УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 02/03/16©

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Advertisements

Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Составила Чебан Н. И.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
« Великая цель образования – это не знания, а действия ». Герберт Спенсер.
L/O/G/O Способы их формирования ФГОС второго поколения Универсальные учебные действия.
Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Учитель начальных классов Мартынова О.А.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Егорова О.А. – учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия 1 г.Майского»
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер «Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта»
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ. Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Учитель начальных классов Т.Е. Данилова.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Транксрипт:

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 02/03/16©

Вопросы на повестке : Теоретическая часть Универсальные учебные действия. Виды и особенности их формирования. Практическая часть Типовые задачи как средство формирования универсальных учебных действий. Информационная часть Презентация Муниципального банка образовательных ресурсов ©

Цели ообразования Новые социальные запросы цели ообразования: общекультурное, личностное развитие учащихся познавательное Сформированность ключевой компетенции ообразования - «научить учиться» формирование совокупности «универсальных учебных действий» ©

Сущностная часть содержания изменение характера взаимодействия учителя с классом личностное включение всех учащихся в процесс взаимного общения внешняя мотивация вытесняется формированием осознанного мотива учения репродукция знаний заменяется решением творческих учебных и практических задач

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы ообразования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося

Универсальные учебные действия ( в широком значении ) умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

Универсальные учебные действия ( в узком смысле ) это совокупность способов действий учащегося ( а также связанных с ними навыков учебной работы ), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса

Умение учиться предполагает освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности : 1. познавательные и учебные мотивы ; 2. учебная цель ; 3. учебная задача ; 4. учебные действия и операции ( ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка )

Функции универсальных учебных действий обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения ; ставить учебные цели ; искать и использовать необходимые средства и способы их достижения ; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности ; создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию ; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области ©

Универсальный характер УД Они являются над предметными, мета предметными. Т. е. УУД формируются с помощью разных предметов, не ограничиваются одним учебным предметом. Сформированные у ученика универсальные УД проявляются в виде различных умений, широко применяемых в разных сферах деятельности человека. Обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса

Теоретико - методологическая основа развития УУД Системно - деятельностный подход, интегрирующий достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностей и ЗУНовской парадигм образования Системно - деятельностный подход обеспечивает : формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию ; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе ообразования ; активную учебно - познавательную деятельность обучающихся ; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся

Разработчики концепции развития УУД Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе теоретических положений системно - деятельностного подхода ( Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов ) под руководством А. Г. Асмолова Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе теоретических положений системно - деятельностного подхода ( Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов ) под руководством А. Г. Асмолова

Знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий : они формируются, применяются, сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся

« … через системно - деятельностный подход мы дадим ребенку " перпетуум мобиле " развития, стремясь научить ребенка учиться, а не превращать его в славного хомяка, который держит запас знаний, умений и навыков в своих защечных пазухах. Системно - деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского ообразования » А. Г. Асмолов Системно - деятельностный подход

1. ЛИЧНОСТНЫЕ 2. РЕГУЛЯТИВНЫЕ 3. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ 4. КОММУНИКАТИВНЫЕ ВИДЫ УУД :

Личностные УУД Личностные УУД Смысло- образование Нравственно- этическое оценивание Само- определение

Личностные универсальные действия Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего ©

Целеполагание Планирование Контроль Прогнозирование Коррекция Оценка Регулятивные УУД Волевая саморегуляция

Познавательные УУД Общеучебные Действия (использование общих схем решения проблемы, задачи) Логические Действия (сравнение,анализ, обобщение, классификация, установление аналогий) Постановка и решение проблем (овладение способами прогнозирования, самостоятельная постановка проблемы) Знаково-символические действия (преобразование текстовой информации в знаково –символ. системы, таблицы, схемы)

Общеучебные УУД самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели ; поиск и выделение необходимой информации структурирование знания выбор наиболее эффективных способов решения задач рефлексия способов и условий действия контроль и оценка процесса и результатов деятельности смысловое чтение извлечение необходимой информации из прослушанных текстов определение основной и второстепенной информации свободная ориентация и восприятие текстов понимание и адекватная оценка языка СМИ умение сжато или выборочно передавать содержание текста, составлять тексты ©

Логические УУД анализ синтез обобщение, аналогия, сравнение, сериация, классификация подведение под понятия, выведение следствий установление причинно - следственных связей построение логической цепи рассуждений доказательство выдвижение гипотез и их обоснование

Знаково - символические УУД обозначать символом или знаком предмет ; определять логические связи между предметами и ( или ) явлениями ; строить модель / схему на основе условий задачи и ( или ) способа ее решения ; создавать вербальные, вещественные и информации модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задач ; преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область ; переводить сложную по составу информацию из графического или формализованного ( символьного ) представления в текстовое и наоборот ; строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте

Постановка и решение проблемы формулирование проблемы ; самостоятельное создание алгоритмов деятельности, способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Управление поведением партнера Умение полно и точно выражать свои мысли Разрешение конфликтов Владение монологической и диалогической формами речи

УД представляют собой целостную систему, в которой одно действие зависит от другого. Примеры : Общение помогает регулировать свою деятельность. А это связь между коммуникативными УД и регулятивными

Формирование универсальных учебных действий реализуется в рамках целостного образовательного процесса через учебную деятельность внеурочную деятельность организацию жизнедеятельности в школе и классе Условия и средства развития УУД

Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов

На развитие какого УУД направлено данное содержание ? О сказочных богатствах Урала ярко и красочно рассказал в своих сказках о хозяйке медной горы П.Бажов. Наш современник, поэт Александр Твардовский, очень веско сказал о значении Урала: Урал! Опорный край державы, Ее добытчик и кузнец. Ровесник древней нашей славы И славы нынешней творец… г.

Формы организации учебной деятельности Дискуссии Деловые игры Исследования Практикумы Самостоятельная поисковая работа Работа с различными источниками информации Эксперименты Работа с учебными моделями

Технологии формирования УУД

31 ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ( ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ « УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ ») Базовые образовательные технологии технологии Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие

32 Базовые образовательные технологии технологии ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Триада: замысел- -реализация- -продукт

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВУ : Формируется умение детей работать в группе, принимать помощь от одноклассников и оказывать помощь, формулировать содержательную часть проекта, оформлять результат ( доклад, выпуск газеты, репортаж, презентация …) Особое внимание уделяется обучению детей работе с источниками информации ( оглавление учебника как программа ученика ; таблицы, диаграммы, иллюстрации учебников, их справочники и словари )

УУД : оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели ; обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе ; устанавливать с партнёрами отношения взаимопонимания ; проводить эффективные групповые обсуждения ; обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений ; чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять инициативу для достижения этих целей ; адекватно реагировать на нужды других

35 ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Базовые образовательные технологии технологии Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространствооткрытое (но контролируемое) пространство информационных источников, информационная поддержка учебного процесса, информационная поддержка учебного процесса,

36 Исследовательская деятельность Базовые образовательные технологии технологии Развиваются умения ставить проблему, формулировать гипотезу, применять методы исследования (наблюдения, опыт, эксперимент, опрос, сравнение, анализ ит.д), Умение презентовать полученные результаты

УУД : постановка проблемы и аргументирование её актуальности ; формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла сущности будущей деятельности ; планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария ; собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ ; оформление результатов учебно - исследовательской деятельности как конечного продукта ; представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими: урок-исследование, урок-лаборатория, урок творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок рассказ об учёных, урок защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей; учебный эксперимент; домашнее задание исследовательского характера. Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими: исследовательская практика обучающихся; образовательные экспедиции походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета; ученическое научно-исследовательское общество форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, публичных защит, конференций; Формы учебно-исследовательской деятельности:

39 Технология дискуссий Базовые образовательные технологии технологии Развиваются коммуникативные умения: высказывать мнение, слушать других, вести диалог, аргументировать свою точку зрения)

40 Технология развития критического мышления через чтение и письмо Базовые образовательные технологии технологии Развиваются коммуникативные умения, умения работать с информацией

41 УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Базовые образовательные технологии технологии Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми уч-ся, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания. Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней

Задание « Учебные цели » Учащимся предлагается на основе выполненной проверки и оценки своей домашней работы ответить на вопросы, заполнив таблицу. Задание выполняется повторно через 2 недели. Учеником анализируется успешность реализации учебных задач, поставленных ранее. Критерии оценивания: Адекватность оценивания своих знаний и умений Умение поставить учебную задачу Умение оценить прогресс в усвоении знаний и умений

Задание « Работа с метафорами » Учащимся предлагается список русских и английских пословиц. Необходимо установить, какие пословицы по смыслу подходят друг другу. Первый столбик- английские Второй столбик- русские С красноречивым языком не пропадешь На ошибках учатся Лицо выдает негодяя Ложка дегтя в бочке меда Ошибки других –хорошие учителя Язык до Киева доведет Тухлое яйцо портит всю кашу На воре шапка горит Познавательные УУД- формируется умение понимать переносный смысл выражений

Задание « Любимые передачи » Надо исследовать (провести социологический опрос) любимые передачи. Учащимся для этого надо составить план исследования: 1. решить, кого будут опрашивать 2. продумать вопросы 3. опредлить сроки сбора информации 4. проанализировать собранную информацию 5. сделать выводы 6. подготовить презентацию 7. представить презентацию классу (представить результаты социологического опроса)

Задание : углубленная работа с текстом Цели : выявление художественной идеи и стихотворения, состоящей в утверждении красоты как начала, несущего эстетическое и нравственное наслаждение. Формирование навыка многоуровневого анализа текста Метапредметные результаты : 1. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оуенивать и интерпритировать прочитанное 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альткрнативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач 3. Формирование представлений об эстетических ценностях гуманизма

46 Образовательная среда: учебное и игровое пространства Образовательная среда: учебное и игровое пространства Назначение: для подвижных занятий и для спокойной работы, для общения и для уединения, для «пробы сил» и для демонстрации достижений, для поиска информации Учебное пространство: место учителя, место для работы учащихся, «центральное» место для выступлений, «центральная» доска, уголок книг и других информационных источников, аудио- и видеоцентр выставки, стенды и т.п

47 Некоторые образцы учебного оборудования Некоторые образцы учебного оборудования «мобильный класс» Переносная лаборатория учебные модели © Ахмадыльшина О.Л., Куединский РМЦ, 2012

Оснащение учебного процесса по обществознанию: Оснащение учебного процесса по обществознанию: Тексты Конституции Российской Федерации, важнейшие законодательные акты ; тематические таблицы и другие средства наглядности, материалы Интернета, цифровые образовательные ресурсы

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УУД ЯВЛЯЕТСЯ СТРУКТУРНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Программа содержит : 1. цели и задачи программы ; 2. описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью ; 3. типовые задачи применения универсальных учебных действий ; 4. описание особенностей реализации основных направлений учебно - исследовательской и проектной деятельности обучающихся ; 5. описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ - компетенций ; 6. виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей ; 7. описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе информационно - методического обеспечения, подготовки кадров ; 8. систему оценки деятельности образовательного учреждения по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся ; 9. методику и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий

Критерии оценки сформированности универсальных УД 1. соответствие возрастно - психологическим нормативным требованиям

Критерии оценки сформированности универсальных УД 2. соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям уровень выполнения действия полнота выполнения действия разумность выполнения действия сознательность ( осознанность ) обобщенность критичность освоенность

Практическая часть Типовые задачи как средство формирования универсальных учебных действий

Типовая задача «Придумай заголовок» Учащимся предлагается текст, который надо озаглавить. Текст должен быть новым, небольшим по объему (до 1 страницы). Инструкция для учащихся: прочитайте текст, выделите его основную идею. Придумайте заголовок, наиболее точно передающий идею текста. Затем аргументируйте свое предложение. Задание учителям : Сформулируйте цель задания. Определите, для какого предмета могло бы подойти данное задание Продумайте критерии оценивания Какое УУД формируется с помощью данного задания