Индия и Китай в древности. Китай § 22. Чему учил китайский мудрец Конфуций.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырех каст: жрецов знатных воинов земледельцев слуг.
Advertisements

1.Страна между Гималаями и океаном. 2.Джунгли в долине Ганга. 3.Деревни среди джунглей. 4. Изобретения индийцев. 5. Животные и Боги. 6. Верования древних.
Древняя Индия. ПЛАН 1. Местоположение Индии 2. Природно-климатические условия 3. Основные занятия жителей Древней Индии 4. Религия 5. Касты.
Индия расположена в Южной Азии. С запада, востока и юга её омывает Индийский океан. С севера её границей служат Гималаи.
Презентация "Первый властелин единого Китая"
Природа и люди древней Индии. Бендетская Александра ГОУ СОШ 1207, г. Москва.
СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО КИТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. ПЛАН УРОКА: 1.Объединение Китая. 2.Великая китайская стена. 3.Внутренний порядок в Древнем Китае. 4.Что дал Китай.
Как было устроено общество в Древней Индии. Проверь себя 1. Назови письменность 1. Назови письменность А) Египет-иероглифы Б) Финикия- В) Двуречье 2.
Проверим домашнее задание: Выполните тестирование.
Презентация к уроку (история, 5 класс) по теме: Природа и люди Древней Индии
Презентация по теме Индия Презентацию выполнила: Ученица 5 класса БОУ СОШ 9 Павлушкова Полина.
"Древняя Индия" Местоположение и природа Древней Индии Древнейшие города Индии Группы людей.
ПРИРОДА И ЛЮДИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. СТРАНА МЕЖДУ ГИМАЛАЯМИ (самые высокие горы мира) И ИНДИЙСКИМ ОКЕАНОМ Большую часть года в Индии очень жарко. Гималаи не.
Древнеиндийские касты Выполнила: Никитина Надежда Александровна учитель истории и обществознания МКОУ Садовской СОШ 2 Аннинского района Воронежской области.
Можно ли в современном мире применить учение Конфуция?
1 Проверим знания по теме «Древняя Индия» с помощью исторического диктанта Индия расположена на юге материка________. Северной границей Индии служат самые.
Тема: Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властитель Конфуций. Первый властитель единого Китая. единого Китая. Цели: познакомиться со взглядами.
"Древняя Индия" Местоположение и природа Древней Индии Древнейшие города Индии Группы людей.
Древний Китай. 1.б) на востоке Азии 2. Янцзы и Хуанхэ 3. «рекой тысячи бедствий» 4.лёсс 5.б) риса 6.а) шёлка 7.б) Европа 8.б,в) компас, бумагу 9. «Сыном.
Тема урока: «Чему учил китайский мудрец Конфуций» Выполнила учитель истории МОУ СОШ с.Чертановка Кузоватовский район Ульяновская область Кузнецова Александра.
Транксрипт:

Индия и Китай в древности

Китай

§ 22. Чему учил китайский мудрец Конфуций

Шелк Шелк

Производство шелка 1)Сбор тутовых листьев 2)Уход за греной 3)Распаривание коконов 1)Сбор тутовых листьев 2)Уход за греной 3)Распаривание коконов 4)Прядение 5)Окраска пряжи 6)Тканьё 4)Прядение 5)Окраска пряжи 6)Тканьё

Изготовление бумаги 1)Измельчение тряпок, бамбука, коры деревьев 2) В котле варят бумажную массу 1)Измельчение тряпок, бамбука, коры деревьев 2) В котле варят бумажную массу 3)Работник сеткой черпает слой полужидкой массы 4)Сушат листы бумаги 3)Работник сеткой черпает слой полужидкой массы 4)Сушат листы бумаги

Страна где жили Китайцы Китай находится в Восточной Азии. В первом тысячелетии до н. э. китайцы расселились по всей Великой Китайской равнине между реками Хуанхэ и Янцзы. На этой обширной территории возникло несколько государств, правители которых часто враждовали друг с другом. Но жители всех этих государств считали себя одним народом, потому что имели единую культуру и сходные обычаи. Об этих обычаях часто рассказывал мудрец Конфуций, которого очень почитали китайцы. Жил Конфуций за пять веков до н. э

Высшая добродетель - уважение к старшим Высшая добродетель - уважение к старшим В семье младшие братья должны оказывать знаки уважения старшим, дети - родителям. А старшим следует относиться к младшим с отеческим вниманием и заботой. В Китае, когда глава семьи становился дряхлым стариком, домашние вели себя с ним почтительно. Каждое утро к нему приходили все сыновья со своими женами и спрашивали, хорошо ли он спал, как он себя чувствует, тепло ли ему. Старика вели умываться, причем старший сын нес кувшин с водой, а младший - тазик и полотенце. Дети вежливо спрашивали родителей, не нужно ли им чего-нибудь еще. Долголетие китайцы считали большим счастьем, полагая, что с годами приходит мудрость

Мудрость - в знании старинных книг Своим ученикам Конфуций излагал содержание старинных книг, чтобы они приобщились к мудрости древних. Среди этих книг были предания, изречения и песни. Ученики Конфуция помнили множество книг наизусть и сочиняли стихи, подражая творениям древних поэтов. А сами книги выглядели совсем не так, как наши. Во времена Конфуция писали на узеньких дощечках 'из расщепленного бамбука. Тонкую кисточку или палочку обмакивали в черную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написанное ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечевку. Связка бамбука и была древнекитайской книгой. Ученый китаец должен был запомнить тысячи иероглифов. Так же как в египетской письменности, в Китае иероглифы произошли из рисунков, и иногда в их форме еще можно угадать первоначальное изображение. Образованными людьми в Китае считали тех, кто писал не только грамотно, но и красиво.

Как вели себя учтивые китайцы. Конфуций считал, что воспитанного человека легко узнать по его манерам. Учтивый китаец перед входом в дом снимал туфли и шел босиком. Идти в туфлях по циновкам, расстеленным на полу, считалось просто неприличным. Сидели китайцы либо на той же циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть, свесив ноги, а тем более вытянув их вперед, могли только совершенно невоспитанные люди. Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух палочек. Этот обычай они сохраняют и поныне. Большое внимание уделялось внешнему виду человека. Древние китайцы сооружали на голове сложные прически, собирая волосы в пучок. Тех же, кто ходил с распущенными волосами, они считали дикарями. Обычно китайцы носили халат. У простых людей халаты были из дешевой материи. Знатные богачи одевались в халаты шелковые, с красивой вышивкой цветами и фигурами драконов. Конфуций считал, что воспитанного человека легко узнать по его манерам. Учтивый китаец перед входом в дом снимал туфли и шел босиком. Идти в туфлях по циновкам, расстеленным на полу, считалось просто неприличным. Сидели китайцы либо на той же циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть, свесив ноги, а тем более вытянув их вперед, могли только совершенно невоспитанные люди. Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух палочек. Этот обычай они сохраняют и поныне. Большое внимание уделялось внешнему виду человека. Древние китайцы сооружали на голове сложные прически, собирая волосы в пучок. Тех же, кто ходил с распущенными волосами, они считали дикарями. Обычно китайцы носили халат. У простых людей халаты были из дешевой материи. Знатные богачи одевались в халаты шелковые, с красивой вышивкой цветами и фигурами драконов.

Так говорил Конфуций Стал однажды правитель расспрашивать Конфуция о том, кого можно считать ученым. Учитель сказал: "С утра до ночи отдает ученый все силы учению, ожидая, что к нему обратятся за советом. Ученый не дорожит золотом. Его богатство-мудрость, его сокровище- верность. Живет ученый не во дворце, его дом-из глины, ворота бамбуковые, калитка камышовая. Домашние его выходят за ворота по очереди, ибо у них одно нарядное платье на всех. Едят они не каждый день. Ученый живет со своими современниками, но сверяет поступки с древними. Если доверить ему богатство - он не изменит долгу ради выгоды. Если угрожать оружием - не уступит даже перед лицом смерти". Конфуций сказал: богатство - это то, чего люди жаждут. Но если оно досталось мне незаслуженно, я не буду им пользоваться. Бедность - то, что страшит людей. Но, если она постигла меня незаслуженно, я не буду ее стыдиться. Ничтожный человек стремится к выгоде, а благородный к справедливости. Конфуций сказал: есть простую пищу и пить воду, спать, подложив под голову локоть, в этом тоже заключается радость. Конфуций сказал: благородный человек лишен тревоги и боязни. Ведь коли не найдешь внутри себя изъяна, о чем тревожиться, чего бояться. Учитель сказал: благородный человек винит себя, а ничтожный - Других.

§ 23. Первый властелин единого Китая

В 221 году до н, э. правитель одного из китайских государств - Цинь - разбив по-одиночке своих соперников, объединил весь Китай под своей властью. Он стал называть себя Цинь Ши-хуан, то есть "Первый властелин Цинь". В своем указе он объявил, что сын его будет именоваться "Второй властелин Цинь", потом будет править третий и так десятки тысяч его наследников. Территория государства была разделена на тридцать шесть областей во главе с наместниками, назначенными царем. Цинь Шихуан провозгласил, что теперь, после его победы, "мир будет длиться вечно". В 221 году до н, э. правитель одного из китайских государств - Цинь - разбив по-одиночке своих соперников, объединил весь Китай под своей властью. Он стал называть себя Цинь Ши-хуан, то есть "Первый властелин Цинь". В своем указе он объявил, что сын его будет именоваться "Второй властелин Цинь", потом будет править третий и так десятки тысяч его наследников. Территория государства была разделена на тридцать шесть областей во главе с наместниками, назначенными царем. Цинь Шихуан провозгласил, что теперь, после его победы, "мир будет длиться вечно". Объединение Китая.

Завоевательные войны. Но не удалось народу отдохнуть от войн. Когда закончились войны внутри Китая, Цинь Шихуан начал походы против соседних стран. Привлекали его южные земли на побережье Южно-Китайского моря. Здесь выращивали много риса, отсюда привозили слоновую кость, рог носорога, жемчуг, павлинов и других диковинных птиц. Пятьсот тысяч человек отправились в поход. Хороших дорог там не было, продовольствие подвозить было трудно. Население, узнав о вторжении, уходило в горы, унося свои пожитки и угоняя скот. Обработанную землю китайцы отбирали для своих воинов, создавая военные поселения. С помощью таких военных поселений Китай, по словам древнего историка, "постепенно поедал чужую территорию, как шелковичный червь ест листья". На севере противниками Китая были племена гуннов. Гунны кочевали со своими стадами по степям. Они жили в легких войлочных шатрах и питались молоком и вареным мясом. Воевать с ними оказалось очень трудно. Кочевники не имеют городов, которые должны были бы защищать. Если армия будет преследовать их налегке, то погибнет от голода. Если же возьмет с собой обозы с продовольствием, то никогда не догонит быструю гуннскую конницу. Недаром один из мудрых советников царя говорил: наступать на коровников - все равно что гоняться за собственной тенью. Триста тысяч воинов послал Цинь Шихуан против гуннов. На четыреста километров к северу отогнали китайцы кочевников.

Великая китайская стена. Чтобы удержать отвоеванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от их набегов, началось строительство Великой китайской стены. Ее возводили из каменных глыб, кирпичей и утрамбованной земли. Огромные толпы осужденных за разные проступки, а также государственных рабов таскали камни и землю. Но и этого оказалось мало. Простых китайцев отрывали от их повседневных забот и заставляли строить Великую стену. От изнурительного труда гибли тысячи - их зарывали тут же, возле стены. Высота стены была с двух-трехэтажный дом, ширина такая, что поверху могли разъехаться две повозки. В стене есть смотровые щели и бойницы'. Местами над нею возвышаются башни. Внизу в башне жили охраняющие ее воины, а в верхнем этаже они несли свою службу. Здесь был приготовлен хворост для костра. Если воины замечали опасность, они сразу зажигали огонь. На соседних башнях, увидев этот знак, тоже поджигали хворост. Так сигнал поступал туда, где в полной боевой готовности находился большой отряд. Он тотчас спешил на помощь. По вершинам гор и холмов, по низинам и долинам рек и сейчас тянется Великая китайская стена на тысячи километров.

Возмущение народа. Для того чтобы содержать огромную армию, нужно было много средств. Все больше и больше становились налоги, взимаемые с простого народа. Китайские земледельцы отдавали сборщикам налогов две трети собранного урожая, а сами жили впроголодь. Бедняки вынуждены были наниматься в работники к богатому соседу, который обращался с ними как со своими рабами. Все чаще юноши убегали из родного дома, укрываясь от военной повинности. Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе. За малейшую, даже незначительную провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой или отрезали ему нос. Если преступление казалось серьезным - могли казнить, заживо сварить в котле. В виде особой милости лишь для провинившихся вельмож существовало почетное наказание. Цинь Шихуан посылал им меч, чтобы они покончили жизнь самоубийством в собственном доме. За проступок одного человека наказывали всех его родственников, а также несколько семей соседей. На них ставили клеймо, как на государственных рабов, и посылали на строительство Великой стены. Древние китайские историки говорят, что Цинь Шихуан приказал сжечь старинные книги, а несколько сот ученых - почитателей учения Конфуция закопать живьем в землю. Он велел уничтожить всех, кто думал, что прежде жилось лучше, чем в период его правления. Могущественный властелин Китая очень боялся за свою жизнь. Он ночевал то в одном дворце, то в другом, чтобы никто не знал, где он. Когда Цинь Шихуан умер, то для его гробницы прорыли гору. Внутрь поместили небольшие копии его дворцов, редкие вещи и необыкновенные драгоценности. Убили и захоронили с покойником всех его жен, которые не родили ему детей. В гробнице поставили также шесть тысяч глиняных воинов в рост человека в полном вооружении - охранять покой своего властелина. Сын Цинь Шихуана начал правление с казней своих братьев и знаменитых полководцев. Но терпение народа истощилось. Вооружившись палками и мотыгами, люди собирались в отряды. На подавление возмущения бросили армию, однако многие воины переходили на сторону восставших. Не удалось наследникам Цинь Шихуана править "десятки тысяч поколений". Через несколько лет после его смерти народ сверг ненавистных угнетателей. Новым правителям, пришлось пойти на уступки народу, облегчить его положение.

Чай с сахаром (на десерт) Еще в древности китайцы научились выращивать чайные кусты. Несколько раз в год они собирали с них листья. Потом их тщательно раскатывали на досках, чтобы отжать как можно больше сока, сушили на циновках, а иногда еще и поджаривали на сковородках. Наконец, высушенные листочки сворачивались в трубочку. Тогда их заваривали кипятком. Напиток из чайных листьев пили как лекарство, прогоняющее усталость и продлевающее жизнь. А в Древней Индии впервые появился сахар. Его делали из сладкого сока сахарного тростника. Лишь постепенно слава об этой индийской. диковинке распространилась в Европе. И в нашем языке само слово "сахар" происходит от индийского "санхара". Торговцы из разных стран на кораблях переплывали оргомные моря, шли с караванами через пустыни, чтобы привезти из Китая чайный лист или немного сладкого песка из далекой Индии.

Индия

§ 20 Природа и люди древней Индии

Страна между Гималаями и океаном Индия расположена на юге Азии. Берега ее с запада, с востока и с юга омывает Индийский океан. С севера ее границей служат Гималаи, самые высокие горы в мире. Большую часть года в Индии очень жарко. Гималаи не дают проникнуть холодным ветрам с севера. Когда же ветер дует с юга и гонит дождевые тучи с океана, то горы их останавливают. Поэтому целых два месяца в году, июль и август, в Индии льют дожди и реки выходят из берегов. В остальное время года дожди бывают редко. Самые широкие и многоводные реки Индии - Инд и Ганг. Они берут начало в Гималаях. На берегах этих рек и селились в древности индийцы. Они считали реки священными, дающими жизнь. Индийцы верили, что на заснеженных вершинах Гималаев живут боги.

Джунгли в долине Ганга В долине Ганга было жарко и влажно. Ее покрывали густые, труднопроходимые леса- джунгли. Некоторые деревья в них вырастали необычайной толщины. Ветви крепко сплетались друг с другом, а касаясь земли, пускали корни - можно было запутаться и заблудиться среди множества побегов. Такое исполинское дерево индийцы почитали как бога, называя его "царь леса" В долине Ганга было жарко и влажно. Ее покрывали густые, труднопроходимые леса- джунгли. Некоторые деревья в них вырастали необычайной толщины. Ветви крепко сплетались друг с другом, а касаясь земли, пускали корни - можно было запутаться и заблудиться среди множества побегов. Такое исполинское дерево индийцы почитали как бога, называя его "царь леса"

Деревни среди джунглей Чтобы освободить участок для поселения, индийцам приходилось выжигать лес или вырубать бронзовыми топорами. Эта работа стала намного легче, когда появились железные топоры, мотыги, лопаты. Произошло это в Индии, как и в других странах, приблизительно за тысячу лет до н. э. В заболоченных долинах рек индийцы сажали рис - это растение очень любит влагу, и его побеги растут прямо из воды. Выращивали в Индии хлопчатник и сахарный тростник. Там, где было суше, сеяли пшеницу и ячмень. Если в Индии хотя бы один год поле оставляли без обработки, оно покрывалось зарослями, а через три - пять лет вырастал такой лес, что никто и не мог догадаться, что здесь была пашня. Деревни и поля были окружены джунглями. Индийцы ходили туда за плодами, приносили дрова для очага, вооружившись луком, охотились на диких зверей, сетями ловили птиц, на лесных опушках они пасли коров и коз. Чтобы освободить участок для поселения, индийцам приходилось выжигать лес или вырубать бронзовыми топорами. Эта работа стала намного легче, когда появились железные топоры, мотыги, лопаты. Произошло это в Индии, как и в других странах, приблизительно за тысячу лет до н. э. В заболоченных долинах рек индийцы сажали рис - это растение очень любит влагу, и его побеги растут прямо из воды. Выращивали в Индии хлопчатник и сахарный тростник. Там, где было суше, сеяли пшеницу и ячмень. Если в Индии хотя бы один год поле оставляли без обработки, оно покрывалось зарослями, а через три - пять лет вырастал такой лес, что никто и не мог догадаться, что здесь была пашня. Деревни и поля были окружены джунглями. Индийцы ходили туда за плодами, приносили дрова для очага, вооружившись луком, охотились на диких зверей, сетями ловили птиц, на лесных опушках они пасли коров и коз.

Животные и боги В джунглях жили страшные для человека хищники - тигры, львы, леопарды. По веткам деревьев скакали обезьяны, по земле ползали змеи: огромные питоны, ядовитые кобры и гадюки. Индийцы особенно боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг дома комочки вареного риса и молили: "Угощайтесь, змеи, а нас не трогайте". Некоторых богов индийцы представляли в виде диких животных - могучего свирепого льва или хитроумной обезьяны. В Индии был приручен слон. Он переносил тяжести и участвовал в сражениях. Сидя на спине у слона, воины сверху осыпали противников стрелами, как из движущихся башен. Индийцы поклонялись слону: одним из главных богов был мудрый Ганеша с головой слона. С особой любовью и почтением индийцы относились к корове. Она давала людям молоко, простоквашу, масло, и потому ее называли божественной кормилицей, матерью. Самые благочестивые индийцы вовсе не ели мяса, а того, кто убивал корову, считали страшным преступником, грешником, с которым и разговаривать никто не смел. Считалось, что все, исходящее от коровы, свято и обладает целебными свойствами: пол в хижине индийцы обмазывали коровьим навозом. Чтобы очистить себя от греха, индиец прислуживал корове. Временами он даже жил в коровнике, глотал пыль, поднятую ее копытами, и стоял перед нею, молитвенно сложив ладони В джунглях жили страшные для человека хищники - тигры, львы, леопарды. По веткам деревьев скакали обезьяны, по земле ползали змеи: огромные питоны, ядовитые кобры и гадюки. Индийцы особенно боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг дома комочки вареного риса и молили: "Угощайтесь, змеи, а нас не трогайте". Некоторых богов индийцы представляли в виде диких животных - могучего свирепого льва или хитроумной обезьяны. В Индии был приручен слон. Он переносил тяжести и участвовал в сражениях. Сидя на спине у слона, воины сверху осыпали противников стрелами, как из движущихся башен. Индийцы поклонялись слону: одним из главных богов был мудрый Ганеша с головой слона. С особой любовью и почтением индийцы относились к корове. Она давала людям молоко, простоквашу, масло, и потому ее называли божественной кормилицей, матерью. Самые благочестивые индийцы вовсе не ели мяса, а того, кто убивал корову, считали страшным преступником, грешником, с которым и разговаривать никто не смел. Считалось, что все, исходящее от коровы, свято и обладает целебными свойствами: пол в хижине индийцы обмазывали коровьим навозом. Чтобы очистить себя от греха, индиец прислуживал корове. Временами он даже жил в коровнике, глотал пыль, поднятую ее копытами, и стоял перед нею, молитвенно сложив ладони

Вера в переселение душ Вера в переселение душ Индийцы верили, что звери, птицы и насекомые думают, чувствуют и разговаривают между собой, совсем как люди. Когда кто- нибудь умирает, он на самом деле не перестает жить, а только меняет свой внешний облик, превращаясь в другое существо. Человек может после смерти родиться животным, а животное - человеком. Кем станет человек после смерти - зависит от его поведения. За дурные дела он может в следующий раз родиться четвероногим или насекомым. Пьяница станет червяком, а вор - крокодилом. Тот, кто зарежет козу, сам будет снова и снова рождаться козленком. И, видя занесенный над собою нож, он много раз испытает смертельный ужас. Лишь тот, кто полностью искупит свою вину, сможет при новом рождении опять стать человеком. Те, кто заботился о своей дальнейшей судьбе, должны были проявлять милосердие ко всем живым существам. Ведь индийцы верили в переселение душ: ты причиняешь боль какому-нибудь малому зверьку, а в нем, возможно, живет душа твоего покойного отца. Некоторые индийцы даже ходили со специальной метелочкой, чтобы случайно не раздавить на дороге червяка или букашку Индийцы верили, что звери, птицы и насекомые думают, чувствуют и разговаривают между собой, совсем как люди. Когда кто- нибудь умирает, он на самом деле не перестает жить, а только меняет свой внешний облик, превращаясь в другое существо. Человек может после смерти родиться животным, а животное - человеком. Кем станет человек после смерти - зависит от его поведения. За дурные дела он может в следующий раз родиться четвероногим или насекомым. Пьяница станет червяком, а вор - крокодилом. Тот, кто зарежет козу, сам будет снова и снова рождаться козленком. И, видя занесенный над собою нож, он много раз испытает смертельный ужас. Лишь тот, кто полностью искупит свою вину, сможет при новом рождении опять стать человеком. Те, кто заботился о своей дальнейшей судьбе, должны были проявлять милосердие ко всем живым существам. Ведь индийцы верили в переселение душ: ты причиняешь боль какому-нибудь малому зверьку, а в нем, возможно, живет душа твоего покойного отца. Некоторые индийцы даже ходили со специальной метелочкой, чтобы случайно не раздавить на дороге червяка или букашку

Гималаи

§ 21 Индийские касты.

Миф о происхождении четырех каст Миф о происхождении четырех каст Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырех каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой- либо части тела бога Брахмы. Жрецы- брахманы. появились из его рта, и поэтому они знают, как произносить молитвы. Воины вышли из могучих рук Брахмы и потому умеют сражаться. Большинство народа - земледельцы, те, кто пашет землю и пасет скот, созданы из его бедер. А слуги находятся ниже всех, потому что возникли из запыленных ступней его ног. Индийцы считали, что люди разных каст так же отличаются друг от друга по рождению, как животные разных пород. Человек, родители которого были земледельцами, никогда не мог стать жрецом или знатным воином. Ведь и у коровы, например, не может родиться жеребенок или поросенок. Дети брахманов, вырастая, становились жрецами, а дети слуг - слугами. У людей разных каст все должно быть несходно - и дом, и еда, и одежда. Даже цвет одежды, каждой касте, подобрал особый: брахманам - белый, воинам - красный, земледельцам - желтый, а слугам - черный.Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырех каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой- либо части тела бога Брахмы. Жрецы- брахманы. появились из его рта, и поэтому они знают, как произносить молитвы. Воины вышли из могучих рук Брахмы и потому умеют сражаться. Большинство народа - земледельцы, те, кто пашет землю и пасет скот, созданы из его бедер. А слуги находятся ниже всех, потому что возникли из запыленных ступней его ног. Индийцы считали, что люди разных каст так же отличаются друг от друга по рождению, как животные разных пород. Человек, родители которого были земледельцами, никогда не мог стать жрецом или знатным воином. Ведь и у коровы, например, не может родиться жеребенок или поросенок. Дети брахманов, вырастая, становились жрецами, а дети слуг - слугами. У людей разных каст все должно быть несходно - и дом, и еда, и одежда. Даже цвет одежды, каждой касте, подобрал особый: брахманам - белый, воинам - красный, земледельцам - желтый, а слугам - черный.

Четыре касты:

Как брахманы приносили жертвы Самыми мудрыми и почтенными в Индии считались брахманы. Их приглашали в каждый дом, где хотели принести жертву богам. Хозяин дома обещал им за это богатый подарок, обычно корову. Сначала брахманы разжигали огонь трением двух деревянных палочек. По том они пели хвалебную песнь богам и звали их в гости - посидеть на связках травы у костра, вдыхая запах еды, которую бросали в огонь. Индийцы дума ли, что зерна риса и ячменя, масло и молоко не сгорают в жертвенном огне, а с дымом уносятся на небеса - к богам. Если боги будут сыты и довольны, они в благодарность пошлют дождь, чтобы снова был хороший урожай на полях. Так и кормили друг друга люди и боги. Самыми мудрыми и почтенными в Индии считались брахманы. Их приглашали в каждый дом, где хотели принести жертву богам. Хозяин дома обещал им за это богатый подарок, обычно корову. Сначала брахманы разжигали огонь трением двух деревянных палочек. По том они пели хвалебную песнь богам и звали их в гости - посидеть на связках травы у костра, вдыхая запах еды, которую бросали в огонь. Индийцы дума ли, что зерна риса и ячменя, масло и молоко не сгорают в жертвенном огне, а с дымом уносятся на небеса - к богам. Если боги будут сыты и довольны, они в благодарность пошлют дождь, чтобы снова был хороший урожай на полях. Так и кормили друг друга люди и боги.

Периоды жизни брахмана. Жизнь брахмана делилась на периоды: учения, обзаведения семьей и отшельничества. Жрецам необходимо было знать, с какими словами обратиться к богам, чем их накормить и как прославить. А это целая наука, которой брахманы обучались старательно и долго. Обычно брахман отдавал своего сына в учение, когда тому исполнялось семь лет. Он приводил его в дом к учителю - тоже брахману - и оставлял жить там. Мальчик должен был слушаться учителя и почитать его, как отца с матерью. Повернуться к учителю спиною считалось недопустимым. Подойти к нему можно было только с не покрытой головой и без сандалий, а здороваясь, ученики так низко кланялись, что касались ног учителя. Во время урока учитель сидел на возвышении, а ученики перед ним на земле, подстелив циновки. Они повторяли все, что он говорил - слово за словом, стараясь выучить наизусть целые книги. Ученики выполняли и работы по дому, вставая с восходом солнца, подкладывали дрова в очаг, пасли коров. Когда мальчику исполнялось шестнадцать лет, родители преподносили учителю в дар корову, а сыну подыскивали невесту. После того как брахман выучился и обзавелся семьей, он и сам мог брать в дом учеников, приносить жертвы богам для себя и для других. Нередко брахманы жили при царском дворе как жрецы и советники. В подарок от царей они иногда получали землю. Но сами в поле не работали - для этого использовали слуг или рабов. Когда у брахмана появлялись внуки и голова становилась седой, он мог оставить дом старшему сыну, а сам уходил в отшельник. Он строил в лесу шалаш, шал на голой земле и питался лишь лесными плодами, стремясь вдали от людей достичь блаженного состояния душевного покоя. Некоторые истязали свое тело, голодали, неделями и месяцами стояли с поднятой рукой или на одной ноге, молчали годами. Они верили, что после таких мучений им будет обеспечена лучшая посмертная участь, они попадут на небеса.

Касты знатных воинов, земледельцев и слуг Индийские цари сами были из касты знатных воинов и окружали себя людьми из этой касты. Воины участвовали в битвах на слонах или на колесницах, а в мирное время пировали во дворцах, выезжали на охоту или устраивали состязания в стрельбе из лука. Воины считали, что их предками были древние цари и герои, такие, как Рама. Уже поэтому они намного выше простых земледельцев, а тем более слуг. Но и земледельцы, которые имели свои дома, поля и скот, с пренебрежением относились к слугам-беднякам. Слуга не имел права накапливать имущество и приносить жертвы богам, прося их о помощи. Хозяину своему он должен был подчиняться беспрекословно и почитатать всех людей более высоких каст, особенно брахманов.

"Неприкасаемые". Хуже всего приходилось тем из слуг, которых называли "неприкасаемыми". Им даже запрещалось жить в деревне. Спали они в жалких лачугах за ее пределами, а питались отбросами. С ними никто не садился за один стол - все равно что с каким-нибудь грязным животным. "Неприкасаемые" носили особые одежды, чтобы никто случайно к ним не подошел и не прикоснулся. И когда они входили в деревню убрать мусор или сделать другую черную работу, то люди старались уйти с улицы, чтобы не видеть этих презренных существ. Хуже всего приходилось тем из слуг, которых называли "неприкасаемыми". Им даже запрещалось жить в деревне. Спали они в жалких лачугах за ее пределами, а питались отбросами. С ними никто не садился за один стол - все равно что с каким-нибудь грязным животным. "Неприкасаемые" носили особые одежды, чтобы никто случайно к ним не подошел и не прикоснулся. И когда они входили в деревню убрать мусор или сделать другую черную работу, то люди старались уйти с улицы, чтобы не видеть этих презренных существ.

Неравенство между кастами казалось индийцам естественным и вечным Тех, кто противился такому порядку, постигало суровое наказание. Если человек из низшей касты осмеливался поднять руку на брахмана, царь приказывал отрубить ему эту руку. Если он обращался к брахману с поучениями, ему пронзали язык раскаленным железом или в глотку лили кипящее масло. Религия давала людям лишь одно утешение: если простые земледельцы и слуги будут покорны своей участи, то после смерти они могут родиться воинами, царями и даже брахманами. Но некоторые древнеиндийские мудрецы не придавали большого значения кастовым различиям. Например, Будда, основатель религии буддизма, учил, что главное - личные достоинства человека, а не его происхождение. Тех, кто противился такому порядку, постигало суровое наказание. Если человек из низшей касты осмеливался поднять руку на брахмана, царь приказывал отрубить ему эту руку. Если он обращался к брахману с поучениями, ему пронзали язык раскаленным железом или в глотку лили кипящее масло. Религия давала людям лишь одно утешение: если простые земледельцы и слуги будут покорны своей участи, то после смерти они могут родиться воинами, царями и даже брахманами. Но некоторые древнеиндийские мудрецы не придавали большого значения кастовым различиям. Например, Будда, основатель религии буддизма, учил, что главное - личные достоинства человека, а не его происхождение.