОРИЧЕСКУЮ ЦЕННОСТЬ. ГЕНИИ ЛОМАЮТ ВСЕ НОРМЫ И ПОРЯДКИ И ТАКИМ ОБРАЗОМ ОТКРЫВАЮТ НОВУЮ ЭПОХУ В СФЕРЕ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ОДАРЕННОСТЬ (ТАЛАНТ, ГЕНИАЛЬНОСТЬ) СМОГЛИ НАЙТИ ПРОЯВЛЕНИЕ И НАЧАТЬ РАЗВИВАТЬСЯ, ЛИЧНОСТИ НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ ВЫСОКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ, МОТИВАЦИЮ, САМООТДАЧУ, ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В КОНКРЕТНОЙ ОБЛАСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. УЧИТЫВАЯ ЭТИ ФАКТОРЫ, УЧЕНЫЕ И ПЫТАЮТСЯ РАЗГРАНИЧИТЬ ЭТИ ТРИ ПОНЯТИЯ. СПОСОБНОСТИ, ГЕНИАЛЬНОСТЬ, ТАЛАНТ ЕСТЬ В КАЖДОМ ЧЕЛОВЕКЕ, ИХ ПРОСТО НУЖНО ОБНАРУЖИТЬ И РАЗВИВАТЬ.
IV. Источники ODARENNOST-ILI-POMESHATELSTVO#IMAGE ISSLEDOVANIYA-I-OTKRYTIYA-V-MIRE/ ZAGADKA- GENIALNOGO-MOZGA