ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Институт педагогики и психологии студентки 1 КОЛ ЗФО Яковенко Анны Индивидуальная психотерапия А. Адлера.
Advertisements

Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
Педагогическая поддержка. Педагогика поддержки - деятельность педагога принципиально отличная от обучения и воспитания, но необходимо дополняющая их.
Гештальт-терапия Ф.Перлза Тема 11. Лекция 14. Кафедра философии и психологии ИМОСТ Кандидат медицинских наук, доцент кафедры психологии Е. В. Алексеева.
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Автор: Т.М.Краснеева, педагог-психолог МОБУ СОШ 77 Лазаревского района г.Сочи.
Подготовила : студентка 4 курса Педиатрического факультета Шкодина Евгения Игоревна.
Молодчик А.В., Петров В.Ю.. Концепция устойчивого развития организации требует: A.Ориентации на долгосрочный успех B.Учёта неэкономических факторов успеха.
Подготовила студентка 3 курса Специальности журналистика Дементьева Виолетта.
Образовательная среда как фактор развития личностной эффективности.
Педагогическая поддержка семьи Выполнил студен 2 курса 3 группы Физико-Математического Факультета Ткачев Игорь.
Воспитание как педагогический процесс.
Куликова П.А. ФФМ, 3 курс. Американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психолгогии Президент Американской психологической ассоциации.
© Фокина Лидия Петровна ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МБДОУ 40 «РУЧЕЁК»
Среда - ближайшее окружение субъекта, во взаимодействии с которым он формирует и проявляет свои лучшие качества.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Формирование социальной компетентности младшего школьника в групповой форме работы на уроке окружающего мира.
КЛИЕНТ- ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К. РОДЖЕРСА. Автор Карл Рэ́нсом Ро́джерс (англ. Carl Ransom Rogers; 8 января февраля 1987) американский психолог,
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
Семинар провела: Селина Т.М., руководитель Центра научно-методического сопровождениям муниципальных ОУ, к.п.н.
Транксрипт:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ

1. ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ В КЛАССИЧЕСКОМ ПСИХОАНАЛИЗЕ Главной задачей психоанализа является доведение до сознания клиенттта конфликтной ситуации, связанной с неприемлемостью для него бессознательных влечений. Общая направленность коррекции в психодинамическом направлении - помощь клиенттту в выявлении неосознаваемых причин тягостных переживаний и болезненных проявлений. За счет их проработки (в различных формах) предполагается возможность контроля по крайней мере частичного овладения поведением, и, как следствие этого, возможность личностного роста для клиенттта. КОРРЕКЦИОННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ В КЛАССИЧЕСКОМ ПСИХОАНАЛИЗЕ Главной задачей психоанализа является доведение до сознания клиенттта конфликтной ситуации, связанной с неприемлемостью для него бессознательных влечений. Общая направленность коррекции в психодинамическом направлении - помощь клиенттту в выявлении неосознаваемых причин тягостных переживаний и болезненных проявлений. За счет их проработки (в различных формах) предполагается возможность контроля по крайней мере частичного овладения поведением, и, как следствие этого, возможность личностного роста для клиенттта.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ А.АДЛЕРА Целостность и целесообразность. Основной предпосылкой концепции Адлера выступает рассмотрение личности как неделимой целостности, являющейся интегральной частью социума. Поэтому основной упор в коррекционной работе делается на внутриличностные проблемы клиенттта, а не на межличностные. Цели коррекции: снижение чувства неполноценности; развитие социального интереса (просоциальной направленности); коррекция целей и мотивов с перспективой изменения стиля жизни. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ А.АДЛЕРА Целостность и целесообразность. Основной предпосылкой концепции Адлера выступает рассмотрение личности как неделимой целостности, являющейся интегральной частью социума. Поэтому основной упор в коррекционной работе делается на внутриличностные проблемы клиенттта, а не на межличностные. Цели коррекции: снижение чувства неполноценности; развитие социального интереса (просоциальной направленности); коррекция целей и мотивов с перспективой изменения стиля жизни.

КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К.РОДЖЕРСА Цель коррекции состоит в выработке у клиенттта большего самоуважения и способности предпринимать действия, необходимые для приведения его «Я»-реального в соответствие с его личным опытом и глубинными переживаниями. С самого начала внимание концентрируется не на проблемах человека, а на нем самом, на его «Я», поэтому задача, которая ставится и решается в рамках взаимодействия психолога и клиентт¬та это помощь в личностном росте и развитии, благодаря которому человек сам решает свои проблемы. А второстепенная задача создание соответствующего психологического климата и соответствующих отношений КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К.РОДЖЕРСА Цель коррекции состоит в выработке у клиенттта большего самоуважения и способности предпринимать действия, необходимые для приведения его «Я»-реального в соответствие с его личным опытом и глубинными переживаниями. С самого начала внимание концентрируется не на проблемах человека, а на нем самом, на его «Я», поэтому задача, которая ставится и решается в рамках взаимодействия психолога и клиентт¬та это помощь в личностном росте и развитии, благодаря которому человек сам решает свои проблемы. А второстепенная задача создание соответствующего психологического климата и соответствующих отношений

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ К экзистенциальному направлению относят теории и системы личностной коррекции, основанные на теории экзистенциализма, подчеркивающей важность проблем человеческого становления и ответственности человека за свое личностное становление, когда упор делается на «свободную волю», осознание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути. Цели коррекции: помочь клиенттту обрести смысл жизни, осознать личностную свободу, ответственность и открыть свои потенции как личности в полноценном общении. И одновременной задачей экзистенциального взаимодействия выступает безусловное признание личности клиенттта и его судьбы важнейшим, уникальным и безусловным, заслуживающим признания жизненным миром, само существование которого есть ценность. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ К экзистенциальному направлению относят теории и системы личностной коррекции, основанные на теории экзистенциализма, подчеркивающей важность проблем человеческого становления и ответственности человека за свое личностное становление, когда упор делается на «свободную волю», осознание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути. Цели коррекции: помочь клиенттту обрести смысл жизни, осознать личностную свободу, ответственность и открыть свои потенции как личности в полноценном общении. И одновременной задачей экзистенциального взаимодействия выступает безусловное признание личности клиенттта и его судьбы важнейшим, уникальным и безусловным, заслуживающим признания жизненным миром, само существование которого есть ценность.

2. ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В бихевиориальном направлении понятие личности не только не разработано, но попросту отсутствует. Основные понятия, применяющиеся к личности, относятся к ее поведению. Поэтому основные реакции, на которые направлены воздействия психолога, - реальное поведение человека в реальном мире. Цели коррекции: обеспечение новых условий для научения, т.е. выработка нового адаптивного поведения или преодоление поведения, которое стало дезадаптивным. Цели коррекционных воздействий в поведенческой психокоррекции формулируются либо как обучение новым адаптивным формам поведения, либо как угасание и торможение имеющихся у субъекта дезадаптивных форм поведения. В бихевиориальном направлении понятие личности не только не разработано, но попросту отсутствует. Основные понятия, применяющиеся к личности, относятся к ее поведению. Поэтому основные реакции, на которые направлены воздействия психолога, - реальное поведение человека в реальном мире. Цели коррекции: обеспечение новых условий для научения, т.е. выработка нового адаптивного поведения или преодоление поведения, которое стало дезадаптивным. Цели коррекционных воздействий в поведенческой психокоррекции формулируются либо как обучение новым адаптивным формам поведения, либо как угасание и торможение имеющихся у субъекта дезадаптивных форм поведения.

3. КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ В основе когнитивного подхода лежат теории, описывающие личность с точки зрения организации познавательных структур. Именно с ними работает психолог в коррекционном плане. Когнитивная психокоррекция ориентирована на настоящее. Этот подход директивен, активен и ориентирован на проблему клиенттта, применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме, а также для коррекции семейных и супружеских отношений. ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ В основе когнитивного подхода лежат теории, описывающие личность с точки зрения организации познавательных структур. Именно с ними работает психолог в коррекционном плане. Когнитивная психокоррекция ориентирована на настоящее. Этот подход директивен, активен и ориентирован на проблему клиенттта, применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме, а также для коррекции семейных и супружеских отношений.

РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНАЯ ТЕРАПИЯ (РЭТ) А. ЭЛЛИСА Согласно А. Эллису психологические проблемы появляются тогда, когда человек пытается следовать простым предпочтениям (желаниям любви, одобрения, поддержки) и ошибочно полагает, что эти простые предпочтения - абсолютные мерила его жизненного успеха. Цели коррекции. Главная цель - оказание помощи в пересмотре системы убеждений, норм и представлений. Частная цель - освобождение от идеи самообвинения. РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНАЯ ТЕРАПИЯ (РЭТ) А. ЭЛЛИСА Согласно А. Эллису психологические проблемы появляются тогда, когда человек пытается следовать простым предпочтениям (желаниям любви, одобрения, поддержки) и ошибочно полагает, что эти простые предпочтения - абсолютные мерила его жизненного успеха. Цели коррекции. Главная цель - оказание помощи в пересмотре системы убеждений, норм и представлений. Частная цель - освобождение от идеи самообвинения.

КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД А.БЕКА Главная идея когнитивной психокоррекции А. Бека состоит в том, что решающим фактором для выживания организма является переработка информации. В результате рождаются программы поведения. Человек выживает, получая информацию из окружающей среды, синтезируя ее и планируя действия на основе этого синтеза, т.е. вырабатывая самостоятельно программу поведения. Цели коррекции: исправление неадекватных когниций, осознание правил неадекватной обработки информации и замена их правильными. КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД А.БЕКА Главная идея когнитивной психокоррекции А. Бека состоит в том, что решающим фактором для выживания организма является переработка информации. В результате рождаются программы поведения. Человек выживает, получая информацию из окружающей среды, синтезируя ее и планируя действия на основе этого синтеза, т.е. вырабатывая самостоятельно программу поведения. Цели коррекции: исправление неадекватных когниций, осознание правил неадекватной обработки информации и замена их правильными.

РЕАЛЬНОСТНАЯ ТЕРАПИЯ У. ГЛАССЕРА Человек - творец собственной жизни, часть мира, которую сам создает для себя. А отсюда основные положения теории Глассера: личность сама выбирает свою позицию - жертвы или деятеля; сама выбирает себе желаемый мир и желаемое поведение и осуществляет контроль над ними. Цели коррекции. Общая цель коррекции - активизация у клиенттта «чувства реальности» и помощь ему в преодолении разрыва между его планами и их осуществлением в реальной жизни. Частная цель - достижение личностной независимости, повышение уровня самоосознания и разработка плана личностного совершенствования. РЕАЛЬНОСТНАЯ ТЕРАПИЯ У. ГЛАССЕРА Человек - творец собственной жизни, часть мира, которую сам создает для себя. А отсюда основные положения теории Глассера: личность сама выбирает свою позицию - жертвы или деятеля; сама выбирает себе желаемый мир и желаемое поведение и осуществляет контроль над ними. Цели коррекции. Общая цель коррекции - активизация у клиенттта «чувства реальности» и помощь ему в преодолении разрыва между его планами и их осуществлением в реальной жизни. Частная цель - достижение личностной независимости, повышение уровня самоосознания и разработка плана личностного совершенствования.

4. ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ Современный трансактный анализ включает в себя теорию личности, теорию коммуникаций, анализ сложных систем и организаций, теорию детского развития. ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ Э. БЕРНА Для Берна характерна специальная терминология, которая обозначает события, происходящие между людьми в общении. «Игра» - фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, в котором личность стремится избегнуть близости путем манипулятивного поведения. Близость это свободный от игр, искренний обмен чувствами, без эксплуатации, исключающий извлечение выгоды. Цели коррекции. Главная цель - помощь клиенттту в осознании своих игр, жизненного сценария, «эго-состояний» и при необходимости принятие новых решений, относящихся к поведению построения жизни. Сущность коррекции заключается в том, чтобы освободить человека от выполнения навязанных программ поведения и помочь ему стать независимым, спонтанным, способным к полноценным отношениям и близости. Целью также является достижение клиентттом независимости и автономии, освобождение от принуждения, включенность в настоящие, свободные от игр взаимодействия, допускающие откровенность и близость. Конечная цель - достижение автономии личности, определение своей собственной судьбы, принятие ответственности за свои поступки и чувства. Современный трансактный анализ включает в себя теорию личности, теорию коммуникаций, анализ сложных систем и организаций, теорию детского развития. ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ Э. БЕРНА Для Берна характерна специальная терминология, которая обозначает события, происходящие между людьми в общении. «Игра» - фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, в котором личность стремится избегнуть близости путем манипулятивного поведения. Близость это свободный от игр, искренний обмен чувствами, без эксплуатации, исключающий извлечение выгоды. Цели коррекции. Главная цель - помощь клиенттту в осознании своих игр, жизненного сценария, «эго-состояний» и при необходимости принятие новых решений, относящихся к поведению построения жизни. Сущность коррекции заключается в том, чтобы освободить человека от выполнения навязанных программ поведения и помочь ему стать независимым, спонтанным, способным к полноценным отношениям и близости. Целью также является достижение клиентттом независимости и автономии, освобождение от принуждения, включенность в настоящие, свободные от игр взаимодействия, допускающие откровенность и близость. Конечная цель - достижение автономии личности, определение своей собственной судьбы, принятие ответственности за свои поступки и чувства.

5. ГЕШТАЛЬТТЕРАПИЯ Ф. ПЕРЛЗА Согласно гештальттерапии организм рассматривается как единое целое, и любой аспект поведения может быть проявлением целостного бытия человека. Человек является частью более широкого поля: организм - среда. У здоровой личности граница со средой является подвижной: возникновение определенной потребности требует «контакта» со средой и формирует гештальт, удовлетворение потребности завершает гештальт и требует «отхода» от среды. Цели коррекции. Целью гештальткоррекции является снятие блокировок, пробуждение потенциально существующих в человеке естественных ресурсов, способствующих его личностному росту, достижению ценности и зрелости, полной интеграции личности клиенттта.Основная цель - помощь человеку в полной реализации его потенциала. Главная цель взаимодействия с клиентттом - активация внутренних личностных резервов клиенттта, высвобождение которых ведет к личностному росту. Согласно гештальттерапии организм рассматривается как единое целое, и любой аспект поведения может быть проявлением целостного бытия человека. Человек является частью более широкого поля: организм - среда. У здоровой личности граница со средой является подвижной: возникновение определенной потребности требует «контакта» со средой и формирует гештальт, удовлетворение потребности завершает гештальт и требует «отхода» от среды. Цели коррекции. Целью гештальткоррекции является снятие блокировок, пробуждение потенциально существующих в человеке естественных ресурсов, способствующих его личностному росту, достижению ценности и зрелости, полной интеграции личности клиенттта.Основная цель - помощь человеку в полной реализации его потенциала. Главная цель взаимодействия с клиентттом - активация внутренних личностных резервов клиенттта, высвобождение которых ведет к личностному росту.