Работа преподавателя по МХК ГБОУ СОШ 914 Леоновой И.Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Архитектурные памятники Московского Кремля
Advertisements

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIV - XV ВЕКОВ Урок истории в 10 классе Учитель : Е. Н. Усанова.
Это должен знать каждый! Часть I. Три Софии Искусство средневековой Руси Одиннадцатый век называют веком Трех Софий. Одновременно один за другим строились.
Русская архитектура барокко XVII в. Нарышкинский стиль Нарышкинский стиль (также Нарышкинское или Московское барокко) является условным названием специфического.
Архитектура XVI века Стецюк Дарья 10 «В». Русская архитектура XVI столетия оригинальна и разнообразна. Её наиболее известные произведения – каменные храмы.
Архитектура Древней Руси. Киевская Русь (10-11 вв) Главным культовым зданием Киева был величественный Софийский собор (заложен в 1037 г.), увенчанный.
Путешествие в Кремль Урок-виртуальная экскурсия. Цели урока формирование познавательного интереса учащихся к истории и архитектуре Москвы; ознакомление.
Храм Василия Блаженного выполнил Руденко Максим
Архитектура Владимиро- Суздальского княжества Автор: О.Р.Солодова МБОУ «Белокурихинская СОШ 1»
Андрей Рублев Скорее всего, родился он в Московском княжестве(по другим сведениям в Великом Новгороде вероятно в конце 1370-х гг., из-за прозвища «Рублёв»
Культура древней Руси Храмовое строительство во Владимиро-Суздальском княжестве.
Искусство периода образования Российского государства Учитель Солодова О.Р. МБОУ «Белокурихинская СОШ 1»
Архитектура в веках В это время центром зодчества становиться Москва.
Культура и быт в XIV – XV веках 10 класс. История.
Архитектура XIII-XVII в.. Каменное зодчество на Руси возобновилась лишь в конце XIII века. Однако много из достижений древнерусской архитектуры после.
Церковь Вознесения Возведена в Коломенском в годах предположительно итальянским архитектором Петром Франциском Ганнибалом, по русским летописям.
Культура X-XVIвв.. Древнерусская литература «Чтение о Борисе и Глебе» Митрополит Иларион- первый известный древнерусский автор литературного произведения.
Пока за нас молятся Святые воины нашей Русской земли, не кончится век героев – живых примеров ныне живущим, и тем, кто придёт вслед за нами.
Борисов Павел, Золотов Алексей 10 класс. Деревянная архитектура, которая восходит к Руси языческой Каменная архитектура, которая связана с Русью христианской.
Собор строился почти пять лет ( ). Руководил его возведением итальянский архитектор и инженер Аристотель Фиораванти. В качестве образца при строительстве.
Транксрипт:

Работа преподавателя по МХК ГБОУ СОШ 914 Леоновой И.Н.

I. Культура Древнерусского государства IX- XVII вв. II. Век Просвещения - XVIII в. III. Золотой век русской культуры – XIXв. IV.Серебряный век русской культуры (1892 – 1917 г. или 1922 г.). V. Век «Зверь» - XX в.

1. Киевская Русь, IX-XIвв. 2. Удельная Русь, XII - XV вв. а) Новгородская республика, б) Владимиро-Суздальская Русь. 3. Период создания централизованного русского государства, XV-XVI вв. 4. Централизованное русское государство, XVII век.

1. Плинфа*- юг Руси. Например, Киев (заимствован у Византии); 2. Серый валун-север Руси. Например, Новгород(местный материал); 3. Белый камень(известняк)- Владимиро- Суздальские земли (местный материал); 4. Брусковой кирпич – с XV века (заимствован у Италии). *Плинфа-широкий плоский красный кирпич. Сочетаясь с розовым раствором, делала постройки полосатыми.

1. Десятинная церковь. Киев; 2. Собо́р Свято́й Софи́и. Киев; 3. Михайловский Златоверхий монастырь. Киев; 4. Софийский собор в Полоцке; 5. Борисоглебская церковь в Вышгороде; 6. Спасо-Преображенский собор Чернигова; 7. Софийский собор в Новгороде; 8. Георгиевский собор Юрьева монастыря ;

Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве первая каменная (плинфа) церковь Киевской Руси, воздвигнутая святым равноапостольным Владимиром на месте кончины первомучеников Феодора и его сына Иоанна. Строили ее, как мы знаем из летописного сообщения, греческие мастера.

Храм построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранились некоторые оригинальные фрески и мозаики, в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта. Изначально имел 13 глав. Высота около 30 метров (10 этажей). Здесь находилась резиденция главы русской церкви – митрополита киевского. Имелась древнейшая на Руси библиотека, школа. В соборе был погребен Ярослав Мудрый. Храм стал символом единства Киевской Руси. Является первым значительным памятником древнерусского зодчества.

Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена). Мозаика в алтаре собора, XI век. Благовещение. Мозаика на алтарных столбах, XI век.

Один из древнейших монастырей в Киеве. Включает разрушенный в 1930-е годы и заново построенный в средине 1990-х годов соборный храм в честь Архангела Михаила в стиле украинского барокко, а также трапезную с церковью Иоанна Богослова (1713 год) и колокольню ( годы). Предполагается, что Михайловский собор был первым храмом с позолоченным верхом, откуда на Руси пошла эта своеобразная традиция. Знаменит великолепными мозаиками.

Кафедральный собор города Полоцка (Белоруссия). Первоначально построен между годами. Разрушен в 1710 году и в середине XVIII века восстановлен в стиле виленского барокко. По летописям, можно предположительно сказать, что храм имел 7 глав. Храм, подобно новгородскому, был расписан только фресками. Таким образом, в трех центрах формирования русской культуры сооружаются соборы Софии: Юг – София Киевская; Север – София Новгородская; Запад – София в Полоцке.

Оригинальное здание собора не сохранилось.

Первая церковь, посвящённая святым Борису и Глебу. Построена при великом князе Ярославе Мудром на месте сгоревшей церкви Святого Василия, возле которой были погребены тела братьев.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове Древнейший после Десятинной церкви каменный храм Руси, хорошо сохранился до наших дней и продолжает функционировать Основан братом Ярослава Мудрого князем черниговским и тьмутараканским Мстиславом. Высота 30 м. Отличительная особенность – обилие орнаментальных вставок из кирпича.

Главный православный храм Великого Новгорода, созданный в годах. На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя символа Святого Духа. По легенде когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу и пока он не слетит с креста, город будет им храним.

* Строительство собора, ставшего главным храмом Юрьева монастыря было начато в 1119 году. Инициатором строительства был великий князь Мстислав I Владимирович. Поскольку в это время он находился в Киеве, то строительство собора было поручено игумену Юрьева монастыря Кириаку и сыну Мстислава новгородскому князю Всеволоду. Из Новгородской летописи известно имя строителя собора мастер Пётр, которого без преувеличения можно признать одним из крупнейших художников средневековья. Это первое из известных имён древнерусских мастеров-строителей.

2. Удельная Русь, XII - XV вв. а) Новгородская республика, б) Владимиро-Суздальская Русь.

Особенности культуры периода феодальной раздробленности: В каждом удельном княжестве развивается свой местный стиль. Киев, Новгород, Владимир, Псков, Ярославль, Рязань, Ростов Великий, Вологда создают великолепное самобытное искусство. Уменьшаются размеры и монументальность сооружений, что выражает их более скромное социальное значение и материальные возможности заказчиков по отношению к великому князю. Многоглавые церкви вытесняются одноглавыми.

Великий Новгород

Первые попытки Новгорода обрести независимость от Киевской Руси появились в 11-м веке. В 1136 году после изгнания князя Всеволода Мстиславича в Новгородской земле установилось республиканское правление. Во времена Монгольского нашествия на Русь и последующих монгольских и ордынских походов Новгороду удалось избежать разорения благодаря удаленному расположению республики.

Формирование новгородской архитектурой школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского собора в Новгороде. Уже в данном памятнике заметны отличительные черты новгородской архитектуры монументальность, простота, отсутствие излишней декоративности. Храмы Новгорода эпохи феодальной раздробленности уже не поражают огромными размерами, однако в них сохраняются основные черты данной архитектурной школы. Они отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм.

Церковь Спаса на Нередице (Спас на горе́ Нере́дице, Спас- Нере́дица) храм Преображения Господня, расположенный в 1,5 км к югу от Великого Новгорода на берегу Волхова. Небольшой одноглавый храм близ, прославившийся удивительной скульптурностью( красотой архитектуры). Построен по заказу Ярослава Владимировича в память о двух погибших сыновьях, близ его загородной резиденции в конце 12 века. Уменьшение роли князей как властителей города находило свое отражение и в строительстве: по своему облику последняя княжеская постройка не отличалась от скромных бо­ярских, купеческих храмов конца XII в.

Образцы новгородской иконописи

древнейшая икона из собрания Государственного Русского музея в Санкт- Петербурге. Датируется второй половиной XII века.Большинство специалистов относят её к новгородской школе иконописи. По каждому волоску Ангела проложена тонкая ниточка золотого листка, отчего его волосы сияют небесным божественным светом, поскольку золото символизирует на иконе неземное, божественное начало.

* Святой великомученик Георгий пострадал в жестокое гонение на церковь Римского императора Диоклитиана. Во время своих страданий, будучи заключен в темницу, святой Георгий просил темничного стража допустить к нему в темницу его слугу, и когда слуга был допущен к нему, то он упросил его перенести тело его по смерти в Палестину. Слуга в точности исполнил просьбу своего господина. Взяв из темницы обезглавленное тело великомученика, он с честью похоронил его в городе Рамле. В царствование благочестивого императора Константина чтители святого великомученика выстроили во имя его прекрасный храм в Лидде. В этот храм ко времени его освящения были перенесены из Рамлы нетленные мощи святого.

Феофан Грек относится к крупнейшим мастерам средневековья. Его работы, исполненные в Византии, не сохранились. Все известные его произведения были созданы на Руси и для Руси, где он прожил более тридцати лет.

Одна из древнейших и почитаемых в городе церковь, харак­ терный образец новгородского зодчества XIV в. Именно в ней, по преданию, хранилась святыня - икона «Богоматерь Знаме­ ние», в 1169 г. защитившая Новгород от суздальцев. В 1374 г. деревянная церковь была заменена каменной. Живопись в цер­ кви, выполненная в 1378 г. и сохранившаяся в виде отдельных фрагментов, - единственное монументальное произведение ве­ ликого византийского художника Феофана Грека. Фрески ку­ пола и светового барабана - колоссальное изображение Все­ держителя, гневно взирающего на землю, охраняющие его пре­ стол архангелы и серафимы, а также фигуры праотцев и пророков.

Феофан Грек. Фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице.

Приблизительно с 1390 г. Феофан Грек находился в Москве и недолго в Коломне, где мог расписывать Успенский собор, позже полностью перестроенный. Здесь же, в соборе, хранилась и знаменитая впоследствии святыня - икона "Богоматерь Донская" (на ее обороте - "Успение"), позже перенесенная в Благовещенский собор Московского Кремля (ныне в ГТГ). Ее исполнение некоторые исследователи связывают с творчеством Феофана Грека.

Расцвет новгородского зодчества относят ко второй половине XIV века, в эпоху максимального могущества Новгородской республики. Вершиной и эталоном архитектуры данного периода является церковь Фёдора Стратилата на Ручью в Новгороде.

Церковь заложена в 1360 году по указу новгородского посадника Семёна Андреевича. Строительство закончено в течение года. Церковь Феодора Стратилата на Ручью стала эталоном для новгородских зодчих последующих поколений. До недавнего времени она стояла на берегу Фёдоровского ручья. В 1954 году при прокладке дороги Москва Ленинград ручей был засыпан. Художественное значение фресок храма исключительно. От традиционного новгородского стиля она отличается тем, что выполнена в красно- коричневых тонах. Это роднит её с фресками известной церкви Спаса на Ильине улице, которая была расписана Феофаном Греком.

Один из самых красивых новгородских храмов был постро­ен на средства ремесленников-кожевников. Богато украшен­ная декоративными элементами, церковь не оштукатурена, благодаря чему можно видеть, как выглядели древнерус­ские храмы много лет назад. Старинные иконы из церкви хранятся в музее в Кремле.

«Линия жизни» уровень стен в 1945 г.

Построена по заказу новгородского боярина Онцифора Жабина и долгое время являлась главным храмом Спасо-Ковалевского монастыря. Характерной особенностью являются притворы, примыкающие с трех сторон к основному масси­ву. Южный притвор - фамильная боярская усыпальница Жабиных, о чем свидетельствуют обнаруженные при раскопках погребения в деревянных долбленых колодах и каменные гробницы. Церковь расписали в 1380 г. Наиболее вырази­тельна была фреска барабана и огромные фигуры воинов в нижних ремстрах стен, ставшие олицетворением эпохи, начавшейся победой русских войск на Куликовом поле.

Церковь Георгия типичная в ряду новгородских храмов второй половины XIIвека. В архитектуре храма слились воедино такие, казалось бы, противоположные качества, как суровая сдержанность и тонкий лиризм. Год основания церкви доподлинно неизвестен. Полагают, что она была воздвиг­нута вскоре после победы 1164 года над шведами, в память этого события. Посвящение церкви святому Георгию, который еще со времен Ярослава чтился на Руси как покровитель русской земли и русского воинства, косвенным образом подтверждает такое предположение. Внутри церкви Георгия находятся замечательные фрески. После гибели вели­колепной настенной росписи новгородского храма Спаса на Нередице ценность ладожских шедевров еще более возросла.

В период дробления Киевской Руси, начавшийся при ярославичах, главенствующую роль начинает играть Владимиро – Суздальское княжество, где «главная масса русского народа собрала свои разбитые силы, окрепла в лесах центральной России, спасла свою народность» (В.О Ключевский). В княжество входят такие крупные города как Владимир, Суздаль, Ростов, Ярославль. Дмитров, Юрьев –Польский. Бурный расцвет искусств связан с правлением Андрея Боголюбского.

Построен в гг. по приказу князя Андрея Боголюбского. Собор стал главной святыней всей Владимирской Земли. В нем проходили важные государственные церемонии. Храм был сложен из белого камня-известняка и вмещал около двух тысяч молящихся. Архитектура храма долгое время являлась определяющей для русского зодчества. Красота архитектуры сочеталась с изысканностью и пышностью внутреннего убранства. Расписывали Успенский собор великие иконописцы, в том числе и святой преподобный Андрей Рублев. После перестройки стал пятиглавым. До этого храм имел одну главу. По его образцу был построен Успенский собор Московского Кремля. Долгое время в Успенском храме находилась великая русская святыня - икона Владимирской Богоматери.

Долгое время в Успенском храме находилась великая русская святыня - икона Владимирской Богоматери, которую, по преданию, написал евангелист Лука. История Успенского храма во Владимире непосредственно связана с этой иконой. Когда в 1155 г. творение евангелиста Луки пребывало в Вышгородском храме, произошло невероятное событие. Икона Божией Матери начала сама передвигаться по храму.

Святой князь Андрей понял, что Богородице угодно, чтобы икона находилась в другом месте. Он решил перевести ее в Суздаль. Недалеко от Владимира лошади встали, словно вкопанные и не могли дальше двигаться. То было повеление Божией Матери о том, чтобы икону оставили в этом месте. Там построили каменную церковь, а место назвали Боголюбовым, поскольку сама Богородица возлюбила его. После окончания строительства Успенского храма во Владимире чудотворную икону перенесли туда, с тех пор ее называют Владимирской. Сейчас икона находится в Москве в храме у Третьяковской галереи.

Дмитриевский собор города Владимира (иногда в литературе можно встретить наименование «Дмитровский») придворный храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе и освящённый в честь великомученика Димитрия Солунского. Построен в 1191 году. Храм одноглавый, четырёхстолпный, трехапсидный. Собор знаменит своей белокаменной резьбой его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных.

«Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства» ( Игорь Грабарь).

Церковь Покрова на Нерли памятник становления и расцвета Владимирского княжества при Андрее Боголюбском. Князь задался целью создать новую столицу Руси, подобную Киеву, и не только Киеву, но и Константинополю и Иерусалиму. Всего за 7 лет было выстроено множество прекрасных храмов во Владимире, построено Боголюбово и, как венец всему, храм Покрова на Нерли. Он был построен на расстоянии версты от Боголюбовского замка, при слиянии двух рек – Нерли и Клязьмы. Церковь Покрова возвышается над берегом старицы Клязьмы на округлом, поросшем травой и деревьями искусственном холме. Храм украшен прекрасной белокаменной резьбой. Строительство его связано с победоносным походом Владимирцев на Волжскую Булгарию и с гибелью от ран княжича Изяслава Андреевича (сына Андрея Боголюбского) в 1165 году. Храм был возведен за один год. Это первый на Руси храм, посвященный празднику Покрова Богородицы.* В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

События, имеющие значения для русской культуры этого периода: 1. Правление Ивана Калиты («великая тишина») -14 век. 2. Переезд митрополита и митрополии в Москву. 3. Деятельность митрополита Алексия, Стефана Пермского, Сергия Радонежского. 4. Дмитрий Донской и Куликовская битва. 5. Превращение Москвы в столицу и реконструкция Кремля. 6. Появление храмов шатрового типа.

Московская школа живописи

И Москва, заботясь о своем украшении, всячески поощряла приезд именитых зодчих и иконописцев. Так, она в конце концов переманила уже прославившегося в Новгороде Феофана Грека. В Москве, возможно под воздействием московской живописной традиции, Феофан проявил в своих композициях меньше страсти, меньше динамизма, но зато больше, чем в Новгороде, величавой торжественности.

Сравним новгородскую и московскую иконопись.

Новгородский период Московский период

В новгородской иконописи каждый цвет играет сам по себе и каждый усиливает другой во взаимном противопоставлен ии.

Уже в ранних московских иконах цвета дополняют друг друга, и красота их в мерной согласованности, а не в контрастах.

Борис и Глеб русские князья, сыновья Владимира Красное Солнышко, невинные жертвы беспощадных удельных междоусобиц, предательски убитые их братом Святополком. Причисленные к лику святых, они были особенно чтимы на Руси и считались покровителями всего княжеского рода. А их совместное изображение (пешими или на коне), символизировавшее братолюбие, ратную доблесть, волю к согласию и единству, явилось совершенно новым, чисто русским иконографическим мотивом. (Точно так же Византии не были ведомы и другие иконографические сюжеты, родившиеся на русской почве, как, например, «Покров», где богоматерь на фоне церкви простирает покров над молящимися, как бы объединяя их всех под своим покровительством: праздник покрова был установлен Андреем Боголюбским в ознаменование объединения Руси под главенством Владимира.)

Троице-Сергиева Лавра ( Свято-Тро́ицкая Сергиева Лавра) _- крупнейший православный мужской монастырь России, расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре́. Основан в 1337 году преподобным Сергием Радонежским, одним из самых почитаемых русских святых и видным церковным и государственным деятелем 2-й пол. XIV в. Одна из главных святынь Русской Православной Церкви и один из самых крупных центров паломничества.

* Древнейшим каменным сооружением обители, сохранившимся до наших дней является Троицкий собор, построенный в 1422 году. Самое раннее слооружение в монастыре четырёхстолпный крестово- купольный Троицкий собор из белого камня, построенный в годах на месте деревянного одноименного храма; один из немногих сохранившихся образцов московского белокаменного зодчества XIV XV веков. Вокруг Троицкого собора постепенно сформировался архитектурный ансамбль Лавры. Построен преемником основателя монастыря Никоном «в честь и похвалу» преподобному Сергию Радонежскому, а заложен в год прославления последнего во святых. Над иконостасом собора работали знаменитые русские иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный; для этого иконостаса была написана Рублёвым икона «Святая Троица»

Центральная часть иконописного деисуса из Звенигорода Государственная Третьяковская галерея, Москва Икона Спаса, единодушно приписываемая исследователями Андрею Рублеву, входила в состав поясного семифигурного ряда деисусного чина, от которого сохранились также изображения архангела Михаила и апостола Павла. Первоначальное местонахождение памятника связывается со Звенигородом, где в 1918 году, под грудой дров в сарае, были обнаружены эти три иконы.

А.Рублев «Архангел Михаил» А.Рублев «Апостол Павел»

Крупнейшее сооружение монастыря Успенский собор воздвигнуто по образцу Успенского собора Московского Кремля. Широкие работы по обустройству церкви выполнены по велению царской четы царя Феодора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны Годуновой. Они были проведены в годах, в этот момент был устроен придел Феодора Стратилата и святой великомученицы Ирины, которые являлись тезоименитыми святыми царской четы. В работе над иконостасом принимал участие Симон Ушаков, фрески выполнены в 1684 Дмитрием Григорьевым и другими.

Ансамбль Троице-Сергиевой Лавры, складывался на протяжении четырёх столетий, с XV по XVIII век. Поэтому многочисленные сооружения Троице- Сергиевой Лавры выстроены лучшими зодчими страны в различных архитектурных стилях. Пятиярусная Лаврская колокольня ( арх. Д. В. Ухтомский, И. Ф. Мичурин), считается одним из лучших памятников русской архитектуры XVIII в. Высота колокольни 88 м. К началу XX в. звонница лавры насчитывала 42 колокола, но бо́льшая их часть была разбита в годах. В годах были отлиты и подняты на колокольню новые колокола, в их числе Царь-колокол весом 72 т.

1. В 1156 г. по велению Ю.Долгорукого на Боровицком холме была построена деревянная крепость – 1340-х г.г. Иван Калита воздвиг новый дубовый Кремль г. – при внуке И.Калиты, Дмитрии Ивановиче Донском, возведена белокаменная крепость в Москве из известняка – 1495 гг. при Иван III построены кирпичные стены Кремля. Некоторое время их снаружи белили известкой. 5. XVI в. при капитальной починке Кремля русским мастером Федором Конём поверху стены были сделаны раздвоенные зубцы в виде "ласточкиных хвостов" (1045 зубца). 6. Шатры на башнях появились в XVII веке.

* Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV века, в княжение Ивана I. * 4 августа 1326 года на месте прежнего деревянного храма был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы во исполнение пожелания Митрополита Киевского и всея Руси Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву. * Успенский собор годов был первым каменным храмом Москвы. При Иване III обветшавший собор был перестроен. Был приглашен из Италии архитектор Аристотель Фиораванти, который, полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием.

* В 1547 году здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV. * В 1625 году в соборе была перенесена Риза Господня, присланная в дар царю Михаилу Феодоровичу персидским шахом Аббасом I. В честь этого события в русской церкви был установлен праздник «Положение Ризы Господней». В петербургский период продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II. 15 августа 1917 года, в престольный праздник, здесь открылся Всероссийский Поместный Собор Православной Российской Церкви, принявший в октябре решение о восстановлении патриаршества в Российской Церкви; 21 ноября того же года произошла интронизация Патриарха Тихона (Беллавина). Последняя перед закрытием храма служба была совершена на Пасху 1918 года 22 апреля (5 мая); богослужение, которое послужило первоначальной основой картины П. Д. Корина «Русь уходящая», возглавлял викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов).

История Архангельского собора Московского Кремля восходит к XIV в.: в 1333 г. первый великий московский князь Иван Калита заложил белокаменную церковь во имя святого Архангела Михаила, издревле почитаемого на Руси как покровителя воинов и князей в их ратных подвигах. В гг. на месте древнего храма был возведен новый величественный собор. Строительством руководил приглашенный великим князем венецианский архитектор Алевиз Новый. С момента своего основания вплоть до XVIII столетия Архангельский собор служил местом упокоения московских князей и царей. Надгробные памятники князьям со словами молитв и эпитафий на белокаменных плитах располагаются под сводами храма в строгом порядке. Гробницы династии Рюриковичей - вдоль стен храма. Гробницы царей из династии Романовых – у юго-западного и северо-западного столпов. Первый русский царь Иван Грозный и два его сына погребены в особой царской усыпальнице, устроенной в алтарной части собора. Среди наиболее почитаемых святынь Архангельского собора были мощи святого князя Михаила Черниговского, погибшего мученической смертью в Золотой Орде и святого царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Останки святых не предавали земле, а помещали в особые ковчеги – раки, предназначенные для поклонения верующих. Рака с мощами царевича Дмитрия установлена у юго- западного столпа под резной каменной сенью.

* Первый деревянный Благовещенский собор в Кремле был основан в 1397 году великим князем Василием I, сыном Дмитрия Донского. Уже тогда в нем венчались высочайшие особы и крестили своих новорожденных детей, в том числе и наследников престола. И расписывать этот деревянный кремлевский храм были приглашены Андрей Рублев, Феофан Грек и мастер Прохор из Городца. 19 мая 1484 г. 528 лет назад В Московском Кремле по велению Великого князя Иоанна III Васильевича заложен каменный Благовещенский собор. Он был основан как домовый храм великокняжеской, а потом и царской семьи при кремлевском великокняжеском дворце. И хотя в то время в Москве уже трудились искуснейшие итальянские архитекторы, приглашенные строить Московский Кремль, строительство Благовещенского собора высочайшим указанием было поручено русским псковским мастерам Кривцову и Мышкину. И это произошло спустя десятилетие после катастрофы, случившейся с первым Успенским собором, который в 1472 году, еще до итальянцев, возводили те самые мастера Кривцов и Мышкин. И хотя специально назначенная комиссия установила некоторые недостатки в работе мастеров, они не только получили прощение, но и наряду с итальянскими зодчими вновь были приглашены строить в Кремле великокняжеский домовый храм. Задача перед ними стояла сложнейшая - они должны были вписать русский собор в ансамбль, возводимый итальянцами, которые сами строили точно по русским образцам русской, Владимирской и Киевской архитектуры. Так что Благовещенский собор является исключительно национальным творением русских мастеров в Кремле. Здесь же, в Благовещенском соборе, хранилась чудотворная Донская икона Пресвятой Богородицы, поднесенная Дмитрию Донскому после Куликовской битвы (по легенде, этим образом его благословил перед сражением преподобный Сергий Радонежский). А в XVII столетии во имя этой иконы, еще не раз помогавшей России, был выстроен московский Донской монастырь. Благовещенский собор

Кроме самого Феофана Грека, над росписью Благовещенского собора работали под общим его руководством «Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев». Чернец значит простой монах. Таково самое раннее дошедшее до нас летописное упоминание о Рублеве (при этом на последнем месте! из чего можно заключить, что он был младшим из трех мастеров). От созданного тремя мастерами до нас сохранились в иконостасе второй ряд (деисусный) и третий (праздничный). Мы распознаем руку Феофана в основных фигурах второго ряда» готовы признать руку Рублева главным образом в композициях третьего ряда, наиболее тонких по краскам, наиболее лирических и ритмичных, приписав остальные, отнюдь не лишенные живописных достоинств, старцу Прохору. Мы не знаем ни одной несомненной его работы. А между тем он был, очевидно, не только старше Рублева, но и мастером с большим что ли стажем или авторитетом (равно как и Даниил Черный, работавший затем с Рублевым: в текстах, где говорится об их долголетнем сотрудничестве, не Рублев, а он упоминается первым).

* Бон Фрязин. Колокольн я Ивана Великого в Московско м Кремле гг.

Ко локольня «Иван Великий» (также известная как Колокольня Ивана Великого) церковь- колокольня, расположенная на Соборной площади Московского Кремля. В основании колокольни располагается церковь прп. Иоанна Лествичника. После надстройки до высоты 81 м в 1600 г. (при Борисе Годунове предположительно «государевым мастером» Фёдором Савельевичем Конём), колокольня являлась самым высоким зданием Москвы до начала XVIII века. Завершение строительства отмечает надпись золотыми буквами под куполом колокольни :

Изволением святыя Троицы повелением великого государя царя и великого князя Бориса Федоровича / всея Руси самодержца и сына его благоверного великого государя царевича князя / Федора Борисовича всея Руси сий храм совершен и позлащен во второе лето государства их.

В годах с северной стороны к звоннице была пристроена т. н. Филаретова пристройка, увенчанная шатром (мастер Бажен Огурцов). Существует мнение, что она послужила прообразом множества шатровых колоколен XVII века.

особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран. Во второй половине XVI века шатровые храмы получили широкое распространение на Руси.

Возведена в Коломенском в годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым) на правом берегу Москвы-реки. Ктитор храма великий князь Московский Василий III. Легенда связывает строительство храма с рождением Ивана IV, долгожданного наследника великого князя. До того, как исследования В. В. Кавельмахера в 1990-е годы показали более раннюю дату церкви Троицы в Александровской слободе (1510-е годы), Церковь Вознесения в Коломенском считалась первым каменным шатровым храмом на Руси. Здание входит в комплекс музея-заповедника «Коломенское»; Всемирное наследие ЮНЕСКО (с 1994 года).

* Другим шедевром шатрового зодчества является центральный придел собора Покрова на рву (храма Василия Блаженного) на Красной Площади. Постройка собора была начата в 1554 году в честь взятия Казани войсками Ивана Грозного и была закончена в 1561 году. Собор состоит из восьми храмов, престолы которых освящены в честь праздников святых, приходившихся в дни решающих боёв за Казань. Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. В 1588 году с северо- востока к собору был пристроен придел, освящённый в честь Василия Блаженного ( ), мощи которого находились на месте постройки собора. Название этого придела и дало общеизвестное название этому храму. Высота храма составляет 65 метров.

Семнадцатый век. Взаимная непримиримость. В русском искусстве XVII век был отмечен противоположными устремлениями и чаяниями, как и вся жизнь нашей страны накануне ее превращения из Древней Руси в Россию. 1. В московском доме одного из просвещеннейших мужей той поры, выдающегося государственного деятеля князя В. В. Голицына все было устроено на европейский лад: 2. Начало XVII века в России ознаменовалось сложным смутным временем, что привело к временному упадку строительства. Монументальные здания прошлого века сменились небольшими, иногда даже «декоративными» постройками. Примером подобного строительства может служить церковь Рождества Богородицы в Путинках, выполненная в характерном для того периода стиле русского узорочья. После завершения строительства храма, в 1653 году, Патриарх Никон прекратил строительство каменных шатровых храмов на Руси, что сделало церковь одной из последних выстроенных с применением шатра.

1. Церковь Рождества богородицы в Путинках. 2. Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках. 3. Теремной дворец в Московском Кремле. 4. Дворец в Коломенском.

Русское узорочье (московское узорочье) архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Московской Руси, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта. Начиная с середины XVII века русское узорочье эволюционно вытесняется русским барокко, иногда эти понятия смешиваются или ошибочно взаимозаменяются. В развитии стиля выделяют два этапа: ранний (стиль Алексея Михайловича) и поздний (стиль Фёдора Алексеевича).

Начало XVII века в России ознаменовалось сложным смутным временем, что привело к временному упадку строительства. Монументальные здания прошлого века сменились небольшими, иногда даже «декоративными» постройками. Примером подобного строительства может служить церковь Рождества Богородицы в Путинках, выполненная в характерном для того периода стиле русского узорочья. После завершения строительства храма, в 1653 году, Патриарх Никон прекратил строительство каменных шатровых храмов на Руси, что сделало церковь одной из последних выстроенных с применением шатра.

* Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках (Церковь Иконы Божией Матери Грузинская на Варварке) эталон московского узорочья середины XVII века, выстроенный ярославскими купцами в Китай-городе. Эта постройка составляет веху в истории русского зодчества, она послужила образцом для множества московских храмов второй половины XVII века.

* Первые каменные жилые покои в царском дворце, позднее названные Теремным дворцом, были построены в гг. для царя Михаила Федоровича каменных дел мастерами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым.

Всего во дворце было 26 теремов разной высоты - от двух до четырех этажей. Основными жилыми помещениями были комнаты второго этажа. Всего же во дворце насчитывалось 270 покоев, которые освещались 3000 окошек.

Первый этап развития русского барокко относится еще к эпохе Русского царства, с 1680-х по 1700-е годы получает развитие московское барокко.

Павел Алеппский утверждал, что «в монастырях Московской земли... более всего тщеславятся благолепием, величиной и обширностью помещения трапезных».

* Московское барокко условное название стиля русской архитектуры последних десятилетий XVII первых лет XVIII в. Устаревшее название «нарышкинское барокко». * Нарышкинское или московское барокко представляет собой условное название специфического стилевого направления в русской архитектуре конца XVII начала XVIII вв., начального этапа в развитии архитектуры русского барокко. Своим названием архитектурное течение обязано молодому, ориентированному на Западную Европу боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко. * Главное значение нарышкинского стиля состоит в том, что именно он стал связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем (петровским барокко) возводимого в западноевропейском духе Санкт-Петербурга. Существовавший одновременно с нарышкинским, более близкий к западноевропейскому барокко голицынский стиль (здания, возведённые в нём, иногда причисляют к нарышкинскому стилю либо используют для них обобщённое понятие «московское барокко») оказался лишь эпизодом в истории русского барокко и не смог сыграть подобной важной роли в истории русского зодчества.

Новодевичий женский монастырь был основан в XVI веке на Девичьем поле. В конце XVI века при Борисе Годунове были выстроены каменные стены и 12 башен. Они были сделаны по образцу кремлевских; угловые башни – круглые, в стенах – квадратные. Верха их были украшены зубцами. При царевне Софье Алексеевне здесь развернулось новое грандиозное строительство. Практически весь ансамбль монастыря, за исключением старого собора, стен и Ирининых палат, выполнен в новом для того времени стиле московского барокко.

Начинавшееся, с величавого многоглавия киевской Софии древнерусское зодчество завершается волшебно- сказочным многоглавием из дерева.

Крупнейшим русским художником XVII в. был Симон Федорович Ушаков ( гг.), взгляды которого разделялись очень влиятельными и авторитетными деятелями и которому благоволил сам патриарх Никон. Совсем молодым он был назначен, в виде особого исключения, царским «жалованным» живописцем, писал фрески и иконы, сочинял рисунки для предметов церковной утвари и царского обихода, для монет и украшений на ружья, работал также как гравер, чертил карты и планы, выступал как теоретик искусства и был, по-видимому, замечательным педагогом и организатором. Он достиг большой славы и, хотя под старость пострадал от недругов, свыше тридцати лет фактически возглавлял все художественное творчество русского государства, получил за свои заслуги дворянство и оставил по себе память как о неутомимом и разностороннем деятеле на поприще искусства. Ушаков был, несомненно, выдающейся личностью. В год его смерти царю Петру было всего четырнадцать лет, но как теоретик и практик, этот мастер предвосхитил в своей области многое, что сложилось в русской культуре вместе с петровской реформой.

* В своем «Слове к любителю иконного писания» первым среди русских художников Ушаков сознательно и обоснованно требовал от живописи правдивого изображения «как в жизни бывает».

Симон Ушаков по праву считается одним из основоположников русской портретной живописи, так блестяще развившейся в следующем столетии. Мастерами Оружейной палаты было создано немало портретов, так называемых «парсун» (от слова «персона»). Их художественное значение не велико, но характерен и знаменателен сам интерес, проявленный в этот переходный век в нашем искусстве к запечатлению индивидуальных черт конкретного человеческого образа.

Продолжение в презентации «Культура России « (часть II)