ДС 250 Солдатенко Н.Д. Преодоление детской агрессии

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или.
Advertisements

Бурова Светлана Анатольевна, учитель русского языка ГБОУ СОШ НО 410 СВАО г.Москвы.
Агрессия детей. Причины и предупреждение. агрессия.
Агрессия детей: ее причины и предупреждение Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не.
Р ОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Детская агрессия и пути её преодоления» Разработка учителя начальных классов Епифановой Е.П. МБОУ «СОШ8» г. Бийск.
Факторы, понижающие уровень риска и обеспечивающие безопасность ребенка: профилактика жестокого обращения с детьми: как работать с агрессивными детьми.
Родительское собрание МОУ «Лицей 47» Учитель: Тайкова И.А. 1.
Гнев, злоба, агрессия - эмоции разрушения. Боль, страх, обида - эмоции страдания.
Рекомендации для родителей по профилактике табакокурения и употребления ПАВ, агрессивного поведения детей и подростков.
1 Родительское собрание МОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа 1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева Учитель начальных классов Красюкова Л.И.
1 Агрессия детей. Причины и предупреждение. Из опыта работы социального педагога.
Человек обладает способностью любить и может найти применение своей способности любить, но способен он и ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим.
МОУ «СОШ42» 2 В класс. МОУ «СОШ42» 2 В класс От латинского «нападение» «приступ» Деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования.
Агрессия детей. Причины и предупреждение. Из опыта работы социального педагога МОУ Лицей 2.
Агрессия детей. Причины и предупреждение. Педагог - психолог МОУ СОШ 1 Пастрик Т. Н г г.
Детская агрессия и пути её преодоления. Вопросы для обсуждения: Причины проявления жестокости и агрессивности детей. Причины проявления жестокости и агрессивности.
КЛАССНЫЙ ЧАС «АГРЕССИЯ. КАК ЕЙ ПРОТИВОСТОЯТЬ?» Заварзина Елена Ивановна Педагог-психолог Центр психолого –педагогической реабилитации и коррекции «Гармония»
Комплексный подход в работе педагога – психолога по профилактике деструктивной агрессии в МБДОУ.
Агрессивность у детей дошкольного возраста Подготовила: педагог – психолог Степанова Лена Герасимовна МБДОУ «Депутатский детский сад «Умка»
Агрессивность – черта личности, которая, с одной стороны определяется врождёнными особенностями темперамента ребёнка, с другой стороны – стилем общения.
Транксрипт:

Агрес­сия - это мотивированное деструктивное поведение, про­тиворечащее общепринятым нормам и правилам пове­дения в обществе, приносящее вред объектам нападения (одушевлённым или неодушевлённым), физический ущерб или психологический дискомфорт окружающим людям. Агрессия может быть физической (нападение) или вербальной -ссора, крик, визг, угрозы, проклятья, ругань и пр. У маленького ребёнка агрессия может выражаться по-разному: он дерётся, кусается, бьёт родителей, причиняет боль себе - бьётся голо­вой об пол, кусает и царапает себя, говорит обидные и грубые слова, ни в чём никому не уступает, не подчиняется правилам, подражает отрицательным героям. Нужно осознавать тот факт, что агрессия - это своеобразный защитный механизм, реакция на раздраже­ние, выплеск психоэмоционального напряжения, она присуща любому человеку. Главное здесь - не допускать деструктивных (разрушительных) форм её проявления. Для детей х лет проявление агрессивного поведения - это нормальная стадия развития. Именно в это время возрастает до максимума их упрямство, они становятся агрессивными и неуправляемыми, и поскольку ещё не умеют адекватно словами выражать свои потребности и желания, склонны делать это посредством драк, кусания и т.п. Агрессия у маленького ребёнка - это признак эмо­ционального неблагополучия, возможно попытка привлечь к себе внимание, стремление получить желаемое или способ психологической защиты от возникающей угрозы (пусть даже кажущейся). Но несмотря на естественность такого поведения в этот возрастной период, нельзя оставлять его без внимания. Агрессивная реакция может уко­рениться и стать привычкой, если не объяснять ребёнку, что хорошо, а что плохо и не научить его правильному поведению. Взрослому следует найти для ребёнка спо­соб снизить эмоциональное раздражение, выплеснуть гнев, не задевая при этом окружающих и не разрушая всё кругом.

Причины появления агрессии у детей бывают разными: её возникновению могут способствовать некото­рые соматические заболевания, заболевания ЦНС, однако чаще к развитию агрессивных качеств у детей приводят «огрехи» семейного воспитания. Исследователями доказано, если малыш растёт в атмосфере грубости, нетерпи­мости, если родители прибегают к насилию, то в ребёнке формируется агрессивное начало. И наоборот, когда в обращении с ребёнком присутствуют внимание, забота, мягкость, эти качества не формируются. Однако слишком мягкие родители, «проповедующие» в воспитании снисходительность во всём, также рискуют «получить» в итоге маленького агрессора.

Для возникновения агрессии у ребенка существует множество поводов и пусковых механизмов. И они разнятся от семьи к семье. Пять самых распространенных причин, которые способствуют появлению детской агрессии. 1. Проверка границ дозволенного. Подросший малыш с удивлением понимает, что не всегда он является центром вселенной. Ему хочется потрогать то и другое, взять третье, но взрослые отвечают: «Нельзя!» Если же мама с папой непоследовательны в своих запретах, после детских истерик меняют собственное решение, то не следует удивляться агрессивности ребенка. 2. Неудовлетворенные желания. Мама не разрешает смотреть мультик? Запрещает брать на прогулку машинку? Детские желания не удовлетворены. А они захватывают кроху целиком и полностью. Не умея высказывать свое разочарование, малыш начинает толкаться, щипаться, швыряет машинку на пол. 3. Непринятие чувств ребенка. Очень часто родители запрещают выражать детям негативные эмоции, особенно это касается мальчиков. Малышу говорят: «Мужчины не плачут!» или «Не реви, ты же не девочка!» Не имея возможности проработать и отразить подобные чувства, ребенок копит негатив и переводит его в агрессию. 4. Особенности воспитания в семье. Не секрет, что от характера взаимоотношений между детьми и родителями зависит и формирование личностных качеств ребенка. Так, при авторитарном стиле воспитания, малыш может стать неуправляемым в ответ на излишнюю строгость взрослых. При попустительском стиле ребенок ведет себя так, как хочет, не ощущая родительского контроля. 5. Подражание. Еще одним фактором возникновения детской агрессии может стать подражание негативному поведению взрослых (ругань, повышенный голос, рукоприкладство, категоричные приказы), любимых персонажей кинофильмов и мультиков.

У каждой эмоции есть свои определенные телесные выражения. К примеру, при агрессии наш организм мобилизуется для отпора обидчику: мышцы напрягаются, сжимаются кулаки. Если же ничего не произошло, то гнев так и остается в виде напряженности в нашем теле. Выделяют три главных проявления детской агрессивности: мимические реакции (показывание языка, нахмуренное лицо, поджатые губы); поведенческие (укусы, пинки, тумаки и т.д.); вербальные (ругательства, грубые выражения, угрозы). Кстати, выражения гнева и злости у маленьких деток так же разнообразны, как и у взрослых, однако малыши пока не могут их замаскировать. Например, трехлетний ребенок, когда злится, может покраснеть, сжать кулачки и крикнуть: «Я тебя сейчас стукну!» Шестилетний мальчик, возможно, уже не станет драться со сверстником, а отвернется и так дернет колесо у детской машины, что оно отвалится. Это тоже вариант агрессии.

РЕБЕНОК: 1. Часто теряет контроль над собой. 2. Часто спорит, ругается со взрослыми. 3. Часто отказывается выполнять правила. 4. Часто специально раздражает людей. 5. Часто винит других в своих ошибках. 6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо. 7. Часто завистлив, мстителен. 8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его. Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков. Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух. 2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен. 3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же. 4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться. 5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит. 6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение. 7. Он не прочь подразнить животных. 8. Переспорить его трудно. 9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает. 10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих. 11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот. 12. Часто не по возрасту ворчлив. 13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного. 14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других. 15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых. 16. Легко ссорится, вступает в драку. 17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми. 18. У него нередки приступы мрачной раздражительности. 19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится. 20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность 1520 баллов. Средняя агрессивность 714 баллов. Низкая агрессивность 16 баллов. Мы приводим данные критерии для того, чтобы родители и педагоги, выявив агрессивного ребенка, в дальнейшем смогли выработать свою стратегию поведения с ним, помогли ему адаптироваться в детском коллективе.

Для выявления наличия агрессии у ребенка используют рисуночные методики. Они позволяют получить более характеристику личности и отметить возможные проблемы. Методика «Кактус». Автор методики Панфилова М.А.. Тест проводится с детьми с 4-х лет. ЦЕЛЬ – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. МАТЕРИАЛ – бумага (формат А4), карандаш. ИНСТРУКЦИЯ – «На листе бумаги нарисуй кактус, такой, каким ты его себе представляешь!» Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. 1. Кактус домашний или дикий? 2. Его можно потрогать? 3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают? 4. У кактуса есть соседи? 5. Какие растения его соседи? 6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

Агрессия = наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат и близко расположены Импульсивность = отрывистые линии, сильный нажим Эгоцентризм = крупный рисунок, в центре листа Зависимость, неуверенность = маленькие рисунок внизу листа Демонстративность, открытость = наличие выступающих отростков, необычность форм Скрытность, осторожность = расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса Оптимизм = использование ярких цветов Тревога = использование темных цветов, внутренней штриховки, прерывистые линии Женственность = наличие украшения, цветов, мягких линий, форм Экстровертированность = наличие других кактусов, цветов Интровертированность = изображен только один кактус Стремление к домашней защите = наличие цветочного горшка Стремление к одиночеству = изображен дикорастущий кактусИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Есть несколько универсальных рекомендаций, которые могут снизить риск возникнове­ния агрессии: Проявляйте терпение и заботу, будьте внимательны к просьбам ребёнка, уважайте его чувства и желания, выделяйте время для непосредственного общения с ним. Включайте ребёнка в совместную деятельность, подчёркивая его значимость в выполняемом деле, чаще хвалите его, избегайте сравнения с другими детьми. Давайте простор для самостоятельности, инициативы. Предъявляя ребёнку какие-либо требования, учи­тывайте его возможности, а не только свои желания. Не ставьте перед ребёнком сплошную «стену» из запретов, их должно быть немного, но те, которые вы определили, должны выполняться всегда, причём всеми (детьми, взрослыми) и везде (в детском саду, дома, в го­стях и т.д.). Формируйте у ребёнка чувство сопереживания, научите жалеть других. Он должен понять, что своим по­ведением может огорчать, причинять страдания другим. Не выясняйте отношений с кем бы то ни было при ребёнке, показывайте пример бесконфликтного пове­дения, тем самым приучая его к самоконтролю. Никогда не одобряйте агрессивное поведение как способ решения конфликта или проблемы: «А ты тоже его ударь!», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь?» Исключайте из его арсенала игрушки, которые могут провоцировать агрессию, ограничивайте просмотр ребёнком телевизионных передач (в том числе мультиков), компьютерных игр со сценами жестокости и насилия. Старайтесь придерживаться единых требований, заведённого распорядка дня, поддерживайте дисципли­ну и следите за выполнением установленных правил. Вместе с тем, чаще давайте понять ребёнку, что вы его лю­бите и принимаете таким, какой он есть. Всё это формирует у него чувство надёжности, незыблемости и защищён­ности.

Научите ребёнка справляться с агрессией. Есть разные способы: глубоко подышать, громко крикнуть, выпустив гнев наружу, используя «Стаканчик для криков», «Волшебную трубу-крик». Физическая нагрузка (бег, прыжки, плавание и прочие виды спорта) также снижает напряжение. Существуют специальные игры, помогающие детям выплеснуть отрицательные эмоции. Предлагаем специально подобранные игры, которые помогут выплеснуть агрессию, отреагировать гнев и злость. Вы можете играть в них вдвоем с ребенком или с целой группой детей. Пробуйте все варианты, чтобы подобрать наиболее эффективный способ для преодоления детской агрессивности. Во время игры не думайте о поведении ребенка, просто наслаждайтесь процессом и выпускайте на волю эмоции. Хороший результат зависит, в том числе, и от настроения родителей. Если вы испробовали все вышеперечисленные развлечения, а детская агрессия не проходит, вы сами стали срываться и кричать на ребенка, обязательно обратитесь к психологу. Чем раньше родители заметят проблемы с поведением малыша, тем скорее вместе со специалистом найдут выход из этой ситуации.

«Мешочек гнева» Возьмите воздушный шарик, насыпьте в него полстакана муки и хорошенько завяжите. Объясни­те ребёнку, что «мешочек гнева» нужно использовать каждый раз, когда на кого-то злишься. Его можно кидать, бить им о стену или об стол. «Мешочек гнева» Возьмите воздушный шарик, насыпьте в него полстакана муки и хорошенько завяжите. Объясни­те ребёнку, что «мешочек гнева» нужно использовать каждый раз, когда на кого-то злишься. Его можно кидать, бить им о стену или об стол. «Тух-тиби-дух» «Я сейчас по секрету сообщу тебе волшебное заклинание против злости и раздраже­ния. Начинай ходить по комнате молча, затем время от времени останавливайся напротив кого- либо и, обяза­тельно глядя ему в глаза, сердито-пресердито трижды произноси: «Тух-тиби- дух!» (хотя ребёнок должен сер­диться, долго он не сможет говорить фразу со злостью - ему будет смешно). Играть можно с группой детей. «Уходи, злость, уходи!» Дети ложатся на пол по кругу, между ними - подушки. Закрыв глаза, начинают 3 мину­ты с силой бить ногами по полу, а руками по подушкам громко крича: «Уходи, злость, уходи!». Затем принимают позу «звезды», широко раздвинув руки и ноги, и лежат спокойно, слушая тихую музыку 3 минуты. Взрослый следит, чтобы, ударяя по подушке, дети не попадали часто по рукам соседа (отдельные попадания полезны). «Тух-тиби-дух» «Я сейчас по секрету сообщу тебе волшебное заклинание против злости и раздраже­ния. Начинай ходить по комнате молча, затем время от времени останавливайся напротив кого- либо и, обяза­тельно глядя ему в глаза, сердито-пресердито трижды произноси: «Тух-тиби- дух!» (хотя ребёнок должен сер­диться, долго он не сможет говорить фразу со злостью - ему будет смешно). Играть можно с группой детей. «Уходи, злость, уходи!» Дети ложатся на пол по кругу, между ними - подушки. Закрыв глаза, начинают 3 мину­ты с силой бить ногами по полу, а руками по подушкам громко крича: «Уходи, злость, уходи!». Затем принимают позу «звезды», широко раздвинув руки и ноги, и лежат спокойно, слушая тихую музыку 3 минуты. Взрослый следит, чтобы, ударяя по подушке, дети не попадали часто по рукам соседа (отдельные попадания полезны). «Борьба на подушках» Включите весёлую музыку, дайте детям в руки подушки и разрешите слегка подраться ими. Необходимо установить правила - не бить руками, не кричать обидные слова. Если правила нарушаются, игра останавливается. «Борьба на подушках» Включите весёлую музыку, дайте детям в руки подушки и разрешите слегка подраться ими. Необходимо установить правила - не бить руками, не кричать обидные слова. Если правила нарушаются, игра останавливается. «Салют» Взрослый и ребёнок вместе рвут или режут бумагу на мелкие кусочки и затем с силой бросают её вверх. Потом обязательно вместе убирают мусор с пола. «Салют» Взрослый и ребёнок вместе рвут или режут бумагу на мелкие кусочки и затем с силой бросают её вверх. Потом обязательно вместе убирают мусор с пола. «Снежки» Предложите ребёнку комкать листы бумаги и играть ими в снежки. «Снежки» Предложите ребёнку комкать листы бумаги и играть ими в снежки.

«Чудище» Пусть ребёнок представит себя страшным чудовищем. При этом ему разрешается делать всё (в рамках заранее оговорённого, дозволенного). После того как малыш излил свои негативные эмоции, он ложится на пол, его накрывают плотной тканью, гладят и говорят ему ласковые слова - ребёнок перевоплощается в хорошего мальчи­ка. Смысл игры - чудище «плохой» под воздействием обстоятельств, на самом же деле он добрый. «Чудище» Пусть ребёнок представит себя страшным чудовищем. При этом ему разрешается делать всё (в рамках заранее оговорённого, дозволенного). После того как малыш излил свои негативные эмоции, он ложится на пол, его накрывают плотной тканью, гладят и говорят ему ласковые слова - ребёнок перевоплощается в хорошего мальчи­ка. Смысл игры - чудище «плохой» под воздействием обстоятельств, на самом же деле он добрый. «Детский футбол» Вместо мяча - подушка. Играют 2 команды. Количество играющих - от 2 х человек. Судья - обя­зательно взрослый. Играют руками, ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Цель - забить гол. Взрослый следит за соблюдением правил - не пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля. «Детский футбол» Вместо мяча - подушка. Играют 2 команды. Количество играющих - от 2 х человек. Судья - обя­зательно взрослый. Играют руками, ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Цель - забить гол. Взрослый следит за соблюдением правил - не пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля. «Выбиваем пыль» Ребёнку даётся «пыльная подушка». Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её «почи­стить». Можно добавить к этому воинственные крики. «Выбиваем пыль» Ребёнку даётся «пыльная подушка». Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её «почи­стить». Можно добавить к этому воинственные крики. «Обзывалки» Бросая друг другу мяч, можно «ругаться» необидными словами, используя названия предметов ме­бели, овощей, фруктов... Каждое обращение должно начинаться со слов «А ты...морковка! Заканчивая игру, надо переходить на ласковые слова, «А ты.... Солнышко!» (игра хороша для детей обидчивых и склонных к вербальной агрессии). «Обзывалки» Бросая друг другу мяч, можно «ругаться» необидными словами, используя названия предметов ме­бели, овощей, фруктов... Каждое обращение должно начинаться со слов «А ты...морковка! Заканчивая игру, надо переходить на ласковые слова, «А ты.... Солнышко!» (игра хороша для детей обидчивых и склонных к вербальной агрессии). Кроме игр есть и психологические способы снятия напряжения: песочная терапия, сказкотерапия, аутотренинг, ри­суночная терапия и др. Дома для снятия напряжения и раздражительности ребёнка необходимо иметь музыкаль­ные игрушки (дудки, бубен, барабан), пластилин, краски для рисования (в том числе для пальчиковой живописи), надувные молотки, свисток, боксёрскую грушу, мяч. Хорошо играть вместе с ребёнком в подвижные игры.

Дети – главный подарок для мира, С ними чудесней земная картина. Всё понимают, берутся за всё Лучшее с ними людское житьё Частенько слабы, неумелы их руки, Но некогда думать ребятам о скуке. В движеньях, заботах их время проходит, Удача к усердным с годами приходит. В детские годы мечты расцветают, Взрослые часто об этом не знают. Надо детишкам права объяснить, Многому надо их обучить. Мир станет лучше на нашей планете, Если счастливыми будут все дети! Виктор Павлов

Удачи Вам и Вашим детям! Солдатенко Н.Д., педагог-психолог