На тему :Нейропсихологическа диагностика Студентки групы ДС-13-1 з Ггринь Я.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Метод замещающего онтогенеза ч.IНейропсихология – область психологии, изучающая структурно-функциональное строение высших психических функций т.е. мозговые.
Advertisements

Нейропсихологическая диагностика детей в дошкольном возрасте с ОВЗ Волокитина Татьяна Алексеевна педагог- психолог ДОУ 419.
Методика коррекции двигательных нарушений глухих детей младшего школьного возраста.
ЛЕВША – НАКАЗАНИЕ ИЛИ ПОДАРОК СУДЬБЫ? Ефремова Наталия Николаевна, социальный педагог, ГБОУ 668 Москва.
Наши психические функции не даны нам изначально, они преодолевают длительный путь, начиная с внутриутробного периода.
«готовность к обучению в школе» Всё многообразие трактовок понятия «готовность к обучению в школе» может быть сведено к одному достаточно общему определению.
«Формирование качеств будущих школьников у детей неготовых к обучению в школе» Педагог-психолог Надежда Владимировна Резникова «Формирование качеств будущих.
Внимание детей с нарушениями речи. Нарушения речи это- собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде,
Теория деятельности Подготовила: Коноваленко Екатерина Жур-Д(б)-3 Российский Государственный Социальный Университет Социально-гуманитарный факультет Кафедра.
Российский психолог Выполнила студентка 221 группы Федосеева Наталия Андреевна.
Выделяют следующие уровни письма (по Л.С. Цветковой): 1) Сенсомоторный уровень. Обеспечивает технику письма. Психофизиологической основой письма является.
Здоровьесберегающие технологии. Развитие умственных способностей и физического здоровья на уроках в начальной школе. Иванина Валентина Викторовна учитель.
Психолого- логопедическое сопровождение Никитина В. Л. – педагог-психолог Васильева А. К. – учитель-логопед КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная)
Причины трудностей письма и чтения у младших школьников И их преодоление.
Психолого- педагогическое сопровождение учащихся ККО МОУ СОШ 17 г.Белая Калитва.
Социально-педагогические аспекты работы с детьми с ОВЗ Яговкина Л.С., доцент кафедры психологии и здоровьесбережения.
Лев Семёнович Выготский 1. О первичности и вторичности дефекта. Понятие «Зоны актуального и ближайшего развития». 2. Научные концепции Л.С.Выготского.
Тема 6 Лекция 2 Психофизическая проблема. Р. Декарт Психофизическая проблема - вопрос об отношении двух субстанций, /психических явлений к физическим/
Нейролингвистическая и нейропсихологическая диагностика высших психических функций младших школьников Составитель: учитель-логопед Гроздова И. Н.
Клинико-психологическая диагностика развития ВПФ детей дошкольного и младшего школьного возраста Астаева Алена Васильевна Преподаватель кафедры клинической.
Транксрипт:

На тему :Нейропсихологическа диагностика Студентки группы ДС-13-1 з Ггринь Я.А

Нейропсихология – область психологии, изучающая структурно-функциональное строение высших психических функций т.е. мозговые основы организации психических процессов. Создателями нейропсихологии являются Л.С. Выготский (1896 – 1934) и А.Р. Лурия (1902 – 1977). Лурия развивал и воплощал идеи Выготского после его смерти.

Принцип социального генеза ВПФ, т.е. принцип интериоризации ВПФ. Термин был впервые введён Л.С Выготским. Всякая форма человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем в результате интериоризации становится компонентом психики человека. Принцип системного строения ВПФ, который признается всеми психологами, но разработан именно в нейропсихологии. Каждая специфическая функция никогда не связана с деятельностью одного какого-нибудь центра, но всегда представляет собой продукт интегральной деятельности строго дифференцированных, иерархически связанных между собой центров. Принцип динамической организации и локализации ВПФ, т.е. изменяющийся во времени. В ходе выполнения действия функциональный состав его меняется. Одно и то же действие может быть выполнено с помощью различных механизмов.

ФС - набор психологических механизмов и соответствующих им зон мозга, которые принимают участие в выполнении данной функции. А.Р. Лурия выделяет в мозговой организации психических процессов три структурно-функциональных блока, т.е. мозговую структуру и соответствующую ей функцию. Теория трех функциональных блоков мозга (III ФБМ) А.Р. Лурия является не просто его выдающимся теоретическим открытием. Это краеугольный камень нейропсихологии. Постулируется, что любая психическая функция, психическая деятельность и поведение в целом должны рассматриваться как вертикально организованная система, состоящая из трех основных взаимосвя­ занных и взаимодействующих функциональных блоков, каждый из которых обладает собственной мозговой организацией.

Это уровень непроизвольной саморегуляции Метафорический «девиз» этого уровня: «я хочу». Незрелость структур первого блока может привести к колебаниям в работоспособности, а также к быстрой утомляемости ребенка, особенно во время познавательной деятельности.

Это операциональный уровень заложенных и приобретенных в течение жизни навыков и автоматизмов в любой сфере человеческого бытия: письма и речи, различных сенсомоторных паттернов (от сосания соски, еды ложкой, завязывания шнурков, пользования носовым платком и мытья посуды до игры на фортепиано и живописи), памяти, алгоритмов мышления. Девиз этого уровня: «я могу». (Созревает от 3 до 7-8 лет). Незрелость структур второго блока приводит к трудностям переработки чувственной, зрительной, слуховой и пр. информации.

Это уровень произвольной саморегуляции, самостоятельного, активного программирования человеком протекания любого психического процесса и своего поведения в целом (на ближайшие 10 минут или на длительный отрезок времени). Возможность выстраивать собственные программы поведения, ставить перед собой цели, контролировать их выполнение, произвольно регулировать свое поведение, эмоции, речь. Третий блок организует активную, сознательную психическую деятельность. Человек формирует планы и программы своих действий, следит за их выполнением и регулирует свое поведение. Кроме того, он контролирует свою сознательную деятельность, сличая эффект своих действий с исходными намерениями и корригируя допущенные ошибки. Девиз это­го уровня : «я должен». (Созревает от 7 до лет)

Нейропсихология нормы, или нейропсихология индивидуальных различий – новая отрасль нейропсихологии, исходящая из представления о неравномерности развития функций у каждого отдельного индивида. Неравномерность развития ВПФ, а точнее, структурно-функциональных компонентов ВПФ - явление нормальное, а не патологическое. Термин «неравномерность развития» означает индивидуальные вариации состояния функций у данного человека: одни функции развиты у него лучше, чем другие (при сравнении со сверстниками по хронологическому или функциональному возрасту). «Неравномерность развития» - один из ключевых терминов нейропсихологии. Неравномерность развития структурно-функциональных компонентов ВПФ, особенно отчетливо выражена в детском возрасте. У представителей нормы функциональные системы строятся так, что удается компенсировать функции слабых звеньев. Эта компенсация может быть более или менее удачной, и потому в норме можно обнаружить широкий спектр способностей к обучению.

Во-первых, это дети, которым трудно поддерживать оптимальный уровень активности. Вторая часто встречающаяся категория детей с трудностями учения это дети с отставанием функций программирования и контроля деятельности. В третьих, это дети, испытывающие трудности переработки зрительной информации. «В общем континууме детей есть широкая переходная зона, в которую входят дети с парциальным недоразвитием психических функций. Именно для этой категории детей особенно нужна нейропсихологическая помощь, поскольку нейропсихолог не удовлетворяется констатацией слабости той или иной ВПФ, а умеет провести анализ, позволяющий обнаружить, какой структурно- функциональный компонент страдает первично и приводит к недоразвитию данной ВПФ в целом. Затем на основе этого анализа он разрабатывает индивидуально-ориентированную стратегию и тактику коррекционно- развивающей работы».)

Заключается в системном или синдромном подходе к диагностике, предполагающем выделение первично пострадавшего звена функциональной системы, его вторичных системных следствий и компенсаторных перестроек. У детей надежно может быть поставлен только функциональный диагноз. Нейропсихологическое исследование может выделить пострадавшее функциональное звено, но его топика может быть указана лишь вероятностным способом. Особенно велика вариативность в вертикальном направлении, что связано и с динамикой процесса развития, и с иерархической организацией психических процессов. Более определенно «топический диагноз может быть поставлен по осям «передние – задние отделы мозга» и «правое – левое полушария мозга»

1. Диагностика двигательных функций: Кинестетический праксис (праксис поз по образцу, зрительному, слуховому, тактильному) Кинетический (динамический) праксис (ладонь-кулак-ребро, проба «заборчик», реципрокная координация) Оральный кинестетический/кинетический праксис Пространственный праксис (пробы Хэда одноручные/двуручные) Тактильные и соматогностические функции (локализация прикосновения, называние частей тела, проба Сегена и др.) 2. Слуховой гнозис Восприятие, воспроизведение ритмов (сначала одной, потом другой рукой) 3. Речевые функции Автоматизированная речь (называние данных о себе, о родных, дней недели, название месяцев и т.д.) Фонематический слух, речевая артикуляция и кинетика. 4. Работа с диагностическим альбомом –диагностика пространственных представлений, памяти (зрительной, слухо-речевой), интеллектуальных функций.

«0» выставляется в тех случаях, когда ребенок без дополнительных разъяснений выполняет предложенную экспериментальную программу; «1» если отмечается ряд мелких погрешностей, исправляемых самим ребенком практически без участия экспериментатора; по сути «1» это нижняя нормативная граница; «2» ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток, развернутых подсказок и наводящих вопросов; «3» задание недоступно даже после подробного многократного разъяснения со стороны экспериментатора.

Ахутина Т.В. «Речевой онтогенез с точки зрения нейропсихологии нормы» // В сб. Онтогенез речевой деятельности: Норма и патология. Под ред. Л.И. Беляковой. М., Прометей, Стр Ахутина Т.В. «Нейропсихологический подход к изучению трудностей письма и чтения» // Работа была написана на факультете психологии МГУ при поддержке РФФИ (грант ). Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. «Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психических функций» // Работа была написана на факультете психологии МГУ при поддержке РФФИ (грант ). Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии. М., Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция и абилитация отклоняющегося развития. М., Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.,2002 Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М., Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М., Семенович А.В. Эти невероятные левши. М., Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. М., 2009.