Тема 1. Конституционно- правовые основы отношений в области миграции С.Н. Шевердяев, 2016 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.
Advertisements

Тема 5. Нетрудовая иммиграция в РФ С.Н. Шевердяев, 2016 г.
П РАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В РК.
П РАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В РФ.
Министерство регионального развития Российской Федерации Беженцы Федеральный закон от 19 февраля 1993 г «О Беженцах» Приказ ФМС России от 19 августа.
Министерство регионального развития Российской Федерации Беженцы Федеральный закон «О Беженцах» от 19 февраля 1993 г Приказ ФМС России «Об утверждении.
Тема 1. Теория миграции населения С.Н. Шевердяев, 2016 г.
Тема: «Сравнительная характеристика беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации».
1 115-ФЗ от г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет: Статус иностранного гражданина Условия участия.
Граждане РФ Временно и постоянно проживающие Категории лиц Иностранные граждане Лица без гражданства Беженцы Лица без определенного места жительства и.
Министерство регионального развития Российской Федерации Временное убежище Федеральный закон от 19 февраля 1993 г «О Беженцах» Приказ ФМС России.
Министерство регионального развития Российской Федерации Памятки в помощь лицам, прибывающим из Украины Москва 2014 г.
Министерство регионального развития Российской Федерации Памятки в помощь лицам, прибывающим из Украины Москва 2014 г.
(Презентация вопросов раздела «Право» Кодификатора по обществознанию 2011 год (подготовка к ЕГЭ) Составила: М.П. Офёркина, учитель истории и обществознания.
Тема лекции: Порядок пребывания иностранных граждан в Российской Федерации.
Тема 3. Основы российского миграционного права и политики С.Н. Шевердяев, 2016 г.
Тема 4. Трудовая иммиграция в РФ Шевердяев С.Н., 2016.
Гражда́нство устойчивая политико-правовая связь человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СФЕРЕ ВЫНУЖДЕННОЙ МИГРАЦИИ. ИНТЕГРАЦИЯ БЕЖЕНЦЕВ Тумашик Т.В. начальник отдела по вопросам беженцев и убежища Департамента.
Транксрипт:

Тема 1. Конституционно- правовые основы отношений в области миграции С.Н. Шевердяев, 2016 г.

Вопросы темы: Понятие миграции История и картина миграции Модели государственного регулирования имиграции Основы международного миграционного права Основы российского миграционного права

1. Понятие миграции migratio – переселение определение Л.Л. Рыбаковского Иммиграция Эмиграция

2. История миграций Общие тенденции (в т.ч. «великое переселение»)великое переселение Базовые выводы из истории миграций Модели миграционных процессов: 1)Принудительная 2)Индустриальная 3)«Диффузная»

Картина положительного и отрицательного сальдо миграции)

Общая статистика миграции 218 стран мирового сообщества участвует во внешней миграции 175 млн человек (ок. 3% населения Земли) - количество людей, живущих вне стран своего рождения или гражданства 750 млн. – 1 млрд. человек – объем внутренней миграции (с нач. 80-х гг. 20 в.) Наибольшая доля имигрантов сосредоточена в: - Океании (17,8%), - Северной Америке (8,6%) - Западной Европе (6,1%)

В десяти странах (США, Индии, Пакистане, Франции, Германии, Канаде, Саудовской Аравии, Австралии, Великобритании и Иране): 1)мигранты составляют 55% от общего числа международных мигрантов; 2)число имигрантов – 4,6% от численности постоянного населения (в развивающихся странах - не более 1,6%). Следствия: социальная напряженность, разбалансировка экономики, «утечки» и т.д....

Классификация типов мигрантов (С. Кастлес) временные мигранты высококвалифицированные бизнес-мигранты нелегальные мигранты беженцы ищущие убежище вынужденные мигранты члены семьи возвратные мигранты + «астронавты» + «посмертные мигранты»

3. Модели государственного регулирования имиграции полное исключение сегрегация (дифференцированное исключение) ассимиляция (интеграция) плюрализм: + невмешательство + мультикультурализм Выводы из практики: …

4. Основы межд. миграционного права Беженцы Лига наций. «Нансеновские паспорта». Устав Международной организации по делам беженцев (МОБ) Устав Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев Конвенция ООН о статусе беженцев 1951 г. (+ Протоколы 1967 г.) Трудящиеся-мигранты Конвенция МОТ 1949 г. 97 «О трудящихся мигрантах» Конвенция МОТ 1975 г. 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся мигрантам равенства возможностей и обращения» Международная конвенция ООН о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей 1990 г. Незаконная миграция Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.) + Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху 2000 г. + Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее 2000 г.

Международные организации в области миграции Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) Международная организация по миграции (МОМ) Международная организация труда (МОТ)

5. Основы росс. миграционного права Источники (*)* Официальная политика: "Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года" (утв. Президентом РФ г. - «миграция работников высокой квалификации является важным источником накопления человеческого капитала» - «мигранты новых поколений из стран СНГ обладают более низким уровнем образования, знания русского языка и профессионально-квалификационной подготовки» - «низкая территориальная мобильность» в сравнении с другими странами - оценки нелегальной миграции: «Ежегодно в стране от 3 до 5 миллионов иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения» - «слабое использование миграционного потенциала российской системы образования» - «прямым результатом отсутствия государственных программ адаптации и интеграции является изоляция мигрантов от принимающего социума и нарастание негативного отношения к мигрантам» - «В 1990-е годы в Российской Федерации получили статус беженцев и вынужденных переселенцев около 1,5 миллиона человек, но до сих пор законодательно закрепленные социальные обязательства перед ними до конца не выполнены». «Блоки» Концепции …Блоки

Федеральная миграционная служба Возникновение (1992 г.). Масштабы проблем … Генезис ФМС: 1) 1992 – 2000 гг.: ФМС – «собес» 2) 2000 – 2002 гг.: мигр.политика – Минфедерации 3) 2002 – 2004 – 2012 гг.: ФМС /МВД РФ/ Президент РФ 4) 2012 г. – 2016: ФМС / Правительство РФ 5) 2016 г. – …: к этапу 3?

ФМС Постановление Правительства РФ от N 711 (в ред. от ) "О вопросах Федеральной миграционной службы» «функциональная комплексность» / штат / числить Ромодановский К.О.

Систематика КП-проблем регулирования мигр.отношений 1) Иммиграция (трудовая, вынужденная; репатриация) 1.1.) общие вопросы статуса иностранцев в РФ - правовые режимы, отличия от статуса граждан РФ - основания и условия въезда в РФ -ответственность при незаконном пребывании в РФ -(новеллы з-ва о гражданстве в вопросах статуса иностранцев) 1.2.) особенности статуса трудовых мигрантов 1.3.) особенности статуса вынужденных мигрантов - беженцы - вынужденные переселенцы - лица, получившие временное убежище - лица, получившие политическое убежище 2) Внутренняя миграция граждан РФ 3) Эмиграция / выезд граждан РФ

Общие вопросы статуса иностранцев в РФ Общие правовые режимы иностранцев : «национальный режим» (см. ч. 3 ст. 62 Конституции РФ)ч. 3 ст. 62 Конституции РФ режим наибольшего благоприятствования дипломатический режим Формы статуса иностранцев в РФ с точки зрения срока пребывания не ее территории: 1) временное пребывание: виза (либо не более 90 из 180 суток) 2) временное проживание: разрешение на временное проживание - 3 года (по квоте Пр-ва РФ; вне квоты…; ежегодное уведомление для подтверждения проживания) 3) постоянное проживание: вид на жительство - 5 лет (право на получение по истечь года после получения РВП, уведомление…)

Особенности въезда иностранцев на территорию РФ Регулирование: ФЗ от N 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» Виза (ст. 25.1) - выданное уполномоченным государственным органом разрешение на въезд в РФ и транзитный проезд через территорию РФ по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому РФ в этом качестве. Виды виз: - виза м/б дипломатической, служебной, обыкновенной (частные, деловые, туристические, учебные, рабочие, гуманитарные, в целях получения), транзитной и визой временно проживающего лица. Запрет на въезд, основания (ст. 27): … Безвизовый въезд или с особым визовым режимом (ст.ст – 25.17): …

Ответственность иностранцев за нарушение миграционного режима Админ.выдворение – санкция; по итогам админ.суд о прав (ст КоАП и пр.) Депортация – санкция; выносится ДЛ ФМС, если отпали основания для пребывания на терр. РФ (ex: невыезд в теч. 3 дней после истечьения срока ВП, ст. 31 ФЗоППИГ) Реадмиссия – межд-прав процедура приема обратно своих граждан (ст. 32)

Трудовая имиграция в РФ: статистика Численность имигрантов в РФ – (разброс данных -?) Количество стран-«доноров» для РФ – 140 Основные страны-поставщики (80%): Узбекистан – 17,5 %, Китай – 15,5 %, Таджикистан – 13 %, Украина – 12 %, Турция – 9 %, Вьетнам – 5 %, Киргизия – 5 %, Молдова – 5 %. (Данные 1 ФМС на авг г). Численность общая и нелегальных им-в (данные на 2013 г., (*))(*) Сектора занятости (85% занятых): в строительстве – 414,1 тыс. человек (40,8 %), оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов – 270,9 тыс. человек (26,7 %), сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве – 72,6 тыс. человек (7,2 %), обрабатывающих производствах – 72,2 тыс. человек (7,1 %), транспорте и связи – 47 тыс. человек (4,6 %). Эк.регионы: ЦФО – 48 % всех трудовых мигрантов, УрФО – 13,3 %, ДВО – 11,3 %, СибФО – 9,1 %, СЗФО - 7 %, ПривФО – 7% … ЮФО - 4,4 %. Субъекты РФ: Москва (35% мигр.), Московская, Свердловская области, Приморский край, СПб, ХМАО, ЯНАО.

Особенности правового режима трудовых имигрантов (ст. 13 ФЗоППИГ) «Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду…» Требования к работодателям: - разрешение на привлечение и использование иностранных работников -использование труда иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в РФ в случае: - если он достиг возраста 18 лет, - при наличии разрешения на работу или патента. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан: 1) постоянно или временно проживающих в РФ (!); 2) являющихся участниками программы добровольного переселения 3) сотрудников дипломатических представительств, 4) журналистов, аккредитованных в РФ; 5) обучающихся в РФ в ПТУ и вузах и выполняющих работы в течение каникул; 6) беженцев и др. Ограничение для временно пребывающего по месту и по типу работы

Особенности процедуры получения разреш. на работу или патента -обращение в ФМС -в теч. 30 дней после въезда в РФ -комплект документов (!)документов - проверка факта постановки на учет в налоговом органе -уведомление работодателем ФМС о заключении (раст) договора Особенности работы на основании патента (ст. 13.3): + в т.ч. для личных и «домашних» нужд… (также необходим договор) + уплата налога - Приостановление выдачи патентов (ФМС на терр СРФ; Пр-во - РФ) - Срок действия патента 1-12 мес. С продлениями не более 12 мес. «Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа». «Переоформление» (до 12 мес. ).

Особенности правового статуса иностранцев по ФЗ о гражданстве (А) Специфика статуса лиц с двойным гражданством (ст. 6) (реформа 2014 г.): - «гражданин РФ обязан подать в ФМС письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в течение 60 дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве». Ограничения для лиц с двойным гражданством (сер – н.вр.): - ФКЗ о Пр-ве РФ (ст. ст. 7, 9); ФЗ 184 (ВДЛ) - избирательное законодательство (ст ФЗОГ, ФЗоВП, ФЗоВДГД)

(Б) Поощрение приобретения гражданства высококвалифицированными специалистами и другими подобными лицами в ФЗ о гражданстве (примеры) (реформа 2014 г.) Прием в гражданство РФ в общем порядке (Статья 13) а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалиф-ей, представляющими интерес для РФ; Прием в гражданство РФ в упрощенном порядке (Статья 14) е) получили после 1 июля 2002 года профессиональное образование по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации; ж) являются индивидуальными предпринимателями более 3 лет в РФ с ежегодной выручкой более 10 млн. руб. з) являются инвесторами, чья доля вклада в уставном капитале российского юридического лица, составляет не менее 10 процентов. При этом размер уставного капитала составлять не менее 100 миллионов рублей либо сумма уплаченных налогов в бюджетную систему РФ и обязательных страховых платежей должна составлять не менее 6 миллионов рублей в год на протяжении не менее трех лет со дня осуществления инвестиций; и) осуществляют не менее трех лет до дня обращения трудовую деятельность в РФ по профессии, включенной в особый перечень профессий

(В) Признание и прием в гражданство РФ иностранцев и апатридов, находящихся на территории РФ (реформа 2012 г., глава: VIII.1) Глава включена для урегулирования статуса: а) бывших граждан СССР (а также – их дети и подопечные) б) прибывших на территорию РФ до г., в) не приобретших статуса гражданина РФ г) не имеющих иностранного гр-ва Выделяется признание гражданства и прием в гражданство: А) Признание (п. 3 ст ): для лиц, к-е проживают в РФ «И» получили паспорт (но не гражданство) Б) Прием в гр-во (п. 1 ст ): остальные в указ.категории - в общем порядке (но без 3 из 5 условий (5 лет, средства, язык; но ост. 2 должны соблюсти: КРФ и отказ от иностр. гр-ва). Ст.: и для признания, и для приема – необходимо заявление.

Нетрудовая миграция 1) Вынужденная - беженцы - вынужденные переселенцы - получившие временное убежище -получившие политическое убежище 2) Репатриация соотечественников 3) Нелегальная имиграция (любых типов)

Правовые основы статуса беженцев в РФ Источник: ФЗ о беженцах от N / Статистика /Статистика Понятие беженца (ст. 1): это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений ФЗ не распространяется на иностранцев отдельных категорий (ст. 2) 1) имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление и т.д.; 2) которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории РФ; 3) которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН; 4) за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства; 5) которое в настоящее время пользуется защитой органов ООН, кроме ВКДБ 6) …покинувших государство своей гражданской принадлежности по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или ЧС.

Этапы процедуры признания лица беженцем (ст. 3) 1) ходатайство 2) предварительное рассмотрение ходатайства 3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства 4) выдача свидетельства о рассмотрении ходатайства - * ) рассмотрение ходатайства по существу 6) принятие решения о признании беженцем (отказе) 7) выдача удостоверения * по итогам: анкетирования, оформления опросного листа (собеседование), проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию РФ, всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. Адресат обращения (ст. 4): диппредставительство РФ; погран.орган ФСБ; терр.орган ФМС. Формальные основания отказа (ст. 5)…

Права беженцев Обязанности беженцев 1) получение услуг переводчика; 2) получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию РФ; 4) получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения; 5) охрану в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц; 6) пользование жилым помещением, из фонда жилья для временного поселения. 7) медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами РФ 8) получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве 9) работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами РФ 10) социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гр-ми РФ 11) получение содействия в устройстве детей в государственные или муниципальные образовательные организации 1) соблюдать КРФ и ФЗ 2) своевременно прибыть в центр временного размещения 3) соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно- гигиенических норм проживания в центре временного размещения; 4) сообщить о приобретении гражданства другого гос-ва 5) сообщать о намерении переменить место пребывания на территории РФ; 6) сняться с учета в территориальном органе ФМС и встать на 7) проходить переучет не реже чем один раз в полтора года.

Проездной документ беженца (Статья 8.1.) Проездной документ удостоверяет личность его владельца при выезде за пределы территории РФ и въезде на территорию РФ. Утрата лицом статуса беженца и лишение лица статуса беженца (Статья 9.) Гарантии прав лица (Статья 10): Лицо, ходатайствующее о признании беженцем или признанное беженцем либо утратившее статус беженца или лишенное статуса беженца, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) при сохранении в данном государстве обстоятельств… Создание фонда жилья для временного поселения является расходным обязательством РФ (ст. 11.3). Распределение беженцев по субъектам РФ – ежегодно по квотам Пр-ва РФ (ст. 14)

Временное убежище (ВУ) Получение статуса (ст. 12 ФЗ о беженцах): ВУ м/б предоставлено иностранцам/апатридам, если они: «1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории РФ; 2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим ФЗ, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории РФ». Порядок: - ФМС - на основании заявления - выдается свидетельство «лица, которому предоставлено ВУ» - «Свидетельство является основанием для законного пребывания данного лица на территории РФ»

Вынужденные переселенцы Источник: Закон РФ "О вынужденных переселенцах" от N Специфика РФ. Сюжеты. Вынужденный переселенец - гражданин РФ, покинувший место жительства (в иностр гос или в РФ) вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. Процедура Свидетельство ВП Права и обязанности ~ граждане РФ Утрата статуса Жилье

Политическое убежище (ПУ) Источник: Указ Президента РФ "Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища" от N 746 «ПУ предоставляется «Российской Федерацией» иностранным гражданам и лицам без гражданства с «учетом государственных интересов РФ» на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с КРФ и настоящим Положением». Статья 63 КРФ: 1. РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. 2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Основание: РФ предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно- политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Процедура: - ходатайство в теч. 7 дней - рассмотрение ФМС (+ МВД, ФСБ, МИД) и Комиссия по вопросам гражданства при Президенте - Предоставление ПУ производится указом Президента РФ - срок рассмотрение – не более 1 мес. Статус: - свидетельство о получении ПУ - срок - ? -статус = статусу иностранца ПУ не предоставляется (*)

Поддержка соотечественников Источник: ФЗ от N 99-ФЗ "О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом« Понятие соотечественника. С. - … лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии: … 1) «Соотечественники за рубежом» – граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории РФ. 2) Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории РФ, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с РФ лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе: а) состоявшие в гражданстве СССР, б) выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР.

Цели политики по ПС – содействие в реализации: - использовать русский язык и родные языки народов РФ - устанавливать и свободно поддерживать связи с РФ - создавать НКО, ОО, РО - участвовать в работе неправит. организаций на национальном и межд. уровнях… Права соотечественников – граждан РФ: - права на защиту и покровительство за рубежом - пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, проживающими на территории РФ Права соотечественников - иностранцев: -имеют право на приобретение гражданства РФ в упрощенном порядке Управление: «Высшим представительным органом, обеспечивающим взаимодействие соотечественников с ОГВ РФ и СРФ, является Всемирный конгресс соотечественников»; проводится не реже 1 раза в 3 года (делегаты избираются ОО соотечественников на конференциях соотечественников в государствах их проживания).

Основные аспекты внутренней миграции Динамика внутренней миграции (СССР: урбанизация и освоение Востока; РФ – западный дрейф, ½ СРФ; сегодня – админстолицы СРФ, ротационная миграция) Портрет внутреннего мигранта (2 млн., маятник; м/ж; профессии) История института прописки РИ: «отмена Юрьева дня», паспортная система Петра I, «черта оседлости» и «бродячие инородцы», Манифест 17 октября 1905 года / СССР: гг., прописка, «лимита», Конституции 1918, 1924, 1936, 1977 гг., Постановление "О некоторых правилах прописки граждан" 1974 г. КП-основы внутренней миграции + Закон РФ от 25 июня 1993 г. N «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» // по «месту пребывания» и по «месту жительства» + Институт регистрации по Закону РФ 1993 г. = прописке или нет? – 1) разреш или уведомит, 2) характер ограничений на перемещение в пределах РФ + Регистрация по месту пребывания: значение и реформа 2015 г. для учрежд-й (ст. 5) + Суд.практика: Дела в КСРФ: «дело Аванова» ПКС г. 2-П (проблема «фактического проживания» и Указ 488 от г.); Дела в ЕСПЧ: «Сергей Смирнов против России» ( г.) (МЖ и доступ к правосудию).

Аспекты эмиграции / выезда граждан РФ Статика и динамика российской эмиграции (Эмиграционные потоки в 20 в. Этнич. и проф. состав эмигрантов) Проблема «утечки мозгов» (Политизация / Портрет / Причины «утечки мозгов» / Причины низкой «образовательной» эмиграции: «стратегия постдоков»: быстрее - проще - дешевле) Вопросы выезда граждан РФ Временные ограничения права выезда из РФ для гр-н РФ (см. ФЗ о выезде …): Гостайна / ВС / подозр (обвин; осужден) / «уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом» / подлог / ФСБ / признан банкротом (до рещ суда о заверш производства) Процедуры ограничения выезда: Решение ФМС и выдача уведомления / «Изъятие паспортов»

Приложения

Великое переселение народов

Пример: Расселение финно- угорских народов (современн ое состояние)

Перечень источников – профильных ФЗ: Федеральный закон от N 115-ФЗ (ред. от ) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" Федеральный закон от N 109-ФЗ (ред. от ) "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" Федеральный закон от N (ред. от ) "О беженцах" Закон РФ от N (ред. от ) "О вынужденных переселенцах" Федеральный закон от N 99-ФЗ (ред. от ) "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" Федеральный закон от N 62-ФЗ (ред. от ) "О гражданстве Российской Федерации" Федеральный закон от N 114-ФЗ (ред. от , с изм. от ) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" Закон РФ от N (ред. от ) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"

Блок А: стимулы для переселения в РФ создание условий для миграции в РФ предпринимателей и инвесторов; содействие переселению в РФ иностранных граждан в целях воссоединения семей; (NB) стимулирование миграции в РФ молодежи, имеющей особо востребованные на российском рынке труда профессии и специальности… создание балльной системы отбора мигрантов для получения ими вида на жительство; (NB) введение ускоренного (упрощенного) порядка получения гражданства Российской Федерации лицами, имеющими вид на жительство и являющимися предпринимателями, инвесторами, квалифицированными специалистами и членами их семей, а также выпускниками российских образовательных учреждений профессионального образования; «24. Основные направления государственной миграционной политики Российской Федерации: …»

Блок Б: оптимизация использования трудовых имигрантов в экономике совершенствование механизма квотирования и иных инструментов регулирования привлечения иностранной рабочей силы;… (? – вопрос квот) программ сезонной миграции работников и каникулярной трудовой миграции иностранных студентов;… создание механизма привлечения иностранных работников на рабочие места, которые невозможно заместить российскими работниками; (?) совершенствование механизма осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на основании патентов;… упрощение порядка въезда, выезда и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан, участвующих в инвестиционной и предпринимательской деятельности; создание центров содействия имиграции в Российскую Федерацию и медицинского освидетельствования имигрантов, в том числе за рубежом (NB)

Блок В: развитие внутренней миграции снятие административных барьеров, препятствующих изменению места пребывания или жительства; (?) обеспечение доступа граждан к социальным, медицинским и иным видам услуг по месту фактического проживания; (?) информирование населения о возможностях трудоустройства при переезде в другую местность; (? - сайты/МФЦ) распространение вахтового метода ведения работ, гибких форм занятости и гибкого графика работы; (? - в каких областях) создание инфраструктуры для проживания внутренних трудовых и учебных мигрантов на основе государственно- частного партнерства; (? - ГЧП) повышение инвестиционной привлекательности регионов Дальнего Востока, Сибири; (? – каковы преимущества) субсидирование пассажирских авиаперевозок между регионами восточной и западной частей страны;…

Блок Г: содействие образовательной миграции совершенствование условий пребывания в Российской Федерации иностранных студентов, их социально-культурной адаптации, медицинского страхования, обеспечения безопасности; экспорт российских образовательных услуг в страны - источники массовой миграции в Российскую Федерацию; содействие мобильности специалистов, занимающихся преподавательской, исследовательской и экспертно- аналитической работой в образовательных учреждениях и научных организациях; (? программы и тренды) создание центров довузовской подготовки, изучения русского языка в образовательных учреждениях начального профессионального образования в странах с наиболее интенсивными миграционными потоками; (? опыт МГУ и др.) разработка системы грантов для граждан Российской Федерации, получивших профессиональное образование за рубежом, с целью содействия их возвращению; (?)

Общие данные Ежегодно – 700 тыс. получают гражданство РФ, вид на жительство или разрешение на временное пребывание Количество нелегальных – 2-3 (Доктр) / 7 (ВШЭ) / до 15 млн.

Комплект документов на получение патента: 1) заявление выдаче патента; 2) паспорт; 3) миграционная карта с указанием работы как цели визита в РФ 4) полис ДМС 5) документы по результатам мед.осмотра об отсутствии заболеваний наркоманией, инфекционных заболеваний (по перечню), сертификат от отсутствии ВИЧ-инфекции. 6) документ о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства РФ 7) документ об уплате штрафа за нарушение 30-дн. срока обращения за оформлением патента 8) документы о постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания

1) возбуждено уголовное дело; 2) если лицу ранее было отказано в признании беженцем; … 4) наличие у лица гражданства третьего государства, защитой которого лицо может воспользоваться; 5) лицо прибыло из иностранного государства, на территории которого имело возможность быть признанным беженцем; 6) лицо покинуло государство своей гражданской принадлежности не по обстоятельствам, предусмотренным ФЗ; 7) если лицо было вынуждено незаконно пересечь Государственную границу Российской Федерации с намерением ходатайствовать о признании беженцем и не обратилось с ходатайством в предусмотренном ФЗ порядке; 9) если лицо состоит в браке с гражданкой (гражданином) РФ и в соответствии с законодательством РФ имеет возможность получить разрешение на постоянное проживание на территории Российской Федерации; 10) если лицо уже имеет разрешение на постоянное проживание на территории РФ.

На 2013 г.: 33 тыс. беженцев и ВП. Доноры: Казахстан, Грузия, Узбекистан, Таджикистан. Расселение вынужденных мигрантов по СРФ: - «все СРФ» - особая концентрация (от неск.тысяч до сотен): Ингушетия, северная Осетия, Белгородская область, Самарская область, Ставропольский край, Москва, СПб, Оренбургская область, Краснодарский край, Новосибирская область, Алтайский край.

лицо преследуется за действия, признаваемые в РФ преступлением лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование; лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется; лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека (список составляет МИД РФ); лицо представило заведомо ложные сведения; лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Различия правового статуса иностранцев и граждан РФ - ч. 3 ст. 62: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ» А) Права, которыми не располагают иностранцы - изб.права в ОГВ - поступать на ГГС, службу в пр/хр орг и судах - находиться на муниципальной службе - право учреждать и быть членами ПП - учреждать РО - служить в ВС РФ по призыву - капитаны судов под гос.флагом РФ - работа на объектах, связанных с обеспечением безопасности РФ - нет допуска к государственной тайне РФ Б) Права, которыми обладают иностранцы, но с некоторыми ограничениями - изб.права в ОМС - воен. служба по контракту в качестве гражд.персонала - учреждение общероссийские аудиовизуальные СМИ (50%-20%) - право на образование (для всех – дошкольное и общее, а среднее и высшее – в соответствии с МД) - право на медицинское обслуживание (на условиях МД, либо по страховке) - право на пенсионное обслуживание (в соответствии со стажем) - перемещаться по территории РФ - с ограничениями - временно пребывающий иностранец не вправе работать а) без разрешения, б) в другом СРФ - не м/б быть собственниками земельных участков, находящихся в приграничных территориях