Калужская земля и Смутное время (1610-2010 гг.) 400-летие героической обороны Свято-Пафнутьева Боровского монастыря от польско-литовского войска 900igr.net.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Праздник «День народного единства» отдает дань памяти событиям 1612 года, когда Мининым и Пожарским была освобождена Москва, и было положено начало выхода.
Advertisements

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА. ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА С историей не спорят, С историей живут, Она объединяет На подвиг и на труд Едино государство, Когда един.
Государственные символы России Государственные символы России - это часть отечественной истории, отражение прошлого и настоящего нашего государства. К.
4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства». Учитель: Шелаумова Т. В. Воротынец МОУ Воротынская.
Презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) на тему: Минин и Пожарский: их славные дела
Тема урока: «Второе ополчение и освобождение России» Урок подготовлен учителем истории и обществознания МАОУ СОШ 38 г. Калининграда Дуренко Викторией Викторовной.
Виртуальная выставка © ПГКУБ им. А. М. Горького, 2015 Подготовлена отделом социально-экономической литературы История народного подвига (ко Дню народного.
Тема урока: «Второе ополчение и освобождение России» Урок подготовлен учителем истории и обществознания МАОУ СОШ 38 г. Калининграда Дуренко Викторией Викторовной.
Для всех,кто носит имя человека, Вопрос решен от века и на век – Нет иудея, финна, негра, грека, Есть только человек. Булат Окуджава.
Классный час Размещено на. Россия священная наша держава, Россия любимая наша страна. Могучая воля, великая слава Твоё достоянье на все времена ! Славься,
Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.
Классный час 4 ноября ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА День воинской славы России.
Государственная символика России Выполнила Минчева Ксения.
4 ноября - День народного единства и день Казанской иконы Божией Матери Праздник государственный и церковный.
День народного единства 4 ноября –государственный праздник МБОУ «Дьектиекская СОШ Автор: Козырева Н.А-учитель истории и обществознания,8-11 классы.
4 ноября ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА. . Опять над Родиной пожаров дым, Опять война, разруха, голод И вражье поругание святынь......казалось: русский дух расколот.
Каждый день мы творим историю своими делами и поступками. Какой она будет, какой будет наша страна, каким назовут 21 век, в котором мы живём, зависит.
4 ноября День народного единства. Единство,- возвестил оракул наших дней,- Быть может, спаяно железом лишь и кровью! Но мы попробуем спаять его любовью.
Викторина Эпоха дворцовых переворотов Смутное время Семибоярщина 1. Как называется период в истории России с 1598 по 1613 годы, ознаменованный стихийными.
Презентация к уроку на тему: День народного единения России
Транксрипт:

Калужская земля и Смутное время ( гг.) 400-летие героической обороны Свято-Пафнутьева Боровского монастыря от польско-литовского войска 900igr.net

Содержание. 1. Символы государства российского. 2. Годы Смутного времени. 3. Единство народа и Православной церкви. 4. Подвиг Минина и Пожарского. 5. Казанская икона Божией Матери. 6. Калужская земля и Смутное время. 7. Боровск и Смутное время. 8. Роль Свято-Пафнутиева монастыря в борьбе с интервентами. 9. Основатель монастыря Пафнутий Боровский. 10. Размышление о прошлом и настоящем. 11. Викторина для учащихся на тему: «Как мы знаем наше прошлое». 12. Фотоприложения к открытому мероприятию «Калужская земля и Смутное время». 13. Библиография. 14. Авторы презентации.

Флаг Российской Федерации (флаг России) Описание: Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных равновеликих полос: верхней белого, средней синего, нижней красного цветов. Дата принятия:

Герб Российской Федерации (герб России) Описание: Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом три исторические короны Петра Великого (над головами две малые и над ними одна большего размера); в лапах орла скипетр и держава; на груди орла на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Дата принятия:

Гимн Российской Федерации (гимн России) Государственный гимн Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации. Государственный гимн – торжественное музыкально- поэтическое произведение, принятое как символ государственного единства. Текст гимна отражает чувства патриотизма, уважения к истории страны, ее государственному строю.

Нравственное усилие, какое оно в наше время? Вызовы нашего времени - это более тонкие образы лжи и чужеродной культуры, подмена ценностей нашей цивилизации. И Запад по- прежнему агрессивно относится к России. В наше время против России так же, как и 400 лет назад, ведется невидимая интервенция ведущая к тем же последствиям - смуте, сомнениям в умах, к распаду страны. Эти усилия как в XVII веке, так и в XXI, схожи. Правда против лжи, мужество и кротость против трусости и предательства, справедливость против закона. (Послушник Георгий Грачев на XI Свято-Пафнутиевых Образовательных чтениях)

«Смутное время» Россия в начале XVII века

Годы Смутного времени В истории нашей великой страны были переломные моменты, когда заканчивались эпохи государственных волнений и неудач, а мощные внутренние импульсы, идущие из глубин народного сознания, создавали почву для возможности преодоления даже самых тяжёлых национальных кризисов.

Убийство царевича Дмитрия Со смертью Дмитрия московская линия династии Рюриковичей была обречена на вымирание; хотя у царя Фёдора Иоанновича впоследствии родилась дочь, она умерла во младенчестве, а сыновей у него не было. 7 января 1598 года со смертью Фёдора династия пресеклась, и его преемником стал Борис. С этой даты обычно отсчитывается Смутное время, в котором имя царевича Дмитрия стало лозунгом самых разных партий, символом «правого», «законного» царя; это имя приняли несколько самозванцев, один из которых царствовал в Москве.Фёдора Иоанновича 7 января 1598 года Смутное время самозванцев

Дмитрий Углицкий (царевич) Дми́трий Ива́нович, прямое имя (по дню рождения) Уа́р (19 октября 1582( ), Москва 15 мая 1591, Углич) царевич, князь аглицкий, младший сын Ивана Грозного от Марии Фёдоровны Нагой, шестой или седьмой его жены (невенчанной). Прожил всего восемь лет, однако политический кризис, во многом связанный с его загадочной гибелью (Смутное время) продолжался как минимум двадцать два года после его смерти. Канонизирован в 1606 как благоверный царевич Димитрий Углицкий (день памяти 15 мая ст. ст., в XXI веке 28 мая н. ст.)прямое имя 19 октября 1582 Москва 15 мая 1591 Угличцаревичкнязь аглицкий Ивана Грозного Марии Фёдоровны Нагой Смутное время мая

Трудное время переживала Россия. Царский род прекратился, царя не было, появились самозванцы, старавшиеся силой захватить престол. Воспользовавшись внутренними смутами, в Россию вторглись иностранцы – шведы и поляки. Разбойничьи шайки грабили и губили народ. Казалось, помощи было ждать неоткуда.

Самозванцы, пытавшиеся силой захватить престол Лжедмитрий I (?-1606), русский царь с Самозванец (предположительно Г. Б. Отрепьев). В 1601 объявился в Польше под именем сына Ивана IV Грозного Дмитрия. В 1604 с польско-литовскими отрядами перешел русскую границу, был поддержан частью горожан, казаков и крестьян. Убит боярами- заговорщиками.

Самозванцы, пытавшиеся силой захватить престол Лжедми́трий II, также Тушинский или Калужский вор (год и место рождения неизвестны умер 11 (21) декабря 1610, Калуга) самозванец, выдававший себя за сына Ивана Грозного, царевича Димитрия и, соответственно, за спасшегося 17 мая 1606 г. Лжедмитрия I. Настоящее имя и происхождение не установлено, хотя существует множество версий. Несмотря на то, что контролировал значительную территорию Русского государства, в российской историографии (в отличие от Лжедмитрия I) обычно царём не считается. О происхождении Лжедмитрия II источники расходятся во мнениях. Согласно одним данным это поповский сын с Украины Матвей Верёвкин, согласно другим еврей.(21) декабря 1610Калугасамозванец Ивана Грозногоцаревича Димитрия 17 мая 1606Лжедмитрия IРусского государства Лжедмитрия Iцарём

Патриарх Московский Гермоген Великий святитель стал рассылать во все концы России письма, в которых призывал всех людей встать на защиту Родины, прогнать поляков и выбрать себе православного царя.

Узнав об этом, поляки заточили Патриарха Гермогена в тюрьму (башня Чудова монастыря) и заморили его медленной голодной смертью. Но письма его уже разошлись по всей России.

Одно из писем Гермогена пришло и в Нижний Новгород. Было прочтено после обедни всему народу. Все нижегородцы поднялись в ответ на призыв Патриарха: простой мясник, Кузьма Минин, первый показал пример любви к Родине, пожертвовав всем своим имуществом, чтобы собрать войско; за ним пошли и другие: молодые записывались в войско, купцы жертвовали деньги, женщины несли драгоценности и всякое добро. Во главе ополчения стал князь Пожарский, который, не успев даже как следует обучить своё новое войско, повёл его на Москву, чтобы освободить её от польских захватчиков. К полкам князя Пожарского присоединились ополчения других городов.

Ополчение Минина и Пожарского явилось вновь созданным гражданским обществом, объединенным идеей не частных интересов отдельных сословий или партий, классов, а идеей необходимости единства и прекращения Смуты. Русские люди поняли, что их слабость, неспособность восстановить Отечество - не в силе врага, а в их собственном разделении, взаимной вражде, зависти, желании своекорыстных выгод, а не жертвенного служения высокой цели освобождения России.

Казанская икона Божией Матери Одна из самых чтимых икон в России. На ней изображён лик Божией Матери, немного наклонённой к левому плечу над головкой Младенца Спасителя. Правой ручкой Спаситель благословляет. В благословение войску Минина и Пожарского сопутствовала чудотворная икона. Долго и горячо молилось всё войско перед этой иконой. Наконец, молитвы были услышаны: 4 ноября 1612 года поляки объявили, что сдаются, и нижегородское ополчение торжественно, под звон колоколов, с Казан-ской иконой Божией Матери и хоругвями вошло в Московский Кремль. В память этого освобождения Москвы установлен праздник Казан-ской иконой Божией Матери – 4 ноября.

Собо́р Каза́н-ской ико́ны Бо́жией Ма́тери (Каза́нский собо́р) Собо́р Каза́н-ской ико́ны Бо́жией Ма́тери (Каза́нский собо́р) храм, находящийся на Красной площади в Москве; главный престол освящён в честь Казан-ской иконы Божией Матери.храм Красной площади Москвепрестол Казан-ской иконы Божией Матери В под руководством архитектора Петра Дмитриевича Барановского на средства обновленческого прихода была проведена серьёзная реконструкция и реставрация храма, в ходе которой ему был возвращён первоначальный облик Петра Дмитриевича Барановского обновленческого В 1936 году храм был уничтожен. Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Освящён Святейшим Патриархом Алексием II 4 ноября, в день московского празднования Казан-ской иконе.1936 году 4 ноября

Калужская область В XIV веке некоторые из Калужских земель находятся уже под властью Москвы; в этом же веке впервые упоминается и Калуга. Военный характер Калужских городов налагал свою печать на жителей, которые были мало склонны к гражданскому порядку и спокойной жизни. Калужане под начальством князя Дмитрия Трубецкого, приняли участие в освобождении Москвы от поляков.

Боровск на карте Калужской области

Современный Боровск Современный Боровск - небольшой и тихий районный центр, живущий несуетной жизнью и при этом - чрезвычайно живописный. Улицы застроены, преимущественно, двухэтажными домами с каменным первым и деревянным вторым этажом. На центральной площади, носящей имя Владимира Ильича Ленина, расположены рынок, автовокзал, Благовещенский собор конца XVII века. От площади Ленина к реке Протве круто спускается Советская улица, на которой расположено двухэтажное здание мэрии, а напротив него - памятник К.Э.Циолковскому, преподававшему в Боровске несколько лет. По Советской улице можно дойти до пешеходного моста через Протву.

Смутное время В Смутное время, в 1610 году, Боровск был захвачен сторонниками Лжедмитрия Второго. Город защищали войска под командованием воевод Волконского, Змеева и Челищева. Последние два перешли на сторону нападавших, в результате чего город был взят и разграблен, а Михаил Волконский был убит в монастыре после его сдачи.

Последний бой царского воеводы Михаила Волконского (собор Рождества Богородицы).

В стенах монастыря разгорелся жестокий бой, который длился целые сутки. Двенадцать тысяч человек полегли в этом сражении. Одним из последних погиб воевода Михаил Волконский, бившийся до конца с врагами. В изнеможении он пытался подойти к раке глубоко почитаемого им святого Пафнутия, и там был изрублен врагами. Иноки и все защитники обители были умерщвлены. Сам Пафнутиев монастырь был сожжен, разграблен и разрушен.

Вид на Боровск

Из истории города Боровска Предположительно, Боровск возник в XIII веке. Первое упоминание о городе содержится в духовной грамоте великого князя Иван II Ивана Ивановича II Красного, датированной 1358 годом, однако найденная на Боровском городище керамика датируется более ранним временем, XIXIII века, что свидетельствует о существовании здесь древнерусского поселения. Археологические раскопки и обследования современного Боровска (2003) показывают, что в XIIIXIV веках на расстоянии метров друг от друга находились поселения на левом берегу реки Протвы («Петрова гора») и на правом (на городище и в районе Косого оврага). В 1480 году Иван III готовил под Боровском войска к битве с ордынцами.

В XVII веке Боровск стал ареной трагедии [Старообрядчествостарообрядчества]. Сюда был сослан протопоп [Аввакум Петров|Аввакум], в Боровский острог были помещены (и там погублены) его соратницы [боярыня Морозова] и её сестра княгиня Урусова. В 1777 год у был учреждён герб Боровска. Во время Отечественная война 1812 года года город и Пафнутьев монастырь были сожжены и разорены французами. В мае 1857 года город сильно пострадал от пожара сгорело 150 жилых домов, 200 лавок и несколько церквей. С 1880 по 1891 годы в Боровске жил Циолковский Константин Эдуардович, работавший здесь преподавателем. Примерно в это же время здесь жил и учительствовал религиозный мыслитель Фёдоров Николай Фёдорович.

Герб города Боровска Герб представляет собой щит, на серебряном поле которого изображено червленое сердце с золотым крестом и лавровым венком. Серебро символизирует чистоту намерений, невинность и чистосердечие, благородство князя М.К.Волконского. Сердце - верность, любовь к Родине. Крест - веру в победу, в правое дело. Лавровый венок - знак мужества и отваги князя Волконского и его войска. Таким образом, сама история Боровска обнаруживает нерушимую связь с событиями 1610 года.

Свято-Пафнутиев Боровский монастырь Свято-Пафнутиев Боровский монастырь (пишут также Пафнутьев-Боровский, Свято- Пафнутьев-Боровский) монастырь мужской монастырь в Калужской области, расположенный на окраине города Боровска. Калужской области Боровска Монастырь основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году на возвышенности при впадении реки Истремы в реку Протву. После смерти Пафнутия игуменом монастыря стал его ученик, преподобный Иосиф Волоцкий, который вскоре, по причине нежелания братии принять общежительный устав, ушёл в Волоколамское княжество и основал новую обитель (Иосифо- Волоколамский монастырь). Пафнутием Боровским 1444 году ПротвуИосиф Волоцкий общежительный устав Волоколамское княжество Иосифо- Волоколамский монастырь

Свято-Пафнутиев Боровский монастырь На месте первой, деревянной, Рождествен-ской церкви в 1467 году был построен белокаменный Рождественский собор (не сохранился). Роспись первого собора Рождества Богородицы Пафнутьево- Боровского монастыря является самой ранней известной работой великого иконописца Дионисия: по свидетельству жития преподобного Пафнутия, Дионисий выполнил роспись под началом старца Симонова монастыря иконника Митрофана.1467 году Рождества Богородицы Дионисияроспись Симонова монастыряиконника В 1610 году монастырь был сожжен поляками. По окончании Смуты представители Свято- Пафнутиева монастыря участвовали в Земском Соборе 1613 года, грамоту которого об избрании на царство Михаила Романова подписал и Пафнутиевский архимандрит ИВ 1610 году монастырь был сожжен поляками. По окончании Смуты представители Свято- Пафнутиева монастыря участвовали в Земском Соборе 1613 года, грамоту которого об избрании на царство Михаила Романова подписал и Пафнутиевский архимандрит Иона.1610 году Смуты Земском Соборе 1613 года Михаила Романоваархимандрит 1610 году Смуты Земском Соборе 1613 года Михаила Романоваархимандрит

Пафнутий Боровский Пафнутий Боровский ( ) православный святой и монах. Пафнутий (Парфений по рождению) родился в селе Кудинове, около Боровска в семье крестившегося татарина Мартина и его жены Фотинии.[1] православный Боровска[1] В юношеском возрасте в 1414 году Парфений принял постриг с именем Пафнутий в Покровском монастыре на Высоком и впоследствии находился в послушании у Никиты Серпуховского ученика преподобного Сергия Радонежского. Сам Пафнутий впоследствии стал учителем и наставником для другого известного церковного деятеля Иосифа Волоцкого.1414 годупостриг Сергия Радонежского Иосифа Волоцкого

Пафнутий Боровский Более 63 лет длился монашеский подвиг Пафнутия. О его жизни сохранилось два литературных документа, написанных его учениками: «Житие преподобного Пафнутия Боровского» Вассиана Санина, епископа Ростовского, и «Сказание о кончине преподобного Пафнутия Боровского» старца Иннокентия. монашеский Канонизирован Макарьевским собором в 1547 году. Память святого Пафнутия Боровского совершается в православной церкви 1 (14) мая.Макарьевским собором 1547 году(14) мая

Героическая оборона Пафнутьева монастыря, защитники которого предпочли умереть, нежели предать своё Отечество, внесла свой весомый вклад в преодоление Смутного времени, победу русского оружия и русского духа.

Вступление Михаила Романова на престол год. Земский собор 1613 года конституционное собрание представителей различных земель и сословий Московского царства, составившееся для избрания на престол нового царя. Открылся 7 января 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля. 21 февраля (3 марта) 1613 года собор избрал на царство Михаила Романова, положив начало новой династии.сословий Московского царства 1613 года Успенском соборе Московского Кремля 3 марта 1613Михаила Романова

Конфликт идеи прогресса, почти всегда приходящей с Запада, и идеи Преображения присутствует в попытках модернизации общества, которые в разное время меняют отдельные стороны жизни. Он есть до Смуты, и в ней, и в церковной литургической реформе XVII века, в экономических реформах Петра I, в нашествии французов 1812 года, перевороте 1917 года и в дальнейшем развитии марксистского проекта, он остается и в настоящее время. И поэтому Смута - явление русское и современное. Оно близко нам не только по подобию внешней ситуации, но и по современному кризису национальной идентичности - то есть кризису внутренней, нравственной позиции. Смущение умов поражает прежде всего духовную сторону жизни - веру, приводит к потере смысла жизни, целей и ценностей русской цивилизации, к преобладанию страстных волевых движений души над умом и рассуждением, к потере красоты. Русская культура за 15 лет Смуты XVII века не знает ни одного значимого памятника. (Послушник Георгий Грачев на XI Свято-Пафнутиевых Образовательных чтениях)

Кафедра́льный Собо́рный храм Христа́ Спаси́теля Оригинал храма был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия: «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».[1] Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён 26 мая 1883 года Россиинаполеоновского нашествия[1] Константина Тона 23 сентября 1839 года 26 мая 1883 года 5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в годах.5 декабря 1931 годаздание годах

День народного единства. Этот день соединения прошлого, настоящего и будущего, объединения всех людей нашей огромной страны в любви друг к другу, к своему краю, к России. Память о событиях такого масштаба ни в коем случае не должна быть утрачена потомками. В этой памяти мы черпаем силы для преодоления трудностей, в этой памяти – мы единый и непобедимый русский народ, хранитель Православной Веры.

Викторина для учащихся 7-9 классов. Условия: учащиеся делятся на 2 команды по 5 человек. Команда, набравшая большее количество баллов, считается победителем. Если одна из команд не отвечает на вопрос, то право ответа предоставляется другой команде.

Вопросы викторины. 1. Что собой представляет символика России: (3 балла) а)Флаг – бело-сине-красный; б)Герб – золотой двуглавый орёл под тремя коронами со скипетром и державой в лапах, помещённый на красный гербовый щит; в)Гимн – музыка А. В. Александрова, слова С. В. Михалкова.

2. В ознаменование какого события был заложен Храм Христа Спасителя: (1 балл). В честь победы в Отечественной войне 1812 года. 3. Что произошло с этим храмом во времени: (2 балла). а) Разрушен в 1931 году; б) Заново отстроен на прежнем месте в 1994 – 1997 годах.

4. Назовите годы Смутного времени: (1 балл) – Смутное время – что это: (5 баллов). а) Это безвластие; б) Потеря династических связей; в) Интервенция (польско – литовская); г) Суровое испытание преданности своим духовным и нравственным идеалам; д) Пагубность предательства, корысти, разделений («Семибоярщина»).

6. Что сопутствовало войску Минина и Пожарского: (1 балл). Казанская икона Божией Матери. 7. Какой город на Калужской земле стал центром борьбы с литовско-польскими интервентами и Лжедмитрием II: (2 балла). а) Боровск; б) Через этот город проходила главная оборонительная линия Москвы: Можайск – Боровск – Серпухов.

8. Кто возглавил оборону города Боровска: (4 балла). а) Михаил Волконский; б) Князь, царский воевода; в) защищали город ратников; г) Оборона длилась 10 дней. 9. В честь чего и когда был учреждён герб этого города: (2 балла). а) В честь мужества и отваги Михаила Волконского; б) 1777 год – указ Екатерины II.

10. Что изображено на гербе Боровска: (4 балла). а) Серебряное поле (чистота, благородство князя Волконского); б) Сердце (верность, любовь к Родине); в) Крест (вера в победу, в правое дело); г) Лавровый венок (знак мужества и отваги).

11. Кто такой Пафнутий Боровский: (2 балла). а) Выходец из татарского рода; б) Чудотворец – основатель Рождества Богородицы Свято- Пафнутьева монастыря. 12. Дата основания Пафнутьева монастыря: (3 балла). В день памяти великомученика Георгия Победоносца, 22 апреля 1444 года.

Открытое мероприятие: «Калужская земля и Смутное время»

Библиография. 1. И. В. Можейко, Н. А. Сивова, Н. А. Соболева. Государственная символика России. История и современность.- ЦНСО М., С. М. Соловьёв. Чтения и рассказы по истории России.- М., Н. И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей.-Кн. 1.-М., Р. Г. Скрынников.-К. Минин и Дм. Пожарский: хроника Смутного времени.- М., Смута в Московском государстве, Россия в начале 17-го столетия в записках современников. – М., Рождества Богородицы Свято-Пафнутиев Боровский мужской монастырь.- Издательский дом «Евразия Экс-пресс».-М., Б. Н. Путилов. Славянский мир в лицах. Боги, герои, люди. Издательский дом «Азбука - классика».- С.-П., 2008.

Авторы презентации. МОУ Ульяно – Ленинская основная школа Учитель истории и обществознания - Кондрашова Наталья Анатольевна. Учитель математики и физики – Гришина Ольга Михайловна.