Тема: «Борьба чувств, внутренний разлад человека в трагедии Еврипида «Медея» ПРЕЗЕНТАЦИЯ Выполнила: студентка 1 курса группы РО-11 ФФ Умурзакова Альбина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Трагики и комедиографы греческого театра. Эсхил. Отцом греческой трагедии по праву называли Эсхила ( гг. до н. э.). Его вклад в становление греческого.
Advertisements

Котенковой Юлии 10 «А» класса. Древнегреческий театр один из древнейших театров на территории Европы. Он достиг своего расцвета в V в. до н. э. Наследие,
Автор: студент I курса, Факультет: театральный Специальность: актерское искусство (драматический театр и кино)
Презентация урока истории в 5 классе ГОУ школа 8 «Музыка» Фрунзенского р-на, учитель Потапович Л.А.
Эсхил
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Подготовка к ГИА. Роды литературыЖанры Эпос (греч. - повествование) рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях; изображение внешней.
Эпоха Просвещения Люди 18 века называли свое время столетием Разума и Просвещения. Прогрессивных деятелей этого времени, своим творчеством боровшихся с.
МОУ «СОШ с.Прималкинского» Прохладненского района КБР Презентация по литературе.
Теория драмы ЕГЭ по литературе merelenko-su.uCoz.ru.
АНТИЧНЫЙ ТЕАТР. Античный театр является общечеловеческой ценностью. Чем больше узнаешь о нем, тем больше удивляешься, как много знали, могли, умели люди.
Театр возник в Древней Греции более 2500 лет назад в честь Великих Дионисий Бог Дионис.
Типичные вопросы по драматическим произведениям. В рамках какого литературного направления создавалось данное произведение? Классицизм, реализм Каким.
Жанровое своеобразие драмы «Гроза». Она, без сомнения, является трагедией, первой русской трагедией, написанной на социально-бытовом материале.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Художественная литература Род Лирика Эпос Драма.
В Афинском театре. Театр впервые получил правильное устройство, как особое сооружение, приспособленное для драматических представлений, у древних греков.
Театр возник в Древней Греции более 2500 лет назад в честь Великих Дионисий Бог Дионис.
Презентация к уроку МХК (10 класс) по теме: Презентация по курсу МХК "Античность"
Древнегреческий театр Дубровина Ольга 5 А класс. Древнегреческая драма и театр возникли из сельских празднеств в честь бога Диониса Торжественная часть.
Театр и музыка Античности
Транксрипт:

Тема: «Борьба чувств, внутренний разлад человека в трагедии Еврипида «Медея» ПРЕЗЕНТАЦИЯ Выполнила: студентка 1 курса группы РО-11 ФФ Умурзакова Альбина Проверил: старший преподаватель Басманов П.А.

СОДЕРЖАНИЕ * Введение * Специфика древнегреческой трагедии * Идейное содержание и художественные особенности психологической трагедии Еврипида «Медея» * Медея – один из самых трагических образов женщины * Заключение

«Медея» (греч. Μήδεια) – трагедия древнегреческого драматурга Еврипида, представителя новой аттической трагедии, в которой преобладает психология над идеей божественного рока. Пьеса была представлена в 431 г. до н.э. ВВЕДЕНИЕ

Специфика древнегреческой трагедии Трагедия древнегреческая – это драматический жанр, получивший развитие в Афинах в последней трети VI – V вв. Аристотель указывает также, что древнегреческая трагедия была сначала шутливой, так как возникла из хора сатиров, и только позднее стала серьезной. Этому соответствует этимология слова трагедия – от гр. tragos (козел) и ode (песнь): сатиры изображались козлоподобными существами.

ГРЕЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ: ЭСХИЛ СОФОКЛ ЕВРИПИД Расцвет древнегреческой трагедии приходится на V в. до н. э., когда жили 3 самых знаменитых афинских трагика. Поэтика Аристотеля является главным источником сведений о греческой драме. Аристотель полагал, что трагедия произошла от древних дифирамбов – гимнов, которые хор исполнял в честь Диониса. Трагедия состоит из пролога, партий хора, эписодиев и эксода. Пролог предшествовал появлению хора. Выходя на орхестру, хор исполнял парод; партии хора по ходу действия назывались стасимами. Эписодии – это диалоги актеров между партиями хора. Песнь хора, завершавшая трагедию, называлась эксод.

В композиционном отношении древнегреческая трагедия представляет собой, с одной стороны, достаточно однотипный организм, в котором речевые партии (пролог, эписодии) чередуются с хоровыми (парод, стасимы); с другой стороны, в более позднем творчестве Софокла, особенно у Еврипида, все большую роль начинают играть сольные арии персонажей (монодии) и обмен репликами в трохеических тетраметрах, призванных передать наибольшее эмоциональное напряжение.

Трагедия классической эпохи почти всегда заимствовала сюжеты из мифологии. К особенностям эстетики античной трагедии следует также отнести хронологически последовательное отношение к мифу и его критику. Из особенностей ее поэтики необходимо назвать: минимум актеров, хор, корифея, вестников, внешнюю структуру (пролог, парод, эписодий, стасимы, эксод).

- древнегреческий драматург. По другим сведениям – год рождения 485–484 до н.э. Еврипид считается одним из первых трех профессиональных драматургов, сформировавших один из основополагающих жанров драматургии Еврипид выиграл только 5 состязаний, но в последующие эпохи его трагедии охотно читали и ставили на сцене. Лучшие трагедии Еврипида изображают душевные страдания женщины. В «Медее» колхидская царевна, умеющая колдовать, предала отца и родину, чтобы сбежать с Ясоном. Когда Ясон изменил ей, она в порыве ревности убила не только его новую невесту, но и двух своих сыновей от Ясона. В пространных монологах Медеи Еврипид мастерски раскрывает противоречивые чувства. Еврипид (480 до н.э. – 406 до н.э.)

Идейное содержание и художественные особенности психологической трагедии Еврипида «Медея» Еврипида интересовал мир чувств его героев. В его трагедиях, в отличие от работ предшественников, внешний конфликт уступает место внутреннему. Во первых, наблюдается ориентация на чувства героев, эмоции, внутренний мир. Во-вторых, внешнего действия нет, оно сведено к минимуму, очень мало событий. В-третьих, в качестве главных лиц драматург привлекал женщин, а не мужчин. Героинь, а не героев. Еврипид считал, что женщины более эмоциональны, чем мужчины, и героини в плане исследования чувств более интересны зрителям, чем герои-мужчины.

Большое внимание уделяет Эврипид вопросам семьи. В афинской семье женщина была почти затворницей: При таких условиях брак был бременем, обязанностью по отношению к богам, государству и собственным предкам, которую приходилось выполнять. С разложением полиса и ростом индивидуалистических тенденций это бремя стало ощущаться очень остро. Персонажи Эврипида размышляют о том, следует ли вообще вступать в брак и стоит ли иметь детей.

К числу самых сильных трагедий Эврипида принадлежит «Медея» (431 г.). Медея – мифологическая фигура из цикла сказаний об аргонавтах, внучка Гелиоса (Солнца), чародейка, способная на самые страшные преступления. В 431 г. к образу Медеи драматург дал трагедию страстно любившей, но обманутой женщины.

ЕВРИПИД. «МЕДЕЯ» НОВАТОРСТВО ЕВРИПИДА: - отход от нормативных образов, люди изображены «каковы они на самом деле»; - показана зависимость человека от скрытых страстей - бытовая окраска содержания; - падение роли хора; - центральное место принадлежит актеру; - значительная роль диалога ИДЕЙНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ: Еврипид – «философ на сцене», поэт кризиса афинской демократии, что нашло отражение в принципе нового мировоззрения – автономной этике обособившегося индивида. Отсюда интерес к внутреннему миру человека с его противоречиями и уход от общественной жизни. КОММЕНТАРИЙ: У Еврипида трагический характер раскрывается в борьбе противоречивых чувств. Поэт внес в античную трагедию изображение не только страдающего, но и мятущегося среди противоречивых страстей человека. Материнские чувства борются в Медее с жаждой мести, и она четырежды меняет свое решение, пока окончательно сознает неизбежность гибели детей.

Еврипид ставит своих героев перед проблемами, не допускающими однозначного решения и требующими концентрации сил, выходящих за пределы возможностей человека. Отсюда его повышенное внимание к безвинно страдающим и гонимым, чья судьба не может быть объяснена и тем более оправдана божественным промыслом.

Ясон, вторичный брак которого продиктован стремлением создать «опору дома» и обеспечить будущность детей, следует традиционным взглядам на задачи семьи, но Эврипид не щадит красок для того, чтобы изобразить его низость, малодушие и ничтожество. Ответ Ясона на упреки Медеи в неблагодарности – образчик софистического искусства «доказывать» любое положение и защищать неправое дело.

В трагедии «Медея» Еврипид раскрывает душу человека, истерзанного внутренней борьбой между долгом и страстью. Показывая этот трагический конфликт, не приукрашивая действительности, драматург приходит к выводу, что страсть часто берет верх над долгом, разрушая человеческую личность.

История женской мести. Ясон, вернувшийся из Колхиды победителем, с золотым руном, привез с собой и колхидскую царевну Медею. Они поселились в Коринфе и много лет счастливо там прожили. Но вот Ясон собирается жениться на коринфской царевне (чужестранка его законной женой не признается). Ясон здесь не герой, но несправедливо было бы воспринимать его как достойного презрения подлеца, как полагает Медея, а с ней большинство современных читателей. Ясон утверждает, и небезосновательно, что новый брак обеспечит безопасность и Медеи, и их детей, и самого Ясона. Однако Медея, которую измена Ясона ввергает в неистовство, помышляет только о мести. Ей удается извести царевну, послав ей в подарок отравленный плащ. Затем, выдержав нелегкую борьбу с материнскими чувствами, Медея наносит Ясону поистине сокрушительный удар, убивая своих и его сыновей. В финале мы видим Медею, которая взлетает ввысь на крылатой колеснице, посланной ей дедом богом Солнца, и упивается горем и ужасом Ясона, лишенного даже возможности покарать ее за злодеяние. МЕДЕЯ

В творчестве Еврипида отражен характерный для периода кризиса полиса интерес к отдельной личности и ее стремлениям, ему чужды монументальные образы, вознесенные над обыденным уровнем, как воплощение общеобязательных норм. Лучше всего ему удаются картины пороков, сильных аффектов, патологических состояний. Его «конёк» – страстность, стремительность, порывистость героев. Отображение динамики чувства и страсти особенно характерно для Еврипида. Он впервые в античной литературе отчетливо ставит психологические проблемы, в особенности раскрытие женской психологии.

Любимый образ Еврипида – Медея. «Медея» - трагедия, рисующая кровавыми красками тему отвергнутой любви. Благодарный материал для изображения страстей Еврипид находит, используя тему любви.

У Еврипида миф становится уже оболочкой, находящейся в резком противоречии с идеологической и художественной направленностью трагедии. Это тем более заметно, что Еврипид, инсценируя мифологический сюжет, одновременно с этим критикует его, вскрывает его безнравственность или бессмысленность. Он часто вносит существенные изменения в традиционный миф и далеко отходит от его привычной формы.

Медея уязвлена тем, что обманута Ясоном, это и причина трагедии. Медея произносит перед хором коринфянок речь о тяжелом положении женщины в семье, о неравной морали, требующей верности от женщины, но не распространяющей этого требования на мужчину. Ясон показан как расчетливый эгоист (софист, доказывает любыми способами свою правоту). Медея - горячая, страстная, эмоциональная, движимая чувствами и инстинктами, гордая, резкая, несдержанная и безмерная. Медея безмерна во всем: в любви, ненависти, мести. Именно из-за этого ее не понимают другие персонажи трагедии.

Идея мести рождается не сразу. Разговор Ясона и Медеи ведется в саркастических тонах. Истинного трагизма образ Медеи достигает тогда, когда вместе с невестой и царем она замышляет убить детей.

Медея в соответствии с природой и цельностью своего характера не способна мириться с унижением, с той же силой, что любила, начинает она ненавидеть Ясона и искать способ мщения ему. На идею детоубийства ее окончательно наталкивает встреча с бездетным афинским царем Эгеем.

Детоубийство – итог борьбы страстей Медеи. Из разных вариантов мифа о Медее Еврипид выбирает тот, в котором она наиболее жестока: Медея убивает собственных детей. Медея Еврипида пошла на все ради Ясона, на самые страшные преступления, причем в трагедии она не так могущественна, какой была в некоторых мифах.

Особенность трагедии Еврипида составляют развернутые монологи, в которых отражена внутренняя борьба, происходящая в душе героя. В соответствии с большим приближением действующих лиц к бытовому уровню, язык Еврипида гораздо проще, чем у его предшественников. Аристотель отмечает искусство Еврипида создавать иллюзию естественной речи при помощи использования обыденных слов.

Новаторство Еврипида: двойственность характера Медеи – и оплакивает-жалеет детей, и убивает. До Еврипида внутренний мир человека не изображался. Изображение борьбы чувств и внутреннего разлада – то новое, что Эврипид внес в аттическую трагедию. Наряду с этим – многочисленные рассуждения о семье, браке, отцовстве, о гибельности страстей: рассуждает не только Медея, но и хор и даже старуха-кормилица.

Драматург избирает тот фрагмент мифа, когда героическое прошлое героев позади, и изображает личную, семейную драму. В пьесе изображено горе одинокой, обманутой, покинутой женщины. Динамика чувства и страсти – одна из любимейших тем Еврипида. Он впервые в античной литературе отчетливо ставит перед собой психологические проблемы, в особенности проблемы женской психологии, и значение Еврипида для мировой литературы основано по преимуществу на его женских образах. Новаторство в трагедиях – автор заставляет героинь отступать от общепринятых норм.

Медея – один из самых трагических образов женщины Образ Медеи манил многих творцов различных видов искусства: художников, композиторов и писателей. Еврипид практически не выходит из круга тем, разрабатывав- шихся его предшес- твенниками, но при этом он выходит за рамки классической трагедии, что выражается в переосмыслении мифа, в оценке вмешательства богов в жизнь людей, принципов изображе- ния человека. Во имя изображения глубины страданий Медеи, Еврипид жертвует сюжетной «последовательность ю» – он не задавался вопросом, зачем она убила детей, если могла воспользо- ваться волшебной колесницей и скрыться с ними живыми. Ему важно было показать трагедию обманутой, разочаровавшейся и утратившей веру женщины.

Основной характеристикой образа Медеи является ее страстный темперамент, который делает чрезмерными все ее чувства и приводит под конец к совершенно немыслимому, по словам Ясона, для гречанки поступку – убийству собственных детей. Медея – центральный персонаж трагедии. Монолог Медеи – это попытка понять себя. Драматург уклоняется от прямого ответа на вопрос, откуда зло в мире. Но он уверенно отвечает на вопрос, откуда зло в человеке – от страстей. Любовь также становится страстью и ведет к страшнейшей из страстей – ревности. Из неё проистекают беспощадность, жестокость, бешенство. Победить страсти можно только силой разума, иначе страсть полностью овладеет душой, ослепит ее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Античный театр этой эпохи представлен тремя классиками мировой драматургии, трагическими поэтами Эсхилом, Софоклом и Еврипидом. Каждый из них отразил определенный этап в развитии жанра трагедии. Черты нового мировоззрения получили первое литературное воплощение в жанре трагедии, оставшемся ведущей отраслью аттической литературы V века. Они отразились в произведениях третьего великого поэта Афин – Еврипида (ок. 480 – 406 до н. э.). Значение Еврипида в истории греческой литературы огромно. Он завершает развитие аттической трагедии V в., разрушая ее основы и предваряя своим творчеством идеи, настроения и литературные формы позднейшей античности. Трагедия «Медея» основана на мифологическом предании. Мифология сохраняет в трагедиях Еврипида чисто внешнее значение, и конфликты у него почти всегда определяются столкновением пагубных человеческих страстей.

Как художника Еврипида в первую очередь интересовал внутренний мир человека, его душевные переживания, потому он – родоначальник психологического направления в европейской литературе. Особая его заслуга состоит в постановке и решении морально-этических проблем, он резко выступал против угнетенного положения женщин, ратовал за разностороннее развитие личности, за раскрепощение чувств, скованных традиционными правилами и законами. Своеобразную роль приобретает пролог, в котором излагается содержание трагедии. Это новаторство в технике драматургии объясняется, с одной стороны, своеобразным, критическим отношением поэта к мифологии как основе народной религии, навеянным взглядами софистов и греческих натурфилософов. Второй важнейшей чертой творчества Еврипида, объясняющей многие нововведения в драматургической технике, был огромный интерес драматурга к личности человека и ее субъективным стремлениям. Обязательное для трагедии столкновение человека с противоборствующими силами он изображал как борьбу человека с самим собой.

Новаторство Еврипида состоит в том, что он изобразил борьбу чувств и внутренний разлад своего героя, первым ввел в драму любовную тему, ставшую центральной в некоторых его произведениях. Еврипид часто вносит существенные изменения в традиционный миф, сюжет которого становится всего лишь оболочкой, мало связанной с жизненным, истинно человеческим содержанием произведения и противоречащей идеологической и художественной направленности трагедии. Отвергнута была также и традиционная мифологическая система, освящавшая полис.