Конституция Швейцарии (Швейцарской Конфедерации) 1999 года. Андреева Анна 109 группа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ.
Advertisements

КОНСТИТУЦИЯ - ОСНОВНОЙ ЗАКОН. 12 декабря 1993 года на референдуме (всенародном голосовании) была принята Конституция РФ В этом году ей исполняется 20.
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ. ВПЕРВЫЕ В РОССИИ – ПОПЫТКА СОЗДАНИЯ КОНСТИТУЦИИ В 1825 Г. ДЕКАБРИСТЫ- ПЕСТЕЛЬ.
Общая характеристика судебной власти в зарубежных странах.
Конституция Черногории ГУСАКОВ А. В. 101 ГРУППА. Конституция Черногории 1905 года Никола I Петрович, правитель Черногории в годах Октроированная.
Избирательное право 9 класс урок 3. «Демократия – это «народное правление, осуществляемое народом ради народа» Авраам Линкольн.
Общая характеристика судебной системы РФ Владивостокский государственный университет экономики и сервиса.
Тема: Основы теории государства П Л А Н: 1.Понятие, признаки и функции государства; 2.Органы государственной власти; 3.Форма правления; 4.Форма государственного.
Политическая система РФ. Президент РФ Президент РФ Президент РФ высшая государственная должность РФ. Президент России является главой государства, не.
Органы государственной власти РФ. центральные, региональные местные. центральные, региональные местные.
Организация управления муниципальным образованием 1. Основные модели организации МСУ. Понятие «орган МСУ». 2. Варианты организации МСУ. Понятие «структура.
Словарь молодого избирателя Основные понятия и термины избирательного права.
15 МАРТА – ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. Конституция – Основной Закон Республики Беларусь.
Понятие, сущность и структура Конституции России Основные принципы и юридические свойства Конституции России Порядок внесения поправок и пересмотр Конституции.
Конституция Российской Федерации 20 летЗакон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества. С.Джонсон.
Осуществляется с помощью применения юридических мер воздействия Осуществляется строго в соответствии с законодательством Осуществляется в определенном,
1 Сентября – День знаний 20-летие Конституции Российской Федерации.
Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума.
Конституция Российской Федерации. Конституция включает в себя преамбулу и девять глав.
Интерактивная лекция РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ «ТВОЙ ВЫБОР – ТВОЁ БУДУЩЕЕ»
Транксрипт:

Конституция Швейцарии (Швейцарской Конфедерации) 1999 года. Андреева Анна 109 группа

История: История: Конституция 1848 г. была первой национальной. Конституцией Швейцарии. Ее принятие знаменовало завершение процесса федерализации. Из непрочного союза государств-кантонов Швейцария превратилась в единое союзное государство. Был создан постоянный федеральный орган исполнительной власти союзный совет из семи членов, избираемых федеральным законодательным органом. Федеральный законодательный орган состоял из двух палат -национального совета и совета кантонов. Союзный совет был наделен правом выпускать деньги, регулировать таможенные правила, определять внешнюю политику. Церковь была отделена от государства, приняты единые меры длины и веса, единая валюта, отменена местная таможня. В качестве федеральной столицы выбран Берн. Тогда же был утверждён национальный флаг государства. При качественном расширении полномочий центральной власти сохранялось прежнее название конфедерация, и кантоны сохраняли значительную степень независимости. Применительно к статусу кантонов была заимствована из Конституции США формула, согласно которой «кантоны суверенны (самодержавны) постольку, поскольку их суверенитет не ограничен Федеральной конституцией, и в таком качестве пользуются всеми правами, которые не переданы федеральной власти» В 1874 г. была принята новая федеральная Конституция Швейцарии, которая действовала более 100 лет вплоть до принятия в 1999 г. ныне действующей Конституции Швейцарии. Многочисленные поправки (более 130) к Конституции 1874 г. были направлены на уточнение статуса федеральных органов власти, усиление властных полномочий федерального правительства, при этом федеративная основа государства не подвергалась ограничению. Отдельные поправки касались регулирования социальных отношений. Конституционная реформа, проведенная в конце XX столетия, результатом которой стало принятие действующей Конституции Швейцарии, по оценке специалистов, была крайне необходима. Наличие многочисленных поправок, устаревшая структура конституционного акта 1874 г., неточность формулировок значительно осложняли его использование. После довольно длительной разработки новая Конституция Швейцарии была одобрена парламентом в 1998 г. и в 1999 г. принята на референдуме. Она вступила в силу 1 января 2000 г. Следует сразу признать, что коренного изменения содержания конституционного регулирования общественных отношений со вступлением в силу Конституции 1999 г. не произошло.

Структура: Действующая Конституция Швейцарии состоит из преамбулы и шести частей, объединяющих 196 статей, из которых последняя охватывает 16 переходных положений: В первой части Конституции Швейцарии сформулированы принципы и цели построения и действия правового федеративного государства, а также индивидуальной и общественной ответственности. Государство провозглашается Швейцарской Конфедерацией, состоящей из 26 кантонов. Кантоны суверенны, поскольку их суверенитет не ограничен Союзной конституцией; они осуществляют все права, которые не переданы Союзу. Основные конституционные изменения коснулись вопросов регулирования прав и свобод личности, прав гражданства и социальных целей. В Конституции 1999 г. соответствующие положения не только значительно расширены по содержанию по сравнению с прежней Конституцией 1874 г., но и представлены единым блоком во второй ее части. Часть третья Конституции, именуемая «Союз, кантоны и общины», устанавливает принципы отношений между этими тремя уровнями управления, четко и подробно регламентирует распределение компетенции между ними в основных сферах общественной жизни, а также закрепляет право кантонов заключать между собой договоры, создавать совместные организации и учреждения. Обязательным условием такого права выступает требование не противоречить праву и интересам Союза, а также правам других кантонов и обязанность доводить до сведения Союза принятие таких договоров. Кроме того, подробное регулирование на конституционном уровне получили бюджетно-налоговые отношения между Союзом и кантонами. Следует отметить, что в конституционных нормах нашли закрепление союзные гарантии для кантонов: Союз гарантирует кантонам их конституции, конституционный строй, а также их состав и территорию. В части четвертой Конституции Швейцарии («Народ И кантоны») содержатся нормы, касающиеся непосредственного политического. Пятая часть Конституции под названием «Союзные власти» определяет избираемость, несовместимость, срок полномочий выборных лиц, ответственность государства и участие кантонов, политических партий и заинтересованных кругов в подготовке важнейших государственных актов, статус центральных органов государства. Шестая часть Конституции Швейцарии устанавливает порядок ее пересмотра и содержит переходные положения.

Порядок изменения Конституции При полном пересмотре Конституции его инициатором могут выступать народ или одна из палат парламента либо само Союзное собрание. Причем народная инициатива полного пересмотра Конституции Швейцарии согласно ст. 138 должна исходить не менее чем от 100 тыс. избирателей. Такая инициатива подлежит вынесению на народное голосование. Если инициатива полного пересмотра исходит от народа или по этому вопросу существуют разногласия между двумя палатами парламента, то народ принимает решение, должен ли быть произведен полный пересмотр. Если народ согласен на полный пересмотр, то обе палаты переизбираются и рассматривают вопрос о пересмотре согласно законодательной процедуре. Пересмотренная Конституция вступает в силу, как только народ и кантоны одобрят пересмотр. Народная инициатива по частичному пересмотру Конституции Швейцарии также должна исходить от 100 тыс. Такая народная инициатива может иметь форму общего предложения или разработанного проекта. Если Союзное собрание одобряет народную инициативу, составленную в общих выражениях, то оно подготавливает частичный пересмотр в ука­ занном инициативой смысле и передает ее на голосование народа и кантонов. Если Союзное собрание отклоняет инициативу, то оно передает ее на голосование народа, который принимает решение о том, нужно ли это предложение проводить в жизнь. В случае одобрения инициативы Союзное собрание подготавливает проект, требуемый инициативой. Причем в случае, если Союзное собрание отклоняет инициативу в форме разработанного проекта, то может противопоставить ей встречный проект. Тогда народ и кантоны голосуют одновременно по инициативе и встречному проекту. Избиратели вправе голосовать в пользу обоих проектов. Они могут указать, какому из проектов отдают предпочтение в случае, если оба будут приняты; если при этом один из проектов получает больше голосов народа, а другой больше голосов кантонов, то ни один из проектов в силу не вступает (п. 5, 6 ст. 139).

Конституционный статус личности Конституция провозгласила широкий перечень основных личных прав и свобод: Первейшее значение отдано свободе вероисповедания и свободе совести. Каждый человек свободен в выборе своей веры или своего мировоззрен­ческого убеждения. Конституционное закрепление получили право на человеческое достоинство (ст. 7.), право на свободу мнений и информацию (ст. 16). Под охраной сферы частной жизни (ст. 13) понимается то, что каждое лицо имеет право на уважение его частной и семейной жизни, его жилища, а также личной переписки, почтовой и телесвязи. Каждое лицо имеет право на защиту от злоупотребления его личными данными. Право на защиту от произвола и соблюдение добросовестности. Каждое лицо имеет право на исключающее произвол добросовестное обращение со стороны государственных органов. Впервые в конституционной истории этого государства принцип равноправия, закрепленный в ст. 8, обязывает законодательно обеспечивать равное правовое и фактическое положение мужчин и женщин, прежде всего в семье, обучении и труде. Мужчина и женщина имеют право на равную заработную плату за равноценный труд В Конституции Швейцарии закрепляется ряд непривычных для конституционного уровня прав. Так, специально закрепляется право на заключение брака и семью (ст. 14). Ничто не может юридически препятствовать заключению брака, за исключением несовершеннолетия, близкого родства или психического заболевания. Статья 11 говорит о том, что дети и подростки имеют право на особую охрану их неприкосновенности и на содействие их развитию. Важ­нейшую социальную гарантию устанавливает ст. 19 это право на основное школьное обучение. Причем имеется в виду не только бесплатность основного школьного обуче­ния, но и его достаточность..

Языковой вопрос Так как Швейцария многоязычная страна, то вопрос языка играет важную роль и в Основном законе. Действующая Конституция включила принятую на референдуме 1996 г. поправку о том, что ретороманский язык наряду с немецким, французским и итальянским является официальным языком в отношениях, которые Швейцарская Конфедерация поддерживает с гражданами, владеющими ретороманским языком (ст. 70). Национальными же языками являются немецкий, французский, итальянский и ретороманский (ст. 4). *Понятие «официальный язык» означает, что все юридические тексты публикуются на языках, признанных Конституцией официальными, и все официальные тексты на этих языках имеют одинаковую юридическую силу. * Конституция Швейцарии устанавливает свободу использования языка как незыблемое конституционное право (ст. 18). Ограничения свободы использования родного языка основываются на двух основных исторически сложившихся принципах: -территориальный принцип. В немецкоговорящих кантонах либо коммунах официальным языком местной администрации, школьного образования является немецкий язык. Тот же порядок существует и во франкоговорящих, и в италоговорящих кантонах и коммунах. В этом государстве языковые границы являются достаточно устойчивыми. -личный принцип, согласно которому каждый швейцарский гражданин, где бы он ни находился на тер­ритории Конфедерации, имеет право говорить на родном национальном языке и общаться на нем с федеральными чиновниками, администрацией. Служащие на железной до­роге, почте, армии должны учитывать это право.

В Конституции закрепление получили принцип презумпции невиновности (ст. 32), запрет на смертную казнь (ст. 10), право каждого гражданина на то, чтобы его дело рассматривалось независимым и беспристрастным судом, учрежденным законом (ст. 30), и разрешалось в разумный срок (ст. 29), чтобы проведение судебного заседания и вынесение решения осуществлялись публично, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 30). В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 29 Конституции стороны имеют право быть выслушанными. Каждое лицо, не обладающее достаточными средствами, если только его дело представляется лишенным каких-либо шансов на успех, имеет право на бесплатную юридическую помощь. Кроме того, лицо имеет право на бесплатную помощь адвоката в той мере, в какой того требует защита его прав. Обращает внимание специальная систематизация прав, предоставляемых в случае лишения свободы. Так, ст. 31 Конституции устанавливает, что никто не может быть лишен своей свободы иначе как в случаях, предусмотренных законом. Каждое лицо, которое лишено свободы, имеет право немедленно быть информированным на языке, которым оно владеет, об основаниях такого лишения и о правах, которые ему принадлежат. Лицу должна быть обеспечена возмож­ность пользоваться этими правами. Оно, в частности, имеет право требовать информирования своих близких родствен­ников. Каждое лицо, содержащееся в предварительном заключении, имеет право немедленно быть представленным судье, который выносит решение о продлении содержа­ния под стражей или об освобождении. Лицо имеет право на рассмотрение своего дела в разумный срок. Каждое лицо, которое лишено свободы без приказа о том со стороны суда, имеет право в любое время обратиться в суд. Последний выносит решение в наикратчайший срок о законности такого лишения свободы». Часть 2 ст. 32 Конституции формулирует важнейшую гарантию справедливой судебной защиты: «Каждое обвиняемое лицо имеет право в наикратчайший срок и детальным образом быть информированным об обвинениях, выдвигаемых против него. Лицу должна быть обеспечена возможность пользоваться правом на защиту». Конституционные гарантии прав личности в области демократического судопроизводства.

Политические права К ним относятся свобода мнений и информации (ст. 16), свободе средств массовой информации (ст. 17), свободе собраний (ст. 22), свободе объединений (ст. 22), праву петиций (ст. 33). Также среди политических прав и свобод швейцарцев следует назвать право на осуществление народной законодательной инициативы и референдум. Именно в этом государстве важнейшие институты непосредственной демократии стали реальным, почти повседневным способом участия граждан в управлении делами государства, кантона, общины. На референдумах решаются различные вопросы от образования новых кантонов до установления правил перевозки грузов. В Швейцарии различаются обязательный и факульта­тивный референдумы, причем итоги референдума опре­деляются в одних случаях общим голосованием народа, а в других голосованием народа и кантонов, когда для по­ложительного решения требуется согласие большинства участвовавших в голосовании избирателей по стране в це­лом, а также согласие большинства избирателей в боль­шинстве кантонов. Референдум Обязательный Факультативный конституционный ре­ ферендум (на всенародное голосование выносится проект Конституции или конституционные поправки); -законодательный ре­ ферендум (предмет референдума проект закона).

Политико-территориальное устройство Номинально Швейцария является конфедерацией, о чем свидетельствует ст.1 Конституции, но фактически- демократической республикой, которая состоит из 26 автономных областей-кантонов (20) и полукантонов (6). Также на на территории Швейцарии находятся 2 анклава: Бюзинген принадлежит Германии и Кампионе-ди-Италия Италии. Кантоны в свою очередь состоят из общин (низший уровень административно- территориально деления). Каждый кантон состоит из нескольких общин.

Федеративное устройство Управление Швейцарией происходит на трех государственных уровнях: во-первых, на уровне Конфедерации; во-вторых, на уровне 26 автономных кантонов, которые решают, какую степень автономии они передадут на третий уровень, представленный самыми малыми структурными единицами самоуправления общинами. Исследователи зачастую выделяют еще и четвертый уровень управления округа промежуточный уровень между кантонами и коммунами. Все уровни государственной власти в Швейцарии обладают финансовым суверенитетом, включая право налогообложения. Основные принципы организации Швейцарии как федеративного государства определены в части третьей действующей Конституции. Центральным принципом во взаимоотношениях Швейцарской Конфедерации и кантонов является выполнение федеративным (союзным) государством только тех задач, которые требуют единообразного регулирования или превышают средства кантонов. Конституция предусматривает сотрудничество между Конфедерацией и кантонами, их взаимное уважение и поддержку. Кантоны имеют собственные конституции, собственные правительства (как правило, пять членов, избранных населением), в большинстве кантонов созданы однопалатные парламенты. Кантональные конституции не только закрепляют суверенитет кантонов в делах Конфедерации, но являются незаменимым инструментом закрепления демократических прав граждан, предоставляя им права реально влиять на принятие политических решений. Длительное время в Швейцарии действует Конференция кантональных исполнительных органов, созданная для поддержания сотрудничества и координации действий между всеми кантонами., Значение коммун в политической системе: Коммуны представляют собой сложившиеся в течение длительного времени административные единицы, имеющие четкие границы, в которых существуют свои (местные) органы самоуправления. Швейцария состоит из 300 коммун, среди которых есть и большие города, и маленькие деревушки. Коммуны весьма разнообразны по типу организации местных органов власти, уровню делегирования полномочий, процедурам или финансовому планированию. Обычно исполнительную власть в коммунах осуществляет муниципальный совет, который является коллегиальным органом, избираемым гражданами. Высшим органом коммуны может быть общее собрание избирателей или, в более крупных коммунах, коммунальный парламент. На коммунальном уровне активно применяются такие демократические институты, как народная инициатива и референдум.

Органы государственной власти Конституция формально не закрепила разделение властей в качестве принципа, однако установила такую структуру центральных органов государства, которая четко разделила их на законодательные, исполнительные и судебные. Конституция, установив структуру центральных органов государства, четко предусмотрела в ст. 144 принцип несовместимости. Так, члены обеих палат парламента Национального совета и Совета кантонов, члены правительства Союзного совета, а также судьи Союзного суда не могут одновременно входить в состав другого из этих органов. Причем члены Союзного совета и штатные судьи Союзного суда обоего пола не могут занимать никакую другую государственную должность Конфедерации или кантона и не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью, приносящей доход. Парламент- Союзное собрание: - Национальный совет - Совет кантонов Правительство- Союзный Совет Союзный суд

Парламент Союзное собрание центральный законо­ дательный представительный орган Швейцарии согласно ст. 148 ее Конституции осуществляет верховную власть в государстве. Национальный совет и Совет кантонов самостоятельные палаты парламента по Конституции 1999 г. равноправны. Союзное собрание Национальный совет Совет кантонов Состоит из 200 депутатов, избираемых посредством прямых выборов на основе пропорциональной системы по избирательным округам каждые четыре года. Причем каждый кантон образует один изби­ рательный округ. Состоит из 46 делегатов кантонов. От 20 кантонов избираются по два делегата, и от 6 кантонов, поименованных в Конституции (ст. 150), по одному делегату. Срок полномочий палаты четыре года.

Деятельность парламента Палаты самостоятельны и заседают раздельно. Для при­нятия решений Союзным собранием необходимо согласие обеих палат. Совместные заседания палат созываются в случаях, специально определенных Конституцией: для проведения выборов; разрешения споров о компетенции между верховными союзными властями; дарования помилования, а также по особым поводам и для заслушивания заявлений Союзного совета (ст. 157). Совместные заседания палат рассматриваются как Объединенное союзное собрание. Действует принцип иммунитета: члены парламента не могут быть привлечены к юридической ответственности за свои высказывания. Важнейшая компетенция Союзного собрания заключается в том, что в Конституции закрепляется обязанность проверки эффективности государственных мер парламентом. Парламент обязан следить за тем, чтобы меры, предпринимаемые Конфедерацией, проверялись на предмет их эффективности (ст. 190). Данная обязанность детально конкретизируется на уровне законов и постановлений, а также внутриведомственных директив.

Правительство Исполнительную власть осуществляется Союзным Советом, состоящим из 7 членов избираемых Национальным советом после его переизбрания. В состав правительства входят депутаты от разных кантонов. Глава Союзного совета президент Конфедерации, избирается Союзным собранием из числа членов Союзного совета сроком на один год. Каждый член правительства выступает в качестве главы министерства центральной администра­ции, но все главные правительственные решения принимаются коллегиально на еженедельных конференциях прави­тельства. В законодательстве не предусмотрено никаких ограничений относительно срока пребывания на посту члена Федерального совета. Согласно ст. 184 и 185 Конституции, Союзный совет следит за соблюдением швейцарских интересов за рубежом, отвечает за безопасность нации внутри страны и за ее пре­делами. Следует отметить, что аналогичные задачи Конституция Швейцарии возлагает на Союзное собрание. В сфере законодательства Союзный совет вправе вно­сить на рассмотрение парламента законопроекты, он может напрямую представлять законы в парламент. Законодательные дискуссии в парламенте проходят с обязательным участием членов Союзного совета. Важнейшая функция Союзного совета это взаимодействие с правительствами кантонов на предмет единообразного исполнения ими федеральных законов. Основные министерства Швейцарии: Внутренних дел Иностранных дел Окружающей среды Транспорта Экономики; Финансов; Юстиции и Политики; Обороны, защиты гражданского населения Спорта.

Президент Швейцарская государственная модель организации федеральной власти не имеет института постоянного президента. Срок избрания президента один год. Поэтому каждый год на смену старому президенту изби­рается новый из членов Союзного совета. Таким образом, каждый член правительства поочередно избирается на этот пост. У президента ограниченные особые полномочия, но он «первый среди равных». Главным образом, он осуществляет представительские функции. Президент устанавливает повестку дня для еженедельных конференций правительства и возглавляет прения, обращается к населению, а также представляет Швейцарию на международной арене.

Судебная власть Основные положения судопроизводства: Конституция устанавливает запрет на существование судов исключительной юрисдикции (ч. 1 ст. 30), принцип равенства граждан перед законом (ч. 1 ст. 8), обязательность исполнения вступивших в законную силу судебных решений на всей территории Швейцарии (ч. 3 ст. 122), регулирует разграничение компетенции между Конфедерацией и кантонами в сфере материального и процессуального права (ст. 122, 123), определяет компетенцию Союзного суда. Вопросы организации и процедур в Союзном суде регулируются федеральными законами. В Швейцарии не признается возможность существования какой-либо негосударственной юстиции. Полномочиями по реализации правосудия наделены суды, являющиеся государственными органами, созданными исключительно на основе закона. Широкое распространение получили специализированные суды.

Судебная власть Характерной чертой судебной системы Швейцарии является участие населения в отправлении правосудия. Речь идет об участии в рассмотрении определенной категории дел судом присяжных, а также участии в осуществлении правосудия непрофессиональных судей Суды кантонов обычно состоят из профессионального судьи председателя и 24 непрофессиональных судей, занимающих данную должность сроком на один год. В ходе судебного процесса они выполняют те же функции, что и профессиональные судьи, однако слушание дела завершается именно под председательством профессионального судьи. В некоторых кантонах (Цюрих, Берн) непрофессиональные судьи заседают самостоятельно, например, когда обвиняемый признает себя виновным, а в судах Женевы подсудимый может отказаться от права на суд присяжных, независимо от того, признает ли он себя виновным или нет. Участие в судопроизводстве непрофессиональных судей в обычных судах рассматривается в качестве оказания содействия судебной администрации.