НЕ ПОГИБНЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ОТ РАЗУМА?. Цели: - расширить понятие и представление о проектах идеального устройства общества в истории философии; - сформировать.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
НЕ ПОГИБНЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ОТ РАЗУМА?. Цели: - расширить понятие и представление о проектах идеального устройства общества в истории философии; - сформировать.
Advertisements

Есть несколько определений религии: Вера в сверхъестественное Совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих.
Развитие обществознания в Новое время.. Теория общественного договора Часть прав государство, чтобы остальные сох- ранить за собой Общественный договор.
Философия глобальных проблем Кафедра Философии и психологии Преподаватель: к.филос.наук, доцент Шевченко Елена Славовна Для всех специальностей.
Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную.
Смысл слова «религия» Особенности религиозной веры МНЕНИЯ религия (лат. relegere)- «относиться с особым почтением» религия (лат. глагол religare)- «связывать»,
Ноосфера – новое состояние биосферы при котором разумная деятельность становится решающим фактором её развития.
Религия особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых.
2015 Выполнили: студенты гр.3 НМ 51 Абросимова Е.С. Буреева М.С. Еменекова А. ФУНКЦИИ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ НАУКА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Институт.
Устойчивость управления по предсказуемости Раздел 7.
Глобальные угрозы человечеству и поиски путей их преодоления
А 1. Кто является автором теории происхождения человека от животного: 1) Мечников 2) И.П. Павлов 3) Ч. Дарвин 4) Ж. Кювье Правильный ответ.
Цель урока: ввести учащихся в понимание отличия «кризиса» от «катастрофы» Задачи урока: - умение сравнивать, анализировать, выявлять, работать с текстами;
1)Уровень воспитанности человека 2)Вся преобразовательная деятельность человека 3)Производство и применение орудий труда 4)Приспособление развитых живых.
Социальный прогресс 1.Понятие, закономерности и виды социального прогресса 2.Типологии обществ.
1.Обществом в широком смысле 1.Исторический этап в развитии человечества 2.Группа людей, объединившихся для взаимопомощи и поддержки 3.Все формы объединения.
Проблема общественного прогресса. Вопросы урока: В чем суть проблемы общественного прогресса? Чем можно объяснить разнообразие взглядов на прогресс? В.
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Общество» Цель: обобщить полученные знания, умения и навыки по теме «Общество».
Многовариантность общественного развития 1. Понятие и виды общественного развития Общественное изменение – переход общества и его подсистем из одного состояния.
ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА Тестовый контроль.
Транксрипт:

НЕ ПОГИБНЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ОТ РАЗУМА?

Цели: - расширить понятие и представление о проектах идеального устройства общества в истории философии; - сформировать понятие о футурологии, её месте в системе знаний, об альтернативных моделях человеческого развития; - формировать способность к доказательному мышлению, используя учебную, дополнительную литературу, интернет- ресурсы; - используя материал темы выйти на связь с литературой (современные антиутопии), киноискусством; - делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставлять факты; - при работе в группе осознавать общую цель, взаимную зависимость и контроль.

1 вариант 2 вариант 1. К обязательным элементам религии относится… 1) Вера в существование сверхъестественного; 2) Законодательство о свободе совести; 3) Научная аргументация истинности религиозных догматов; 4) Активное участие деятелей церкви в политике. 1. К научному пониманию религии не относится утверждение о том, что… 1) Первым её элементом является вера в существование сверхъестественных сил как основы всего мира; 2) Наличие у людей религиозных знаний делает невозможным познание мира; 3) вера включает в себя и нормы морали; 4) Составной частью религии являются различные ритуальные действия.

1 вариант 2 вариант 3. К мировым религиям относятся: 1) Буддизм; 2) Синтоизм; 3) Брахманизм; 4) Ведизм. 3. Среди перечисленных религий старейшей мировой религией является… 1) Христианство; 2) Ислам; 3) Буддизм; 4) Иудаизм.

1 вариант 2 вариант 4. Свобода совести в демократическом государстве включает в себя: 1) Право пропагандировать свои религиозные или антирелигиозные взгляды; 2) Свободу исповедовать любую религию; 3) Запрет на государственную религию; 4) Поощрение религиозных чтений в учебных заведениях. 4. Буддизм (классический) отличается от христианства тем, что в нём… 1) Отсутствует представление о Боге- Творце и Вседержителе; 2) Вместо райского блаженства – нирвана; 3) Нет исповеди и отпущения грехов; 4) Не спасают, а только учат как достигнуть спасения, опираясь на истину и собственные силы.

1 вариант 2 вариант 2. Моральные принципы: не убей, не укради, не лги…- принадлежат… 1) Только христианству; 2) Христианству и буддизму; 3) Всем мировым религиям; 4) Только буддизму. 2. Из утверждений А (религия – одна из древнейших форм культуры) и Б (религия включает в себя определённые научно обоснованные взгляды и представления людей) верно: 1) Только А; 2) Только Б; 3) и А, и Б; 4) Ни А, ни Б.

1 вариант 2 вариант 5. Что в действительности означает «вера в Бога» в христианстве? 1) Вера в то, что Бог существует; 2) Вера в вечную жизнь на небесах; 3) Вера в то, что Бог дарует вечную жизнь тем, кто следует его заповедям; 4) Вера в сверхъестественное. 5. Тотем есть не что иное, как… 1) Предмет произвольной природы, способный охранять его обладателя от опасностей и бед и приносить ему удачу; 2) Животное или растение, считающееся предком; 3) Дух, персонифицирующий то или иное явление; 4) Предмет, служащий вместилищем незримой сверхъестественной силы.

1 вариант 2 вариант 1. – 1) ) ) ), 2) 5. -3) 1. – 2) ) 3. -3) ), 2), 3), 4) )

«5» – 6-8 баллов; «4» – 5 баллов; «3» – 4 балла.

1. Проекты идеального общества в истории философии. 2. Футурология и ее место в системе современных научных знаний. 3. Альтернативные модели человеческого развития (групповая работа).

Платон (428 – 358 г. г. до н. э.) Идеальное государство; Мудрые правители; Воины; Земледельцы и ремесленники; Социальная справедливость.

Томас Мор (1478 – 1535 г. г.) «Утопия»; Труд творческий; Гармоническое развитие; Равенство.

Карл Маркс (1818 – 1883 г. г.) Коммунистическая партия; Классовая борьба; Революция; Диктатура пролетариата.

Футурология (от греческого futurum – будущее, logos – слово) - наука о будущем, занимающаяся систематизированным изучением прогнозируемых процессов, происходящих как в практической жизни, так и в сфере НТП. Название этой науки было предложено в 1913 году социологом О. Флехтхаймом

В прогностике различают периоды: ближайшее будущее (25-30 лет), где можно высказать вполне достоверные суждения (численность населения на планете, запасы природного сырья); обозримое будущее (79-80 лет) - это уже вероятные, возможные прогнозы; отдаленное (фантастическое) будущее - это некоторые гипотетические предположения.

Методы прогнозирования: метод экстраполяции (от лат. extra - сверх, вне; polio – выправляю, изменяю) - продолжение в будущее тенденции настоящего. - метод моделирования (от лат. modulus - мера, образ, норма) - ­замена реального процесса или объекта его теоретическим аналогом, схемой, моделью. Различают: - модели - проекты, ориентированные на достижение целей, желаемых состояний общества. - модели – сценарии, то есть определение того, что будет, если предпринимать что-то сегодня.

Работа в группах. Задание: Прочитать тексты из предложенной литературы; Заполнить и дополнить схему( следующий слайд); Подобрать цитаты, высказывания для подтверждения; не забудьте посмотреть в словаре и дать краткую аннотацию авторам теорий. 4. Подготовить ответ на проблемный вопрос занятия, аргументируя полученными знаниями.

Оптимистические (время, представители, основные идеи) Пессимистические (время, представители, основные идеи) индустриальное общество; постиндустриальное общество; конвергенция двух систем и др. теории глобальных катастроф; теория культурно- исторических типов; теория «пределов роста» и др.

индустриальное общество (Р. Арон, Д. Белл, Е. Масуда; конец XIX- 60-е годы XX века; не следует сокращать темпы экономического развития, «никаких ограничений» ПРОГРЕССУ, НАУКА – непосредственная производительная сила общества.

постиндустриальное общество (Д, Белл, З. Бжезинский, Э. Тоффлер, е XX века; НТП ведёт к всеобщему благоденствию и процветанию, новый виток НТР («третья волна») создаст единую социокультурную общность без существенного изменения системы политической власти; идея передачи власти людям науки и техники (технократия).

теория конвергенции (сближения) - П. А. Сорокин, А. Д. Сахаров; е годы XX века; сближение двух систем: капиталистической и социалистической; 70-е годы; конкретные программы борьбы с голодом; В. Леонтьев – модель «мирового хозяйства».

космическая, «ноосферная» модель – е годы XX века; Н. Ф. Фёдоров, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский (русский космизм), Т. де Шарден; биосфера с помощью человека (науки) преобразовывается сферу разума, возникает планетарное мышление.

теория глобальной катастрофы – Римский клуб; 60-е годы XX века; в результате НТП произойдёт обострение экологических и других глобальных проблем, что приведёт к катастрофе; два подхода: первый – теория «пределы роста» (Дж. Форрестер, Дж. Медоуз); необходимость экономического равновесия, ограничения роста населения, контроль за загрязнением окружающей среды; человечество – регулятор жизни на планете и второй – теория культурно-исторических типов (А. Тойнби); упадок и разложение цивилизации в результате исчерпания ресурсов, не позволяющих давать ответы на вызовы Логоса.

нанотехнологическая катастрофа – конец XX века- н. вр.; сценарий «серая слизь». история человечества – история его гибели (И. С. Шкловский, наш современник), человечество одиноко во Вселенной; наука деформирует человека, он утрачивает цели своего существования, не реализует себя как личность.

А. Пиччеи: «истинная проблема человеческого вида на данной ступени его эволюции состоит в том, что он оказался полностью неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые сам внес в этот мир». И наш современник, и соотечественник М. Моисеев как бы продолжает: «Умение искать компромиссы, уважение к чужим жизненным стандартам, умение ценить природу, подавлять собственную агрессию,... обретение чувства общепланетарной общности - это те же атрибуты нравственности, которые необходимы уже в самом ближайшем будущем».

подобрать материал к семинарскому занятию «Глобальные проблемы человечества и пути их возможного решения»: - проблема неравенства («Север – Юг»); - демографическая проблема; - продовольственная проблема; - сырьевая проблема; - экологическая (воздух, вода, почва); - войны и мира.