Лекция Тема 1 «Теоретические основы безопасности жизнедеятельности человека»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные понятия, термины и определения Гришагин Виктор Михайлович, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности,
Advertisements

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера ОБЖ - 10 класс.
Чрезвычайные ситуации.. Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы,
АНТРОПОГЕННЫЕ ОПАСНОСТИ. Антропогенные опасности – это опасности, возникающие в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или групп.
Подготовили Архангельский Иван и Агзамова Альмира.
Выполнила Чернышева Татьяна Группа ГМУ 1-1. Безопасность жизнедеятельности (БЖД) наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия, определения, их классификация Презентацию подготовила учитель ОБЖ Берестянская В.Ф. Ворошиловская СОШ д.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЖ. Осно́вы безопа́сности жизнеде́ятельности ( ОБЖ ) область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие.
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской.
Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (1 урок по теме) 9 класс Учитель – Иляхин А.А.
Казахская Академия Труда и Социальных Отношений Презентация По дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» На тему: «Здоровье и безопасность жизнедеятельности»
ГБПОУ МО «Пушкинский лесо- технический техникум»
Тема: «Требования федерального законодательства и подзаконных актов в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения безопасности людей.
Здоровый образ жизни и его составляющие Выполнила: Гибадуллина Элина 9 «Б» класс.
Экономика безопасности труда Доцент, к.т.н Киселева Л.М.
Урок по основам безопасности жизнедеятельности - 8 класс.
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА Урок по основам безопасности жизнедеятельности 8 - класс.
Выполнила Горохова Екатерина Александровна. Система мер, направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий среды обитания и жизнедеятельности.
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: Вводная «Основные понятия и определения»
Дисциплина «БЕЗОПАНСОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Лекция на тему: «Концептуальная основа управления рисками и обеспечение безопасности»
Транксрипт:

Лекция Тема 1 «Теоретические основы безопасности жизнедеятельности человека»

Цель лекции: уяснение значения знаний, умений и навыков в области управления чрезвычайными ситуациями в системе профессиональной и служебной подготовки сотрудников органов внутренних дел; формирование экологического мировоззрения и безопасного мышления.

Учебные вопросы. Часть 2 1. Основные понятия теории безопасности. Основные положения теории риска и методы определения риска. 2. Философия и психология выживания человека в чрезвычайных ситуациях. 3. Функции Министерства внутренних дел по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Заключение

Опасность негативное свойство живой и неживой материи, способное причинить ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям. Т.е. под опасностью понимается вероятность возникновения тех или иных событий и явлений, которые могут привести к чрезвычайному событию. Источниками (носителями) опасностей являются естественные процессы и явления, техногенная среда и действия людей. Различают опасности естественного и антропогенного происхождения. 1. Основные понятия теории безопасности. Основные положения теории риска и методы определения риска.

Естественные опасности обусловливают стихийные явления, климатические условия, рельеф местности. Ежегодно стихийные явления подвергают опасности жизнь около 25 млн. человек. В 1990 г. от землетрясений погибло 52 тыс. человек, в 2004 г. от цунами – около 300 тыс. человек. По подсчетам специалистов за последние 10 лет землетрясения забрали жизни человек во всем мире.

Антропогенные опасности – возникают в результате воздействия человека на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различных продуктов и т.д.). Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных опасностей – вредных и травмирующих факторов, отрицательных воздействий на человека и окружающую среду. Вредный фактор негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию. Травмирующий фактор негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.

Безопасность – состояние объекта защиты, при котором воздействие на него потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений. Важным разделом безопасности является система личной и коллективной безопасности человека в процессе его жизнедеятельности (и особенно в техносфере). Жизнедеятельность – это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека. Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению здоровья и жизни людей, снижению травматизма и заболеваемости. Безопасность жизнедеятельности область знаний, охватывающих теорию и практику безопасного поведения человека в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

Основные факторы, создающие угрозу безопасности населения и эффективному функционированию экономики - стихийные бедствия (наводнения, ураганы и др.); -аварии, катастрофы, взрывы и иные ЧС на объектах экономики, транспортных коммуникаций и других объектах; -функционирование потенциально опасных факторов (предприятия химической промышленности, нефтепроводы, газопроводы, захоронения радиоактивных и высокотоксичных отходов и др.); -низкая технологическая надежность систем управления и обеспечения безопасности в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве и на транспорте; -выбросы, сбросы и отходы промышленного производства, приводящие к химическому, радиоактивному, механическому, тепловому загрязнению компонентов природной среды; -радиоактивное загрязнение территории республики вследствие аварии на ЧАЭС; -наличие АЭС, захоронений радиоактивных и высокотоксичных отходов на сопредельных с Республикой Беларусь территориях; -активизация международного терроризма; -расширение военных союзов и нарушение международных договоров в сфере обеспечения международной безопасности. Согласно «Концепции совершенствования государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и гражданской обороны на годы» ( Указ Президента Республики Беларусь от г. 277).

Основные мероприятия по обеспечению безопасности населения в ЧС прогнозирование и оценка возможных последствий ЧС; разработка мероприятий, направленных на предотвращение или снижение вероятности возникновения таких ситуаций, а также на уменьшение их последствий. обучение населения действиям в ЧС и разработка эффективных способов его защиты.

Принципы, методы и средства повышения безопасности Принципы обеспечения безопасности по признаку реализации делят на 4 класса: ориентирующие, технические, организационные, управленческие. Метод обеспечения безопасности это путь, способ достижения цели. Существует 3 основных метода обеспечения безопасности: Метод А. Пространственное и временное разделение опасной и рабочей зоны. Метод Б. Нормализация условий опасной зоны Метод В. Адаптация человека к условиям опасной зоны Средства обеспечения безопасности делятся на средства коллективной защиты (CКЗ) и средства индивидуальной защиты (СИЗ).

Принципы обеспечения безопасности Ориентирующие Технические Активность оператора Замены оператора Классификации Системности Снижения опасности Ликвидации опасности Блокировки Герметизации Защиты расстоянием Компрессии Прочности Слабого звена Экранирования Организационные Управленческие Защиты временем Несовместимости Нормирования Подбора кадров Резервирования Эргономичности Последовательности Адекватности Компенсации Контроля Обратной связи Ответственности Плановости Стимулирования Эффективности

Методы обеспечения безопасности

Основные причины воздействия на работающих опасных и вредных факторов нарушение условий эксплуатации оборудования; нарушение требований безопасности труда при планировке; отказ или поломка оборудования; ошибочные действия при наладке, регулировке, ремонте оборудования; появление человека в опасной зоне. отказ в работе сигнализации и др.

Безопасность труда оценивается вероятностью безопасной работы Рб по формуле: Рб = 1 - mt / Т, где: mt - математические ожидания суммарной продолжительности опасных ситуаций в течение смены; T - длительность смены, ч.

Запрещающие знаки

Предупреждающие знаки

Предписывающие знаки

Знаки эвакуации

В Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. 575 определены следующие основные понятия и задачи: экономическая безопасность состояние экономики, при котором гарантированно обеспечивается защищенность национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз; научно-технологическая безопасность состояние отечественного научно-технологического и образовательного потенциала, обеспечивающее возможность реализации национальных интересов Республики Беларусь в научно- технологической сфере; социальная безопасность состояние защищенности жизни, здоровья и благосостояния граждан, духовно-нравственных ценностей общества от внутренних и внешних угроз; демографическая безопасность состояние защищенности общества и государства от демографических явлений и тенденций, социально-экономические последствия которых оказывают негативное воздействие на устойчивое развитие Республики Беларусь.

Основные положения теории риска и методы определения риска Риск вероятность реализации негативного воздействия на жизнь и здоровье человека, на работу хозяйственного объекта и экологической системы.

Выбор критериев одна из важных проблем оценки риска. В качестве критериев риска могут быть приняты: величина допустимого риска величина приемлемого риска величина недопустимого риска Величины социального, экономического и экологического рисков в различных ЧС разные. Иногда некоторые из них или очень малы или отсутствуют. Наоборот в других ЧС некоторые из них значительны.

Для оценки риска используют различные математические соотношения, выбор которых зависит от имеющейся информации. Если последствия неизвестны Риск определяют как вероятность наступления определенного сочетания нежелательных событий. При угрозе собственности ущерб и риск чаще всего измеряют в денежном выражении.

При угрозе здоровью людей ущерб в денежном выражении можно оценить только частично в виде расходов на оплату листков нетрудоспособности и подмену персонала. Еще труднее в денежном виде оценить ущерб от смертельных исходов. Оценивать его в денежном выражении не этично, так как считается, что жизнь человека бесценна. Поэтому риск, связанный с несчастными случаями, оценивают вероятностями. Т.о, единицы измерения риска могут быть различными в том случае, когда существует угроза здоровью, и тогда, когда существует угроза собственности (экономический риск).

Когда одновременно существует угроза здоровью и собственности, риск целесообразно записывать в векторном виде с различными единицами измерения по координатным осям: R= Р*U где R риск, Р* вероятность чрезвычайного события, U величина последствий (ущерб). Принято различать риск индивидуальный и общий. Индивидуальный риск можно определить как ожидаемое значение ущерба U*, причиненного чрезвычайным событием за интервал времени Т и отнесенного к группе людей численностью М человек (численность людей должна быть указана, если делается ссылка на индивидуальный риск): R= U*/(ТМ). Общий риск для группы людей (коллективный риск) определяется: R= U*/Т.

Задача Исходя из того, что приемлемый уровень риска для несчастных случаев на производстве со смертельным исходом имеет значение случая на человека в год, определить отвечающий ему порядок числа случаев, если на производстве занято человек. Индивидуальный риск определяется как ожидаемое значение ущерба U*, причиненного чрезвычайным событием за интервал времени Т и отнесенного к группе людей численностью М человек: R=U*/(Т·М). U* = R· Т·М U* = х 1 х 6000 =0,006 или 6 х R= Т=1 год; М= 6000 человек.

Концепция абсолютной безопасности (нулевого риска) неосуществима, поэтому общество на данном этапе развития принимает концепцию «приемлемого риска». Приемлемый риск это такая частота реализации опасностей, которая сочетает в себе технические, экономические, экологические и социальные аспекты и представляет собой компромисс между уровнем безопасности и возможностями общества по еë достижению на данный период времени. При увеличении затрат на техническую, природную и экологическую безопасности риск снижается, но может возрасти риск в социальной сфере (рис. 1.9), так как будет ощущаться нехватка средств на медицинскую помощь, на охрану и на оздоровление населения.

Соотношение компонентов суммарного риска Суммарный риск Rсум. имеет минимум при определенном соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферы. Эта величина принимается за «приемлемый риск»

Во многих странах общим «приемлемым» риском гибели человека считается величина в год. Пренебрежимо малым риском, к которому должно стремиться человечество, является величина за год. Общий риск гибели человека за год в США 6 х Потери США в год составляют человек.

Данные по риску гибели человека в США за год

Используя понятие «приемлемого» риска, можно установить финансовую меру обеспечения безопасности человеческой жизни, необходимость проведения мероприятий по безопасности, реализуя схему: Для уменьшения риска материальные средства можно расходовать по пяти направлениям: Совершенствование систем. Подготовка и обучение персонала. Применение организационных мероприятий. Применение технических средств защиты и СИЗ. Экономические методы (страхование, компенсации и др.).

Рассматривая социально приемлемый риск, обычно используют данные о естественной смертности людей, которая в индустриально развитых странах практически одинакова и изменяется с течением времени, отражая научно-технический прогресс. Однако риск естественной смерти зависит от возрастной группы людей: в возрасте 515 лет, он имеет минимум и равен 2 х 10 4 случаев/(чел. год).

Расчет уровней риска производится на основе анализа частоты событий (смерть, травма, заболевание) в выделенной группе людей, занимающихся определенной деятельностью за год или больший промежуток времени. Для мужчин в возрасте 4550 лет риск смерти от болезней примерно в 10 раз выше, чем в возрасте 2530 лет во всех возрастных группах он на 3 порядка превышает риск смерти от воздействия факторов естественной среды обитания. В возрасте 2025 лет значение риска смерти от несчастных случаев для мужчин в 2,7 раза больше риска смерти от болезней. Молодым людям свойственно попадать в ситуации с неоправданно высоким уровнем риска неблагоприятных последствий. С возрастом, с накоплением жизненного опыта действие этих причин ослабевает.

Профессиональная деятельность в зависимости от риска смерти делится на четыре категории: Условно безопасная (R<10 -4 ). Относительно безопасная (R= ). Опасная (R= ). Особо опасная (R>10 -2 ).

. Мойщики окон небоскребов монтажники шахтеры Дрессировщики хищных животных

минеры строители лесорубы рыбаки

Расчет уровней профессионального риска производится в упрощенном виде на основе анализа частоты событий (смерть, травма, заболевание) в выделенной группе людей, занимающихся определенной деятельностью. Частота событий определяется по статистическим данным за год или больший промежуток времени. В нашей республике по состоянию на г. численность занятых в экономике составляет 4649,6 тыс. человек. Тяжелые травмы в 2011 г. получили 736 человек, тогда профессиональный риск травматизма будет: R = n / N = 736 / = 1,58 х 10 –4. Это область неприемлемого (недопустимого) риска травматизма (10 –6 в год), но меньше уровня социально-приемлемого риска (6 х 10 –4 в год). В целях снижения производственного травматизма в соответствии со статьей 13 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» (2009 г.) работодатель обязан обеспечить идентификацию опасностей, оценить профессиональные риски, подготовить и реализовать мероприятия по снижению рисков с проведением анализа их эффективности.

2. Философия и психология выживания человека в чрезвычайных ситуациях. Жизнь человека представляет собой череду всевозможных ситуаций, многие из которых в силу их повторяемости и похожести становятся привычными. Экстремальные ситуации требуют от человека мобилизации психических и физических ресурсов. Человек, находящийся в экстремальной ситуации, получает информацию о разных ее элементах: о внешних условиях; о своих внутренних состояниях; о результатах своих собственных действий.

Человек реагирует на экстремальную ситуацию в зависимости от того, как он ее воспринимает и оценивает ее значение. объективной угрозы может и не быть, но человек или группа людей ошибочно воспринимают сложившуюся ситуацию как экстремальную. Чаще всего это происходит из-за неподготовленности или искаженного восприятия окружающей действительности; могут существовать и реальные объективные факторы угрозы, но человек не знает об их существовании и не осознает возникшей экстремальной ситуации; человек может осознать экстремальность ситуации, но оценивать ее как незначимую, что само по себе уже является трагической ошибкой, которая может привести к непредсказуемым последствиям; оказавшись в экстремальной ситуации и не находя выхода из создавшегося положения, потеряв веру в возможность ее разрешения, человек уходит от реальности посредством активизации механизмов психологической защиты; ситуация может быть объективно экстремальной, но наличие знаний и опыта позволяет преодолевать ее без значительной мобилизации своих ресурсов.

Существует и еще одна специфическая реакция человека на экстремальную ситуацию психическая напряженность это психическое состояние человека в экстремальной ситуации, с помощью которого человек как бы подготавливается к переходу от одного психофизического состояния к другому, адекватному сложившейся обстановке. Формы психической напряженности: перцептивная (возникающая при затруднениях в восприятии); интеллектуальная (когда человек затрудняется решить возникшую проблему); эмоциональная (когда возникают эмоции, дезорганизующие поведение и деятельность); волевая (когда человек не может управлять собой); мотивационная (связанная с борьбой мотивов, различных точек зрения).

Психические качества наиболее существенные для выживания: осторожность; внимание к людям и обстоятельствам; склонность к сомнениям; индивидуализм; способность налаживать отношения с людьми; консерватизм, осторожное отношение к новому; готовность к переменам; способность приспосабливаться, находить компромиссы; упорство, способность к насилию над собой; изобретательность, способность находить существенно новые и радикальные решения; склонность к пессимистичной оценке условий и к оптимистичной оценке возможностей действия в них; умение радоваться, отсутствие склонности к депрессии.

Для поддержания живучести нужен постоянный умеренный поток неприятностей. Благополучие ослабляет защитные способности организма. Надо стремиться к благополучию и иногда ненадолго его достигать, но потом снова возвращаться к состоянию неполной удовлетворенности. Длительное чувство счастья это почти смертный приговор. Тяжесть страданий зависит от точки зрения на них, и точку зрения надо выбирать такую, чтобы они выглядели умеренными. Живучий индивидуум это «ироничный циник с полупустым желудком».

4 уровня освоения системы выживания: 1-й: приобретение знаний; изменение поведения, не требующее значительных усилий над собой; 2-й: приобретение средств обеспечения безопасности; создание запасов; модифицирование жилища; ношение снаряжения для чрезвычайных ситуаций; 3-й: модифицирование поведения, требующее значительных усилий над собой (отказ от вредных пристрастий, умеренное развитие тела, приобретение специальных несложных навыков); закаливание холодом; регулярное гигиеническое голодание; 4-й: существенное развитие тела; приобретение специальных сложных навыков (рукопашного боя, стрельбы из лука и т. д.).

Психология лежит в основе любой человеческой деятельности. Она направляет и определяет все, что вы будете делать. Если у вас есть какие-то затруднения на уровне психологии, то совершенно неважно насколько хорошо вы подготовлены физически. Это вам никак не поможет. Будете похожи на роскошный автомобиль без двигателя есть все, что нужно привести в движение и оно отработано до мелочей, но нет того, что приводит в движение. Психология выживания эта та область знаний, с которой нужно начинать знакомство с наукой выживания. По большому счету, вся психология это и есть, ни что иное, как психология выживания. А это несколько больше чем укладывается в формат нашей лекции. Поэтому, я изложу только основы психологии выживания.

Воля к жизни один из самых главных механизмов, на которые нацелена психология выживания. Это мощный стимул, мотивирующий нас на самоспасение в любых условиях. Если у человека, попавшего в беду, снижается воля к жизни, то он становится апатичным и бездеятельным, склонен сдаваться значительно раньше, чем наступит предел его возможностей. Даже если ситуация не предполагает опасности, человек со сломленной волей оказывается неспособным к выживанию. Поэтому очень важно сохранять это качество и использовать его в полной мере. Чтобы пробудить волю к жизни, необходимо поставить себе цель. Она должна быть позитивно сформулированной, конкретной и достижимой. Тщательно проанализировать методы и сроки ее достижения, а также продумать запасные варианты. После выработки такой цели забудьте про нее сознательно. Она должна оставаться на периферии вашего внимания и с ней должны соотноситься все ваши действия, но не раздумывайте о ней. Не нужно ее более анализировать, а просто методично, как автомат, следуйте ей, не рассуждая и не оправдываясь. Конечно, если обстоятельства радикальным образом изменились, то это потребует и корректировки цели. Но старайтесь избегать частой смены цели. Зачастую, этого требуют не обстоятельства, а наше собственное желание уйти от проблемы, занявшись самообманом.

Адаптация к новым условиям второй необходимый механизм психологии выживания. Чем раньше мы примем и свыкнемся с новыми условиями, в которых нам пришлось оказаться, тем быстрее мы сможем эффективно с ними взаимодействовать. Для более успешной адаптации к новым условиям, психология выживания, рекомендует постепенность. Даже если вы чувствуете прилив сил, не беритесь, в первое время за сложные вещи. Лучше приспособьте ваши простые, привычные действия к новым условиям и сосредоточьтесь на качественном их выполнении. Для психологической адаптации важно, чтобы не произошел срыв от слишком резкого изменения. Поэтому старайтесь постепенно переносить свои привычки в новое окружение, корректируя их в соответствии с новыми условиями. Если что-то не получается, не останавливайтесь на этом, займитесь чем-нибудь другим. Не нужно противопоставлять себя окружающей среде, лучше попытаться влиться в нее. Будьте гибче. Выявите те привычки и модели поведения, которые не годятся в текущих условиях и не могут быть никак приспособлены. Найдите чем их заменить. И без сожалений, сознательно расстаньтесь с этим всем старым и неэффективным. Можно даже провести некий свой ритуал прощания.

Контроль эмоций необходимое психологическое условие выживания человека. В ситуациях экстренного выживания вам понадобится трезвый ум и ясная голова. Поэтому вы должны осуществлять контроль эмоций, коих возможно будет немало. Не нужно их подавлять и сдерживать, но и нет необходимости их терпеть или безрассудно им поддаваться, вовлекаясь в бесплодные переживания. Попробуйте использовать эмоции для выживания. Если вы разозлились, используйте эту эмоцию как мотивацию и энергию для необходимых вам физических действий. Например, заготовьте дрова, или соорудите плот. Если наступила леность, тоска, грусть или скука, то займитесь чем-нибудь не требующим больших энергозатрат, но использующих ваше внимание. Подойдет любая мелкая моторика. Можно плести рыболовные сети, чинить обувь и одежду, готовить ловушки на зверей. Испытывая положительные эмоции, направляйте их силу на пересмотр будущих планов и реализацию длительных проектов. Подобная психология убережет вас от аффективных поступков и сбережет силы и здоровье.

Анализ ситуаций, выработка плана действий залог успешного выживания. Обязательно, прежде чем за что-то браться, произведите анализ ситуации. Ответьте себе на следующие вопросы: «Где я нахожусь и куда мне нужно попасть, что мне угрожает, и как я могу оставаться в безопасности, что мне нужно и как это получить и т.п.». Не спеша и внимательно изучите возможные варианты и выберите несколько наиболее приемлемых для данной ситуации. Учитывайте степень риска и непрогнозируемые ситуации. Обдумайте, как будете вести себя в случае, если ошибетесь. Постепенно, в ходе такого обдумывания у вас выработается план действий. Периодически возвращайтесь к своим ответам и корректируйте их. Подобные психологические манипуляции, помимо очевидной пользы, придадут вам уверенность в себе и успокоят.

Общие правила поведения в экстремальной ситуации (авария на транспорте) 1. Перебраться самим и помочь перебраться пострадавшим в безопасное место. 2. Покидая транспортное средство, взять с собой имущество, которое может пригодиться для автономного существования. 3. Оказать пострадавшим медицинскую помощь. 4. Сориентироваться на местности и уточнить свое местонахождение 5. При неблагоприятных климатических условиях соорудить временное укрытие.

Общие правила поведения в экстремальной ситуации (в природных условиях) 1. Определить, есть ли пострадавшие, больные, уставшие члены группы 2. Определить запасы воды, продовольствия, наличие теплых вещей, аварийного оснащения, в том числе спичек, ножей и т.п. 3. Сориентироваться на местности и уточнить свое местонахождение 4. Определить, какая может быть погода в ближайшее время.

Источники вредных воздействий. Для жителей технически развитых стран относительный вес этих источников представлен следующим образом (в %): автомобили 2,0 другие технические средства 1,0 загрязнение среды обитания 7,0 войны 1,0 преступники 0,5 стихийные бедствия 0,4 звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся 0,1 неизбежные болезни 10,0 болезни, вызванные неправильным образом жизни 80,0

Относительный вклад факторов неправильного образа жизни (в %): гиподинамия 30 курение, употребление алкоголя и наркотиков 20 переедание или недоедание 10 неблагоприятный состав пищи 10 нечистоплотность 10 психическое перенапряжение 10 конфликты 7 прочее 3

Первопричины вреда: на 95% глупость и неподготовленность к ЧС на 5% естественные факторы, от которых невозможно защититься посредством известных способов и приемлемых затрат. Принято считать, что 30% потенциала повышения личной безопасности реализуется на личном и семейном уровне; 60% на национальном уровне 10% на международном уровне. Все перечисленные данные являются экспертными оценками, основывающимися на результатах различных статистических исследований и общих соображениях. Действительное значение тех или иных факторов может отличаться от приведенного выше в несколько раз, но его более точное определение практически невозможно из-за многообразия взаимных связей между факторами.

3. Функции Министерства внутренних дел по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени является одной из важнейших функций государства при обеспечении национальной безопасности и устойчивости развития страны. В республике созданы и поддерживаются на должном уровне Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС) и Система гражданской обороны (СГО) Республики Беларусь.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 апреля 2001 года 495 «О Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» определены функции министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений, подчиненных Правительству Республики Беларусь, по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Функции Министерства внутренних дел по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: обеспечение общественного порядка при возникновении чрезвычайных ситуаций; организация оцепления и пропускного режима зон заражения (разрушения); организация охраны материальных и культурных ценностей при чрезвычайных ситуациях, а также личного имущества граждан в зонах временного отселения; участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и восстановительных работах; участие в эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; осуществление охраны объектов, обеспечивающих устойчивое функционирование экономики и выживание населения в особый период.

Заключение Мы познакомились с основными понятиями теории безопасности и определили основные положения теории риска и методы определения риска. Важным моментом, определяющим безопасность человека, является философия и психология выживания в чрезвычайных ситуациях. По данной теме мы рассмотрели функции Министерства внутренних дел по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Приобретенные знания, умения и навыки будут востребованы при изучении ряда учебных дисциплин в Академии МВД, а также в процессе выполнения оперативно-служебных задач.

Литература Основная 1. Сантарович, В.М. Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность // В.М. Сантарович, А.В.Долидович, В.В. Захарченко / рец. А. А. Капуцкий, В. Г. Бриш, В. Н. Чапайло. Минск : Бизнесофсет, с. 2. Дорожко, С. В. Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность: уч. пособие. В 3-х ч. Ч.1. Чрезвычайные ситуации и их предупреждение 4-е изд., перераб. и доп./ / С.В. Дорожко, В.Т. Пустовит, Г.И. Морзак.– Мн.: Дикта, – 291 с. 4. Дорожко, С. В. Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность: уч. пособие. В 3-х ч. Ч. 2. Система выживания населения и защита территории в чрезвычайных ситуациях 4-е изд., перераб. и доп./ С. В. Дорожко [и др.]. – Мн.: Дикта, – 387 с. 5. Дорожко, С. В. Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность: уч. пособие. В 3-х ч. Ч. 3. Радиационная безопасность. 5-е изд., перераб. и доп./ С.В., Дорожко, В.П. Бубнов, В.Т. Пустовит – Мн.: Дикта, – 311 с. Дополнительная 6. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова. 8-е издание, стереотипное М.: Высшая школа, с. 7. Васильев, П.П. Безопасность жизнедеятельности: Экология и охрана труда. Количественная оценка и примеры: Учеб.пособ.для вузов / П.П.Васильев – М.:ЮНИТИ, с. 8. Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями): Закон Республики Беларусь // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь /0. 9. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Закон Республики Беларусь, 5 мая 1998 г. 141-З (с изм. и доп.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь / О промышленной безопасности опасных производственных объектов: Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. 363-З (с изм. и доп.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь / Об охране окружающей среды: Закон Республики Беларусь, 26 ноября 1992 г., 1982-XІІ (с изм. и доп.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь / О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины: Директива Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. 1. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь /5393.