«Гендерное воспитание детей дошкольного возраста на основе традиций народной культуры и педагогики».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методический кабинет УО Администрации г. Новочеркасска Фестиваль педагогических инновационных (методических) идей «Инновационный подход к обучению и воспитанию»
Advertisements

Проект «Мальчики и девочки два разных мира». Составитель: педагог-психолог МКДОУ 9 «Аленка» Капитонова Я.А. г. Вятские Поляны 2013 г.
Заведующий МДОУ «Д/с 85» г. Магнитогорска Градусова Г.В.
«Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста» Старший воспитатель: Веселко С.И. МБОУ – Прогимназии 1 г.Клинцы Брянской области.
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ГЕНДЕРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ТЕМА: «Формирование гендерной позиции у детей дошкольного возраста посредством фольклора и произведений художественной.
Проект «МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ – два разных мира» два разных мира» Автор презентации: воспитатель Попова О.В. Автор презентации: воспитатель Попова О.В. Средняя.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Аннинский детский сад 7 общеразвивающего вида Подготовила: Сафонова Надежда Николаевна, воспитатель.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
«Мир мальчика и мир девочки» Средний дошкольный возраст.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад 424 г.Челябинска Реализуемые программы: «Развитие» Л.А. Венгера;
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОЗНАКОМЛЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРУДОМ РОДИТЕЛЕЙ Баталова И.Н. Воспитатель МДОУ «Д/с 85 г. Магнитогорска.
Рекомендации по гендерному воспитанию дошкольников воспитатель высшей категории Язвинская О.В. воспитатель I категории Петухова С.В.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 55 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга Формы и содержание.
Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста МКДОУ 3 «Радуга» г.Кирс Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста.
Цель проекта: Формировать у детей представление о традициях, увлечениях и ценностях своей семьи.
Педагогический проект « Народные традиции Поморья в воспитании дошкольников» Старцева Нина Александровна воспитатель, 1 квалификационная категория Чупова.
Муниципальное автономное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» Представление опыта работы по теме : « Использование произведений.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Вознесенский детский сад «Рассказ о нас »
«Создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в группе 1 в условиях реализации ФГОС ДО»
Краткая презентация основной общеобразовательной программы муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Ханты- Мансийского района «Детский.
Транксрипт:

«Гендерное воспитание детей дошкольного возраста на основе традиций народной культуры и педагогики».

На современном этапе развития общества особо остро встают проблемы социализации человека, приобщения его к общечеловеческим ценностям значимым во все века и закрепленным в культурно-историческом опыте поколений. В ракурсе этой задачи важным направлением работы является полоролевое воспитание на основе русской традиционной культуры, так как в дошкольном возрасте происходит интенсивное накопление полоролевого опыта и имеются возможности для использования потенциала народной культуры. В связи с модернизацией образования в программе «От рождения до школы», автор Н.Е.Веракса в область «Социализация» включена задача: формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Обоснованность педагогической идеи.

Сущность педагогической идеи: воспитание детей с учетом гендерных особенностей на основе народной культуры является единственно приемлемым средством развития индивидуальности ребенка. Только культура, как хранительница лучших образцов человеческой сущности, эталонов мужественности и женственности, позволит детям легко ориентироваться в мире мужчин и женщин, познавать тайные смыслы человеческой жизни. Сущность и новизна педагогической идеи

Новизна педагогической идеи: представляет собой интеграцию культуры и истории как носителей культурно-познавательных, гуманистических, полоролевых, эстетических ценностей, определяющих особенности воспитательного процесса.

Содержание полоролевого воспитания: выстроено на основе интеграции гуманистических традиций народного воспитания мальчиков и девочек и современных полоролевых ценностей (обычаев, правил этикета, стереотипов мужественности и женственности, художественных образов).

Актуальность Противоречия Потребность общества в личности, обладающей устойчивой и позитивной полоролевой идентичностью Отсутствие эффективной модели полоролевого воспитания детей разных возрастных групп Признание культуры как основополагающего начала гармонизации межполовых отношений Нивелирование её ценностей в современной жизни людей Развитие теории и методологии гуманистического образования Нехватка практического материала по полоролевому воспитанию дошкольников Возрастание требований к качеству дошкольного образования Отсутствие программно-методического обеспечения полоролевого воспитания личности в контексте культурологического подхода

Задачи и пути разрешения выявленных противоречий: Цель: создание гендерного и социокультурного пространства ДОУ как среды, способствующей овладению детьми гендерным опытом, ценностями, смыслами и способами гендерного поведения на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и самоопределения в культуре и социуме.

Задачи: Разработка содержания процесса гендерного воспитания детей на основе гуманистических традиций народной педагогики. Организация предметно-развивающей среды, выступающей пространством интеграции культуросообразных предметных компонентов, стимулирующих ребенка к овладению разнообразным полоролевым репертуаром, культурой взаимоотношений полов, самосовершенствованию мужской (женской) индивидуальности. Создание гендерных технологий. Разработка модели управления процессом образовательного пространства гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

Цель: создание условий для овладения детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами поведения, на основе традиций народной культуры и педагогики. Программно- методическое обеспечение Предметно- развивающая среда Взаимодействие с педагогами Взаимодействие с родителями Работа с детьми Мониторинг

1. Анализ программ, методических пособий по полоролевому воспитанию дошкольников: Н.Е.Татаринцева «Полоролевое воспитание дошкольников: практические материалы» программа полоролевого воспитания «2012 год; Н.Е.Татаринцева «Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций» 2012 г. 2. Подбор произведений устного народного творчества Русские народные сказки (волшебные, бытовые и сатирические, героические); Народные пословицы, поговорки о семье, родителях, детях; Фольклор (песни, потешки, пестушки) о девочках и мальчиках. 3. Подбор дидактического материала. Наглядный материал к занятиям (иллюстрации, пособия, презентации, видеоролики) по теме. Карточки-символы (смелость, забота, трудолюбие, аккуратность, и др.) к дид. играм. Схемы-действий полоролевого поведения (для мальчиков, для девочек). 4. Разработка проектов: «Мы такие разные» «Хозяюшка» «Мастер Самоделкин» Программно-методическое обеспечение, способствующее гендерному воспитанию дошкольников и основанное на народной культуре.

Гендерное развитие изучалось в разных аспектах многими педагогами: Ш. Берн, Д. Майерс, И.С. Кон,И.С. Клецина, Т.В. Бендас,О.А. Воронина и др. Подробно проблемой гендерного развития детей дошкольного возраста рассматривали О.И. Иванова, Н.В. Плисенко, В.В. Абраменкова, Е.Н. Водовозова, Н.Е. Татарцева и др.

Предметно - развивающая среда Художественно-творческая мини-галерея наполненная репродукциями живописи, графики, произведениями литературы, отражающая образы мальчиков, девочек, мужчин, женщин, поможет расширить представления детей о мужском и женском мире, обогатить их внутренний мир и сформировать полоролевые ориентации и повысит интерес к культуре. Зона для девочек Зона для мальчиков Зона для совместных игр Мини среда для труда Для мальчиков «Мастер Самоделкин» Для девочек «Хозяюшка»

Формы работы Взаимодействие с родителями Информационно- аналитический: Анкетирование «Полоролевое воспитание детей» Тестирование «Знаете ли вы своего ребенка?» Наглядно- информационные: Буклеты, памятки, рекомендации по теме: « Использование народных традиций в полоролевом воспитании» Выставки, стенгазеты, интервью Активные: Вечер встреч «Мастерами славится земля» Родительское собрание «Мы и наши дети» Развлечения, праздники «Посвещение в воины», «Осенины», «Папа, мама,я – спортивная семья»

Взаимодействие педагогов. Ребенок Воспитатель Муз. руководитель Физ. инструктор Психолог Все специалисты ДОУ осуществляют дифференцированный подход в воспитании детей. В специально-организованную деятельность включают народные игры, упражнения, педагогические ситуации, помогающие раскрыть достоинства мальчиков и девочек, регулировать их поведение.

Тематический план по повышению компетентности воспитателей ДОУ в вопросах гендерного воспитания. Содержание работы Форма проведения 1. Анализ психолого-педагогических исследований по вопросам гендерных стереотипов и гендерной идентичности. Различия в чертах личности и социальном поведении мальчиков и девочек дошкольного возраста. информационное окно 2. Формирование гендерной компетентности у родителей. консультация 3. Особенности дифференцированного подхода в воспитании девочек и мальчиков. педагогический совет 4. Гендерное воспитание дошкольников семинар-практикум

Работа с детьми Технология гендерного развития в условиях ДОУ представлена интеграцией средств, методов и форм 1. Средства: народные игры, сказки, пословицы, поговорки, колыбельные песни. 2. Методы: познавательно-развивающие (этические беседы, проблемные ситуации, дидактические игры) диалогов о-рефлексивные (игровые диалоги); театрально-игровые (игры театральные, имитационные, сюжетно-ролевые, игры драматизации, с элементами ритуалов) сюжетно-образные (символические игры, моделирование жизненно значимые ситуации, схемы, эксперименты), состязательные (игры-состязания, конкурсы, турниры-викторины) 3. Формы организации деятельности: игровая, интеллектуально-познавательная, рефлексивная, экспериментальная, проблемно-поисковая и др.

Представляет собой интеграцию культуры и истории как носителей культурно-познавательных, гуманистических, гендерных ценностей. Познавательная деятельность Цикл занятий 1. «Мальчики и девочки- будущие мужчины и женщины» 2. «Маленькие умельцы и умелицы» 3. «Защита и сострадание - качества мужчины и женщины» 4. «Мужской и женский этикет» 5. «Мальчики и девочки – будущие папы и мамы» Познавательная деятельность Совместные беседы, диалоги 1.«Мальчики и девочки- разные и похожие» 2. «Защита и сострадание» 3. «Внешние формы поведения мальчика и девочки» 4. «Мальчики-будущие отцы» 5. «Девочки-маленькие хозяюшки» 6. «Мальчики и девочки- будущая семья» Чтение худ. литературы Моделирование ситуаций Игровая деятельность 1. Дидактические игры: «Профессии» «Кем я буду и каким» 2. Имитационные игры: «Любящие родители», «Бездомная кошка», «Вспомни и покажи» 3. Игры-драматизации «Сказка наоборот», «Рассказ без конца» 4. Подвижные игры «Найди свою пару», «Шел король по лесу», «В хороводе были мы» 5. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Спасатели», «Ателье» Художественно-творческая деятельность. Выставки детского рисунка «Моя семья», «Знакомьтесь, это я!», «Моя мама лучше всех», «Портрет папы» Изготовление подарков- сувениров для родителей, друзей. Оформление стенгазет «Мой папа», «Это мамин день» Вечер встреч «Мастерами славиться земля» Праздник «Посвящение в воины», конкурс красоты «Весенняя капель»

Игры-драматизации на основе фольклора и народных сказок в воспитании мужественности и женственности у мальчиков и девочек. Представления о внешнем виде Полоролевое общение. Представления о трудовых действиях девочек и мальчиков. Представления о полоролевом поведении.

Перспективы Обобщение и распространение опыта работы. Выход на новый уровень Педагог. Участие в городских семинарах- практикумах. Проведение семинаров, тренингов, дискуссий для педагогов и родителей в ДОУ. Опубликование разработанного материала на сайте работников дошкольного образования. Создание в группе уголка «Мужской доблести» и мини- музея «Народной куклы» Дети. Реализация совместного проекта «Народные обрядовые праздники». Посещение с детьми краеведческого музея. Организация экскурсий в открытый социум: парк, сквер, к памятным местам ДОУ. Создание творческой мастерской с разделением зон. Внедрение модели образовательного пространства полоролевого воспитания во всех возрастных группах.

СПЕЦИФИКА ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИГРОВЫМ МАТЕРИАЛОМ С УЧЕТОМ ИХ ИНТЕРЕСОВ Феминная группа: эмоциональный, создающий условия для использования имен прилагательных, привлекательны й яркий материал. Такие дети хорошо поймут и запомнят то, что потрогали. Маскулинная группа: немного агрессивный вид и сложную конструкцию, способствующу ю развитию пространственн ых ориентаций. Поймут и запомнят, если проявят способность выявлять и реализовывать все свойства предмета. Андрогинная группа: игровые атрибуты в виде дидактичекских игр. Такие дети считаются «условно одаренными» способны решать обучающие задачи в любой деятельности. Недифференциро- ванная группа: потешки, стихи, проблемные ситуации, в которых показывается образец стереотипного мужского или женского поведения. Такие дети нуждаются в доп. условиях для формирования или закрепления гендерной принадлежности.

Социальный заказ общества

Методические рекомендации: - Создание условий для становления полоролевой, гендерной идентичности ребенка в семье и ДОУ. - Повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания. - Своевременная (соответствующая возрастным и половым особенностям детей), полоролевая социализация дошкольников. - обратить особое внимание на создание в группе развивающей среды, благоприятствующей полноценному становлению личности определенного пола на всех возрастных этапах.

Евтушенко И. Н. Гендерный подход в образовании [Текст] /И.Н.Евтушенко // Начальная школа плюс до и после С.3-6. Козырева Ю. В. Актуальность гендерного подхода в современном образовании [Текст] / Ю. В. Козырева // Молодой ученый С Гариен, М. Мальчики и девочки учатся по-разному! Руководство для педагогов и родителей: [Текст] / М. Гариен//.-М.:Изд-во АСТ., с. Литература:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.